Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 04:50, курсовая работа
Приступая к работе над данной темой, автор поставил перед собой сле-дующую цель:
основываясь на работах историков, проанализировать деятельность гене-рал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева-Амурского, и тем самым составить его образный исторический портрет.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАЧАЛО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. НАЧАЛО КАРЬЕРЫ 8
ГЛАВА 2. СИБИРЬ. НАЧАЛО: 1847 – 1852ГГ 12
2.1. НАЗНАЧЕНИЕ ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРОМ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ 12
2.1. КАДРОВАЯ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 14
2.3. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ 19
ГЛАВА 3. ВТОРОЙ ПЕРИОД ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРСТВА 22
3.1. РЕШЕНИЕ АМУРСКОГО ВОПРОСА.
ИЗМЕНЕНИЯ В КАДРОВОЙ ПОЛИТИКЕ 22
3.2. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 28
3.3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА 30
ГЛАВА 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРСТВА 35
4.1. КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА 35
4.2. РЕАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 37
4.3. ОТСТАВКА 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
ПРИМЕЧАНИЯ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
Актуальность данной темы определяется тем, что среди администраторов царской России не только николаевского времени, но и всего XIX века нет, пожалуй, ни одной фигуры, вызвавшей столько разноречивых отзывов, как Николай Николаевич Муравьев-Амурский. До сиз пор не утихают споры о значении личности Н.Н. Муравьева-Амурского для Восточной Сибири в целом и освоении Амура, в частности.
Наше общество вошло в эпоху преобразований от глубины, последовательности и радикальности которых зависит наша судьба. Дальний Восток и Сибирь находятся так далеко от центральной России, здесь свои социальные, экономические, политические, административные и национальные проблемы. Поэтому так важен для нас исторический опыт преобразований в совсем еще «диком», неосвоенном крае. В этой связи обращение к теме «Исторический портрет графа Н.Н. Муравьева-Амурского» закономерно и естественно, т.к. он был наиболее яркой фигурой в освоении и преобразованиях в Восточной Сибири.
Две основные причины заостряют интерес к этой теме. С одной стороны, это то, что в то время как вся страна погрязла во взяточнистве, коррупции и бюрократии, Николай Николаевич смог выстоять, не отступить от своих методов и принципов, а еще и вывести «гиблую» Восточную Сибирь на принципиально новый уровень.
С другой стороны, так как мы живем на Дальнем Востоке, то очень интересует освоение и прикрепление к нашей стране реки Амур, без единой капли пролитой крови. А ведь этот вопрос очень остро стоял в то время.
Историография по данной теме обширна. Ведь сохранилось большое количество документов тех времен, мемуаров современников, да и поныне этот вопрос актуален, он интересует историков, видных деятелей.
В мемуарах его современников можно встретить противоречивые портреты Муравьева. Так И.А. Гончаров писал о нем «…яркая личность, боевой, отважный борец, полный внутреннего огня….созданный для совершения переворота в пустом и безлюдном крае. Когда же чиновники, не разделяя планов Муравьева, упирались, пылкий, предприимчивый дух этого энергичного борца возмущался: человек не выдерживал, скрежетал зубами и из обыкновенного, ласкового, обходительного, приличного и любезного он превращался на мгновение в рыкающего льва.»1
С другой стороны, декабрист Д.И. Завалишин считал, что Муравьев «был человек вполне преданный корыстным целям, и при этом шарлатан большой руки, отчего и его самого так много надували такие же шарлатаны.»2
Большинство сослуживцев Муравьева и его современников, близко соприкасавшихся с ним, благоговело перед ним (Корсаков, Буссе, Струве, Милютин), часть других, отмечая многие «грехи» Муравьева, все же характеризовала его как личность выдающуюся (Римский-Корсаков, Венюков, Казакевич). Отзывы о Муравьеве при всей их противоречивости сходятся в одном - признании его несомненных заслуг перед Родиной.
Главная роль в изучении деятельности Н.Н, Муравьева-Амурского несомненно принадлежала Ивану Барсукову, который в 1891 году выпустил две книги, посвященные Муравьеву. В них собраны библиографические материалы по письмам Николая Николаевича, официальным документам, рассказам современников и печатным источникам. В этих книгах Барсуков осветил почти все стороны жизни, деятельности и характер графа Николая Николаевича Муравьева Аиурского. Барсуков в своих книгах дает последовательное изложение военных, политических, административных, частных дел графа, его отношений с разными людьми и к разным делам.
В 1909 году, ко дню 100-летия со дня рождения Н.Н. Муравьева-Амурского, его племянник, которому Николай Николаевич передал свой титул «графа Амурского», граф В.В. Муравьев-Амурский, выпустил книгу со своими воспоминаниями о дяде под названием «Граф Николай Николаевич Муравьев-Амурский. 1809-1909». В ней он в основном освещает военную жизнь и административную деятельность дяди.
Рассказывает про службу на Кавказе, об освоении Амура, дает положительно личную оценку своему родственнику.
В своей статье «Памятник на Амурском утесе» 1989г Е.Кончин освещает в основном происхождение графа, его родственные отношения и отношения к нему людей после его смерти, в связи с постановкой в честь него памятника. Лишь немного он затрагивает его деятельность в Восточной Сибири.3
В статье Л. Вострикова «Муравьев и его Катрин» (1991г.), затрагивается тема отношений и семейной жизни Муравьева и его жены Екатерины Николаевны. Здесь отражена вся нежность и трепетность, показана любовь и дружба, взаимопонимание и доверие по отношению друг к другу. Как Николай Николаевич прислушивался и советовался с женой, как уважал ее, как она переносила все тяготы и лишения походной жизни, и всегда направляла мужа в нужное «русло».4
Другой историк Г. Захаров освещает отдельный вопрос отношений генерал-губернатора со ссыльными декабристами. В своей статье «Губернатор и декабристы» (1991г) он утверждает, что совсем не делалось попыток выяснить политическое лицо бывшего генерал-губернатора Восточной Сибири, эволюцию его взглядов на протяженности всей жизни.5
Здесь он анализирует одно из мало исследованных направлений в деятельности Муравьева, назначенного волей царя Николая I, - отношение Муравьева к декабристам.
Попытка разобраться в этих малоисследованных страницах биографии основателя нашего края помогает пролить сет на его политические взгляды и жизненную позицию.
В книге, выпущенной хабаровским краевым краеведческим музеем в 1991 году, «Муравьевский век на Амуре» кратко освещаются родственные связи, такие сферы его жизни как служба на Кавказе, назначение его генерал губернатором, его административная деятельность в нашем крае, отзывы о нем разных поколений и людей.
Следующая
книга. выпущенная в Новосибирске в
1998 году «Граф Н.Н. Муравьев-Амурский
в воспоминаниях современников»
В исследовании историка Н.П. Матхановой «Генерал=Губернатор Восточной Сибири середины XIX века: В.Я. Руперт, Н.Н. Муравьев-Амурский, М.С. Корсаков»6, изданном в 1998 году в Новосибирске, центральное место занимает именно фигура графа Муравьева –Амурского, как администратора и преобразователя всей Восточной Сибири. В книге так же освещаются и остальные аспекты его жизни. Эта книга дает яркое представление о жизни и труде на благо России, графа Н.Н. Муравьева-Амурского.
Приступая к работе над данной темой, автор поставил перед собой следующую цель:
основываясь на работах историков, проанализировать деятельность генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева-Амурского, и тем самым составить его образный исторический портрет.
В соответствии с вышеизложенной целью автор в своей работе решает следующие задачи:
исследовать литературные источники с целью проследить мнения разных авторов по данной теме;
рассмотреть все периоды жизни Н.Н. Муравьева-Амурского, и, прежде всего, его деятельность в Восточной Сибири;
определить и проанализировать как изменялись взгляды Муравьева-Амурского на обустройство Восточной Сибири на протяжении всего генерал-губернаторства.
Объектом исследования данной работы являются все сферы жизни графа Н.Н. Муравьева-Амурского, но главным образом период с 1847 по 1861 года, когда он являлся «главным начальником» Восточной Сибири.
Предмет исследования – административная, политическая, экономическая, кадровая деятельность Муравьева-Амурского.
Хронологические рамки работы ограничиваются второй половиной XIX века.
Структура работы включает в себя следующие части: введение, основную часть, состоящую из 4 глав, заключение, примечания, список литературы.
Николай Николаевич Муравьев происходил из известного дворянского рода, давшего немало войнов, ученых, государственных деятелей3. Его отец в1813-1815гг. Был вице-губернатором, а в 1815 – 1819гг. – губернатором Новгородской губернии. Вершиной карьеры Николая Назарьевича стала должность статс-секретаря при Николае I и управляющего его канцелярией. Со стороны матери, урожденной Мордвиновой, Николай Николаевич Муравьев приходился двоюродным племянником будущему наместнику Кавказа Н.Н. Муравьеву-Карскому и будущему министру государственных имуществ и графу М.Н. Муравьеву-Виленскому.
Первоначальное образование Н.Н. Муравьев получил в частном пансионе, а затем был принят в Пажеский корпус. Пребывание в этом привилегированном учебном заведении способствовало установлению столь необходимых для успешной административной деятельности придворных связей.
В 1826г. Муравьев окончил курс учения первым и с золотой медалью, но по малолетству вышел из корпуса только через год и в 1827 году 17-летним прапорщиком вступил в лейб-гвардии Финляндский полк. Вместе с полком он участвовал и в русско-турецкой войне 1828-1829гг.
С 1828 года Муравьев в чине подпоручика стал адъютантом начальника 19-й пехотной дивизии, генерал-лейтенанта Е.А. Головина. Муравьев был и во время польской компании 1830-1831гг., приобретя в ходе ее первый военно-дипломатический опыт – его не раз посылали с поручениями к польским генералам. «Школа Головина» дала Муравьеву разнообразный опыт и полезные связи.
К середине 1830-х годов материальное положение семейства Муравьевых стало угрожающим. Имениям грозила продажа с публичных торгов. Чтобы спасти положение, Николай Николаевич как старший сын вышел в отставку и поселился в имении Стоклишки в Виленской губернии, но роль сельского хозяина ему не давалась. Лишь младший из братьев, Александр, сумел поправить имущественное положение семьи.
В 1838 году после непродолжительной отставки Н.Н. Муравьев вернулся на военную службу и отправился на Кавказ: в чине майора он поступил для особых поручений к Е.А. Головину, назначенному командиром Отдельного Кавказского корпуса. В1840 году Н.Н. Муравьев стал полковником, начальником отделения Черноморской береговой линии, а в 1841 году, 32-х лет от роду, был «за отличие» произведен в генерал-майоры.
В 1842 году Е.А. Головин покинул Кавказ. Через некоторое время подал прошение об отпуске, ссылаясь на раны и лихорадку, и Н.Н. Муравьев.
В апреле 1844 года Муравьев, молодой (35 лет), полный сил и энергии, заслуженный боевой генерал получил отпуск и поселился в уездном городе Богородицке Тульской губернии, в имении родственника и друга В.И. Муравьева.
После смерти отца в начале 1845 года Н.Н. Муравьев получил продление отпуска и отправился за границу для лечения минеральными водами. По возвращении из-за границы Н.Н. Муравьев был причислен к Министерству Внутренних Дел «...для исполнения поручений, по случаю предполагавшегося назначения его впоследствии в должность военного губернатора, с сохранением военного чина.»7.
Короткий период губернаторства в Туле (менее полутора лет – с июня 1846 года до сентября 1847 года) уже позволяет отметить некоторые черты муравьевского стиля управления.
Свою деятельность новый губернатор начал, как это было принято, с ревизии и объезда губернии. В первом же отчете, указывая на замеченные недостатки, он намечал пути их устранения и пытался найти такие решения, которые позволили бы искоренить сами причины их появления. В Туле же были впервые сформулированы и откровенно проявлены антикрепостнические убеждения Н.Н. Муравьева, в последствии во многом определившие основные направления его деятельности как генерал-губернатора Восточной Сибири.
Во время тульского губернаторства антикрепостнические убеждения Муравьева подвергались весьма серьезному испытанию: в июне 1847 года произошли волнения в имении помещицы Виневского уезда Резвой, потребовавшие его вмешательства. Подобные события не были редкостью в губернии. Но вопреки утверждению исследователя вопроса В.И. Крутикова, тогда дело не дошло до выезда губернатора с военной командой в село и экзекуции6. Действия Н.Н. Муравьева отнюдь не сводились к мерам наказания виновных, а были направлены на предотвращение повторения событий и устранения причин, их вызвавших.
Информация о работе Исторический портрет графа Н.Н. Муравьева-Амурского