Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:28, курсовая работа
Актуальность выбранной мной темы заключается в том, что в наши дни система образования претерпевает серьезные изменения и реформы. Чтобы понять, идет ли правительство в правильном направлении или нет, стоит оглянуться назад в прошлое. В Древней Руси центрами Просвещения были именно монастыри, их вклад в развитие русской культуры неисчерпаем.
Введение………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Специфика образования в Древней Руси
История возникновения монашества на Руси…………………………..3-8
Влияние монастырей на русскую культуру…………………………….8-17
ГЛАВА 2. Кирилло-Белозерский монастырь: история и современность
История Кирилло-Белозерского монастыря…………………………….17-24
Кирилло-Белозерский монастырь в XXI веке…………………………..24-26
Заключение……………………………………………………………………26-27
Список литературы……………………………………………………………28
План
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Специфика образования в Древней Руси
ГЛАВА 2. Кирилло-Белозерский монастырь: история и современность
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Актуальность выбранной мной темы заключается в том, что в наши дни система образования претерпевает серьезные изменения и реформы. Чтобы понять, идет ли правительство в правильном направлении или нет, стоит оглянуться назад в прошлое. В Древней Руси центрами Просвещения были именно монастыри, их вклад в развитие русской культуры неисчерпаем. И даже в XXI веке они ведут активную деятельность по развитию духовных и образовательных начал населения. Однако большая часть людей недооценивает роль церкви в современном мире, в истории культуры России.
Проблема исследования этого вопроса состоит в том, что монастыри на протяжении многих лет были, чуть ли не единственным центром просвещения Древней Руси. Их вклад в развитие культуры невозможно переоценить.
Степень разработанности проблемы. Этот вопрос исследовался с исторической точки зрения в работах Страницы каменной летописи (Волынский Л. Н.), Мир русских икон и монастырей: история, предания (Еремина Т.С.). А также рассматривался с филологической точки зрения в работах как, например, Поэтика древнерусской литературы (Лихачев Д.С.).
Цель исследования состоит в изучении специфики образования в Древней Руси, рассмотрении вклада в русскую культуру, анализе деятельности монастырей, выявлении степени значимости в XXI веке.
Задачи исследования.
Объектом исследования в моей работе выступает просветительская деятельность монастырей в Древней Руси.
Предметом исследования в моей работе является Кирилло-Белозерский монастырь, его просветительская деятельность, историческое значение.
ГЛАВА 1. Специфика образования в Древней Руси
1.1 История возникновения монашества на Руси. Русская культура – это огромное разнообразие возможностей, идущее от множества истоков-учителей. Среди последних – дохристианская культура восточных славян, благотворное отсутствие единства (русская культура при рождении – комбинация культур многих центров Киевской земли), свобода. Славянские народы впервые приобщились к высотам культуры через христианство. Откровением для них стала не «телесность», с которой они постоянно сталкивались, а духовность человеческого существования. Эта духовность приходила к ним прежде всего через искусство, которое легко и своеобразно воспринималось восточными славянами, подготовленными к этому своим отношением к окружающему миру, природе.
Большую роль
в формировании духовности и
в культурном развитии
Что такое «монастырь»? Слово это греческого происхождения и переводится как «уединенное жилище». Это религиозная община монахов и монахинь, представляющая собой церковно-хозяйственную организацию, владеющую землями и капиталом; это также и церковные жилые помещения и территория, принадлежащая такой общине1. Митрополит Макарий определял монастырь как «Обители, пристанища для душ, стремящихся к высшим духовным подвигам»2.
Монах же - это одинокий, уединенно живущий человек, давший обет вести аскетическую, т.е. полную воздержания жизнь в монастыре в соответствии с требованиями монастырского устава3.
Монастыри появились в Древней Руси в XI в., спустя несколько десятилетий после принятия христианства киевским князем Владимиром и его подданными. А через полтора века они уже играли важную роль в жизни страны.
Начало русского
монашества летопись связывает с деятельностью
Антония
– жителя города Любеча, близ Чернигова,
принявшего монашество на Афоне и появившегося
в Киеве в середине XI века. «Повесть временных
лет» сообщает о нем под 1051 годом.
Однако подлинным родоначальником монашества русская православная церковь считает Феодосия, принявшего иночество по благословению Антония. Став игуменом, он ввел в своей обители, насчитывавшей два десятка иноков, устав Константинопольского Студийского монастыря, которым строжайше регламентировалась вся жизнь монашествующих. Впоследствии этот устав ввели и в других крупных монастырях русской православной церкви, которые были преимущественно общежительными.
В начале XII в. Киевская Русь распалась на ряд княжеств, которые были вполне независимыми феодальными государствами. Процесс христианизации в их стольных городах зашел уже далеко; князья и бояре, состоятельные купцы, жизнь которых совершенно не соответствовала христианским заповедям, основывали монастыри, стремясь замолить в них грехи. При этом богатые вкладчики не только получали «обслуживание специалистов» – монахов, но могли и сами провести остаток жизни в привычных условиях материального благополучия. Возросшее количество населения в городах обеспечило и рост численности монахов.
Отмечалось преобладание
городских монастырей. По-видимому,
здесь сыграло роль
Богатые купцы и ремесленники тоже жили
в них. Конечно, и простые горожане принимали
христианство раньше, чем крестьяне.
В XIII в. расширяется круг городских и подгородных монастырей, указывая на размножения центров общественной жизни. В северных городах к существовавшим прежде монастырям прибавляются новые, и в то же время появляются первые монастыри в других городах - Твери, Ярославле, Костроме, Нижнем Новгороде, Москве, Устюге. Город, особенно стольно-княжеский, не считался благоустроенным, если не имел монастыря и собора.
Наряду с большими существовали и мелкие частные монастыри, владельцы которых могли ими распоряжаться и передавать их наследникам. Монахи в таких монастырях не вели общего хозяйства, а вкладчики, пожелав уйти из монастыря, могли потребовать свой вклад обратно.
С середины
XIV в. начинается возникновение
монастырей нового типа, которые
основывались людьми, не имевшими
земельных владений, но обладавших
энергией и предприимчивостью.
Они добивались от великого
князя пожалования земель, принимали
пожертвования от соседей-
Городские и пустынные монастыри различались между собой не одной только внешней обстановкой, но и общественным значением, духом, складывавшегося в тех и других быта и в большинстве случаев самим происхождением. Городские и подгородные монастыри обыкновенно созидались набожным усердием высших церковных иерархов, также князей, бояр, богатых горожан - людей, которые оставались в стороне от основанных ими обителей, не входили в состав созванного ими монастырского братства. Живя среди мира, в ежедневном с ним общении и для его религиозных нужд, такие монастыри и назывались «мирскими».
Другие имели более самобытное происхождение, основывались людьми, которые, отрекшись от мира, уходили в пустыню, там становились руководителями собиравшегося к ним братства и сами вместе с ним изыскивали средства для построения и содержания монастыря. Иные основатели таких пустынных монастырей становились отшельниками прямо из мира, еще до пострижения, но большинство проходило иноческий искус в каком-либо монастыре, обыкновенно также пустынном, и оттуда потом уходили для лесного уединения и создавали новые пустынные обители, являющиеся как бы колониями старых. Три четверти пустынных монастырей XIV и XV вв. были такими колониями, образовывались путем выселения их основателей из других монастырей, большей частью пустынных. Пустынный монастырь воспитывал в своем братстве особое настроение. Основатель его некогда ушел в лес, чтобы спастись в безмолвном уединении, убежденный, что в миру, среди людской молвы, то невозможно. К нему собирались такие же искатели безмолвия. Строгость жизни, слава подвигов привлекали сюда издалека не только богомольцев и вкладчиков, но и крестьян, которые селились вокруг богатевшей обители, как религиозной и хозяйственной своей опоры, рубили окрестный лес, ставили дома, расчищали нивы. Здесь монастырская колонизация встречалась с крестьянской и служила ей невольной путеводительницей. Так на месте одинокой хижины отшельника вырастал многолюдный, богатый и шумный монастырь. Но среди братии нередко оказывался ученик основателя, тяготившийся этим неиноческим шумом и богатством, верный духу и преданию своего учителя, он с его же благословения уходил от него в нетронутую пустыню, и там тем же порядком возникала новая лесная обитель. Иногда сам основатель бросал свой монастырь, чтобы в новом лесу повторить свой прежний опыт. Так из одиночных разобщенных местных явлений складывалось широкое колонизационное движение, которое исходя из нескольких центров, в продолжение четырех столетий проникало в самые неприступные медвежьи углы и усеивало монастырями обширные лесные дебри России.
В крупных же городах началось строительство новых монастырей. Вслед за Киевом обзавелись собственными монастырями Новгород, Владимир, Смоленск, Галич и другие древнерусские города. В домонгольский период общее число монастырей и количество монашествующих в них были незначительны. По данным летописей, в XI-XIII веках на Руси имелось не более 70 монастырей, в том числе по 17 в Киеве и Новгороде.
Заметно увеличилось число монастырей в период татаро-монгольского ига: к середине XV века их стало более 180. Это связано с тем, что Золотая Орда не только терпимо относилась к христианству, но даже поддерживала русскую православную церковь. Некоторые монастыри являлись еще и деятельными метрополиями. Первое место среди них занимал монастырь Троицкий Сергиев, возникший в 40-х годах XIV в. Преподобный Сергий был великим устроителем монастырей: своим смирением, терпеливым вниманием к людским нуждам и слабостям, неослабным трудолюбием он умел не только установить в своей обители образцовый порядок иноческого общежития, но и воспитать в своей братии дух самоотвержения и энергии подвижничества. Его призывали строить монастыри и в Москву, и в Серпухов, и в Коломну. Он пользовался всяким случаем завести обитель, где находил то нужным. В 1365 г. великий князь Дмитрий Донской послал его в Нижний Новгород мирить ссорившихся князей - братьев Константиновичей, и на пути, мимоходом, он нашел время в глуши Гороховского уезда, на болоте у реки Клязьмы, устроить пустыньку, воздвигнуть в ней храм св. Троицы. Обитель Сергия и развила широкую колонизаторскую деятельность. В продолжение XIV и XV вв. Из Сергиева монастыря или из его колоний образовалось 27 пустынных монастырей, не говоря о 8 городских4.
За последующие полтора столетия открылось около 300 новых монастырей, а в один лишь XVII век – 220. Процесс возникновения все новых и новых монастырей (как мужских, так и женских) продолжался вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции. К 1917 году их стало 1025.
Русские православные монастыри были многофункциональными. Они всегда рассматривались не только как очаги наиболее интенсивной религиозной жизни, хранители церковных традиций, но и как экономический оплот церкви, а также центры подготовки церковных кадров. Монахи составляли костяк духовенства, занимавший ключевые позиции во всех областях церковной жизни. Только монашеское звание открывало доступ к епископскому сану. Связанные обетом полного и безоговорочного повиновения, который они давали при пострижении, монахи были послушным орудием в руках церковного руководства.
Как правило,
в русских землях XI-XIII вв. монастыри
основывались князьями или
В монастырях готовились
кадры священнослужителей всех рангов.
Из монашеской среды избирался епископат,
причем архиерейский чин получали преимущественно
иноки знатного происхождения. В XI-XII веках
из одного
Киево-Печерского монастыря вышло пятнадцать
епископов. Архиереев из
«простецов» насчитывалось очень мало.
Русские монастыри представляют собой большое чудо. Религиозные обители - это красота, но не только в камне, но главное - в душах людей. Монастыри всегда были оплотом духовности русского народа, его силой.
1.2 Влияние монастырей на культуру Древней Руси. Православные монастыри сыграли огромную роль в культурной, политической и хозяйственной истории Руси. В нашей стране - как, впрочем, и в других странах христианского мира - обители монахов всегда были не только местами молитвенного служения Богу, но и центрами культуры, просвещения; во многие периоды отечественной истории монастыри оказывали заметное воздействие на политическое развитие страны, на хозяйственную жизнь людей.
Одним из таких периодов было время консолидации русских земель вокруг Москвы, время расцвета православного искусства и переосмысления культурной традиции, связывавшей Киевскую Русь с Московским царством, время колонизации новых земель и приобщения к православию новых народов.
На протяжении XV и XVI столетий лесистый север страны покрывался сетью крупных монастырских хозяйств, около которых постепенно оседало крестьянское население. Так начиналось мирное освоение огромных пространств. Оно шло одновременно с широкой просветительской и миссионерской деятельностью.
Появились в XV-XVI вв. и многие другие монастыри. В них шла большая просветительская работа, переписывались книги, развивались самобытные школы иконописи, фресковой живописи.
Задачами деятельности монастырей, в частности киевских и владимирских, и большими возможностями таких центров феодальной культуры определялась их деятельность как высшей школы для подготовки епископов - церковных администраторов первого ранга в древнерусских княжествах, куда входили практически все вопросы идейной, церковной, семейной жизни населения этих княжеств5.
Одним из главных источников пополнения монастырских коллекций были вклады. Сюда приносили фамильные реликвии обедневшие потомки удельных князей, не выдержавшие неравной борьбы с окрепшей великокняжеской властью. Вклады поступали и от московских князей и царей, которые часто использовали влиятельные монастыри в политических целях. Причинами вклада в сокровищницу монастыря могли быть и победа, одержанная над врагом, и моление о рождении наследника, и торжественное восшествие на престол. Часто делали вклады и просто на помин души. На территории монастырей, у их соборов и церквей иногда хоронили знатных людей, при погребении же монастырю не только платили деньги за могилу, но и оставляли личные вещи покойного, икону, снятую с гроба, и даже возок с лошадьми, на котором он был привезен. Среди вкладчиков русских монастырей были князья и бояре, представители высшего духовенства, дворяне, торговые и служивые люди разных городов, «государева двора разных чинов люди», городские дьяки, монастырские слуги и служки, ремесленники и крестьяне.
Информация о работе Монастыри как центр Древнерусского просвещения