Неолиберализм. Социальное рыночное хозяйство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 22:53, курсовая работа

Краткое описание

Неолиберализм, в отличие от либерализма, не отрицает полностью государственное регулирование экономики, рассматривает свободный рынок и неограниченную конкуренцию как основное средство обеспечения прогресса и достижения социальной справедливости, возможных прежде всего на основе экономического роста, который измеряется валовым внутренним продуктом. Связывается с наступлением «второй эры глобализации» (не путать с новым либерализмом). Неолиберализм сформировался в качестве оппозиции развитию в середине XX века идей социал-либерализма, предполагавшего социальное сотрудничество и защиту, сочетания конкуренции с государственным регулированием и социальными программами.

Содержимое работы - 1 файл

Неолиберализм. Социальное рыночное хоз-во. Доделай, сука!.rtf

— 498.87 Кб (Скачать файл)

По мнению Х. Ватрина, профессора Кёльнского университета, социальная рыночная экономика отличается от более старых концепций тем, как решается основная проблема развитого общества: должны ли являться социальные вопросы делом государства? Нет. Если исходить из идеала свободного общества, то следует укреплять независимость системы социального обеспечения. Граждане самостоятельно должны контролировать администрацию органов этой системы, должны сами принимать решения.

К.В. Нёрр, профессор Тюбингского университета, отмечает некоторую двойственность изучаемой концепции. Рынок, с одной стороны, призван создавать и увеличивать общественный продукт. С этой целью координируются действия субъектов рынка как индивидуальностей - они должны действовать свободно. С другой стороны, в условиях рынка образуется «зона государственных мер», которую практически невозможно контролировать. Следовательно, социальное рыночное хозяйство представляет собой гибкую, способную к изменению концепцию.

В наглядной форме и с некоторой долей иронии привлекательную сущность теории социальной рыночной экономики демонстрирует Э. Ясаи: социальная рыночная экономика «в определенной мере заимствует у капитализма ... стремление к извлечению прибыли в условиях частной собственности, но одновременно стремится употребить прибыль на достижение благородных целей, таких, как солидарность, социальная справедливость и равенство.... Тем самым гарантируется эффективное производство социального продукта на свободном рынке». При этом, по его мнению, практическая реализация данных положений имеет негативные последствия. Так, когда «берутся под защиту безынициативные, пестуются слабые отрасли промышленности», активно защищается от иностранных конкурентов отечественное производство, начинается постепенное разрушение гармоничной структуры национального хозяйства, растут издержки производства, уменьшается число рабочих мест и стимулы к их созданию, реальная заработная плата. Наконец, «возникает заколдованный круг: чем явственнее обнаруживается бесхозяйственность, тем громче звучит призыв к принятию мер социального характера во имя смягчения несправедливости». Результат таков: формируется высокозатратная экономика, неспособная перспективно развиваться. В этой связи исключительно важным представляется сделанное А. Мюллером-Армаком замечание по поводу социальной справедливости: «...социальная справедливость означаетне каждому - равную долю, а каждому - свое, то есть сообразно результатам его деятельности». Смешение понятий «социальная справедливость» и «социальная обеспеченность», по его мнению, является попыткой, направленной на то, чтобы снять с людей личную хозяйственную ответственность и заменить ее коллективной защищенностью.

В газете «Нойе Цюрхер цайтунг» (декабрь 1991 - апрель 1992 гг.) была впервые опубликована дискуссия Э. Ясаи и Й. Штарбатти, где последовательно анализировались и сглаживались противоречия теории социальной рыночной экономики, касающиеся природы производства и распределения, «социалистической основы» социальной рыночной экономики, эффективности социально ориентированного рыночного хозяйства. Хотелось бы отдельно остановиться на частном заключении, к которому пришли участники диалога.

Й. Штарбатти говорит о том, что «реализуемая в настоящее время форма социальной рыночной экономики провоцирует снижение эффективности и делает неизбежным пересмотр концепции». Однако, судя по содержанию диалога, в данном случае рассматривается в основном экономическая эффективность: речь идет об ослаблении конкуренции, разрушении рынка, возникающим как следствие поддержки государством определенных слоев населения. Применительно к этому утверждению стоит обратиться к точке зрения Л. Эрхарда: «когда все усилия социальной политики направлены на то, чтобы каждого человека ... предохранить от всех превратностей жизни ... нельзя требовать от людей ..., чтобы они выявили в необходимой мере такие качества, как жизненная сила, инициатива, стремление к достижениям в производительности, и другие лучшие качества». Ее поддерживает и развивает В. Гутник: «наилучший социальный порядок существует не там, где путем перераспределения общественного продукта обеспечивается максимально широкая социальная поддержка, а там, где в такой поддержке нуждается минимальное число граждан». Равенство стартовых возможностей предоставляется каждому члену общества в молодом возрасте - в начале трудовой деятельности. Создаются условия, призванные содействовать развитию способностей человека, их реализации в той мере, в которой этого желает сам человек. В дальнейшем степень личного успеха зависит только от уровня развития способностей и усилий, затраченных на их реализацию.

Именно в этом, по нашему мнению, и заключается ключевое созидательное начало социальной рыночной экономики. Безусловно, мнение о «реализуемой в настоящее время форме социальной рыночной экономики» во многом справедливо, но лишь с учетом конъюнктурного подхода - реализуемой где? В каких условиях? Именно условия реализации в конечном счете определяют успех предприятия (вспомним приведенные выше слова Эрхарда). Так, японский ученый Хакамада предлагает следующее. Все страны мира можно условно разделить на три группы: «страны глины», «страны кирпичей» и «страны песка». «Страна глины» - Япония. Множество мелких частиц, практически лишенных индивидуальности, в совокупности позволяют создавать изящные, изысканные строения, точные и крепкие. Причина - тесная взаимосвязь и взаимозависимость. «Страна кирпичей» - Германия. Кирпичи крупнее, обособленнее, а здание их кирпичей надежнее, долговечнее, строже при условии, что используется качественный цемент - дисциплина и порядок, например. «Страна песка» - Россия. Песчинки отделены друг от друга, их много, но их ничто не связывает, поэтому постройки рассыпаются. Требуется связующее звено - им, в частности, в царской России являлась вера в Бога, царя и отечество; в советской России - в коммунистическую партию. В соответствии с этой классификацией оправдана реализация теории социального рыночного хозяйства именно в Германии - только такой цемент подходит для наиболее полного использования положительного содержания теории. Отметим, что и А. Мюллер-Армак, и Л. Эрхард говорят о действиях свободного человека в условиях социального рыночного хозяйства, определяющихся желанием этого человека. В их работах речь идет о конкретном человеке - деятельном, способном и стремящемся развивать свои способности, а не о человеке вообще. Они говорят о немцах, которым с младенчества прививается любовь к порядку и обязательности. Ученый-экономист, будучи немцем, не допускает возможности альтернативного поведения граждан при реализации теоретических положений концепции социального рыночного хозяйства на практике; эта теория изначально базируется на сознательном поведении человека, ориентированного на значительную отдачу и постоянное совершенствование.

Поэтому, думается, современные направления развития теории должны прежде ориентироваться на конъюнктуру системы хозяйствования и национальный менталитет, а только затем - на пересмотр концепции в соответствующем преломлении.

 

Литература

 
  1. Агапов И.И. История экономической мысли. -- М., 2002.
  2. Афанасьев С.В. Немецкий неолиберализм: истоки, теория и практика // Эл. публ. http://www.vestnik.fa.ru/4(28)2003/8.html
  3. Бартенев С.А. Экономические теории и школы. История и современность: Курс лекций. -- М., Издательство Бек, 1996.
  4. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ., 4-е изд.--М., Дело Лтд, 1994.
  5. Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. -- М., ЮНИТИ, 1997.
  6. Гусейнов Р.М и др. История экономических учений: Учебник. -- М, Инфра-М., 2001.
  7. Зальцберг Л. Свободная экономика (из опыта Западной Германии). -- М., 1998.
  8. История экономических учений: современный этап / Под общ. ред. А.Г. Худокормова. -- М., ИНФРА-М, 1998.
  9. Капитализм с человеческим лицом // Российская газета, 1998, 3 апр.
  10. Ковалев И.Н. История экономики и экономических учений. -- Ростов на Дону, Феникс, 1999.
  11. Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь. -- М., Дело, 1993.
  12. Менеджмент и рынок: германская модель: Учеб. пособие / Под ред. У. Рора и С. Долгова. -- М., Изд-во «БЕК», 1995.
  13. Современные экономические теории Запада: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. -- М., АО “Финстатинформ”, 1996
  14. Социальное рыночное хозяйство Германии / Под ред. А.Ю. Чепуренко. -- М., РОССПЭН, 2001.
  15. Экономическая история зарубежных стран / Под общ. ред. В.И.Голубовича. -- Минск, НКФ "Экоперспектива", 1996.
  16. Экономическая теория на пороге ХХI века / Под ред. Ю.М. Осипова и др. -- СПб., 1996.
  17. Эрхард Л. Благосостояние для всех. -- М., 1991.
  18. Ядгаров Я.С. История экономических учений. -- М., ИНФРА-М, 1999
  19. Ярцева Н.В. Современные концепции экономической мысли: Уч. пособие // Эл. публ. http://irbis.asu.ru/mmc/econ/u_sovrcon/3.2.ru.shtml

Информация о работе Неолиберализм. Социальное рыночное хозяйство