НЭП: содержание, альтернативы, механизмы реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 12:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в исследовании НЭПа, его содержании и механизмов реализации.
Исходя из этих целей, определим задачи исследования:
- рассмотреть кризис 1921 года;
- исследовать экономическое развитие страны;
- проанализировать изменения в денежной и кредитно – финансовой сфере;
- рассмотреть признаки кризисных явлений в экономике;
- подвести итог по проделанному исследованию.

Содержание работы

Введение 3
1. Кризис 1921 года 5
2. Экономическое развитие страны 9
3. Изменения в денежной и кредитно-финансовой сфере 22
4. Признаки кризисных явлений в экономике 32
Заключение 36
Список используемой литературы 37

Содержимое работы - 1 файл

Курс 2.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)


9

 

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАВА

 

Специальность: юриспруденция

Учебная дисциплина: отечественная история

 

 

Курсовая работа

на тему: НЭП: содержание, альтернативы, механизмы реализации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

Введение                                                                                                                                                                        3

1.      Кризис 1921 года                                                                                                                           5

2.      Экономическое развитие страны                                                                                              9

3.      Изменения в денежной и кредитно-финансовой сфере                                    22

4.      Признаки кризисных явлений в экономике                                                                  32

Заключение                                                                                                                                                    36

Список используемой литературы                                                                                                          37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На X съезде РКП (б) в марте В. И. Ленин предложил новую экономическую политику. Это антикризисная программа, сущность которой состояла в воссоздании многоукладной экономики и использовании организационно-технического опыта капиталистов при сохранении «командных высот» в руках большевистского правительства. Под ними понимались политические и экономические рычаги воздействия: полновластие РКП (б), государственный сектор в промышленности, централизованная финансовая система и монополия внешней торговли.

Главная политическая цель нэпа — снять социальную напряжен­ность, укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян. Экономическая цель — предотвратить дальнейшee усугубление разрухи, выйти из кризиса и восстановить хозяйство. Социальная цель — обеспечить благоприятные условия для по­строения социалистического общества, не дожидаясь мировой рево­люции. Кроме того, нэп был нацелен на восстановление нормальных внешнеполитических и внешнеэкономических связей, на преодоление международной изоляции.              Достижение этих целей привело к посте­пенному свертыванию нэпа во второй половине 20-х годов.

Цель данной работы заключается в исследовании НЭПа, его содержании и механизмов реализации.

Исходя из этих целей, определим задачи исследования:

- рассмотреть кризис 1921 года;

- исследовать экономическое развитие страны;

- проанализировать изменения в денежной и кредитно – финансовой сфере;

- рассмотреть признаки кризисных явлений в экономике;

- подвести итог по проделанному исследованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Кризис 1921 года

К концу 1920 года Советская Россия пережи­вала острый экономический кризис, вызванный большими потерями за годы Первой мировой и гражданской войн, общий экономических ущерб от которых оценивался в размере бо­лее 50 млрд. золотых руб. Крупная промышленность России в это время производила продукции почти в семь раз меньше, чем в 1913 году, грузооборот железных дорог уменьшился более чем в че­тыре раза. Велики были и людские потери: в боях, от ран, голода, болезней, красного и белого террора погибло не менее 10 млн. чело­век. От 1,5 до 2 млн. человек были вынуждены эмигрировать. Годы войны и хозяйственной разрухи привели к значительному сокраще­нию общей численности промышленных рабочих, которая в 1920 году составляла 1 млн. 270 тыс., или почти в два раза меньше, чем в 1913 году (2 млн. 400 тыс.).  В городах появилось большое количе­ство безработных. Спасаясь от голода, многие рабочие уходили в де­ревню или начинали заниматься кустарным производством. За годы революции, гражданской войны Москва потеряла половину своего населения, а Петроград — две трети. По оценкам русских статисти­ков, около 5 млн. человек перебрались из городов в деревни за пери­од между 1917 и 1920 годами.

После Первой мировой войны, революции, гражданской войны на Россию обрушилось новое тяжкое испытание: небывалый голод 1921 — 1922 годов. В 1921 году голодало не менее 20% населения. Одной из при­чин была жестокая засуха в Поволжье. Но главная причина заключа­лась в продразверстке, поскольку весной у крестьян был конфискован даже семенной фонд, а в стране отсутствовали продовольственные резервы. По официальным данным, в результате голода погибло бо­лее 5 млн. человек.

Миллионы крестьян, принявших участие в гражданской войне на стороне большевиков, все настойчивее выражали недовольство политикой «военного коммунизма», поскольку в ней отсутствовали экономические стимулы для развития сельскохозяйственного произ­водства. Но правительство по-прежнему настаивало на сохранении чрезвычайных мер по отношению к крестьянам, постоянно призыва­ло их исправно выполнять требования продразверстки по поставкам хлеба в города, обещая позже вернуть им все долги.

В ответ на это по всей стране вспыхнули антиправительственные восстания, грозящие перерасти в крестьянскую войну: на Украине от­ряды Махно насчитывали до 50 тыс. человек, «крестьянская армия» Антонова в Тамбовско - Воронежском регионе в начале 1921 года так­же достигла 50 тыс. человек. Огромные отряды сформировались на Урале, в Западной Сибири, в Поволжье, на Кубани и Дону. К весне 1921 года в этих стихийных выступлениях участвовало до 200 тыс. че­ловек.

Против крестьянских отрядов была брошена Красная Армия во главе с крупнейшими военачальниками: С. Каменевым, М. Тухачевс­ким, М. Фрунзе, С. Буденным, П. Якиром. И. Уборевичем и др. Про­тив людей, скрывавшихся в лесах, использовалась военная техника, применялись отравляющие вещества — газы. Брались и расстрелива­лись заложники, выселялись целые деревни, давшие приют «банди­там» и их семьям.

Но крестьянские восстания не стали главной причиной отказа от политики «военного коммунизма». Гораздо большую опасность для Советской власти представляли выступления рабочих в городах. В феврале 1921 года, после объявления о сокращении хлебного пайка для рабочих на треть, в Петрограде были организованы забастовки и демонстрации работников Трубочного, Патронного, Балтийского, Путиловского и других заводов и фабрик. В ответ на это в городе было введено осадное положение. Было даже дано распоряжение не выдавать сапоги красноармейцам из опасения, что они присоединятся к бастующим. Стали проводиться массовые аресты.

Наиболее крупным был мятеж матросов и красноармейцев Кронштадта (военно-морской базы Балтийского флота), которые выступали с антибольшевистскими политическими требованиями. Мятеж был подавлен с большой жестокостью, поскольку правитель­ство почувствовало в этот момент крайнюю непрочность своего по­ложения.

В марте 1921 года, после подавления этих стихийных выступле­ний, В.И. Ленин сформулировал два принципиальных «Урока Крон­штадта». Первый из них: надо немедленно установить соглашение с крестьянством, чтобы спасти революцию в России. Второй: следует ужесточить борьбу с различными политическими партиями (меньше­виками, эсерами, анархистами и пр.), искоренять их политическое влияние на рабочих в промышленных центрах.

Исходя из этих «уроков», советское правительство стало пере­сматривать внутреннюю экономическую политику, освобождая ее в некоторой степени от тотального государственного регулирования. С другой стороны, началось «закручивание гаек» в политической жиз­ни, пресечение всяческих попыток демократизации общества, расши­рения гражданских прав и свобод.

Переход к новой экономической политике (нэпу) во многом был обусловлен тем, что правительству так и не удалось добиться выпол­нения изданных им суровых законов и декретов, а также пониманием неизбежности экономической катастрофы в том случае, если продол­жать настаивать на их жестком исполнении. К политике же «военного коммунизма» страна вновь перейдет уже спустя годы (через 10 лет), но под новым названием и под другими лозунгами.

 

 

 

 

 

 

 

2. Экономическое развитие страны

Взяв курс на экономическое сотрудничество с крестьянством, Х съезд РКП (б) в марте 1921 года принял решение о за­мене продразверстки продналогом. Это означало коренное изменение способа заготовок продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Тем самым было положено начало новой экономической политике.

Руководству РКП (б) стоило больших усилий убедить рядовых членов партии в необходимости перехода к новому экономическому курсу. На местах эти решения встретили сильное противодействие, нэп рассматривался как «капитуляция перед буржуазией», предательство коммунистической идеи, «отступление назад». Многие коммунисты считали, что это всего лишь временная тактическая хитрость, которая в ближайшее время будет аннулирована. В мае 1921 года В. И. Ленин заявил, что нэп вводится не для обмана, а «всерьез и надолго», воз­можно, на пять-десять лет.

Вместе с декретом ВЦИК «О замене продовольственной и сы­рьевой разверстки натуральным налогом» вошли в силу и другие зако­ны, по которым устанавливались общие размеры продналога, и спосо­бы его определения по отношению к каждому крестьянскому хозяйству Продналог устанавливался как долевое отчисление от произведенной продукции. При этом учитывался объем урожая, имущественное по­ложение той или иной семьи, число членов семьи и др. Первоначаль­но величина продналога была на уровне 20% от чистого продукта кре­стьянского хозяйства, а затем он был снижен до 10% урожая.

Начиная с 1923/1924 хозяйственного года был введен единый сельскохозяйственный налог, заменивший различные натуральные налоги. Этот единый налог взимался частично продукцией, частично — деньгами. Позже, после проведения денежной реформы, единый налог принял исключительно денежную форму. В среднем размер про­дналога был в два раза меньше, чем размер продразверстки, причем его основная тяжесть была возложена на зажиточное крестьянство.

В губерниях, выполнивших план заготовок, отменялась государ­ственная хлебная монополия и разрешалась свободная торговля хле­бом и всеми другими сельскохозяйственными продуктами. Продук­цию, остававшуюся в хозяйствах сверх налога, можно было продавать государству или на рынке по свободным ценам, и это, в свою очередь, заметно стимулировало расширение производства в крестьянских хо­зяйствах. Было разрешено брать землю в аренду и нанимать работни­ков, при этом, однако, устанавливались большие ограничения.

В ходе проведения данных преобразований заметно увеличилось сельскохозяйственное производство. В 1925 году общие посевные пло­щади страны почти достигли довоенного уровня, увеличилось произ­водство продукции земледелия и животноводства.

В статье «О продовольственном налоге» В.И. Ленин, призывая идти на выучку к капиталистам, называл основные формы реализа­ции новой экономической политики: аренда, кооперация, концессии, торговля. Все вместе это определялось как государственный капита­лизм, то есть использование частного капитала под контролем государства. Именно частный капитал помог в первые же месяцы нэпа оживить рынок и хозяйственную жизнь страны в целом.

Со стороны государства поощрялось развитие разнообразных форм простой кооперации: потребительской, снабженческой, кредит­ной, промысловой. Так, в сельском хозяйстве этими формами коопе­рации к концу 1920-х годов было охвачено больше половины кресть­янских дворов. Известно, что в России и до революции существовало мощное кооперативное движение, но к концу 1928 года непроизводственной кооперацией различных видов было охвачено уже 28 млн. человек, или в тринадцать раз больше, чем в 1913 году.

Развивалось и производственное кооперирование в форме сельскохозяйственных коммун, артелей и товариществ по совместной обработке земли, куда входили, в основном, бедняки и середняки: около 84% всех членов кооперативов составляли однолошадные и безлошад­ные крестьяне. В эти кооперативы государство направляло сельскохозяйственные орудия, удобрения, племенной скот, семена, денежные средства.

Бурно развивающееся кооперативное движение охватило не только сельское хозяйство, но и торговлю, промышленность. В 1928 году 60-80% товарооборота в обобществленной розничной тор­говле приходилось на кооперативную, и лишь 20-40% — собственно на государственную. До 13% всего объема промышленной продукции давали кооперативные предприятия. В стране действовало коопера­тивное законодательство, получили развитие кредитные и страховые организации по обслуживанию кооперативов.

Трудные времена переживала промышленность, значительная часть предприятий была разрушена или закрыта во время гражданс­кой войны, заметно сократились поставки сырья, снизилась числен­ность рабочих и их качественный уровень. Восстановление промыш­ленности шло с большим трудом. Хотя некоторые показатели к 1925 году были значительно выше уровня 1913 года,  (это относится к производству электроэнергии, продукции машиностроения, легкой и пищевой промышленности), общий объем промышленного произ­водства все еще составлял 75,5% от уровня 1913 года. Добыча угля со­ставила 16,5 млн. т. против 29,1 млн. т. в 1913 году, железной руды соответственно 3,3 и 9,2 млн. т. Грузооборот железных дорог составлял не более 80% от довоенного уровня. Требовались радикальные пере­мены для ликвидации многочисленных проблем в промышленности.

Развивая идею о государственном капитализме, правительство разрешило частному предпринимательству брать в аренду мелкие и средние промышленные и торговые предприятия. Фактически эти предприятия принадлежали государству, программа их работ утверж­далась в учреждениях государственной власти на местах, но производ­ственная деятельность осуществлялась частными предпринимателя­ми. Арендовать предприятия могли как государственные организации, так и частные лица, в том числе и их бывшие владельцы. Арендован­ные частниками фабрики порой насчитывали 200-300 наемных работ­ников.

Информация о работе НЭП: содержание, альтернативы, механизмы реализации