Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 00:11, курсовая работа
Исходя из изученности темы в литературе, я определила целью данного реферата показать развитие белорусской историографии XX вв. и роль трудов Е.Карского, В.Ластовского, М.Довнара-Запольского, В.Игнатовского, В.Пичеты и их значение для белорусской истории.
Для достижения намеченной цели мной поставлены задачи:
1. составить обзор историографической науки в Беларуси и изучить её становление.
2. Рассмотреть биографии и труды Е.Карского, В.Ластовского, М.Довнара-Запольского, В.Игнатовского, В.Пичеты.
3. Сделать выводы о развитии историографии XX в. и определить какую роль сыграли работы Е.Карского, В.Ластовского, М.Довнара-Запольского, В.Игнатовского, В.Пичеты.
Введение ……………………………………………………………………………... 2
1. Обзор историографии истории Беларуси ............................................................. 3
2. Становление национальной историографической концепции ……………….... 6
3. В.Ю. Ластовский - “неадменны сакратар адраджэння”..................................... 10
4. Е.Ф. Карский - основоположник белорусоведения……….…………………….. 13
5. В.М. Игнатовский - «бацька» белорусской истории …………………………… 16
6. В.И. Пичета - выдающийся этнограф и славяновед…………………………….. 19
7. М.В. До́внар-Запо́льский – исследователь, культуролог, просветитель…….... 20
Заключение………………………….……………………………………………… 23
Список использованных источников ……………………………………………... 25
При советской власти Карский не единожды терпел невзгоды из-за своих убеждений. Так, уже в 1919 году он снят с должности профессора в Минском педагогическом институте, как человек с неблагополучной «политической физиономией», в этом же году он подвергся аресту. Взгляды учёного раздражали как большевиков, так и белорусских националистов, так как он не считал белорусов отдельной национальностью, а рассматривал белорусскую народность как часть единого русского народа, наряду с великорусами и малорусами, а белорусскую речь как наречие общерусского языка. Он также скептически относился к насильственной белорусизации, проводимой советской властью. Всё это привело к ухудшению положения Евфимия Фёдоровича в советской науке. По возвращении Карского из научной командировки 1926 года, совершённой им в славянские земли, в прессе была развязана кампания по его шельмованию. Появились статьи, в которых Карский назывался «черносотовцем», «осколком царского режима», в вину ему ставилось то, что назвал Львов «старым русским городом», отмечал лучшую благоустроенность Западной Белоруссии (находившейся под властью Польши) по сравнению с Советской Белоруссией, то, что за границей он якобы входил в контакт с белогвардейцами и т. п. В 1927 годуна закрытом заседании ЦК КП(б)Б было вынесено решение поставить вопрос об исключении Карского из Академии наук. Карский пытался оппонировать критикам, но его опровержения не печатали. Он подвергался давлению со стороны партийного научного сообщества, а в 1929 годубыл снят с должность директора Музея антропологии и этнографии. Восстановиться на прежних позициях Карскому так и не удалось — 29 апреля 1931 годаон скончался. [7]
Научно-литературная деятельность Карского довольно разнообразна - им написаны труды по диалектологии, истории белорусского языка и белорусской литературы, фольклору, палеографии, педагогике и др. Благодаря Карскому, автору «Программы для собирания особенностей белорусского наречия» (1897 и 1916) и организатору всей работы по исследованию белорусских диалектов, началось их планомерное изучение. Именно Карский впервые поставил изучение белорусского языка на широкое историческое основание. [7]
Главным в научном наследии Карского является его фундаментальный 3-томный труд «Белорусы» (1903-1922, 7 выпусков), названный энциклопедией белорусоведения и бывший высшим достижением европейской славистики того времени. На основе серьезного, комплексного обобщения огромного фактического материала, Евфимий Федорович впервые научно обосновал национальную самобытность белорусского народа, богатство его культурных традиций, осветил важнейшие этапы истории белорусского языка. Определенную ценность имеют сообщения Карского о границах расселения белорусов. Попытка определения этнографических границ белорусов сделана в его работе «Обзор звуков и форм белорусской речи» (М., 1886). Этнографическая экспедиция, предпринятая Карским в 1903 году, дала ему возможность составить «Этнографическую карту белорусского племени» («Белорусы». Т. 1). Данный труд причисляется к «высшим достижениям европейской славистики конца 19 – начала 20 столетия – энциклопедии «белорусоведения». И сегодня он остается наиболее полным энциклопедическим справочником по истории и духовному развитию белорусов. Эта книга многие годы была недоступна массовому читателю, являлась библиографической редкостью. [7]
Издание имеет следующие главы: «Территория, занятая белорусским племенем. Границы и общий характер страны», «Древнейшие обитатели белорусской территории в доисторическое время и при начале Русского государства», «Язык русских племен, населявших белорусскую территорию в древнейшее время», Зарождение белорусских особенностей…», «Объединение всех белорусских племен под властью Литвы и окончательная выработка «белорусской народности» и «белорусского языка…», «Белорусы вместе с литовцами под властью Польши. Наплыв разных иностранных слов в белорусское наречие», «Воссоединение Белоруссии с общерусской жизнью. Количество белорусов в настоящее время и их народные говоры».
Большое значение имеют труды Карского по истории русского языка, славянской палеографии—«Славянская кирилловская палеография» (1928) и др., а также его деятельность по изданию древних памятников. Им были изданы многие древнейшие памятники с их палеографическим и лингвистическим анализом: «Листки Ундольского», «Лаврентьевская летопись», «Русская правда» и др.
Из важнейших трудов Карского можно еще назвать: «К истории звуков и форм белорусской речи» (Варшава, 1893; магистерская диссертация); «К вопросу о разработке старого западно-русского наречия» (Вильно, 1893); «Два памятника старого западно-русского наречия: лютеранский катехизис 1562 г. и католический катехизис 1585 г.» («Журнал Министерства народного просвещения», 1893, август); «О языке так называемых литовских летописей» (Варшава, 1894); «Западнорусские переводы Псалтири в XV-XVII веках» (Варшава, 1896); «Из лекций по славянской Кирилловской палеографии» (Варшава, 1897); «Западно-русское сказание о Сивилле пророчице по рукописи XVI века» (Варшава, 1898); «Русская диалектология» (Л., 1924); «Очерк научной разработки русского языка в пределах СССР» (Л., 1926);«Наблюдения в области синтаксиса Лаврентьевского списка летописи» (Л., [1929]); «Белорусы: Язык белорусского народа», вып. 1-3 (М., 1955-1956); «Труды по белорусскому и другим славянским языкам» (М., 1962).
Умер Евфимий Федорович 29 апреля 1931 года
в Ленинграде, где и похоронен. [7]
5. В.М. ИГНАТОВСКИЙ
В первой четверти 20 века жил и творил профессор В.М. Игнатовский (19.4.1881 – 4.2.1931). Всеволод Макарович не дожил до 50ти лет, он погиб в результате развязанной сталинским руководством борьбы против белорусской национальной интеллигенции. Борьба эта велась против так называемых «нацдемов», к которым относились и беспартийные, и коммунисты, и преданные национальному делу, делу национального возрождения. Произведения Игнатовского были запрещены для общего пользования и находились в отделах спецхрана или были уничтожены. Среди его работ наиболее важное значение имеют “Кароткі нарыс гісторыі Беларусі”, (1-е изд. 1919г.; 2-е и 3-е изд. в 1921г., 4е – 1926), “Гісторыя Беларусі ў 19 і ў пач. 20ст.” (2-е изд. 1926г., 3е изд., 1928г.) и “1863г. На Беларусі” (1930г.). Именно в этих работах наиболее ярко отмечены и раскрыты основные исторические взгляды, его марксистский подход к анализу исторических событий.
Всеволод Игнатовский родился в деревне Такары Брестского р-на Гродненской губернии в бедной семье народного учителя, затем учился в Виленской гимназии, однако был отчислен за участие в революционных выступлениях молодежи. Продолжал учебу в Могилевской гимназии, которую закончил в 1902 году. Для получения высшего образования он поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Однако окончить университет ему не удалось, т.к. с юности Игнатовский принимал участие в революционном движении. В 1901-1917гг. он был членом партии эсеров, его не раз арестовывали. В 1908 году Игнатовский добился приема его в Юрьевский университет, в 1911г. он успешно его закончил.
После окончания университета Всеволод приехал в Вильно и там работал учителем в частной гимназии. Когда в Минске открыли педагогический институт, он был принят туда в 1915г. преподавателем истории, а после стал председателем педагогического совета. Кроме преподавания истории в институте Игнатовский отдавал много времени исследовательской работе в области истории Беларуси, которая тогда только появлялась. Во время работы в Минском педагогическом институте, он разработал курс лекций, которые стали основой его книг по истории Беларуси.
В мае 1917 года организации «Наш Край» преобразовывается
в организацию «Маладая Беларусь», программа
которой была очень близка к программе
БСГ. После освобождения Беларуси в декабре
1918г. Игнатовский не принимал участия
в активной политической деятельности,
занимаясь педагогической и культурно-просветительской
работой. Он организовал курсы белорусоведения,
участвовал в открытии белорусских школ
и культурно-просветительских учреждений.
Во время польской оккупации в 1919 – 1920х
гг. Игнатовский вел подпольную борьбу
против польских оккупантов, возглавляя
организацию «Маладая Беларусь». 1января
1920г. был создан в Минске орг-центр Белорусской
Коммунистической организации (БКО). Всеволод
Игнатовский написал программный документ,
в котором БКО ведет борьбу за обновление
Белорусской Советской Республики. В 1920г.
был выбран председателем ЦК БКО, а 30 июля
был принят в члены РКП(б).
В Советской Беларуси В. Игнатовский занимал ряд высоких государственных, научных и общественных постов. Одновременно, чтобы поднять научный уровень высшего образования в республике при открытии БГУ (в 1921г.), Игнатовский пригласил для преподавания ведущих российских профессоров, однако большинство преподавателей были белорусами. Игнатовский пользовался огромной популярностью среди студенческой молодежи, которая называла его «бацькам». Большую организационную работу в качестве наркома просвещения Игнатовский проводил на ряду с преподавательской и научной. Всеволод Игнатовский занимал ряд постов в руководстве компартии Беларуси.
В 1929-30х годах прошла первая мощная волна репрессий, нацеленных против белорусской интеллигенции. В конце концов, она докатилась и до Игнатовского, в 1930г. он был публично обвинен, что в своей деятельности и научных работах ставит на первое место и сильно подчеркивает национальные моменты вместо классовых. На пленуме в октябре 1930г ЦК КП(б)Б Всеволод Игнатовский был выведен из членов бюро ЦК КП(б)Б, в декабре он был освобожден от должности президента Академии Наук, в январе 1931г. постановлением президиума ЦКК КП(б)Б был исключен из партии как национал-уклонист. В феврале был вызван в ГПУ на допрос, после допроса у себя дома Всеволод Макарович Игнатовский застрелился.
Рассматривая “Кароткі нарыс гісторыі Беларусі” В. Игнатовского, нужно отметить, что Игнатовский имел предшественников в этой работе. Еще в 1910г. вышла книга Вацлава Ластовского “Кароткая Гісторыя Беларусі”, про которую я уже писал в реферате. Книга Ластовского была первой историей Беларуси, написанной по-белорусский, поэтому всеволоду Игнатовскому было проще писать свой курс истории Беларуси, рассматривая исторический процесс со своих позиций. Он также опирался на труды Довнара-Запольского, Карского, Пичеты и многих других историков и археологов.
“Кароткі нарыс гісторыі Беларусі” Игнатовского долгое время был школьным учебником по истории. В предисловии к 3-ему изданию автор подчеркивает, что исходит из классовых позиций при взгляде на историю. Однако эти перве пробы рассказать Историю Беларуси с марксистской точки зрения поданы автором упрощенно, а временами примитивно и нелогично. Периодизация истории Беларуси, котрую предлагает Игнатовский, основана на государственной принадлежности Беларуси, он делит историю Беларуси на 5 периодов:
Интересно, что периодизация совсем не связана с хронологическими границами.
Для Всеволода Игнатовского нет никаких сомнений в том, что Полоцкое княжество было сначала независимым, и только на несколько лет перешло под власть Киевского, чтобы еще раз добиться самостоятельности. Поэтому первый период в его книге называется Полоцким (9-13в.).
Игнатовский выделили и второй, Литовско-Белорусский период истории Беларуси, который непосредственно связан с Полоцким. С 13 века возникает Великое Княжество Литовско-Белорусское, во главе которого стоит великий князь-литвин, а господствует белорусский язык, который стал государственным. Игнатовский был первым белорусским историком, который дал правильное название ВКЛ, характеризуя его национальный характер.
Следующий период называется Польским, поскольку автор считает, что после Люблинской унии 1569г. «Литва и Беларусь были инкорпорированы в организм Польши. Отдельность и независимость Литвы и Беларуси была утеряна». Четвертый период истории Беларуси относится к концу 18-нач. 20 века, когда Беларусь входила в состав Российской империи. Пятый период – впервые в молодой белорусской национальной историографии – Игнатовский посвятил советскому периоду.
Специальный подраздел книги Игнатовского посвящен белорусской культуре 16-17 века. Здесь рассматривается и законотворческая работа, анализируются “прывілеі”, статуты ВКЛ 1529, 1566, 1588 гг. Отметил Игнатовский культурную деятельность белорусского первопечатника Франциска Скорины (автор без объяснений называет его и другим именем – Юрий), тут же следует заметить, что Игнатовский называл Викентия Константина Калиновского «Кастусём», исходя, возможно, из того суждения, что имя Викентий не белорусское, а польское, в то время, когда Игнатовский писал свою работу, вел борьбу с поляками.
“Кароткі нарыс гісторыі Беларусі” остается
до сегодняшнего дня одним из ценных произведений
белорусской историографии. Эта работа
отразила новый подход автора к историческим
фактам. Временами, в удачными выводами,
а временами, с упрощенным анализом событий,
вызванным социальным заказом. Однако
следует отдать должное этой работе, она
была определенной ступенью в разработке
истории Беларуси как предмета.
6. В.И. ПИЧЕТА
Владимир Иванович Пичета родился 9 октября 1878г. в Полтаве. Отец В. И. Пичеты, Иван Христофорович, родом из Сербии. Он был ректором Витебской, а затем Полтавской духовной семинарии.[8]
В.И. Пичета окончил в 1897 году Полтавскую гимназию, а в1901 году — историко-филологический факультет Московского университета. Научным руководителем его был В.О. Ключевский. После окончания университета преподавал в средних учебных заведениях Москвы, а с 1902 работал на Украине (Коростышев, Екатеринослав). С1905 года — в Москве. В 1910 утверждён в звании приват-доцента Московского университета. В феврале 1911 вместе с группой профессоров и приват-доцентов ушёл из университета в знак протеста против деятельности министра народного просвещения Л.А. Кассо. Преподавал на Высших женских курсах и в Практической академии коммерческих наук. После Октябрьской революции белорусский народ впервые получил свою государственность, однако часть Беларуси была оккупирована сначала немцами, затем поляками. В 1918г. в Москве было создано Белорусское научно-культурное товарищество, которое в скором времени превратилось в Белорусский народный университет. Исследованием проблемы этногенеза и этнической истории наряду с ведущими учеными Янчуком, Анучиным занимался В. Пичета. В 20-е годы В. Пичета с новых позиций решал проблему происхождения белорусского народа, правильно указал на решающую роль социально-экономических факторов в развитии этнического сообщества Беларуси. В своих ранних работах Пичета исследовал этногенетические связи между русскими, украинцами и белорусами и пришел к выводу, что истоки значительного сходства их восходит к периоду древнего заселения восточными славянами земель Восточной Европы. Возникновение белорусской народности он датирует 14-16 веками.[8]