Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 21:37, реферат
Желе́зный век — эпоха в первобытной и раннеклассовой истории человечества, характеризующаяся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий.
1. Железный век
2. Наступление железного века: хронология и география процесса. Основные культурно-исторические последствия освоения желез
3. Археология важнейших культурно-исторических областей раннего железного века вне зоны античных государств и восточных цивилизаций
4. Скифская эпоха
Наконец, исключительный характер имеет погребение середины I тыс. до н.э. в Бычьей Скале в Моравии. Здесь в преддверии пещеры на месте, где прежде находилась кузница, было совершено богатое захоронение аристократа. Погребение содержит большое кострище, в центре которого находились кремированные останки "князя". Это кострище окружено 40 скелетами мужчин, женщин и детей (недавно в результате дополнительных остеологических исследований установлено, что они были предварительно расчленены в ходе жертвоприношений). В захоронении найден также набор металлических сосудов (котел с человеческим черепом и таз с обугленным зерном), алтарь с отрубленными руками и черепом, скелеты двух коней в сбруе, остатки сгоревшей боевой колесницы, бронзовое навершие скипетра, а также украшения, оружие и бронзовая статуэтка быка.
Сцены, представленные на гальштатских керамических урнах и бронзовых ситулах, свидетельствуют о детально разработанном погребальном ритуале, включающем торжественную похоронную процессию с транспортировкой урны с прахом покойного на повозке, заупокойный пир и т.д.
Материал гальштатских погребений свидетельствует о выделении в среде общинников воинского слоя с богатой аристократической верхушкой – т.е. о формировании раннеклассового общества. Но гораздо более полно по материалам тех же погребений, а также поселений и мастерских гальштатской культуры реконструируются основы хозяйства и важнейшие элементы материальной культуры ее населения.
Очевидно, что основой хозяйства народов гальштатской культуры являлось земледелие, причем эти племена уже знали все впоследствии характерные для Европы виды злаков (кроме овса, освоенного лишь к середине I тыс. до н.э.) - зерна их находят при раскопках. Обнаружены крестовидно распаханные пашни гальштатской эпохи. Основным орудием земледельческого труда служил деревянный плуг в виде рогатины, имевшей горизонтальный сук - рабочую часть - и вертикальный сук - дышло (часто с деревянным вставным резаком для подрезания пласта); использовалась также деревянная соха с лопатовидным сошником. Еще одним важным орудием труда, использовавшимся, в частности, при подсечно-огневом земледелии были кельты - топоры с глухой боковой втулкой, предназначенные для крепления к коленчатой рукояти (они могли использоваться и как оружие).
Животноводство имело подсобный характер, причем все впоследствии известные для Европы виды домашнего скота в гальштатской культуре уже существовали, о чем свидетельствуют костные остатки на поселениях и в погребениях.
Транспорт был основан на всадничестве и на применении тележной или колесничной запряжки. О верховом использовании лошади свидетельствуют как находки конской узды в гальштатских погребениях, так и многочисленные изображения всадников на ситулах и урнах. Те же источники свидетельствуют о наличии четырехколесных повозок на деревянных осях с деревянными колесами с железными или бронзовыми шинами, прибитыми к ободам коваными гвоздями, а также двухколесных боевых/беговых колесницы. Кроме того, до нас дошли модели повозок и колесниц, из которых самая знаменитая - бронзовая ритуальная модель четырехколесной повозки из могильника Штретвег (Австрия) с бронзовыми фигурками воинов, женщин и возвышающейся над ними богини.
Племена гальштатской культуры имели развитую черную металлургию, о чем свидетельствуют находки криц в форме брусков с острыми концами, а также кричных печей и кузниц. Была развита и цветная металлургия. О соледобыче свидетельствует открытие древних копей - в частности, рядом с Гальштатским могильником, создателей которого обогащал этот промысел. О существовании ткачества и прядения говорят находки тканей, изображения ткущих и прядущих женщин на погребальных урнах, а также законсервировавшиеся в тех же гальштатских соляных копях остатки шерстяной и кожаной одежды.
В качестве основного наступательного вооружения создатели гальштатской культуры использовали колющие мечи, кинжалы, копья, боевые ножи и топоры, а оборонительным оружием служили шлемы и щиты, изредка панцири.
Мечи и кинжалы сначала имели бронзовый или железный клинок, расширяющийся посередине, и бронзовую (реже - деревянную или костяную) рукоять, навершие которой было выполнено в виде усеченного конуса, а перекрестье (гарда) - в виде полумесяца рогами вниз. Позднее клинок стали делать только из железа, с параллельными краями, а рукоять - из железа или бронзы, с навершием в виде рожек или завитков с шишечками на концах, которые порой смыкаются, образуя опрокинутую восьмерку.
Основной элемент конского снаряжения составляли удила - сначала бронзовые, позднее железные, двузвенные, с однокольчатым внешним завершением каждого звена, причем к этому кольцу иногда присоединяли бронзовые подвески для повода. К этим же внешним кольцам для соединения удил с ремнями конского оголовья крепились так называемые псалии в виде прямых или загнутых бронзовых стержней с тремя отверстиями для пропускания ремней, идущих к удилам и к сбруе оголовья. Псалии также обеспечивали более быстрое и эффективное маневрирование конем.
Весьма разнообразны сосуды гальштатской культуры. Гальштатская керамика - лепная (сделанная без применения гончарного круга). Это горшки с узким горлом и плоским дном, тарелки, миски, чаши. Сосуды имеют черную поверхность (вследствие использования графита) с врезным линейным декором, а иногда - многоцветную роспись.
Замечательны полихромные погребальные урны высотой до 1 м, грушевидные и биконические. Их роспись может быть геометрической (меандровые ряды, перевернутые треугольники) или сюжетной. Изображаются сцены ритуального характера: четырехколесные повозки с погребальными урнами, запряженные парой лошадей, геометричные фигурки женщин, воинов, всадников, пахарей и др. На плечики урн могли помещать лепные статуэтки женщин и всадников, а ручки этих сосудов иногда делали зооморфными.
Помимо керамических сосудов, знамениты бронзовые клепаные ритуальные сосуды - ситулы и цисты - с изображенными на них сюжетными сценами, опоясывающими сосуды в несколько рядов: здесь представлены фигуры людей пешком, верхом, на двухколесных колесницах, кулачные бои, пиршества, музыканты с флейтами, шествия животных и т.д.
Гальштатская одежда, несмотря на утрату органических элементов (исключение – вышеупомянутые остатки одежды в соляных копях), восстанавливается по изображениям на урнах и ситулах, а также по материалу погребений. Женщины носили колоколовидные платья с геометрической вышивкой и длинные покрывала, мужчины - короткие плащи, туники или же узкие или широкие штаны. Весьма разнообразны головные уборы (шляпы, береты, колпаки).
Важный элемент одежды и одновременно яркое украшение - разнообразные застежки-фибулы из бронзы, золота или железа. Ранние из них имеют дужку ладьевидных или змеевидных очертаний, у поздних дужка очковидная, дуговидная или “литавровидная”. Для крепления плаща и для волос использовались также булавки из бронзы и железа, имевшие от одной до трех головок конусовидной, шаровидной или лебедевидной формы. Известны бусы - янтарные и из непрозрачного стекла (желтые с синими глазками, обведенными белым). Популярны бронзовые шейные гривны, а также бронзовые браслеты, как ручные, так и ножные, в сечении плоские или округло-овальные.
Наконец, археология позволяет говорить о наличии у создателей гальштатской культуры таких культов, как солярный, на что указывает массовое использование концентрических кругов в орнаментике, и хтонический - культ некоей Верховной богини, покровительницы плодородия: предполагается, что именно она изображена стоящей на вышеупомянутой модели колесницы из Штретвега (нагая, вдвое выше окружающих ее людей, приносящих ей в жертву животных, она поддерживает ритуальное блюдо).
Латенская культурно-историческая область и зона ее влияния
На смену гальштатской культуре в Западной и Средней Европе приходит латенская культура, названная так по поселению Ла Тен в Швейцарии. Латенская культура, как и гальштатская, может в конечном счете квалифицироваться как культурно-историческая область, в силу разнообразия входящих в нее культур. Но при этом, в отличие от гальштатской культуры, латенская культура имеет явную этническую доминанту - многочисленные и разнообразные кельтские племена, близкородственные в языковом и антропологическом отношении и имеющие сходную материальную и духовную культуру. В письменных источниках этноним “кельты” первоначально появляется у древнегреческих авторов (начиная с Гекатея и Геродота); затем о них пишут и древнеримские авторы, именующие их “галлами” и другими, более частными названиями.
Хронологические рамки существования латенской культуры: начало/середина V в. до н.э. – рубеж эр.
Первоначальный ареал кельтов и соответственно ядро латенской культуры - верхнее Придунавье и зона к западу от Рейна до Атлантики (бассейн Соны и Луары). Археологические данные свидетельствуют о том, что в этих районах позднегальштатские формы материальной культуры плавно эволюционировали в латенские в течение V в. до н.э., после чего началось распространение латенской культуры за пределы этой территории в ходе кельтских экспансий как военного, так и мирного характера (см. исторические свидетельства о передвижениях древних кельтов). В районах плавной эволюции гальштатских форм в латенские индикатором новой, латенской эпохи принято считать появление нового стиля в изобразительном искусстве, названного раннекельтским или ранелатенским и зародившегося примерно между 480 и 470 гг. до н.э. на Среднем Рейне, где в то время сконцентрировалось наибольшее количество этрусского и греческого импорта.
После V в. до н.э. началось распространение латенской культуры за пределы этой территории в ходе кельтских экспансий и последующего культурного влияния (см. исторические свидетельства о передвижениях древних кельтов). В результате ареал латенской культуры значительно расширился и в него вошли дополнительно к указанным районам территории Юго-Западной Франции, Швейцарии, Северной Италии, Британии, Ирландии, некоторые районы Среднего и Нижнего Придунавья и, по мнению ряда ученых, центральная зона Малой Азии (район проживания пришлых кельтов-галатов).
По мере распространения латенской культуры расширялся и ее этнический состав: основу по-прежнему составляли кельтские племена, но, кроме того, в ряду ее создателей оказались народы, активно смешивавшиеся с кельтами, а именно иберы, лигурийцы, иллирийцы, фракийцы.
Затем последовало сокращение территории латенской культуры, связанное с такими политическими событиями, как вытеснение кельтов германцами начиная со II в. до н.э. и постепенное завоевание кельтской территории Римом во II - I вв. до н.э. За римским завоеванием последовала активная культурно-экономическая романизация кельтов, и в результате в начале нашей эры латенская культура на всей своей территории сменилась провинциальной римской культурой.
Основные памятники латенской культуры - это поселения и погребения. Характерная черта латенской культуры - множество поселений, в том числе городищ.
Латенские городища находятся на мысах между реками или оврагами (в таком случае вал или крепостная стена идет от обрыва к обрыву) или на водораздельных холмах (вал или стена опоясывает холм). В ранний период это небольшие крепости, поселки или протогорода, многие из которых к концу эпохи превращаются в настоящие города - торгово-ремесленные и племенные центры значительных размеров; впрочем, территория в пределах оборонительной линии могла быть заселена неплотно - отавлялось место для святилища или свободное пространство, которое использовалось как загон и пастбище для скота в случае нападения. Одними из крупнейших городищ являются Бибракте (площадь, окруженная укреплениями составляет 135 га) и Алезия (97 га) - во Франции, Манхинг (380 га) - в Германии, а также Градиште (140 га) и Завист (175 га) - в Чехии.
Первоначально укреплениями служили земляные валы или, как в гальштатскую эпоху, деревянно-каменная стена с вертикальными бревнами-опорами снаружи, соединенными с отходящими назад поперечными горизонтальными балками. Позднее изобрели более совершенную модификацию этой стены - так называемую "галльскую стену", при возведении которой на землю укладывали параллельно на небольшом расстоянии длинные продольные бревна, к которым привязывали или прибивали железными гвоздями короткие поперечные брусья, после чего образующиеся клети заполняли камнем и покрывали землей. Затем на эту конструкцию накладывалась вторая такая же и т.д. Фасад такой стены сформирован каменной кладкой, из которой выступают торцы поперечных балок, а с тыла конструкция может дополняться широкой наклонной насыпью (всход на укрепление изнутри). В результате гибкая древесная конструкция противостояла таранному удару, а каменный фасад - огню. «Галльскую стену» детально описал Гай Юлий Цезарь, данные которого полностью подтвердились раскопками.