Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 15:22, курсовая работа
Это была активная политика , ориентированная на гегемонию России как в Европе, так и на Востоке. Эффективность внешней политики была высокой в 20-40-е гг., но к концу 40-х она стала постепенно падать, т.к. между поставленными целями и возможностями их реализации появился разрыв, вызванный нараставшим социально-экономическим отставанием России от стран Запада.
Введение
1.Восточное направление внешней политики Николая I
-Русско-иранская (персидская) война 1826-1828гг.
-Русско-турецкая война 1828-1829 гг.
-Турецко-египетский кризис и политика России
2. Западное направление внешней политики Николая I
- Восстание в Польше 1830-1831 гг.
- Россия и революции в Европе 1848-1849 гг.
3. Крымская война
-Обострение восточного вопроса
-Этапы военных действий
- Парижский договор 1856 г.
Заключение
Список использованных источников и литературы
2
министерство образования и науки РФ
государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
гуманитарный университет»
Исторический факультет
Контрольная работа по дисциплине «История России»
«Внешняя политика 1825-1856 г.г.».
План
Введение
1.Восточное направление внешней политики Николая I
-Русско-иранская (персидская) война 1826-1828гг.
-Русско-турецкая война 1828-1829 гг.
-Турецко-египетский кризис и политика России
2. Западное направление внешней политики Николая I
- Восстание в Польше 1830-1831 гг.
- Россия и революции в Европе 1848-1849 гг.
3. Крымская война
-Обострение восточного вопроса
-Этапы военных действий
- Парижский договор 1856 г.
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Это была активная политика , ориентированная на гегемонию России как в Европе, так и на Востоке. Эффективность внешней политики была высокой в 20-40-е гг., но к концу 40-х она стала постепенно падать, т.к. между поставленными целями и возможностями их реализации появился разрыв, вызванный нараставшим социально-экономическим отставанием России от стран Запада.
Самодержавный характер власти, единоличная выработка внешнеполитических решений и появившаяся к концу 40-х гг. самонадеянность приводили императора к серьезным кадровым и дипломатическим ошибкам.
Усиление мощи России не отвечало интересам европейских стран и особенно беспокоило Англию, проводящую на континенте политику "баланса сил".
Восточное направление внешней политики Николая I
- Русско-иранская (персидская) война 1826-1828гг
Активизация России на Кавказе в первые десятилетия XIX века определялась комплексом социально-экономических и международно-политических причин – стремлением России к приобретению на окраинах страны новых рынков сырья и сбыта продукции, к стабильным границам, а также к упрочению своего влияния на государства Ближнего и Среднего Востока.
Роль Кавказа в международных отношениях значительно возросла во время восточного кризиса 20-х годов XIX в., когда он начал втягиваться в сферу его действия. К тому времени Россия раздвинула свои границы, присоединив значительную часть Закавказья. Именно в это время в основном завершается присоединение Россией Закавказья и вступает в решающую фазу сложный и противоречивый процесс включения в состав России Северного Кавказа.
Как политические соображения, так и интересы русско-персидской торговли диктовали царскому правительству с самого начала восточного кризиса курс на сохранение стабильных, мирных отношений с Персией. Но к середине 20-х годов эти отношения значительно ухудшились. Николай I, сосредоточив внимание на балканских делах и на урегулировании русско-турецких противоречий, в том числе на вопросах режима Проливов, пытался сохранить с Персией мирные отношения, добиться от нее нейтралитета в случае войны с Турцией.
В 1824 году Аббас-Мирзе, фактический руководитель внешней политики Персии, предъявил требования на некоторые закавказские земли России. Одним из предлогов «несогласия» между Персией и Россией стал с 1824 года так называемый «Шурагельский угол» - область, присоединенная к России в 1805 году. Она прикрывала подступы к Грузии. Персия выдвигала все новые территориальные требования.
Персидский шах вел материальную и идеологическую подготовку к войне. Дабы выиграть время, он затягивал переговоры с русской стороной по территориальным вопросам. В посланиях к Фетх Али-шаху наместник на Кавказе А.П.Ермолов обращал внимание на желание России сохранить мирные, добрососедские отношения с Персией, ради чего русская армия пошла на некоторые территориальные уступки. Однако такая линия российской дипломатии не удовлетворяла шаха и его окружение.
В 1825 – начале 1826 года участились провокационные набеги персидской конницы на приграничные селения, находившиеся на территории России, и местные жители были вынуждены уходить в отдаленные от границы места. С целью налаживания отношений с Персией, Николай I направил весной 1826 года в Тегеран князя А.С.Меншикова. Однако миссия Меншикова оказалась обреченной на неудачу. Аббас-Мирза вместе с министрами шаха, при участии британских офицеров и дипломатов, уже приступил к разработке стратегического плана войны с Россией. Большое значение в нем придавалось позициям европейских держав, привлечению Турции в качестве союзника Персии.
В это время началась подготовка встречи дипломатических представителей России и Турции, которая вошла в историю под названием Аккерманской конференции. Турецкая сторона затягивала начало конференции. Аббас-Мирза тоже пытался ей помешать, опасаясь возможности заключения Россией и Турцией военного союза.
В середине июля произошло вторжение войск Эриванского сардара на территорию Шурагельской области. Это стало началом, хотя официально еще и не объявленной, войны Персии против России. Персия начала войну в малоблагоприятной для нее военной и политической обстановке. Тогда Россия поддерживала мирные отношения со странами Востока и Запада, а Турция была еще не в состоянии вести войну против нее.
Аббас-Мирза во главе 60-тысячной армии перешел Аракс и двинулся в глубь Закавказья. Захватить Тифлис и вытеснить русские войска из пределов Грузии и Северного Азербайджана – такова была конечная стратегическая цель шахского наследника. Численное превосходство было на стороне шахских войск.
В первый период войны, когда русские войска вели в основном оборонительные бои, особенно большое значение приобретали настроения закавказских народов. Верность армян ориентации на Россию оказалась действенным оружием, которое сильно било по реваншистским замыслам шаха в Закавказье. Вскоре были сформированы армянские, грузинские и азербайджанские отряды. Война затронула вопрос о судьбе населения Восточной Армении, стремившегося к вхождению в состав России.
На пути армии Аббас-Мирзы лежал небольшой городок Шуша. Там, в старинной крепости, воздвигнутой на высокой скале, находилось 1300 русских солдат. Их начальник полковник Реут решительно отклонил предложение врага о капитуляции. Плечом к плечу с русскими солдатами защищали родной город 1,5 тыс. армян. Целых 48 дней героические защитники Шуши сковывали главные силы врага. Отчаявшись овладеть ею, Аббас-Мирза снял осаду и двинулся через Ганджу (ныне Кировабад) на Тифлис. Однако время было упущено. Ермолов собрал силы. Русские войска одержали победу под Шамхором (2 сентября) и в окрестностях Ганджи (10 сентября). Войска Аббас-Мирзы были вынуждены отойти за Аракс. Вскоре от персидских войск был освобожден Карабах. Так закончился первый этап войны.
Его итоги оказали влияние на ход переговоров в Аккермане. 25 сентября (7 октября) 1826 года были подписаны Аккерманская конвенция и отдельные акты к ней.
Русско-персидская война в 1827-начале 1828 годов развивалась следующим образом. С весны 1827 года вновь развернулись военные действия, приостановленные из-за непроходимости дорог в осеннее - зимний период. Началось наступление российских войск на Ереванское и Нахичеванское ханства, населенные в основном армянами. 1 апреля отряд генерала Бенкендорфа перешел границу Ереванского ханства, что дало возможность сосредоточить главные силы русских войск на подступах к Эриванской крепости, а также задержать насильственное переселение армян на Аракс. Приход первых отрядов русских войск усилил надежду армянского населения на освобождение от шахского владычества.
Взятие 1 октября 1827 года Еревана стало событием большого исторического значения. Это событие оказало значительное влияние на ход начавшихся еще раньше переговоров о заключении мира между Россией и Персией. Переговоры велись сначала в местечке Ден-Харган под Тавризом, а затем в Туркманчае. Русскую делегацию возглавлял И.Ф.Паскевич. Переговоры продолжались с перерывами с конца ноября 1827 года до февраля 1828 года, когда Персия была вынуждена подписать в Туркманчае мирный договор с Россией. Русские дипломаты понимали историческое значение для армянского народа присоединения Восточной Армении к России.
Аббас-Мирза пытался добиться хоть каких-то успехов в зимней кампании 1827/28 года, чтобы повлиять на русскую дипломатию. Были брошены дополнительные войска в район крепостей Занган и Казвин. Но в связи с переговорами о мире Паскевич приказал приостановить наступательные действия русских войск. И уполномоченные шаха пытались использовать некоторую стабилизацию положения на фронте для дипломатического нажима на Россию в переговорах. Осложнило ситуацию для России и решение Паскевич допустить английских дипломатов на переговоры в Тегеране, чтобы совместно обсудить размеры персидской контрибуции России. В результате под давлением британского посланца в Персии Джона Макдональда Паскевич согласился на уменьшение части контрибуции, которую за персидскую сторону обязывалось внести английское правительство.
Одновременно в ожидании объявления Турцией войны России Аббас-Мирза затягивал переговоры в Дех-Харгане. Он опирался на поддержку английских советников.
После решения шаха 7 января 1828 прервать переговоры и аннулировать предварительные соглашения о сумме контрибуции Паскевич приказал возобновить наступление. Тогда Фетх Али-шах был вынужден поручить Аббас-Мирзе подписать мир. Он был заключен в Туркманчае в ночь с 9 на 10 февраля.
Туркманчайский мирный договор подвел итоги русско-персидской войны 1826-1828 годов. Он включает 16 статей, по которым провозглашался мир между Россией и Персией. Ереванское и Нахичеванское ханства присоединялись к России: «Е.в. шах персидский от своего имени и от имени своих наследников и преемников уступает Российской империи в совершенную собственность ханство Эриванское по сию и по ту сторону Аракса и ханство Нахичеванское. Вследствие сей уступки е.в. шах обязуется не позже шести месяцев, считая от подписания настоящего договора, сдать российским начальствам все архивы и публичные документы, относящиеся до управления обоими вышеозначенными ханствами». Была установлена граница по Араксу, а затем южнее него в Талыше. Объявлялась свобода мореплавания русских торговых судов, а также монопольное право России иметь военный флот на Каспии. В статье VIII по этому поводу говорилось: «Российские купеческие суда по прежнему обычаю имеют право плавать свободно по Каспийскому морю и вдоль берегов оного, как равно и приставать к ним; в случае кораблекрушения имеет быть подаваема им в Персии всякая помощь. Относительно же военных судов, как издревле одни военные суда под российским военным флагом могли иметь плавание на Каспийском море, то по сей причине предоставляется и подтверждается им и ныне прежнее сие исключительное право с тем, что кроме России никакая другая держава не может иметь на Каспийском море судов военных».
Помимо договора был подписан еще и трактат о торговле, предоставляющий России льготы и способствовавший дальнейшему развитию торговли. Туркманчайский договор определил размер контрибуции, которую Персия должна была выплатить России. Она составила 20 млн. рублей серебром: «Е.в. шах персидский, в уважение значительных пожертвований, причиненных Российской империи возникшею между обоими государствами войною, а также потерь и убытков, потерпенных российскими подданными, обязуется вознаградить оные денежным возмездием. Сумму сего вознаграждения обе высокие договаривающиеся стороны постановили в десять куруров туманов раидже, или двадцать миллионов рублей серебром».