Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:25, реферат
Всем известна деятельность Петра Великого, реформировавшего и перевернувшего устои Российского государства, что позволило России в короткий срок совершить огромный скачок вперед. Но менее известно, что подготовка реформ Петра велась уже с середины XVII века. Было интересно найти начало этого преобразовательного движения во время правления отца Петра I , царя Алексея Михайловича, когда рядом с ним развивали свою деятельность первые реформаторы России, которые начали закладывать фундамент для реформ, осуществить которые удалось Петру. Рядом с Алексеем Михайловичем были люди, которых можно считать родоначальниками реформаторского движения в России, деятельность которых особенно интересна.
Введение 3
I. Общее положение России в XVII веке 4
II. Царь Алексей Михайлович 6
III. Федор Михайлович Ртищев 9
IV. Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин 11
V. Артамон Сергеевич Матвеев 16
VI. Патриарх Никон 19
Заключение 24
Список литературы 26
Санкт-Петербургский
государственный морской
кафедра
истории
Реферат
по истории
Царствование Алексея Михайловича.
Первые
реформаторы России.
Студентки группы 11ПМ1
Санкт-Петербург
2001
О г л
а в л е н и е
Всем известна деятельность
Россия во второй половине XVII века, перед эпохой преобразования, обладая огромной территорией (от Восточно-Европейской равнины до просторов Сибири), имея впечатляющий запас природных богатств, тем не менее, серьезно отставала от ведущих европейских держав. Россия в своей древней истории - страна преимущественно сельская, земледельческая, а такие страны обычно бедны и развиваются чрезвычайно медленно. Это отставание проявилось и в неразвитости капиталистических отношений, о чем свидетельствовало небольшое число мануфактур; и в недостаточности изысканий и добычи полезных ископаемых, что приводило к необходимости импорта изделий из них; и в слабом развитии международной торговли ввиду невозможности выхода к Балтийскому и Черному морям; и в низком уровне науки и просвещения. Но помимо этих неблагоприятных условий было еще другое: Россия - громадное континентальное государство, не защищенное природными границами, открытое для врагов с востока, юга и запада.
Технико-экономическая
Усугубляли положение и
Но дело не могло ограничиться одним прикреплением сельского населения к обрабатываемой им земле: в городах живут так называемые посадские, тяглые люди, промышленники, торговые люди. Промышляют и торгуют они в очень небольших размерах, но платят подати, несут очень большие повинности. А тут еще новая для них тягость - воевода и приказный человек. В древней России военный или ратный человек в мирное время должен был занимать правительственные должности, которые соединялись с судебными должностями. В финансовом отношении назначения на такие места служило дополнительным содержанием к поместью для служилого или военного человека; и так как государство не могло дать ему жалования, то предоставляло ему содержаться доходами с управляемой им местности, кормиться за ее счет. Таким образом, и город, подобно селу, должен был непосредственно содержать, кормить военного человека, который естественно привыкал к мысли, что он имеет право непосредственно кормиться за счет невооруженного человека, а тот обязан кормить его и служить ему.1
Тяжелое положение тяглого человека, обремененного податями, увеличивалось еще таким отношением к областным правителям, как кормленщикам, и часто тяглый человек бежал от невыносимой тягости, укрывался, вступал в зависимость от сильных и богатых людей, чтобы найти в ней льготу и покровительство. Вот почему в древней России мы видим сильное стремление добровольно входить в частную зависимость. Но, кроме этого добровольного закабаливания себя в личное услужение, видим стремление людей, имеющих свое независимое хозяйство и промыслы, закладываться за людей сильных для приобретения защиты и освобождения от тяжких государственных повинностей. Пустеют целые волости от тяжких податей и воеводских притеснений; бегут или закладываются посадские люди.
Для стабилизации положения в стране необходимы были преобразования как в экономической, так и в политической сферах. Уже во второй половине XVII века в России появляются предпосылки преобразований, подготовившие важнейшие реформы. В первую очередь это: объективная потребность в развитии промышленности и внешней торговли, науки и образования, а также стремление не только отстоять свои земли от посягательств Швеции, Речи Посполитной, Турции, но и утвердиться в ранге сильной европейской державы.2 Как считает историк С.М.Соловьев, русский человек начинает обращать внимание на сходства и различия между соседями и замечает резкое различие между восточным и западным человеком, грубость первого, умелость, образование второго. Особенно поразило русского человека, в противоположность с его собственной бедностью, богатство немца, англичанина, голландца - богатство и искусство. Русский человек присматривается к немцам и видит, что богаче, искуснее немцы приморские, те, которые плавают и торгуют по всем морям. Отсюда для русского человека представление моря как силы, которая дает богатство, отсюда стремление к морю, чтобы посредством его стать таким же богатым и умелым народом, как народы приморские. Таким образом, богатство и умелость иностранцев, противопоставленные собственной бедности и неразвитости, пробудили стремления выйти из своего затруднительного положения, отсюда движение от востока к западу, от Азии к Европе, от степи к морю.3
В XVII веке в России появилось несколько противоположных течений, волновавших русское общество. Одно отталкивало его к старине, а другое увлекало его вперед, в темную даль неведомой чужбины. Эти противоположные влияния рождали и распространяли в обществе смутные чувства и настроения. Но в отдельных людях, становившихся впереди общества, эти чувства и стремления уяснялись, превращались в сознательные идеи и становились практическими задачами. Остановим наше внимание только на немногих людях, шедших во главе преобразовательного движения, которыми подготовлялось дело Петра. В идеях и задачах, поставленных ими, сильнее всего обнаруживаются существенные результаты этой подготовки. То были идеи и задачи, которые прямо вошли в преобразовательную программу Петра, как завет его предшественников.
Первое место между этими предшественниками принадлежит, бесспорно, отцу Петра - царю Алексею Михайловичу. В нем отразился первый момент преобразовательного движения, когда вожди его еще не думали разрывать со своим прошлым и ломать существующее. Алексей Михайлович принял в преобразовательном движении позу, соответствующую такому взгляду на дело: одной ногой он еще крепко упирался в родную православную старину, а другую уже занес было за ее черту, да так и остался в этом нерешительном переходном положении. Он вырос вместе с поколением, которое нужда впервые заставила заботливо и тревожно посматривать на еретический Запад в надежде найти там средства для выхода из домашних затруднений, не отрекаясь от понятий, привычек и верований благочестивой старины. Царь Алексей и его сверстники не менее предков дорожили своей православной стариной; но некоторое время они были уверены, что можно щеголять в немецком кафтане, даже смотреть на иноземную "комедийную потеху" и при этом сохранять в неприкосновенности те чувства и понятия, какие необходимы, чтобы с набожным страхом помышлять о возможности нарушить пост в крещенский сочельник до звезды.
Алексей Михайлович родился 10 марта 1629 года. Он прошел полный курс древнерусского образования, или словесного учения, как тогда говорили. До пятилетнего возраста оставался на попечении у царских "мам". С пяти лет, под надзором Б.И. Морозова, он стал учиться грамоте по букварю, затем приступил к чтению часовника, псалтыря и деяний Святых Апостолов; в семь лет начал обучаться письму, а в девять - церковному пению. При этом он до мельчайших подробностей изучил чин церковного богослужения, в чем мог поспорить с любым монастырским и даже соборным уставщиком. Царевич прежнего времени, вероятно, на этом бы и остановился. Но Алексей воспитывался в иное время, у людей которого настойчиво стучалась в голову смутная потребность ступить дальше. Когда ему было 11 - 12 лет, у него составилась маленькая библиотека; из книг, ему принадлежавших, упоминаются, между прочим, лексикон и грамматика, изданные в Литве, а также космография. В числе предметов "детской потехи" будущего царя встречаются: конь и детские латы "немецкого дела", музыкальные инструменты, немецкие карты и "печатные листы" (картинки). Таким образом, наряду с прежними образовательными средствами, заметны и нововведения, которые сделаны были не без прямого влияния Бориса Ивановича Морозова, одного из первых русских бояр, сильно пристрастившегося к западноевропейскому. Последний одел в первый раз молодого царевича с братом и другими детьми в немецкое платье. 4
На 14-м году царевича
Одной из главных сфер, в которой
Алексей Михайлович пытался
Важнейшим историческим
Информация о работе Царствование Алексея Михайловича. Первые реформаторы России