Философия Владимира Соловьева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 19:24, реферат

Краткое описание

В этом реферате поставлены следующие цели:
раскрыть сложную личность Владимира Соловьёва; показать все аспекты его философии.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………… 3-4
I. Кто такой Владимир Соловьев……………………………….. 5-11
II. Система мировоззрения Владимира Соловьева…………....... 12-15
III. Русская идея в философии Владимира Соловьева………….. 16-20
IV. Общие черты социально-исторических изысканий…………. 21-24
V. Философия любви……………………………………………… 25-29
Заключение …………………………………………………………… 30-32
Литература…….………………………………………………............. 33

Содержимое работы - 1 файл

Философия реферат.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

Чтобы уважаемому читателю было легче себе  представить  вклад Вл.  Соловьева  в  философию,  представляется  разумным  дать  краткое описание философских систем  его  предшественников,  ученых,  кого  он называл  своими учителями.  Это П.Д.  Юркевич,  В.Д.  Кудрявцев и Н.Ф.  Федоров.

Памфил Даниилович  Юркевич  (1827  -  1874)  был  профессором философии Московского университета с 1863 по 1874 г.  Он был  реальным учителем  Вл.  Соловьева  и  после  его смерти ученик принял должность учителя - стал преподавать философию на той же кафедре. Он ( Юркевич ) считал, что истина обнаруживается не только мышлением, но и "сердцем", так как обнаружение истины  связано  с  религиозными  и  нравственными стремлениями  человека.  Он  проповедовал  идею невозможности познания Бога,  а таким образом и истины,  без  любви.  Подвергнув  материализм основательной  критике,  он  навлек  на себя газетную клевету,  всякую грязь.  Больше его оппонентам ответить было нечем.  Он  написал  всего лишь одну книгу,  вложив себя больше в преподавательство.Вл.  Соловьев высоко ценил его как человека и философа.

Виктор Дмитриевич  Кудрявцев  (1828  -  1892) был профессором философии  в  Московской  духовной   семинарии.   Он   развивал   идею невозможности  объяснения  устройства  мира посредством дуалистической теории,  т.к. это, говорил он, ведет лишь к соперничеству материализма и идеализма, в котором кто-то из них побеждает. Мы должны найти третий путь,  который  объединит  дух  и  материю.  Этим  принципом  является абсолютно  совершенное существо - Бог,  который сотворил мир так,  что материя служит в качестве основания для проявления духа.  В этом ключе затем  и  работал  Вл.  Соловьев,  не  ударяясь  сильно  ни  в сторону материализма, ни в сторону идеализма, а гармонично компилируя их.

Николай Федорович  Федоров  (1828 - 1903).  Вот что говорит о нем Н.О.  Лосский:" Жизнь Федорова заслуживает всестороннего изучения, ибо  это  был  несомненно,  праведник  и  неканонизированный  святой." Основой его учения также был девиз - "К истине -  с  Богом  .  Что  же касается его идей среди них было много любопытных,  так к примеру,  он считал, что "когда человечество покончит с голодом и удовлетворит свои другие  потребности,  оно тем самым,  покончит источником человеческой борьбы,  ибо  именно  страх  перед  физическими  страданиями,  по  его убеждению,   заставляет   людей   разобщаться  и  враждовать.  В  этом утверждении, однако, кроется ошибка. Именно разлад между людьми, между человеком  и природой,  порождает борьбу за существование.  Другая его идея - нравственный долг человека - воскрешение предков.  "Нужно  жить не  для  себя  (эгоизм) и не для других (альтруизм),  а с каждым и для каждого;  это союз живущих (сыновей) для воскрешения мертвых (отцов)." Вообще,  Федоров  делает  большую  ставку на достижения человечества в сфере научно-технического прогресса.

Хочется сказать несколько слов он нем как о человеке. Федоров жил напряженной духовной жизнью.  Материальные же свои потребности  он свел  до минимума.  Спал не более четырех-пяти часов в сутки на старом горбатом  сундуке,  подкладывая   под   голову   что-нибудь   твердое.  Значительную  часть своего жалования он раздавал своим "стипендиатам".  Вл.  Соловьев писал ему:  " Ваш план является шагом вперед,  сделанным человеческим  умом  на пути к Христу".  Толстой отзывался о нем как об истинном христианине: " н очень беден, он все отдаст, а всегда весел и кроток".   Несмотря   на  свой  аскетизм,  Федоров  имел  превосходное здоровье.  Он заболел только тогда,  когда по настоянию  своих  друзей отказался  от своих привычек.  Он никогда не носил шубу и всегда ходил пешком.  Однако в 1903 г. в жестокий мороз друзья уговорили его надеть шубу  и  поехать  в  экипаже.  Федоров  заболел  воспалением  легких и скончался.

    

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.              Система мировоззрения Владимира Соловьева

 

А теперь приступим к собственно изложению  мировоззрения  Вл. Соловьева,  как  оно  менялось  с  течением времени,  а точнее как оно менялось с изменением  самого  Вл.  Соловьева.  Преодолев  Религиозный кризис  юношеских лет,  Соловьев приходит к убеждению что человечество может духовно возродиться лишь благодаря истине во Христе.  В письме к Е.В.  Романовой он пишет: " Предстоит задача: ввести вечное содержание христианства в новую,  соответствующую форму...  Представь  себе,  что некоторая,  хотя  бы  небольшая часть человечества вполне серьезно,  с сознательным и сильным убеждением будет исполнять  в  действительности учение  о  безусловной  любви  и  самопожертвования,-  долго ли устоят неправда и зло в мире!  Но до практического осуществления христианства в   жизни   еще   далеко.  Теперь  нужно  еще  сильно  поработать  над теоретической стороной, над богословным вероучением. Это мое настоящее дело." Забегая вперед,  добавим, что основной вопрос культуры " ставит человечество перед дилеммой: принять или отвергнуть истину после того, как она будет познана... "

         Теоретические изыскания   Соловьева    всегда    преследовали практические  цели:  совершенствование  мира,  преодоления  себялюбия, осуществление  христианских  идеалов  любви  к  ближнему,   достижение абсолютных ценностей.  Принято делить творческую жизнь, если это слово здесь уместно,  на три периода:  в первый  период  интересы  Соловьева сосредоточиваются в основном в области теософии, во второй - в области теократии,  и в третий -  в  области  теургии.  На  первом  этапе,  он надеялся,  что  осуществление  Софии,  мудрости  в  мире,  может  быть достигнуто посредством познания Бога и его отношения к миру. Затем Вл.  Соловьев  обращает  свой  взор в сторону государства,  осуществляющего христианские   идеи,   что   гарантировало   бы,   как   он   считает, справедливость во всех отношениях. И на третьем этапе Соловьев всецело занят теургией,  т.е.  мистическим искусством,  создающем новую жизнь, согласно божественной истине.

Читаем у него :  "...  полное определения истины выражается в трех предметах:   сущее, единое, все О". Вообще, истина для Вл  Соловьева  -  это  абсолютная   ценность,   принадлежащая   самому всеединству,  а  не  нашим суждениям или выводам.  Познать ее - значит преступить  пределы  субъективного  мышления  и  вступить  в   область существующего единства всего того,  что есть,  т.е. Абсолюта. Существа этого мира только в том случае  могут  подняться  до  Бога,  если  они проникаются  чувством  совершенной  любви,  т.е.  отрекаются от своего самоутверждения,  что отнюдь не приводит  к  потере  индивидуальности, напротив,  существо обнаруживает свое истинное я,  дух,  заложенный, в нем.  Существа же,  сохраняющие свою  эгоистическую  исключительность, становятся непроницаемыми друг для друга.  Их жизнь строится на грубых принципах материального мира.  Вот тут  то  и  начинается  то,  с  чем пытался  бороться  Федоров,- разобщенность людей,  их "борьба за место под солнцем."

Вот как  делит Вл.  Соловьев процесс восхождения мира к Богу.

На низшей ступени  этого  процесса  -  эволюции  природы  -  создаются предварительные ступени и условия единства мира.  Таких ступеней пять:

"царство минеральное, царство растительное, царство животное, царство человеческое и Царство Божие"  эти ступени   представляют   собою  ряд  наиболее  твердо  определенных  и характерных  повышений  бытия  с  точки  зрения  нравственно   смысла, осуществляемого  в  богоматериальном  процессе".  Процесс же духовного роста человечества описывается им следующим  образом:  "  ...природное человечество  посредством своей деятельности совершенствует свою жизнь и на определенном этапе возвышается до идеи безусловного совершенства.  Человечество  духовное  или от Бога рожденное не только понимает умом, но принимает сердцем и  делом это безусловное совершенство как  действительное начало всего  того,  что  должно  быть  во  всем,  и  стремится осуществить его до конца или воплотить в жизни всего мира".  И далее," каждый новый тип представляет  новое   условие,  ...  для того  чтобы достигнуть своей высшей цели или проявить свое безусловное значение,  существо прежде всего должно  быть,  затем  он должно      быть       живым,      потом      -      быть  сознательным,  далее -  быть   разумным  и, наконец, - быть  совершенным О."

Эта теория вписывает в себя  все  достижения  естествознания, объясняя  их и давая таким образом оригинальную и ясную перспективу их исследования. Для Вл. Соловьева это качество вообще примечательно. Вся его  система  -  это  цельная  компиляция всех направлений философской мысли, объединяющая их на новом, гармоничном уровне.

Это утверждение   еще  раз  подтверждается  при  рассмотрении системы этики Вл.  Соловьева.  Вершиной его работы в этом  направлении принято считать его трактат "Оправдание добра". Что же это за книга ?

Своей целью  философ  ставит  здесь  определение  правды,  не впадая  в  какой  бы  то  ни было тон наставления и проповеди.  По его глубочайшему   убеждению,   на   протяжении    своего    существования человечество идет по этому пути к правде,  которая,  конечно,  в то же время является и истиной и религией.  Но отношение  его  к  этим  трем ипостасям вполне свободное и необязывающее.  И если человек хочет быть животным, пусть будет таковым, но пусть тогда не воображает о себе как о путнике на пути к добру и свету. Вообще , весь этот трактат построен на самом тщательном внимании к человеческим нуждам и  стремлениям,  на рассмотрении  самых обыкновенных путей человеческой жизни,  взывающих, несмотря на стихию зла, к ясной простоте правды и добра, установленных не   путем   насилия,   но   в  результате  самых  искренних  влечений человеческой воли.  Весь трактат "Оправдание добра" проникнут  мягкой, благожелательной,  отческой  заботой  о приведении человека и всей его истории к благополучному завершению.  Человеческое  влечение  к  добру оправдывает   собою   то,  что  очень  часто  считается  несовместимым противоречием. Так, нравственности свойственно аскетическое начало. Но она  вовсе  не цель,  а только путь к добру,  да и то не единственный.  Характерно,  что здесь идет перекличка с буддизмом,  в  котором  также провозглашается    "серединный   путь",   не   поощряющий   чрезмерных отклонений.  Это еще раз показывает,  что сколько бы ни было  религий, все они имеют в себе зерно истины, надо только суметь его увидеть.

Личность человека - на первом плане. Но этот план тоже далеко не окончательный.  Вл.  Соловьев дает целую теорию семьи, где личность хотя и на первом  плане,  но  находится  в  согласии  с  другим  рядом личностей,   или   предков,   или   потомков.  Половая  любовь  вполне оправданна,  но и она не довлеет,  а содержит в себе и многое  другое.  Деторождение  благо  - благо,  но тоже не единственное.  Личность есть полнота,  но для завершения этой полноты  она  нуждается  в  обществе.  Общество  есть  полнота,  но  завершение  этой  полноты  не  просто  в обществе,  а во  всем  историческом  процессе,  т.е.  в  человечестве.  Экономическая   и  политическая  жизнь,  государство  и  право  -  это неотъемлемые моменты исторического стремления человечества к правде  и добру.   Но   и  самая  общая  нравственная  организация  должна  быть религиозной и завершаться во вселенской церкви, считает Вл. Соловьев.

Философ подчеркивает   здесь,   что   человечество  не  может развиваться, если нет безусловной цели развития. Так как цель развития человечества   -   это   незыблемая   полнота   и  взаимопронизанность материальных и духовных  сил,  то  необходимо  эту  цель  человечества наименовать  каким-нибудь  особым термином.  Для религиозного философа Вл. Соловьева этим термином является "церковь".

 

 

 

 

 

 

 

III.              Русская идея в философии Владимира Соловьева.

 

Владимиру Соловьеву принадлежит заслуга теоретического обоснования "русской идеи", которая кратко может быть охарактеризована как идея богоизбранности русского народа. Что есть русская идея? Об этом он говорит в большой работе Национальный вопрос в России и ряде других работ, первая часть которой вышла в 1888 году, а в 1989 появилась вторая часть этого сочинения. Находясь во Франции, Соловьев прочитал лекцию на тему "Русская идея". "Идея нации, - сказал он в этой лекции, - есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности"6 Соловьев уверен, что у каждой нации есть в мире свое предназначение, возложенное на нее Богом, или, как он его называет, ее "вселенская функция",ибо человечество представляет собой некий большой организм .где все части связаны воедино и только на первый взгляд может показаться, что одна из них может быть вполне самостоятельной и независимой. В чем же предназначение русского народа? Именно России отведена роль "строителя" Вселенской церкви, а русскому народу, в силу его промежуточного положения между Западом и Востоком, - роль основного, базисного народа для последующего всеобщего объединения народов. Истинная русская идея, считает Соловьев, - это идея, "засвидетельствованная религиозным характером народа, преобразованная и указанная важнейшими событиями и величайшими личностями нашей истории".

Идеи, высказанные Соловьевым в его сочинениях и устных выступлениях, были ответом на оживившиеся в конце века дискуссии, которые оказались как бы продолжением старого спора западников и славянофилов. Еще в магистерской диссертации Соловьев отрицает крайности обоих этих направлений. С годами его стремление отмежеваться от традиционного славянофильства, сохранив дух патриотизма и любви к своему народу становится все сильнее. Соловьев понимал патриотизм не как национальное бахвальство, а как долг нации и ее интеллигенции осуществлять самокритику. " Истинная любовь к народу желает ему действительного блага, которое достигается только исполнением нравственного закона, путем самоотречения. Такая истинная любовь к народу, такой настоящий патриотизм тем более, для нас, русских, обязателен, что высший идеал самого русского народа (идеал "святой Руси") вполне согласен с нравственными требованиям и исключает всякое национальное самолюбие и самомнение".8 Например, подлинная любовь к русскому народу абсолютно несовместима, по его мнению, с антисемитизмом. Усиленное возбуждение племенной религиозной вражды, как указывал Соловьев, " в корне развращает общество и может привести к нравственному одичанию, особенно при ныне уже заметном упадке гуманных идей и при слабости юридического начала в нашей жизни. А вот почему из одного чувства национального самосохранения следовало бы решительно осудить антисемитское движение не только как безнравственное, но и как крайне опасное для будущности России". Антисемитизм был, в глазах Соловьева, одним из тягчайших грехов русского национализма, но далеко не главнейшим. Не менее отрицательным было его отношение к национальной "китайщине",национальному самодовольству и самопревознесению, к самодовольному третированию культурных достижений других народов Недостатком этим в полной мере впавшие в национализм "младшие" славянофилы. Соловьев отмечал, что в их теориях мы имеем дела не с национальностью, а с национализмом. Если национальность "есть факт, который никем не игнорируется", то национализм - " то же факт -на манер чумы или сифилиса. Смертность сего факта особенно стала чувствительна в настоящее время, в противодействие ему вполне своевременно и уместно". Национализм славянофильства таил в себе противоречие между восхвалением народности и подспудным барством, высокомерием по отношению к теоретически превозносимому народу. Одним из самых явных его обнаружений Соловьев считал мысль, что русский народ не способен к государственно-политической деятельности и потому предоставляет эту деятельность правительству, не нуждаясь ни в каких политических правах, не требуя их для себя. Приведя с негодованием ряд цитат из славянофильской "Руси", утверждавшей, будто русский народ есть народ негосударственный, не стремящийся к государственной власти, не желающий для себя политических прав, не имеющий в себе даже зародыша народного властолюбия, а посему он предоставляет правительству неограниченную власть государственную. Соловьев в разрез подобным рассуждениям доказывал, ссылаясь на опыт русской истории, что русский народ с самого начала русского государства "нисколько не отказывался от деятельного участия в политической жизни" Проповедь аполитизма для русского народа Соловьев отвергал как реакционную утопию, неверную по существу и не соответствующую ни характеру, ни достоинству русского народа.

Информация о работе Философия Владимира Соловьева