Каламбур как средство комического в англоязычных рассказах на примере рассказов О’Генри

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 12:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является проанализировать комическое как эстетическую категорию, выраженную языковыми средствами в современной литературе; рассмотреть каламбур как средство комического в современных произведениях английских авторов; выявить и исследовать те ключевые стилистические позиции, которые делают язык писателей неповторимым, определить средства комизма современных англоязычных писателей.

Содержимое работы - 1 файл

курсовик))).doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

     ВВЕДЕНИЕ 

     Данная  работа называется «Каламбур как  средство комического в англоязычных рассказах на примере рассказов О’Генри», в которой раскрывается суть комического как эстетической категории, и рассматриваются наиболее часто употребляемые способы и приемы выражения комического англоязычными авторами ХХ века.

     Целью данной работы является проанализировать комическое как эстетическую категорию, выраженную языковыми средствами в  современной литературе; рассмотреть  каламбур как средство комического  в современных произведениях английских авторов; выявить и исследовать те ключевые стилистические позиции, которые делают язык писателей неповторимым, определить средства комизма современных англоязычных писателей.

     Данная  курсовая работа состоит из 2 частей: теоретическая и практическая. В теоретической части рассматривается комическое как эстетическая категория и каламбур как средство комического, средства и способы его создания, а также функции каламбура.  Во второй части рассмотрены произведения англоязычного автора ХХ века О’Генри, и на основе проанализированных рассказов О’Генри сделаны соответствующие выводы об использовании в них каламбура как средства  создания комического.

 

      Комическое всегда было одним из предметов литературоведческого исследования. Но с течением времени меняется  менталитет людей и  понимание человеком комического. Изменяются не только формы и средства комического, но также стили авторов. Каждый автор использует определенные приемы и способы выражения комического, из-за чего его стиль и язык становится уникальным и неповторимым. Но хотя язык каждого автора является особенным, тем не менее, можно найти наиболее общие черты выражения комического авторами одного столетия. Поэтому в данной работе проанализированы некоторые литературные источники и рассмотрен каламбур как средство комического, используемое современными авторами в комических рассказах.

     Все это и позволяет говорить о  новизне и актуальности представленного  исследования.

     Цель  работы – проанализировать комическое как эстетическую категорию, выраженную языковыми средствами в современной литературе; рассмотреть каламбур как средство комического в прозведениях современных англоязычных авторов; выявить и исследовать те ключевые стилистические позиции, которые делают язык писателей неповторимым; определить средства комизма современных англоязычных писателей (на примере рассказов О’Генри)

     Задачи:

     -  рассмотреть и уточнить понятие  комизма как эстетической категории,

     -  рассмотреть языковые способы  и приемы выражения комического     ( на примере каламбура),

     Объект  исследования – комическое как эстетическая категория; каламбур как средство создания комического.

     Предмет исследования – языковые способы и приемы выражения комического в художественном тексте (на примере каламбура).

     Материалом  для исследования послужили рассказы О’Генри.

 

  1. Теоретические обоснования исследования комического как эстетической категории
 

Прежде чем  начать рассмотрение комического как  эстетической категории, следует разобраться  что есть комическое. В различных  словарях и энциклопедиях определение слова «комическое» даётся по-разному. Рассмотрим  несколько примеров.

Краткая литературная энциклопедия А.А. Суркова : «Комическое – это эстетическая категория, подразумевающая отражение в искусстве явлений, содержащих несоответствия, несообразность или  алогичное противоречие, и оценку их посредством смеха». Далее указано, что разновидностями и одновременно претворением эстетической категории в искусстве являются юмор, сатира, сарказм, гротеск.

В литературном энциклопедическом словаре В.М. Кожевникова и П.А. Николаева (1987) говорится, что комическое (от греч. komikos  - веселый, смешной, от komos – веселая ватага ряженых на сельском  празднестве Диониса в Древней Греции) , смешное; это смех от радостной беспечности, избытка сил и свободы духа – в противовес гнетущим заботам предыдущих и предстоящих будней, повседневной серьёзности – и вместе с тем смех возрождающий.

Словарь современного русского литературного языка (1956) даёт определение слова «комическое» следующим образом : комический значит 1. свойственный комедии. 2. смешной, забавный.  

     В своей книге «О чувстве юмора  и остроумии» Александр Наумович Лук приводит список человеческих чувств, в который, помимо высших социальных чувств, он также включает список «эстетических чувств»:

     а)   чувство возвышенного;

     б)   чувство прекрасного;

     в)   чувство трагического;

     г)   чувство комического.

     Эти «эстетические чувства» составляют четыре эстетические категории: категорию  возвышенного, категорию прекрасного, категорию трагического и категорию  комического. 

    1.  Общая природа комического
 

     «…Another very old and very widespread classification opposes tragedy and comedy. It is all the more evident here that these (historical) genres must be distinguished from the general categories of the tragic and the comic. Aristotle noted the opposition without explaining it. In Italian and French classicism  tragedy is characterized by the seriousness of the action, the worthiness of the characters and the unhappy ending, while comedy is  characterized by every day actions characters of low estate and the happy ending…» - так понятие комического объясняет Encyclopedic Dictionary of the Sciences of Language by Johns Hopkins, Ducrot, Todorov.  Комическое по своему происхождению, сущности и эстетической функции носит социальный характер. Его истоки коренятся в объективных противоречиях общественной жизни. Комическое может проявляться по-разному: в несоответствии нового и старого, содержания и формы, цели и средств, действия и обстоятельств, реальной сущности человека и его мнения о себе. Видом комического является, например, попытка безобразного, исторически обреченного, бесчеловечного лицемерно изображать себя прекрасным, передовым и гуманным. В этом случае комическое вызывает гневный смех и сатирическое, отрицательное отношение. Комична бессмысленная жажда накопления ради накопления, поскольку она находится в противоречии с идеалом всесторонне развитого человека.  Комическое имеет различные формы: сатира, юмор и т. д.

     Понятие «комическое» произошло от греческого «koikós» — «весёлый», «смешной» и от «komos» — веселая ватага ряженых на сельском празднестве Диониса в Древней Греции и перешло в русский язык со значением «смешное». Начиная с Аристотеля, существует огромная литература о комическом, его сущности и источнике; исключительная трудность его исчерпывающего объяснения обусловлена, во-первых, универсальностью комического (всё на свете можно рассматривать «серьёзно» и «комически»), а во-вторых, его необычайной динамичностью, игровой способностью скрываться под любой личиной. Комическое часто противопоставляли трагическому, возвышенному, совершенному, серьёзному, трогательному, но достаточно известны трагикомический и высокий (т. е. возвышенный), серьёзный и трогательный (особенно в юморе) виды смешного. Сущность комического усматривали в «безобразном» (Платон), в «самоуничтожении безобразного», в разрешении чего-то важного в «ничто», но чаще всего определяли формально, видя ее в несообразности, несоответствии (между действием и результатом, целью и средствами, понятием и объектом, и т.д.), а также в неожиданности; однако существует и комические «соответствия», и нередко впечатляет как раз комическое «оправдавшегося ожидания» (суждения признанного комика, «шута», в его устах сугубо смешны). Мало удовлетворяя в роли универсальных формул, разные эстетические концепции комического, однако, довольно метко определяли существо той или иной разновидности комического, а через нее и некую грань комического в целом.  

       Общую природу комического легче  уловить, обратившись сначала  в духе этимологии слова к  известному у всех народов  с незапамятных времён игровому, празднично весёлому (нередко с участием ряженых), коллективно самодеятельному народному смеху, например в карнавальных играх. Это смех от радостной беспечности избытка сил и свободы духа — в противовес гнетущим заботам и нужде предыдущих и предстоящих будней, повседневной серьёзности и вместе с тем смех возрождающий. К этому «воскрешающему» смеху («рекреационному», восстанавливающему силы) — как в школе во время перемены (рекреации) между двумя уроками, — когда в свои права вступает игровая фантазия, применимо одно из общих определений комического: «фантазирование... рассудка которому предоставлена полная свобода» . На карнавальной площади, как и в частном доме за пиршественным столом, всегда и везде где миром правит игровой смех «комоса», воцаряется двузначная атмосфера действительности, преломленной сквозь призму изобретательной фантазии: богатый на выдумки «играющий человек» как бы подвизается в роли изобретательного «творческого человека». Все элементы смешного образа при этом взяты из жизни, у реального предмета (лица), но их соотношения, расположение, масштабы и акценты («композиция» предмета) преображены творческой фантазией. По содержанию смех универсальный и амбивалентный (двузначный — фамильярное сочетание в тоне смеха восхваления и поношения, хулы и хвалы). Это и смех синкретический как по месту действия — без «рампы», отделяющей в театре мир комический от реального мира зрителей, так и по исполнению — часто слияние в весельчаке автора, актёра и зрителя. Например, средневековый шут, древнерусский скоморох, комик в быту, который, импровизируя, потешается и над собой, и над слушателями, над своей натурой как над их натурой, откровенно (в состоянии «свободы духа») представленной. В празднично игровом, глубоко объективном по своей природе смехе как бы сама жизнь празднует и играет, а участники игры — лишь более или менее сознательные органы её. 

       Ещё Аристотель отметил, что  смеяться свойственно только  человеку (у некоторых высших  видов животных, у человекоподобных  обезьян и собак, наблюдаются зачаточные формы беззвучного смеха). Велико антропологическое значение комического; по словам И. В. Гете, ни в чем так не обнаруживается характер людей, как в том, что они находят смешным. Истина эта равно применима к отдельным индивидам, целым обществам и эпохам (то, что не кажется смешным одной культурно-исторической среде, начиная с обычаев, одежды, занятий, обрядов, форм развлечений и т.п., вызывает смех у другой, и наоборот), а также к национальному характеру, как это обнаруживается и в искусстве (роль юмора, особенно эксцентрического, в английской, остроумия во французской литературе, сарказма в испанском искусстве). Величайшим объективным источником комического является, сохраняя при этом «игровой» характер, история человеческого общества, смена отживших социальных форм новыми.

     Комическое  имеет отношение ко всем видам  искусства (за ис-ключением разве  архитектуры). Трудно найти художника, не пытавшегося использовать возможности  комического, не стремившегося обогатиться  за счет этого неиссякаемого источника народного духа. Это относится и к художественной литературе, и к киноискусству, к музыке и живописи. 

     Единственный  предмет комического — это  человек (и человекоподобное в зверях, птицах и т.д.). Комическое поэтому чуждо архитектуре, а другим искусствам свойственно в разной мере. Наиболее благоприятна для универсальной природы комического художественная литература, где на комическом основан один из главных и наиболее игровой вид драмы — комедия. 

     1.2  Теории комического

     Все существующие теории рассматривают комическое или как чисто объективное свойство предмета, или как результат субъективных способностей личности, или как следствие взаимоотношений объекта и субъекта.

     А.Н.Лук: «... не все смешное комично, но все  комическое смешно». Иными словами, обладая всеми признаками смешного, комическое обладает еще каким-то дополнительным признаком. Это признак общественной значимости». «Комическое – это общественно значимое смешное».

     В этой мысли существенны две особенности. Первая относится к трактовке  сущности комического: комическое нельзя отождествлять со смешным вообще, оно общественно значимый смех. Вторая особенность связана с тезисом о том, что «все комическое вызывает смех, однако не все, что вызывает смех, есть комическое».

Владимир Яковлевич  Пропп в своей книге «Проблемы комизма и смеха»  в  первой главе говорит, что беглый обзор существующих теорий комического дает не  очень утешительную картину.

У автора напрашивается  вопрос: нужна ли нам вообще теория, и стоит ли к многочисленный существующим теориям прибавлять еще одну.

Теорий комического  действительно много. Здесь приведены  наиболее интересные. 
 
 
 

Теории несовместимости

Эти теории предполагают, что юмор возникает вследствие понимания  несовместимости между ожиданием  слушателя и тем, что произошло, результатом.

вдруг складываются в некую единую картину.

К наиболее известным  приверженцам подобных идей относятся  И. Кант (1966) и А. Шопенгауэр (1993).

Информация о работе Каламбур как средство комического в англоязычных рассказах на примере рассказов О’Генри