Эллиптические предложения в современном немецком языке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:10, курсовая работа

Краткое описание

Рассмотрение эллипсиса с данных позиций позволяет выявить широкий функциональный потенциал рассматриваемой единицы не только в лингвистическом, но и в лингвокультурном аспекте.
Объектом исследования послужили эллиптические высказывания (ЭВ), функционирующие в современном немецком языке.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3
Глава I. Общая характеристика предложения ...................................................4
Глава II. Неэллиптические и эллиптические предложения…………………...6
2.1 Понятие об эллиптических предложениях ………………………………7
2.2 Виды эллиптических предложений …………………………………….. 12
Глава III. Лингвистическая характеристика и функциональные особенности современной научной прозы ………………………………………………….. 15
3.1 Концептуальная составляющая дефиниции эллипсиса ……………….. 17
3.2 Эллипсис в античной и средневековой традиции описания …………. 21
3.3 Деятельностная сфера …………………………………………………….26
3.4 Социальная сфера ……………………………………………………….. 31
Заключение ……………………………………………………………………. 38
Список использованной литературы ………………………………………… 39

Содержимое работы - 1 файл

Чистовик.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

   «Sie sollten mehr Fische fangen - wenn es doch so viele gibt!»

   «Warum?» fragte der Fischer. «Was soil ich denn damitl»

   «Verkaufen!» sagte der Mann. (Kauer, Der Fischer 2002, S. 295)

Рыбак по обыкновению ловит себе ровно  такое количество рыбы, которое требуется  к ужину. Совет подъехавшего на машине и подошедшего к нему незнакомца вызывает в рыбаке искреннее удивление и логичный вопрос, что же ему делать с излишками пойманной рыбы. Не менее удивленным оказывается и незнакомец, ведь ответ для него очевиден - рыбу необходимо продать. Если постоянно ловить и продавать рыбу, то однажды можно стать богатым человеком, а богатство - это не обязательно зло, имея деньги и разумно ими распоряжаясь помогать и приносить пользу можно не только себе, но и другим. Изображаемые автором две возможные линии поведения - довольствоваться тем, что имеешь, или предпринимать что-либо, чтобы иметь больше - ставят перед читателем проблему нравственного выбора и заставляют задуматься, чью сторону выбрать.

Введенные во времена Реформации предписания  новой этики касаются не только производственной, но и социальной практики, которая  требует качества труда и дисциплины, осуждает пьянство, требует крепить семью и приобщать детей к труду и религиозной вере.

Ценностно - ориентированное отношение к труду в рамках современного западного общества, хотя и выявляет некоторые отклонения от принципов этики протестантизма, тем не менее, в целом вполне соответствует ей по духу. Заложенное во времена Реформации понимание труда как одной из форм самосовершенствования личности характеризует реальное положение дел и сегодня.

Существенным  компонентом деятельностного проявления личности является ее восприятие времени и отношение к нему. Восприятие прошедшего, настоящего и будущего в разных культурах обнаруживает свои особенности (Mалецке, 1996, с. 83). Даже в рамках западного общества можно говорить об определенных различиях в отношении ко времени. Большинство европейцев, например, придают немаловажное значение прошлому. В особенности это касается англичан, что выражается в их приверженности традиции. Этого, однако, нельзя утверждать об американцах - их отношение к традиции не носит ярко выраженного характера. Настоящее важно для тех и других постольку, поскольку оно создает предпосылки для того, что будет. Человек, обретая сознание, начинает проектировать себя и свое будущее, устремленность в которое откладывает отпечаток на всю его деятельность в настоящем. Ценность будущего обуславливается убежденностью в реализации проектов, что сможет, в свою очередь, гарантировать благополучие и счастье как самого человека, так и его семьи и общества в целом.

Сама  личность во многом отождествляется с проектом на будущее, т. е. с тем, каким на основе своих представлений о себе самом, о своем внутреннем и окружающем мире человек видит себя по прошествии какого-то времени. Его планы, мечты, замыслы, стремление видеть себя лучше, умнее, сильнее, смелее, чем есть проецируются на будущее. Соответственно «проекту» выстраивается жизнь и линия поведения.

   Toni:

   Du seiest kein rechter Mechaniker, du seiest nur ein Handlanger, sagt der Vater

   Emil:

   ...Hab ich nicht doch was aus mir gemacht, he? Ein Handlangerl So? Denen will ich's zeigen. Und auch dir will ich's zeigen. In funf, sechs Jahren habe ich eine eigene Bude. Jawohl, hab' ich. Eine kleine Garage, jawohl. Und in zehn Jahren hab' ich ein Auto. Jawohl, hab' ich. Darauf kannst du Gift nehmen. Ihr kennt mich noch lange nicht! (Jakob Buhrer, Der Zahltag, S. 129)

Герой оказывается явно задетым мнением  отца девушки, которое его собственно и по настоящему «заводит». Не удивительно, что и слова самого Эмиля оказываются  наполненными чувством обиды и задетого самолюбия. Находясь в состоянии эмоциональной возбужденности, молодой человек не только выражает свое несогласие, но и пытается аргументировать свою состоятельность. Пусть пока он зависит от временных заработков, но он сам через тяжкий труд и предельную экономию зарабатывает себе на жизнь, поэтому его амбициозные планы на будущее не так уж безосновательны. Не важно, что свой рост и свою личностную реализацию он связывает с обладанием мастерской и автомобиля, важно, что при осуществлении этих планов он намерен полагаться только на себя.

Наряду  с устремленностью в будущее  характеристика времени в западной культуре связана с четким отношением ко времени в настоящем, с его  планированием и целесообразным распределением.

   Ich krempelte die Armel auf. «Dann ran, Otto! Grofie Olwasche fur unseren Liebling.»

   «Halt!» rief der letzte Romantiker, der gerade heimkam, «erst futtern!» (Remarque, Drei Kameraden 1999, S. 56)

Известие  о том, что Отто заявил машину для  участия в гонках, воодушевляет героя, поэтому он сразу забывает о своем голоде и предлагает немедленно приступить к смазке автомобиля. Между тем сам Отто, призывает друга не торопиться, ведь товарищи условились вначале перекусить. Зачем прерывать работу и делать паузу, если целесообразней вначале сделать запланированное. И действительно, лишь после легкого ужина друзья приступают к работе.

Наше  время характеризует высокий  темп жизни. Современный человек  должен успеть сделать многое —  устроить личную жизнь, сделать карьеру, в целом состояться как личность. Время оказывается той материей, умело распоряжаясь которой можно многого достичь. Поэтому и цена времени как в переностном, так и в приямом смысле оказывается весьма высокой. Нет ничего удивительного в том, что в стремлении успеть все, человек начинает заботиться об эффективности использовании своего времени (Zeiteffizienz), планировать (Zeitmanagement) и экономить его, быть пунктуальным во всем, когда же это не получается - старается целесообразно с ним обойтись в состоянии его нехватки (Zeitmangel, Zeitnot).

В целом  проявление активности является одним  из ключевых факторов при оценке всех перечисленных ценностных доминант. Ведь и саморазвитие, и продуктивное взаимодействие с природой, и реализация проектов в будущем -все это имеет  шанс стать реальностью только в случае активного деятельностного начала личности, наличие которого является необходимой предпосылкой самореализации личности в современном обществе.

3.4 Социальная сфера

Данный  ценностный ориентир подчеркивает социальную обусловленность становления человека и конкретной личности. В качестве основной и главной предпосылки такого становления выступает социальная среда, служащая источником поведенческого опыта и накопленных знаний и являющаяся средством выявления и развития способностей и удовлетворения индивидуальных потребностей человека. Формируясь, прежде всего, в социальной среде, каждый человек с детства оказывается включенным в жизнь того или иного общества, составляя, таким образом, хотя и небольшую, но неотъемлемую часть общественной жизни. Изолированной индивидуальной жизни не существует, точнее она оказывается опосредованной социальными отношениями. Уже вступая в жизнь, люди осознанно или неосознанно присваивают отношения, сложившиеся в данном социуме на тот исторический момент, в который они родились, и превращают их в свои - индивидуальные — отношения.

Понятие социального само по себе не является однородным. Экономика, политика, культура, религия, межличностные отношения  на уровне семьи, школы, работы, государственных  институтов и т. д. - все вышеперечисленные сферы образуют в совокупности социальную жизнь общества, и человек, будучи так или иначе включенным в эти сферы, непременно ощущает на себе их влияние. Взаимоотношения с родителями, одноклассниками, друзьями, коллегами по работе, представителями церкви, различных государственно-правовых учреждений и т. д. - всеми теми, кто составляет социум - и делает человека человеком. Таким образом, сам человек является порождением социума - системы сложных взаимосвязей, взаимодействий и взаимовлияний между людьми. Вступая в контакт с другими, становясь участником социальных отношений, человек вольно или невольно с самого раннего возраста испытывает на себе воздействие того социума, членом которого он является. Тип общества, тип принятых и доминирующих в нем установок, определяющих характер межличностных взаимоотношений, в значительной степени предопределяет и диктует характер социологизации личности. Под последней мы понимаем протекающий в онтогенезе активный процесс усвоения и присвоения человеком.

Характерным представляется мнение, рассматривающее  эллипсис как результат мыслительных процессов, которые, отражая окружающую действительность, находят свое воплощение в том числе в речи. Язык же выступает в качестве инструмента, с помощью которого происходит процесс речевой реализации мыслительного потока (Выготский, см. Реунова 2001, с. 8). В нашей работе мы придерживаемся точки зрения, предпологающей оперирование понятиями язык и речь, выступающих интегрирование, как онтологически единый объект, обладающий структурной и функциональной целостностью, что должно обязательно учитываться при выделении и изучении отдельных аспектов, единиц, уровней данного объекта (Болдырев 2000, с.99). В рамках данной установки за единицу высказывания принимается предложение (как структурная схема, как пропозиция), выделяемое в составе текста или дискурса, т. е. предложение-высказывание как самостоятельная лингвистическая единица функционального уровня, принадлежащая одновременно языку (как функционирующей системе) и речи (тексту). Решающим оказывается взаимодействие элементов высказывания в рамках его конкретной грамматической структуры, что и обеспечивает формирование смысла (Болдырев 2000, с. 100). На этом фоне эллипсы могут быть представлены как реализация определенных структурных образцов, которые, будучи опробованными в определенных окружениях (ситуативных, контекстуальных, параязыковых), соответствующим образом зарекомендовали себя и поэтому выступают как устойчивые результаты коммуникативной и познавательной деяельности человека. Характерным в этой связи представляется мнение тех языковедов, которые считают, что предложение, как грамматическая единица, строится по тому или иному образцу. А. Неринг, рассматривает предложение как продукт речи (langue), образование которого происходит на основе схем, являющихся составной частью языка (parole). С другой стороны, продукты речи не односторонни: они являются не просто механической реализацией языковых схем, а представляют собой результат когнитивной переработки ситуации, как первичной смыслообразующей величины, обеспечивающей процесс коммуникации. Такое положение позволяет однозначное включение эллипсиса - единицы, обладающей как структурной, так и смысловой оформленностью - в категорию предложения и исключение из сферы действия последнего высказываний в форме междометий, поскольку те, являясь носителями смысла, тем не менее, не выявляют грамматической оформленности.

Важной  представляется установка, предполагающая рассмотрение той или иной структурной  схемы как проявления вариативного строения любой единицы языка вообще, последнее же обнаруживается при взгляде на конкретные единицы через призму абстрактных. Б. Серебренников в этой связи утверждает, что «каждая единица существует в виде множества экземпляров и обладает определенной функцией. Соответственно этой функцией обладает и каждый ее экземпляр. При реализации функции используется один и только один экземпляр данной единицы, который и является ее вариантом. «Экземплярное» существование единицы языка позволяет рассматривать каждую единицу как множество, как класс ее вариантов, а саму эту единицу как инвариант, абстрактное... Варианты - конкретные сущности; инварианты - абстрактные» (Серебренников 1988, 143 - 144).   

В свете  вышесказанного, подход к эллипсису  должен осуществляться с позиций антиномии структуры и функции в языке: с функциональной точки зрения, являясь коммуникативно достаточным, эллипсис выступает адекватным средством формирования смысла, между тем структурно его осмысление происходит через инвариант, имманентно присутствующий в каждом тексте, при выходе за рамки одного предложения. Именно текст обеспечивает возможности объединения разбросанных единиц в инвариант, служащий основой для восполнения однозначного содержания. Таким образом, установление инварианта, диктуемое лингвистическим окружением «показывает путь человеческого мышления к пониманию неполных, фрагментарных предложений в связном тексте. Изменение формально-грамматической структуры следует толковать не как «патологию», «дефект», а как избавление от избыточности, представленной в инварианте, как компрессию, как языковую экономию» (Коровкин 2002, с. 210 - 211).

Отсюда  все основные типы эллиптических  предложений могут быть представлены предложениями с редукцией содержательных, либо формальных элементов:

В первом случае (редукция содержательных элементов) опускаются слова, уже зафиксированные  в предшествующем отрывке текста, что делает избыточным их повторное  появление. Данный вид эллипсиса  условно подразделяется на две подгруппы:

1. Редукция  смысловых глаголов: Der Patient starb in der Operation. Der Junge einen Tag spater.

2. Редукция  приглагольных актантов. Реализовав  свою валентность за рамками  эллиптического предложения, глагол  внутри последнего повторно может  и не эксплицировать соответствующий  актант, оставляя позицию незавершенной. В результате редуцироваться могут:

а) Грамматический субъект:

Ich kenne das. Habe auch mal solche Zeiten gehabt.

б) Грамматический объект:

Kaffee, dachte er. Sehr heifien, schwarzen Kaffee. Hoffentlich haben sie genug.

в) Обстоятельства: Geh ins Bett!

Geh ich nicht.

г) Именная  часть предикатива:

„Warst du Soldat, Kollege Brammer?" fragte er.

„Ja, war ich"

Все представленные виды эллипсиса характеризуются  формально-структурной неполнотой. Гарантом восполнения выступает  контекст, окружающее языковое пространство, в котором и присутствуют недостающие элементы.

Информация о работе Эллиптические предложения в современном немецком языке