Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 18:16, реферат
Цель данной работы - рассмотреть историю евреев на территории Беларуси в XIV - XVI вв., процесс иx инкорпорации в социальную структуру ВКЛ и экономический аспект деятельности евреев.
Задачами работы являются: изучение процесса адаптации евреев в государстве, общественного обустройства еврейских общин и экономической деятельности евреев.
Хронологическими рамками работы являются 1388 - 1588 гг.1388 г. - год издания князем Витовтом привилея брестским евреям - является значительной датой в истории белорусских евреев. Привилей документально подтверждает нахождение евреев на территории Беларуси. 1588 г. - год вступления на трон Польши и ВКЛ Сигизмунда III - является началом конца "золотого столетия" евреев ВКЛ, и им заканчивается определенный этап в истории белорусских евреев.
Введение 3
Глава I. Краткая история еврейского населения в 14 - 16 вв. 3
Глава II. Общественная жизнь и занятия евреев 3
Заключение 3
Список источников и литературы 3
Среди евреев ВКЛ в период управления Сигизмунда I в особенности заметной была роль представителей семьи Езофовичей из Бреста. Среди пятерых братьев Еська (Акзаха), Исаака, Айзика, Авраама и Михеля, особа выделяются имена двух последних.
Авраам Езофович являлся крупнейшим деятелем среди евреев ВКЛ в XVI ст. Его экономичная деятельность простиралась от арендования таможен к занятию должности подскарбия земского.
Авраам широко кредитовал великого князя. В 1509 г. ссуда Авраама Сигизмунду складывала 5630 коп грошей. За уплату этой ссуды Большой князь отдал соляные и восковые пошлины в Полоцке, сбор восковых пошлин в Смоленске, а затем таможенный откуп в Менске и питейный откуп в Полоцка. Но в начале 1509 г. большой князь взял новую ссуду в Авраама, и теперь ссуда составляла 8000 коп грошей. Авраам получает в откуп монетный двор [8,c 83].
Роль Михеля Езафовича была также заметной. Кроме торгово-ростовщической деятельности, он был генеральным старшиной всех евреев княжества, что давало ему широкие полномочия. По причине невозможности совместить две функции – сборщика налогов и раввина, Михелю было предоставлено право держать при себе заместителя – раввина. Ему предоставлялось право непосредственного общения с королем по важнейшим еврейским делам, судить своих соплеменников по их собственным законам, взимать с них установленные казенные подати.
Как и в Польше, назначение руководителя сверху евреи встретили враждебно, потому деятельность его вскоре остановилась. Евреям Великого княжества Литовского нужно было не навязанное сверху начальство, а организация, поспевшая в недрах самого еврейства. Это требование после было удовлетворено, были созданы автономные кагалы и Литовский ваад.
Заслуги Михеля были по достоинству оценены. Корольв 1525 г. наградил его шляхетством. Получил Михель и герб. Таким образом, впервые такую награду в Великом княжестве Литовском получил человек, который не являлся христианином.
В 1551 г. евреи ВКЛ получили право избрания раввинов. Достоверно, эти раввины могли считаться даже чиновниками, во всяком случае один из ниx - брестский раввин Мендель Франк именовался в документах "королевским чиновником".
Общее количество еврейского населения на территории Великого княжества Литовского в 60-я гг. XVI ст. достигло 20 тысяч человек. В городах и городках Беларуси евреи складывали от 2 до 10 % населения.
Землевладельцы-евреи были преимущественно из Брест-Литовска, Гродно и Пинска. В городах Великого княжества Литовского они нередко обладали землями в границах самого города или в ближайших его окрестностях. Например, более чем 30 прутами земли обладал в Пинске купец, скупщик земель и ростовщик Нахим Пейсахович [5,c 66]. Среди владельцев земельных участков Пинска середины XVI в. были евреи Абрам Волчкович, Абрам Маркович, еврейка Голда, евреи Гошка Моисеевич, Давид Войтехович, Давид Ильяшевич, доктор Зельман, Израил Ильич, Илья Шимонавич, Иоска Израилевич, Иошка Моисеевич, Кушка Иоскавич, Лазарь Маркович, Лейзер Исакович, Лейзер Моисеевич, Лейзер Телятник, Лазарь Лишникович, Мейер Моисеевич, Михель Хомич, Мошка Абрамович, Мордаш Израилевич, Мошка Израилевич, Мошка Нахимович, Мошка Турович, доктор Новач, Филин, Рафаил Пейсахович, Хумшын Иаскевич, Хацкель, Яков Абрамович [5,c 76].
В 1503 - 1569 гг. восстали новые еврейские поселения: в первой четверти XVI ст. - Кобрин, Шнек; во второй четверти - Индура, Новый Двор, Турэц; в третьей, к 1569 г. - Дворец, Ляховичи, Ратно, Слоним, Сураж [19,c 16].
В этот же время образовалось ядро будущих еврейских поселений в целой шеренге мест, где евреи имели аренду пошлин и откупов. Эти города и городки впервые упоминаются в еврейских источниках: в первой четверти XVI в. - Витебск, Дрогичин, Каменец-Литовск, Мерач, Менск, Могилев; во второй – Бобруйск, Дриса, Желудок, Мышь, Новогрудок, Полоцк; в третьей, к 1569 г. - Глубокое, Городец, Друя, Малчадь, Моталь, Мстиславль, Маеты, Вострино, Пружаны, Родошковичи, Шерешев, в четвертой четверти XVI ст. - Кодня, Вспашка, Семятичи [5, c 160].
Сохранились описи брестской, гродненской, кобринской и пинской экономий из 1552 по 1566 г. Анализируя эти документы, в Бресте было 90 еврейских домов (12% от общего числа - 746), в Пинске - 43 (6,5 %), в Кобрине 27 (12 %), в Новодворе - 16 (14 %), в Клецке - 6, в Добруше - 12, в Городце - 4, в Пещатке - 8, наконец, в трех небольших городках Брестского уезда - по 4 дома (в среднем 3,5 %) [19, c. 16], в Гродно - 54 из 543 (10 %) [5, c. 73-74], в Новом Дворе - 11 из 116 (10 %) [5, c. 82].
Евреи кредитовали и Сигизмунда Августа. В 1565 г. за финансовую поддержку во время Ливонской войны он сократил налог на евреев с 12000 коп грошей до 4000 [5, c. 117]. Эта сумма распределялась по общинам следующим образам: Кременец - 140 коп грошей, Острог - 600, Луцк - 550, Владимир - 500, Клецк - 15, Дворец - 60, Новогрудок - 30, Ляховичи - 30, Пинск - 600, Тыкотин - 100, Гродно - 200, Троки - 376, Берестье - 264 [5, c. 119].
При Стефане Батории были уничтожены преграды, которые сдерживали экономическое развитие евреев. Им давались такие же права, которыми пользовались мещане, открывался свободный доступ к ремеслу, давалось право нанимать христианских рабочих для строительных предприятий. По причине следования субботнего отдыха и своиx праздников евреям позволялось торговать в христианские праздники.
При Стефане Батории общая автономия евреев получило полное развитие, установилось функционирование Ваада, который являлся официально признанным центральным органом самоуправления еврейских общин Польши и Великого княжества Литовского, административной единицей в государстве.
В концы XVI - первой половине XVII ст. в Речи Посполитой, в том числе и Великом княжестве Литовском, развернулась антисемитская компания, которая продолжалась 60 годов. В борьбе с вражескими силами евреи нашли прочную опору в своих автономных организациях - кагале и Вааде. Видимую роль в борьбе за права евреев сыграли выборный Парнас, старшина Шауль Валь в Брест-Литовске, семья Иегудичей из Гродно.
Смерть Стефана Батория и избрание королем и великим князем Сигизмунда III явилось знаковым событием в истории евреев Беларуси. С начала его правления все более возрастает влияние групп населения, выступающих против евреев, прежде всего духовенства и мелкой шляхты, мещан. Они диктуют свою волю королю, который вынужден все более и более ограничивать привилегии евреев. В период управления Сигизмунда III Вазы заканчивается "золотой век" евреев Великого княжества Литовского.
Еврейское население в XVI ст. пережило "золотой век". Благодаря многочисленным привилегиям больших князей, евреи чувствовали себя защищенными и внесли свое участие в развитие финансов и экономики страны. Но недовольство евреями со стороны шляхты вызвало антисемитскую компанию, которая привела к концу "золотого столетия" евреев.
В XVI ст. наряду с заселением евреями частнособственнических земель шло преобразование несамостоятельных поселений в юридические общины из кагальной организацией.
Кагал являлся одновременно и самоуправляющейся общиной, и органом этого самоуправления. Первые кагалы появились в тех городах, где местные хрестиане уже пользовались Магдебургским правом. Евреи вынуждены были требовать права на общественное самоуправление там, где христиане поселились раньше иx. Чтобы сделать свое нахождение на территории Великого княжества Литовского и Речи Посполитой более прочным юридически и экономически, был тoлько один путь- получить параллельные привилегии на открытие кагалав.
Когда сначала кагалы возникали там, где уже существовало Магдебургское право, то потом кагал стал заветной мечтой каждого еврейского поселения вне зависимости от того, была ли рядом христианская Магдебургия или нет. Кагал уже сам по себе давал достаточную сумму привилегий, чтобы к нему стремиться, в экономичной сфере он, из одной стороны, охранял еврейскую торговлю, а с другой - регулировал еврейское ремесло и защищал материальные интересы отдельных членов от вторжения пришлых еврейских элементов.
Достоверно, более устойчивую форму он принял только в середине XVI в. Принципы организации кагалав, существовавших в городах и городках, были в основных чертах похожими, а числовой состав должностных лиц зависел от размера общины.
Кагалы несли ответственность
за исправное поступление
Наиважнейшую роль в Кагале отыгрывали старшины - "роши" и "тувы" ("рашим" и"тувим"), которые управляли делами общины. Их было от трех до пяти человек. Они складывали правомочную коллегию, которая решала все общественные дела. Они одни были ответственны перед властью и после избрания давали присягу королю Речи Посполитой. "Рашим" поочередно в течение месяца были на посту руководителя и казначея кагала, в руках которых концентрировалась вся власть. Его называли "Парнасом" или "Парнасом га-ходеш" ("Парнасом на месяц"). Очередной кагальный старшина во время своего управления был господином и властелином своей общины, он составлял бюджет, выполнял кагальные обязанности, утверждал список семейств, которым позволялось проживание в данном городе, закреплял своими подписями общественные счета. При вступлении на должность он приносил торжественную клятву, что будет строго исполнять кагальный статут и не позволять себе никаких отступов. Эта должность бывала порой и опасной, в особенности во времена войн и нашествий, когда вступающие в город армии требовали у старшин денег, провианта, одежды, а те не могли удовлетворить их требования. По важности за старшинами шли "даяны" (судьи) и "гaбaи" (опекуны и старосты религиозных и воспитательных учреждений).
Все определенные дела в кагале были в ведении разных комиссий. Контрольная комиссия проверяла кагальные счета. Судебная коллегия разбирала тяжбы между евреями. Школьный отдел инспектировал школы и контролировал учителей. Торговый и санитарный отделы следили за правильностью мер и весов, за чистотой улиц и колодцев в еврейском квартале, за ночным караулом и за привратниками; наблюдали, чтобы масло, сыр и вино изготавливали в соответствия с еврейскими законами; вели наблюдение за зарезом скота и продажами мяса. Специальный отдел занимался выкупом пленников: в те времена, главным образом, выкупали у татар. Были еще комиссии по борьбе с роскошью, для наблюдения за нравственностью, для выдачи приданого бедным невестам и многочисленные другие - в зависимости от размеров и нужд данной общины.
Первым и высшим должностным лицом кагала и его духовным лидером являлся раввин. Он избирался чаще всего на шестилетний термин, а в случая продления соглашения - еще на четыре года. Раввин подписывал решения кагала, управлял выборами, председательствовал на еврейском суде, вершил обряды брака, собирал налоги с общины, следил за школьным обучением. Без подписи раввина кагальное постановление не имело силы.
В более крупных городах рядом с раввином стоял ректор ешивы. Пособником раввина, или, точнее, общим проповедником был даршан, роль которого складывалась в том, что он по субботам читал и объяснял Святое Писание. Раввин, ректор и проповедник являлись кагальными чиновниками в широком смысле слова. К той же категории можно отнести общего кантора, резников.
Кагальным чиновником был также пиcapь воеводского суда, который разбирал тяжбы евреев с не евреями. Эту должность обычно занимал христианин-шляхтич. А для собственных заседаний кагал имел специального пиcаря. Когда еврейский пиcapь не знал местного языка, переводчикам являлся еврейский синдик.
Все остальные кагальные чиновники в течение XVI ст. носили название "школьников", ведь центром жизни общины сначала была синагога, или школа. Потому исполнителям свободы кагала являлся слуга из cинaгoги, школьник. Говоря об остальных должностных лицах кагала, стоит назвать врачей, аптекарей, общих акушерок, парикмахеров и т. д. Кагальные должности не оплачивались, за исключением раввина и судей, которым выплачивалась определенная награда. Что касается раввина, то он получал жалованье, бесплатную квартиру, специальную награду за проповеди в дни праздников, за осуществление брачных обрядов и разводов.
Кроме жалованья общим чиновникам, кагал выплачивал разнообразные налоги, количество которых все время увеличивалась. В середине XVI в. был введенный ежегодный поголовный налог из каждого еврея как из мужчин, так и из женщин, детей и слуг. Были еще коронационный налог, налог на удержание королевского двора, налог из еврейских домов, синагог и кладбищ, когда они находились на территории, которая принадлежала великому князю, налог за право пользоваться синагогами и кладбищами и за право занимать какой-либо кагальный пост, говенье, налог на слуг, сборы из еврейских магазинов, ремесел и товаров, натуральный налог в королевскую казну - перцем, шафраном, кабаниной, задними частями туш и другим, налог из напитков, дорожный налог, ярмарочный, за переезд через мосты, с зареза скота, из волов и баранов, которые отправлялись на ярмарки. Был еще налог духовенству из тех еврейских домов, которые сперва принадлежали христианам, налог за право построить синагогу. Были городские налоги: из домов и площадей на городской территории, за пользование городскими пастбищами, на удержание караула и полиции, за право торговли и другое. Были и чрезвычайные налоги на военные нужды.
Кроме обязательных налогов, существовали и разнообразные поборы, которые невозможно было заранее планировать. Это были расходы на подарки воеводам, владельцам городов, их служилым, духовным особам, писцам, депутатам сеймов и сеймиков, музыкантам воеводы. Платили вымогателям, чтобы они не возбуждали лживые обвинения, например, обвинение в употребления христианской крови: проще было откупиться от такого человека, а не доводить дело до суда, итоги которого могли привести к трагедиям.
В границах своего района кагал также управлял делами молитвенных домов, школ и других общих учреждений, совершал купчие договора на неподвижное имущество, устанавливал правила торговли и ремесленных занятий, разбирал (в особах даяна и раввина) тяжбы между членами общины.
Информация о работе Общественная жизнь и занятия евреев Беларуси в XIV – XVI вв