Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 12:29, курсовая работа
Актуальность темы исследования - в начале 90-х гг. XX века в мировом развитии произошли кардинальные перемены, которые серьезно изменили геополитическую структуру мира. Современный мир постепенно становится все более взаимозависимым и одновременно более уязвимым.
Объектом исследования - определена Центральная Азия как единый регион со своими геополитическими, территориальными, демографическими, политическими, экономическими, социальными, ресурсными и другими параметрами, а также внешнеполитическая деятельность России и США в отношении Центральноазиатского региона.
Предметом исследования - выступают геополитические интересы России и США в Центральной Азии, формы международного сотрудничества России и Китая, а также США, Турции, Ирана, Пакистана с государствами Центральной Азии, с учетом специфики интересов каждого государства этого региона.
Целью исследования - является попытка выявить основные тенденции, которые, возможно, в дальнейшем будут определять характер развития взаимоотношений России и Центральной Азии, государств Центральной Азии и США, а также характер взаимоотношений России и США в Центральной Азии.
Для раскрытия данной цели подразумевает выполнение ряда задач:
- выявить основные направления в геополитических интересах России и США в Центральной Азии;
- проанализировать экономические и политические интересы России и США в Центральной Азии;
- рассмотреть остальные страны и их интересы.
Методы исследования, применяемыми в данной работе являются: анализ и синтез, сравнения и аналогии, изучение и анализ учебной, научной литературы, периодических изданий.
Введение
Глава 1. Характеристика региона Центральной Азии (географическая, экономическая, политическая)
1.1.Географическая характеристика региона Центральной Азии
1.2. Экономическая и политическая характеристика региона Центральной Азии
Глава 2. Экономические интересы США и России
2.1. Россия и ее интересы в Азии
2.2. США и ее интересы в Азии
Глава 3. Политические интересы США и России
3.1.Политические интересы России в центральной Азии
3.2.Политеческие интересы США в центральной Азии
Глава 4. Остальные страны и их интересы
4.1. Интересы Ирана с Таджикистаном, Казахстаном, Туркменистаном
4.2. Интересы Ирана с Узбекистаном, Кыргызстаном, Афганистаном
Заключение
Список литературы
Но в последние годы узбекский президент Ислам Каримов все чаще стал выражать заинтересованность в развитии сотрудничества с Ираном. Между странами развивается торгово-экономическое сотрудничество, они договорились о развитии отношений в области сельского хозяйства, транспорта, добычи и переработки нефти и газа, строительства, фармацевтики и банковского дела. В 2008 году объем ирано-узбекского товарооборота превысил $600 млн. Узбекистан экспортирует в Иран хлопок, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, химволокно и другую продукцию. Иран же поставляет в Узбекистан строительные материалы, моющие средства, продукты питания, чай, фрукты и прочие товары.
В июне 2003 года во время официального визита Ислама Каримова в Иран руководители двух стран подписали соглашение о международных транспортных маршрутах, благодаря которому Узбекистан получил возможность сократить путь к портам Персидского залива, вывозя свою продукцию через иранские порты Бандар-Аббос и Чобахор на побережье Индийского океана, а Иран стал доставлять свои товары в Центральную Азию и страны СНГ через территорию Узбекистана13.
Двусторонние отношения между Ираном и Кыргызстаном развиваются, в целом, достаточно ровно и не отличаются особой динамикой. Между двумя странами подписан ряд соглашений в области транспорта, таможенной деятельности, торгово-экономической сфере, налажено взаимодействие в области образования, культуры, туризма, таможенного дела, финансов, борьбы с наркотиками и оргпреступностью, стороны обеспечивают друг друга промышленными товарами и сельхозпродукцией ряда наименований. Тегеран время от времени выделяет Бишкеку миллионные гранты и инвестиции. К примеру, в конце 2008 года Иран пообещал выделить Кыргызстану в качестве финансовой помощи до 200 млн. евро для реализации экономических проектов. Иранские дорожно-строительные компании приняли участие в реализации проекта стратегической автомагистрали «Бишкек - Ош». Страны планируют увеличить ежегодный объем двусторонней торговли до 100 миллионов долларов.
Установлены связи и налаживается торгово-экономическое сотрудничество между Ошской областью Кыргызстана и иранской провинцией Хорасан, Джалалабадской областью и провинцией Казвин, Чуйской областью и провинцией Хамадан.
Несомненно, что принятое в феврале 2009 года киргизским президентом Курманбеком Бакиевым решение о выводе из страны авиабазы сил антитеррористической коалиции «Манас» было весьма положительно воспринято Тегераном. Ведь присутствие в регионе военных сил НАТО
причиняет Ирану массу беспокойств, особенно в свете пронесшегося
______________________________
13
Бектанова А.К. Институционализация гражданского
общества в Киргизстане. Автореф. дис.
канд. полит, наук. Б., 2001 г.
слуха о намерении США атаковать иранскую территорию именно с этой авиабазы. Впрочем, Кыргызстан сразу же заявил о неприемлемости использования военной базы «Манас» против Ирана в случае военной операции, тем более что Тегеран заявил, что ответит ударами по точкам, откуда будут запущены ракеты, нацеленные на иранскую территорию.
Политика Ирана в отношении Кыргызстана является частью более глобальной иранской стратегии в центрально-азиатском регионе, которая нацелена на нейтрализацию усилий США по экономической и политической изоляции Ирана в его ближайшем окружении.
Как и в случае с Таджикистаном, Иран с Афганистаном связывают общность языка, культур, нравов и традиций. На протяжении всего периода функционирования афганского государства Исламская Республика стремится укреплять в нем свое влияние, а присутствие в Афганистане третьих государств рассматривается Тегераном как угроза его национальной безопасности. Поэтому в прошлом веке ИРИ активно противостояла советским войскам, а позже стала активно и бескомпромиссно выступать против талибов, которые, несмотря на декларацию своей фанатичной приверженности к исламу, являются угрозой безопасности исламского Ирана.
На протяжении внутриафганской войны ИРИ оказывала антиталибским силам моральную, политическую, материальную и финансовую помощь, а затем в числе первых поддержала временное переходное правительство Хамида Карзая. Сегодня даже США - давний противник Ирана - признают, что без участия этой страны в урегулировании ситуации в Афганистане не обойтись, и ищут пути сближения с ИРИ в данном вопросе. Тегеран дал понять, что готов сотрудничать в деле восстановления Афганистана и, возможно, даже предоставит свои порты для транзита невоенных грузов, что позволит снизить остроту вопроса с транзитом через территорию России и стран Центральной Азии. В то же время Иран выступает против увеличения контингента сил НАТО в Афганистане, опасаясь, что эскалация конфликта увеличит поток беженцев в сопредельные страны, куда будут пытаться проникнуть и бандформирования.
Тегеран заинтересован в том, чтобы Соединенные Штаты были связаны войной в Афганистане: это гарантирует отсутствие активных действий американцев против самого Ирана. В свою очередь, некоторые афганские депутаты считают, что Иран снабжает боевиков движения Талибан оружием, а также создает на своей территории лагеря для подготовки боевиков, которые затем проникают в Афганистан и воюют против правительственных войск и сил западной коалиции.
Как бы там ни было, Тегеран продолжает вести активную деятельность по поддержке афганцев в восстановлении и модернизации страны. Между двумя государствами установлены контакты в банковской, торгово-экономической, сельскохозяйственной, социальной и других сферах. По инвестициям в Афганистан ИРИ находится на 4-м месте. Основные направления иранской финансовой помощи Афганистану - строительство дорог, мостов, энергетических объектов, помощь в сельском хозяйстве, здравоохранении, коммуникациях и других областях.
Иран оказывает содействие в повышении уровня образования населения Афганистана, в создании библиотек и типографий, проведении научных семинаров и выставок. Кроме того, Тегеран финансирует курсы подготовки афганских дипломатов, создание пограничных блокпостов, мероприятия по борьбе с наркотрафиком и по восстановлению афганской армии.
При содействии Ирана были построены дороги Герат-Исламкала и Герат-Меймена. Крупнейшим событием стало открытие в 2005 году шоссейной дороги Догарун-Герат длиной 123 километра, которая соединила иранскую провинцию Хорасан с афганской западной провинцией Герат.
Ранее, в 2004 году, на границе Ирана и Афганистана был открыт мост Милак, который обошелся иранской стороне в 3 миллиона долларов США.
Роль Ирана в судьбе
решить проблему восстановления стабильности и безопасности в этой стране невозможно.
Таким образом, Тегеран стремится стать одним из ключевых внешнеэкономических партнеров стран Центральной Азии, а также укрепить свои позиции в областях, традиционно входящих в зону иранского влияния - Таджикистан, Западный и Северо-Восточный Афганистан, Туркменистан.
Кроме того, в последнее время Иран проявляет
активный интерес к интеграции в Шанхайскую
организацию сотрудничества (ШОС) и Организацию
Договора о коллективной безопасности
(ОДКБ). В настоящее время ИРИ имеет в ШОС
статус наблюдателя, но в марте 2008 года
Тегеран подал официальную заявку на членство
в организации14. Большую часть членов
обеих структур, основной сутью которых
является обеспечение военной безопасности
входящих в них государств, составляют
центральноазиатские страны СНГ - Казахстан,
Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан,
и стремление стать полноправным членом
военно-политического союза с Россией
и этими республиками является для Ирана
мощным стимулом для более тесного взаимодействия
с центральноазиатским регионом.
______________________________
14 Искандаров А.И. Интеграционные процессы в государствах Центральной Азии (на примере Республики Таджикистан и Туркмении). М., 2008 г.
Заключение
Данная работа подготовлена на
основе изучения широкого
Для реализации цели
Раскрыли направленность и рассмотрели результаты усилий США по обеспечению безопасности в регионе; обозначили и проанализировали области расхождения и точки соприкосновения курса России и США в Центральной Азии, показать роль России как стабилизатора американских амбиций; произвели оценку сильных и слабых сторон Центральноазиатской политики. Выяснили что, регион Центральной Азии приобретает все большее значение для реализации внешнеполитической стратегии США; политика Вашингтона в Центральной Азии направлена на наращивание своего влияния в регионе, прежде всего за счет закрепления здесь своего военного присутствия на постоянной основе; главными составляющим американской политики в странах региона является геополитика (сфера безопасности), геоэкономика и демократизация в соответствии с американским рецептом «демократического стандарта»; политика США в регионе, определяемая их общим стремлением доминировать в мире, характеризуется, несмотря на прагматизм и результативность наличием противоречий и «двойных стандартов», игнорированием местных политических реалий и социокультурной специфики; на данном этапе военное присутствие США в Центральной Азии объективно способствует обеспечению безопасности региона, а при определенной корректировке целей, задач и методов реализации американской политики на данном региональном направлении эта политика может и должна способствовать стабилизации и улучшению ситуации в государствах региона и в других ключевых областях их жизнедеятельности; в своей Центральноазиатской политике США все большее внимание уделяют Киргизстану.
США и НАТО сотрудничают с Россией в сфере безопасности и от результатов этого сотрудничества будет во многом зависеть и военно-политический «расклад» в Центральной Азии; следует прогнозировать возрастание влияния в Центральной Азии Китая, выдвигающегося на роль второй сверхдержавы XXI столетия, что дополнительно стимулирует усилия США по закреплению в регионе; будучи в основной своей массе сориентированы на Россию, страны Центральной Азии обоснованно используют американский фактор для нужд своего развития (привлечение инвестиций и помощь) и обеспечения безопасности, однако как показывает ряд примеров, не намерены поступаться собственными интересами и упущенными выгодами ради США; маневрируя между большими державами, страны региона не намерены в то же время играть на противоречиях между ними; желая для себя, твердых и ясных гарантий. Такие гарантии им, и, в частности Киргизстану, дает участие в СНГ, ОДКБ и других евразийских организациях полностью равноправной и взаимовыгодной основе.
Вместе с тем дальнейшее продвижение российских интересов в страны Центральной Азии невозможно без принятия региональной стратегии. В ней должны быть четко сформулированы цели и задачи военно-политических и экономических связей России с государствами региона, а также методы и средства по их достижению.
Необходимо учитывать
США и России в Центральной Азии по-разному видят свою миссию в регионе Азии. Главный вывод заключается в необходимости кооперации, в признании того факта, что каждая из держав имеет собственные интересы и собственные основания для присутствия в регионе. Такой подход не означает отсутствия разногласий и может диктоваться весьма приземленными и эгоистическими соображениями (в США, например, считают, что нельзя оставить регион на откуп России и Китаю).
Однако, несмотря на подозрительность
и ревность, на раздражение и законные
обиды в Центральной Азии, столь различные
державы обречены на то, чтобы координировать
свои усилия. И это, наверное, самый важный
вывод, к которому можно прийти сегодня.