Движение Алаш. Историография проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 11:27, курсовая работа

Краткое описание

Конец Х1Х – начало ХХ века совпали, с одной стороны, усилением революционного движения, охватившими Российскую империю вследствие кризиса ее социально-экономического положения, с другой – со вступлением молодой казахской интеллигенции на путь политической борьбы с имперским режимом на фоне все большего углубления противоречий между метрополией и колонией. Поэтому актуальность проблемы вытекает, прежде всего, из необходимости комплексного изучения историографии движения Алаш, появившегося на политической арене в переломный для судеб казахского народа, как и всех народов, населявших тогда Российскую империю, период истории [1,3-4].
Тема, избранная для данной курсовой работы актуальна последующим причинам:

Содержание работы

Введение

1.Историография данной проблемы в советский период………………..3-18
1.1Алашская проблема в историографии 1920-1930-х годов……….3-10
1.2 Историография Алаш и Алаш Орды в литературе 1940-второй половины 1980-х годов……………………………………………..…………..…10-18

2. История движения Алаш в современной историографии…………....19-21
2.1 Исследования алашской истории в конце 1980-х начале 1990-х годов………………………………………………..………………………………19-23
2.2 Современные концепции и перспективы изучения истории Алаш………………………………………………………………………………..24-31

Заключение.

Список литературы.

Содержимое работы - 1 файл

Движение Алаш. Историография проблемы.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

Опираясь на те же принципы в освещении истории возникновения этого движения, что и его предшественники, автор обратил внимание на развитие капиталистических отношений в казахском ауле. Определив принадлежность буржуазной интеллигенции к феодально-байским кругам, стремившимся перестроить хозяйство, К.Б. Бейсембиев сделал вывод о консервативности их мировоззрения. Консервативность, с его точки зрения, и есть приспособление отживших общественных отношений к новым социальным условиям. Исходя из этого, он отнес Алаш к партиям российских октябристов-черносотенцев.

В 1970 - второй половины 1980-х годов в казахстанской историографии изучение этой проблемы значительных изменений не претерпело. Заметный консерватизм в освещении истории Алаш особенно контрастно выступал на фоне появления значительного числа литературы по истории непролетарских и буржуазных партий в  России. Причем такая ситуация была характерна почти для всех национальных республик, так как в рассматриваемый период отсутствовали специальные работы, посвященные деятельности буржуазных и мелкобуржуазных партий восточных окраин. [15,c.265]

В казахстанской историографии  продолжался процесс изучения истории  Компартии Казахстана: вводились  новые источники по истории революции 1905-1907 гг., событий февральской и октябрьской революций, гражданской войны. Объектом  исследований оставались вопросы национально-государственного строительства в республике.

Начиная с событий первой русской  революции 1905-1907 гг. вплоть до "победы социализма в СССР" разоблачения и разгром алашордынцев и их идеологии являются непременным атрибутом внутрипартийной жизни местных коммунистов. Уральский делегатский съезд пяти областей 1905 г. авторы рассматривали как начало организационного оформления филиала кадетской партии в  Казахстане, как предшественницу "контрреволюционной партии "Алаш", которая принесла столько бед и страданий казахской народу".

Особенно "неприглядная роль" алашордынцев показана в условиях спада революции  и усиления режима политической  реакции в 1907-1910 гг. Именно в это время "усиливалась идеологическая обработка трудящихся аула". Она заключалась в  "клевете буржуазных националистов на рабочий класс и  большевистскую партию", с одной стороны, и в распространении "реакционных идей пантюркизма и панисламизма, религиозного фанатизма", с другой.

Непримиримость с идеологией и  действиями буржуазных националистов продемонстрировали события 1916 года. Являясь  пособниками царского самодержавия", феодально-байская верхушка с ее идеологами - буржуазными националистами, через газету "Казах" призывали казахские массы подчиниться царскому указу от 25 июня 1916 года.

"Антинародная сущность" буржуазных  националистов проявилась   в   период   победы   Февральской   буржуазно-демократической революции 1917 года так и в период Октябрьской революции 1917 года. Этому свидетельствует создание "буржуазной казахской автономии - Алаш-Орды" и контрреволюционного националистического правительства во главе с А.Букейхановым.

Данная установка стала  определяющей и в содержании отдельных  статей серийного выпуска "Вопросы историй Коммунистической партии Казахстана". В сборниках освещались некоторые  проблемные вопросы истории Компартии Казахстана. При определении тематики каждого выпуска учитывались, прежде всем юбилейные даты, связанные с именем В.И. Ленина, очередной годовщиной Октябрьской социалистической революции, партийных форумом. В работах, раскрывающих историю становления партийной организации в крае и ее роли в укреплении Советской  власти, проведении социально-экономических, культурных  преобразований, осуществлении национальной политики, вкраплены отдельные сюжеты по алашской проблеме.[1,c.76]

Ведение "упорной идеологической борьбы с алашордынской фальсификацией истории Октябрьской революции, национальной политики партии" стало одним из направлений политический деятельности республиканской парторганизации, Истпарта 1920-1930-е годы. Анализ содержания ряда публикации "националистов" позволило однозначно охарактеризовать их  деятельность как клеветническую, извращающую историческую  действительность. Так, на страницах газеты "Ак жол" " они изображали коммунистов-казахов, активно боровшихся за власть Советов, А. Джангильдина, А.Айтиева и других, переводчиками, колонизаторскими элементами. Развернувшаяся в то время дискуссия об объективно-революционной роли алашского движения была ни чем иным, как попыткой "обелить преступления Алаш-Орды, верного пособника белогвардейцев"

 В работах философов,  экономистов, юристов, филологов  получили свое освещение идейные  и социально-экономические воззрения  деятелей национальной интеллигенции,  как правило, относившихся к  революционно-демократическому крылу.  По истории алашского движения, как и в предыдущие годы, содержат только некоторые сведения, выступающие "мерцательно" в тех или иных работах, посвященных, в основном, революционным событиям. Большинство исследователей продолжали рассматривать деятельность лидеров Алаш как контрреволюционную, направленную против власти Советов в Казахстане.

Анализу развития экономической  мысли в Казахстане посвящена  работа Д.К. Кабдиева "Развитие экономической  мысли в Казахстане". Исследуя проблему возникновения двух течений  в развитии экономической мысли Казахстана на рубеже веков исследователь определил их как революционно-демократическими и буржуазно-националистическими. Причину их появления он видел в разложении традиционного скотоводческого хозяйства, повлиявшего на образование и усиление классовых противоречий в казахском ауле. Анализируя два этих направления, автор пришел к выводу о прогрессивности первого течения в решении экономических проблем Казахстана и реакционности второго, стоявшего на позициях сохранения кочевого хозяйства. Автор, как и его предшественники, использовал старые приемы в определении прогрессивности и реакционности алашской интеллигенции.

Оценив в целом взгляды  лидеров этого направления, исследователь  считал, что они выражали интересы баев-феодалов, стремившихся подчинить  себе демократическое движение масс.

Автор отметил роль газеты "Казах", на страницах которой  публиковались работы алашевцев  по экономическим вопросам развития края. Являясь сторонниками постепенного эволюционного метода подъема экономической  жизни казахов, они, по мнению Д.И. Кабдиева пытались сохранить традиционную структуру кочевого хозяйства, обрекали его на регресс и застой.

Работа Д.К. Кабдиева, несмотря на традиционные подходы и  оценки алашского движения, представляет определенный научный  интерес в  связи с публикацией в ней  материалов газеты "Казах" - как основного источника по вопросам развития экономической мысли в Казахстане.

Общее состояние в  историографии 1950 - начала 1980-х годом  по истории Алаш отразилось и на состоянии диссертационных работ. В большинстве своем они рассматривают вопросы этого движения в связи с развитием революционного движения и Казахстане, гражданской войны.

Основной массив представляют работы по истории гражданской войны  и военной интервенции. В них, как правило, отражена "контрреволюционная деятельность" партии Алаш, выразившаяся в поддержке казачьего и белого движения в Казахстане.

О роли этого движения упоминается в диссертациях, исследующих  проблемы национально-государственного строительства, также в работах  историографического характера, "разоблачающих  реакционность буржуазной историографии пи проблемам социалистического строительства в Казахстане". В большинстве работ использованы уже известные и ранее использованные источники, введение которых служило для подтверждения уже знакомых оценок деятельности алашской интеллигенции.

Анализ литературы 1970 - начала 1980-х годов свидетельствует  о "застойности" в характере  освещения истории алашского движения. Авторы многочисленных исследований по истории революционного движения в Казахстане, гражданской войны и иностранной интервенции использовали лишь данные своих предшественников с небольшими дополнениями, подводя все под один знаменатель.

Фрагментарные упоминания о деятельности алашевцев в этих и других событиях нужны были для  утверждения ряда стереотипов, таких как "поддержка белого движения в Казахстане", "вредительство" в области образования и науки, "реакционности, их идейно-политических, философских, экономических взглядов. Несмотря на расширение источниковой базы исторических исследований, вовлечения их в научный оборот, по истории алашского движения не изучались целые комплексы проблем: социальная   природа  и   этапы   формирования   движения национальной  интеллигенции,  роль  и место  в истории  национально-освободительной борьбы казахского народа и др. Вместо этого наблюдалась стагнация научной мысли, повторение уже известных фактов и их оценка, что в целом обедняла  результаты исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. История движения Алаш в современной историографии.

 

2.1. Исследование истории Алаш в конце 80-х - начале 90-х годов

 

Качественно новый этап в изучении данной проблемы начинается с конца 1980-х годов, когда с  общества были сняты определенные  идеологические запреты. Начало этапа  совпадает с провозглашенным  руководством КПСС курсом перестройки и гласности, реформированием всех сторон жизни общества. Начало 1990-е гг. характеризуется появлением ряда монографических работ, определивших основные концепции и подходы по рассматриваемой проблеме.

В историографии Казахстана второй половины 1980-х годов, несмотря на то, что она являлась составной частью советской исторической науки, наблюдается ее отставание от темпов развития общесоюзной.

Это было связано, прежде всего, с проведением жесткой  политики властей в связи с  декабрьскими событиями 1986 года. В 1986-1988 годах был налицо репрессивный характер идеологии КПСС по национальному вопросу в республике. По этой же причине, позднее, чем в целом по стране, началась акция по реабилитации жертв тоталитарного режима.[8,c.117]

Фактически с этого  времени происходит активизация исследовательской и публикаторской деятельности по алашской проблеме. Разработка проблематики шла, главным образом, через периодическую печать, освещение жизни и деятельности забытых исторических персонажей Алаш.

Важную роль в процессе переосмысления сыграли научные конференции, «круглые столы», где намечались контуры новых подходов.

В июле 1989 г. в Казахском  научно-исследовательском институте  марксизма-ленинизма состоялась дискуссия  «Алаш-Орда: истории зарождения, деятельности и крушения». В ее работе приняли, участие видные ученые-обществоведы такие как: М.Козыбаев, А.Сармурзин, М.Койгельдинов, М.Бурабаев, В.Григорьев и др. Характер, ход обсуждения проблемы высветили наряду с традиционными подходами к обсуждаемой проблеме и новые.

Но, несмотря на явное противоречие между объектом методами   его   исследований,   большинство   участников придерживались старых схем, в рамках которых предлагалось рассматривать алашскую проблему. Выработка новых теоретико-методологических подходов стала непременным условием в изучении искомой проблемы. Вплоть до 1991-1992 годов сдвиги в ее познании были незначительны. Характер большинства работ  начального этапа исследования свидетельствует о данной тенденции

Попытки отхода от старых догматизированных установок и догм заметны  в казахскоязычной литературе, в то время как в публикациях на  русском языке доминирующими оставались прежние оценки и подходы.

Так, в известной работе В.К. Григорьева «Противостояние (Большевики и непролетарские партии в Казахстане 1917-1920 гг.)» Алаш определен как буржуазно-националистическая партия, выражавшая интересы феодально-байской верхушки. Классовая ограниченность и неоднородность, по мнению автора, обусловили её политический крах.

Обратившись к истории  образования Алаш, В. Григорьев остановился на характере социально-экономических отношений в Казахстане в начале XX века. Процесс капитализации, отразившийся на социально-классовой структуре казахского общества, предопределил и состав национальной интеллигенции.

Отметив ее многослойность, автор разделил интеллигенцию на две неравные части: немногочисленный состав - около ста человек, по его мнению, составлял элиту. К ним относились те, кто имел высшее или незаконченное высшее образование, и являлись выходцами из феодально-байских кругов: А. Букейханов, М. Тынышпаев,  Д. Досмухамедов,  М. Тынышпаев, М. Чокаев

Также автор дает оценку  признанному лидеру партии Алаш А. Букейханову. Обратившись к истории образования  национальной партии, В.К. Григорьев  отметил руководящую роль в этом А. Букейханова. Исследователь справедливо указал, что именно он определял политическое лицо и вел социально-экономическую проблематику "Казак". Благодаря этому, газета стала органом общенационального масштаба, вокруг которой сложились актив и сторонники будущей партии.

Анализируя их политическую платформу, автор пришел к выводу о беспрекословной поддержке  самодержавия, а в эволюционистских воззрениях А. Букейханова В. Григорьев  видел его приверженность к  застойным, регрессивным формам развития казахского общества.[1,c.98]

Сохраняя, преемственность  в освещении политических взглядов  А. Букейханова после февральской  революции, Б. Елькеев  подчеркнул непризнание  им советской власти, против которой  он организовал борьбу, установив  связи с контрреволюционными силами атамана Дутова и правительства Колчака . Для достижении! своих целей, считает автор, (установления на территории казахской автономии буржуазного порядка), А.Букейханов «безуспешно использовал... национальный флаг, национальные символы, в плену которых оказались многие представители интеллектуальных слоев  казахского общества».

Исследователь B.C. Познанский, придерживаясь общепринятой  оценки в деятельности его лидеров в период гражданской войны как контрреволюционной, направленной против советской власти, считал ее неприемлемой лишь в отношении их работы в партийных  советских органах в 1920-х гг.

Информация о работе Движение Алаш. Историография проблемы