Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 22:31, курсовая работа
Судебник 1497 года представляет особый интерес как для специалистов в юриспруденции, так и для всего российского общества. Этот документ, знаменует новую эпоху в истории государства и права России. В конце XV века происходит становления единого Русского государства, развитие феодальных отношений - все это требовало создания новых законодательных актов. В этот же период появляются и другие документы, отражающие государственность, например: уставные грамоты наместничьего управления, регламентировавшие деятельность кормленщиков. К более раннему периоду относятся такие документы, как Двинская (1398) и Белозерская (1488) уставные грамоты, Белозерская таможенная грамота (1497).
Введение…………………………………………………………..
3
Причины кодификации русского права в конце XV века и создание Судебника 1497 года……………………………...
5
Источники Судебника 1497 года, его система…………….
8
Развитие права феодальной собственности………………..
11
Преступление и наказание…………………………………..
15
Судопроизводство…………………………………………….
20
Заключение…………………………………………………………
28
Список использованной литературы……………………………..
31
3. Развитие права феодальной собственности
Феодализм – социально-политическая структура, характеризующаяся наличием двух социальных классов – феодалов (землевладельцев) и крестьян, занимающих по отношению к феодалам подчиненное положение; феодалы при этом связаны друг с другом специфическим типом правовых обязательств, известных как феодальная лестница [Поршнев 1964].
Как мы видим из вышесказанного определения, феодальное общество делилось на два основных класса: феодалы и крестьяне. Класс землевладельцев, пользуясь собственностью на землю и другие средства производства, а так же неполной собственностью на работников производства – крестьянина, присваивал для своего праздничного потребления прибавочный продукт путем эксплуатации зависимых крестьян.
Класс феодалов представляли следующие группы:
1.Удельные князья
2.Бояре
3.Слуги вольные и дети боярские
4.«Слуги под дворским»
Высший разряд феодалов составляли удельные князья, несшие службу великому князю. Близкие к ним и наиболее влиятельными землевладельцами после князей были бояре. Они так же несли службу вместе с отрядами своих людей более крупному феодалу, то есть великому или удельному князю. Административно-судебные функции в отдельных территориях княжества осуществляли наместники волостели. За исполнение своих служебных обязанностей они собирали с населения кормы – натуральные и денежные доходы, и получили поэтому название кормленщиков [Штамм 1955: 72].
Низшими в группе феодалов были «слуги под дворским», которые часто набирались из княжеских холопов. Со временем некоторые из них занимали более или менее высокие посты в дворцовом и государственном управлении. При этом они получали от князя землю и становились настоящими феодалами. «Слуги под дворским» существовали как при великокняжеском дворе, так и при дворцах удельных князей.
Постепенно начинает исчезать общинная собственность на землю. На смену ей приходят вотчина и поместье.
Вотчина – земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно (от слова «отец»). Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и права на зависимых крестьян [Словарь исторических терминов]. Вотчины делятся на дворцовые, государственные, частновладельческие, купленные, родовые и выслуженные. Вотчина отличалась тем, что собственник имел неограниченные права на неё. Землевладелец имел право не только владеть и пользоваться землей, но и продавать её, дарить, передавать по наследству. Вотчина – феодальное землевладение, поэтому условное. Князь мог отобрать вотчину у отъехавшего вассала.
Еще одна условная форма землевладения – поместье. Поместье – разновидность владения в России в конце XV – начале XVIII веков. Предоставлялось на условиях военной или какой-либо другой государственной службы. Подобно самой службе, это владение было временным, обыкновенно пожизненным. Условным, личным и временным характером своим поместное владение отличалось от вотчины, составлявшей полную наследственную земельную собственность своего владельца [В. О. Ключевский, Лекция XXXII].
Крестьянство делилось на 2 категории – чернотяглых и владельческих. Владельческие крестьяне жили на землях, принадлежащих помещикам и вотчинникам, чернотяглые – на остальных, не отданных какому-нибудь феодалу. Вторая категория крестьян считалась принадлежащей непосредственно князю. Следовательно, чернотяглые крестьяне жили в домениальных владениях великих и удельных князей. XV век характеризуется прикреплением чернотяглых крестьян к земле и усилением закрепощения владельческих.
Организованное закрепощение началось с того, что великие князья особыми грамотами закрепляли за отдельными владельцами определенные группы крестьян. Одними из первых были прикрепленным старожилы.
Старожилы – люди, исстари жившие у феодала и несшие в его пользу повинность, а так же тягло государству.
Следующую группу зависимых людей составляли серебряники – люди, взявшие у феодала «серебро», т.е. деньги в долг которые должны отработать. Расплачиваться с такими долгами часто было трудно из-за высоких процентов. Серебряник до уплаты долго не мог уйти от хозяина.
Так же к группе зависимых людей относились половники. Они пахали господскую землю на своих лошадях, отдавая половину урожая хозяину. Это были бедняки, не имевшие земли.
В конце XV века появляется еще категория зависимых людей – бобыли, они получали у феодалов жилище, иногда и землю (нетяглую, т.е. необлагаемую налогом) [ИОГП 2005, 1: 103].
Статьи 61 – 63 Судебника 1497 года регулируют вопросы феодально-поземельных отношений.
Статья 62 предусматривает ответственность за повреждение и уничтожение межевых знаков и запашку чужой земли. Эта статья показывает, что Судебник усиливает охрану земельной собственности феодалов. Вводится новый вид наказания для данного преступления. Если раньше нарушители подлежали разного рода штрафам, то по данной статье виновного в повреждении межевых знаков или перепашке земли собственника-феодала предписывалось бити кнутием, да исцу взяты на нем рубль.
Статья 56 Судебника 1497 года устанавливает, что холопы, бежавшие из татарского плена, освобождаются от холопства и не подлежат отдаче старому государю, т.е. своему прежнему владельцу. Это способствовало пополнению рядов великокняжеских тяглых, городских, а иногда и служилых людей, что соответствовало политике централизованного государства [Российское законодательство X-XX веков].
Мало изменилось наследственное право, при наследовании по закону наследство получал сын, при отсутствии сыновей – дочери. Дочь получала не только движимое имущество, но и земли. За неимением дочерей наследство переходило ближайшему из родственников [ИОГП 2005: 113].
Отражая начавшийся в XIV веке рост феодального землевладения, Судебник 1497 года значительно усиливает защиту феодальной собственности и её основы – земли. В законодательстве наряду с нормами о движимом имуществе формируются нормы недвижимого имущества – земли: порядок наследования и распоряжения его в условиях борьбы великокняжеской власти с удельно-княжеской оппозицией шел по пути поместной системы.
4. Преступление и наказание
Судебник 1497 года дает новое понятие преступления, устанавливает новые, не известные «Русской Правде» виды преступлений, увеличивая число деяний, признаваемых господствующим кланом уголовно-наказуемыми.
Под преступлением понималась не «обида», как в Русской Правде, а «лихое дело». Если «обидой» называли ущерб лицу или группе лиц, то «лихое дело» было деянием, направленным против существующего строя, против правопорядка. Иначе говоря, «лихое дело» — есть ни что иное, как нарушение воли государя. А доведуть на кого татбу, или разбой, или душегубство, или ябедничество, или иное какое лихое дело…[Российское законодательство X-XX веков. Судебник 1497 г.]
Новый состав давал господствующему классу неограниченные возможности. В борьбе со своими противниками под это понятие теперь можно было подвести любое деяние, которое приносило вред всему господствующему классу в целом, нарушая его интересы или посягая на установленный в государстве порядок.
Статья 8 гласит: «Если обвиненный в воровстве, разбое, убийстве, злостной клевете или в ином каком «лихом деле» окажется ведомым лихим человеком, он карается смертной казнью, а из его имущества удовлетворяется иск. Основная часть имущества поступает судьям. Пошлина и «продажа» делится судьями: боярину 2 алтына, а дьяку 8 денег. При отсутствии у лихого человека имущества для удовлетворения иска он не может быть выдан стороне для обработки или до выплаты долга, а должен караться смертной казнью» [Штамм 1955: 76].
По Судебнику ответственности подлежали все лица, совершившие преступления. В связи с развитием феодализма превращением холопов в крепостных крестьян, холопы признаются субъектами преступлений распространяя на них уголовную ответственность. Но степень наказания зависит напрямую от того, какое социальное положение занимал человек совершивший преступление.
По Судебнику 1497 года выделились следующие виды преступлений:
1.Политические преступления
2.Имущественные преступления
3.Преступления против личности
4.Преступления против суда
Политические преступления. К их числу Судебник относил «крамолу».
Крамола – деяние, совершаемо
преимущественно
Статья 9, говоря о крамоле, выделяет таких преступников, как «подымщик» и «зажигалник». Подымщик трактовался преимущественно как поджигатель дома, двора, жилого помещения, в отличие от поджигателя укреплении, города – зажигалника. Справедливо отмечая, что данная трактовка не объясняет, почему понадобилось такое подразделение, если оба вида поджога относятся к числу наиболее опасных преступлений и влекут высшую меру наказания [Российское законодательство X-XX веков].
Право господствующего
класса расправляться с опасными
для него представителями феодально-
Имущественные преступления. Защищая интересы господствующего класса феодалов, Судебник устанавливал ответственность за нарушение права феодальной собственности. Судебник разделял имущественные преступления на четыре категории:
- Разбой
Судебник устанавливал различия между грабежом и разбоем. В XV веке под разбоем понималось открытое нападение, производимое обычно шайкой, но не обязательно сопровождавшееся убийством. Ответственность за разбой была различной, в зависимости от того, совершался он «ведомым лихим человеком» или нет. Совершение разбоя «ведомым лихим человеком» каралось смертной казнью (ст.8). Если обвиняемый не был «ведомым лихим человеком», он должен был возместить пострадавшему нанесенный ущерб.
- Похищение чужого имущества (татьба)
По Судебнику татьба
подразделялась на простую и квалифицированную.
К квалифицированной краже
-Истребление или повреждение чужого имущества
К этому виду преступлений Судебник относил «пожог» - простой поджог двора или другого имущества. Виновность обвиняемого доказывалась полем, т.е. состязанием сторон. Ответственность заключалась в необходимости возмещения убытков пострадавшему и выплаты «продажи».
Нет сомнения, что к числу этого вида преступлений в действительности относилось значительно большее количество деяний – уничтожение или повреждение пчелиных ульев, орудий ловли бобров, повреждение или злостное истребление скота и имущества – наказания за которые устанавливались еще в статьях Русской Правды. Надо полагать, что эти статьи продолжали действовать и во времена Судебника.
- Противозаконное пользование чужим имуществом
Под этим видом преступлений
понимались споры, возникающее из обязательств
по договорам, разрешались «полем»,
т.е. состязанием сторон, и влекли
для виновного обязанность допл
Преступления против личности. К данной категории преступлений относились: убийство (душегубство), ябедничество, т.е. злостная клевета и преступления против чести. Наиболее серьезным преступлением против личности было убийство, квалифицированное и простое. Квалифицированное убийство влечет за собой смертную казнь, когда крестьянин убивает своего хозяина. Простое влекло за собой штраф, назначаемый по усмотрению суда (ст.7,8).
Ябедничество означало
злостную клевету, цель которого обвинить
в преступлении невинного человека
и воспользоваться его
Преступления против
чести включали в себя оскорбления
действием и оскорбление
Преступления против суда. Имея своей целью обеспечить необходимое для господствующего класса усиление роли суда, Судебник предусматривал ответственность должностных лиц за нарушение установленного Судебником порядка судопроизводства.