Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 16:25, дипломная работа
Цель дипломной работы – разработка в рамках банковского финансового менеджмента системы оценки эффективности деятельности коммерческого банка и принятия управленческих решений по ее повыше-нию.
Задачи дипломной работы следующие:
рассмотреть теоретические основы оценки эффективности деятельности коммерческого банка, в частности обосновать содержание понятия «эффективность деятельности коммерческого банка» на современном этапе развития экономики и определить возможные подходы к построению системы оценки и управления эффективностью деятельности банка;
изучить методические подходы к оценке эффективности деятельности ком-мерческого банка в рамках банковского финансового менеджмента, а именно подходы на основе балансовых обобщений;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 6
1.1. ПОНЯТИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 6
1.2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ
БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В РОССИИ 13
1.3. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 17
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА В СИСТЕМЕ БАНКОВСКОГО ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА 26
2.1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОЦЕНКЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 26
2.2. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО
БАНКА НА ОСНОВЕ БАЛАНСОВЫХ ОБОБЩЕНИЙ 30
3. ОЦЕНКА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «КУРСКИЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ БАНК» 45
3.1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА
КУРСКОЙ ОБЛАСТИ 45
3.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СТРАТЕГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 50
ОАО «КУРСКИЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ БАНК»
НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ 50
3.3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОАО «КУРСКИЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ БАНК»
И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЕ ПОВЫШЕНИЮ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
Но новый термин не вошел в практику употребления среди экономистов сразу после своего появления, поскольку еще не были известны другие субъекты управления. И даже классик политэкономии А. Смит не употреблял в своих трудах термина «эффективность» [Там же].
Развитие промышленной буржуазии, мануфактурного производства подготовило становление новых социальных субъектов управления – менеджеров. И к термину «эффективность» обратился другой классик политэкономии Д. Рикардо, который трактовал ее как отношение результата к определенному виду затрат. С этого времени понятие «эффективность» приобрело статус экономической категории [Там же].
В конце XIX века термин «эффективность» начал утрачивать чисто экономическое значение и стал использоваться для оценки разнообразных действий. Этому способствовало то, что сама экономика перестала быть уделом только экономистов. Расширяющееся машинное производство продуцировало определенную смену задач, функций и сферы ответственности инженеров, которым пришлось заниматься как экономическими задачами, так и задачами организации производства (организацией совместных действий и разработкой новых рациональных приемов и методов действий рабочих). Один из первых теоретиков менеджмента Г. Эмерсон считал эффективность основной задачей управления. В его книгах – «Эффективность как основание для управления и оплаты труда» (1900 г.) и «Двенадцать принципов эффективности» (1912 г.) – нет единого определения «эффективности», но Эмерсон сделал важный вклад в развитие понятия, увидев связь эффективности с функциональностью [Там же].
В экономической литературе понимание эффективности также претерпевало изменения, которые были связаны с пересмотром представлений об «экономическом эффекте», особенно в части его инвестиционной и результирующей составляющих, множественности и разнонаправленности эффектов. Были введены понятия абсолютной и сравнительной экономической эффективности. Под сравнительной эффективностью понимали чисто экономическое значение – ее оценка должна способствовать решению вопроса о том, как производить, то есть выбору наиболее экономичного способа удовлетворения определенной потребности; оценка же абсолютной эффективности должна способствовать решению вопроса, что производить.
Позднее, когда к затратам были отнесены загрязнение водных и воздушных бассейнов Земли, невосполнимое потребление природных ресурсов и другие ранее не входящие в рассмотрение факторы, в качестве основной категории общественного производства стали рассматривать социально-экономическую эффективность. Можно выделить два взгляда на ее сущность [48]:
первый – рассматривал эффективность как алгебраическую сумму прямого и косвенного экономического эффекта, поэтому, несмотря на различные дополнения, понятие «эффективность» оставалось «одномерным», так как в итоге сводилось к денежному выражению. Но удобство процедур и методов оценки эффективности в данном случае нельзя считать значимы фактором при выборе критерия эффективности, который должен адекватно описывать цель;
второй – исходил в оценке эффективности не только из экономических аспектов, но и социально-политических, психологических и др. Данный подход учитывал многомерность и многоаспектность понятия «эффективность», но не предлагал удобных и универсальных критериев определения эффективности, что снижало практическое значение эффективности как средства сравнения путей, способов, средств, методов деятельности.
Расширению понятия «эффективность» способствовали теоретические разработки в других науках, например, в праксеологии. Основатель праксеологии Т. Котарбиньский понятие эффективности не отделял от правильности и успешности. Успешность деятельности он определял с помощью критериев: полезность, точность, искусность, чистота. По его мнению, полезным с точки зрения заданной цели является такое действие, благодаря которому достижение цели становится возможным или легче достижимым; точность определяется как степень расхождения (несоответствия образцу); искусность означает учет большого числа дополнительных соображений при обработке продукта (многофункциональность продукта); чистота определяется как степень наличия несоответствия главным и побочным целям [Там же].
Дальнейшее развитие в рамках праксеологии термин «эффективность» получил в работах Я. Зеленевского. Он рассматривал эффективность, выгодность и экономичность в качестве основных критериев исправной деятельности, ввел меру эффективности как «отношение суммарной ценности фактических результатов деятельности к ожидаемой суммарной ценности соответствующих целей». Таким образом, Зеленевский определил эффективность не просто как отношение между результатом и целью, а как это отношение, опосредованное ценностями, не сводя при этом понимание ценности только к материальному аспекту. Для характеристики отношения результата деятельности к затратам он ввел понятие экономичности, которое по смыслу и способу введения близко к понятию экономической эффективности. Этим он сделал термин употребимым для оценки любой деятельности, а не только в экономической сфере [Там же].
Применение термина «эффективность» к любой деятельности и утрата им значения результативности сделали необходимым расширение понятия так, чтобы оно затрагивало не только результат деятельности, но и, например, цели деятельности или потребности, с удовлетворением которых связана эта деятельность. Были введены понятия «потребностной» эффективности как степени отображения потребности в цели, и «целевой эффективности» как отношения результата деятельности к цели.
Таким образом, термин «эффективность» является многозначным понятием и отражает отношение различных аспектов деятельности: результата и затрат, результата и целей, результата и потребностей, результата и ценностей. «Эффективность» как характеристика деятельности отражает отношение результата как одного из «элементов» деятельности ко всем ее другим «элементам», причем каждое из выделенных отношений является частным критерием эффективности. Многокритериальность понятия «эффективность» требует особых способов согласования критериев между собой, и в зависимости от того, как они будут строиться, будут получаться различные значения эффективности. Различные точки зрения по поводу эффективности и методов ее оценки связаны с различными способами согласования частных критериев и имеют прагматическую, а не теоретическую основу.
Преломляя вышеизложенное на понятие «эффективность деятельности коммерческого банка», можно говорить также о его многоаспектности и многозначности. Поэтому в качестве критериев эффективности банка можно рассматривать как сами финансовые результаты его деятельности (доход и прибыть), так и результативность (рентабельность), а также всю совокупность показателей финансового состояния (устойчивость, ликвидность, платежеспособность) достигнутых банком с учетом их ценностной или целевой значимости как для самого банка, так и для социально-экономической среды его деятельности. Совокупность критериев необходимо рассматриваться как систему, как комплексную характеристику, отражающую соответствие результатов деятельности коммерческого банка поставленным целям на каждом временном отрезке его функционирования, и в данном аспекте, только достижение всех, а не нескольких, критериев позволит говорить об эффективности его деятельности.
Таким образом, эффективность деятельности коммерческого банка это не только результаты его деятельности, но и эффективная система управления, построенная на формировании научно обоснованной стратегии деятельности банка (системы целей деятельности банка, ранжированных по значимости и ценности) и контроле за процессом ее реализации.
Коммерческие банки являются важными элементами экономической системы рыночного типа. Укрепление рыночных основ экономики в России и интеграция ее в мировое финансовое сообщество возможно при условии глубокого и всестороннего реформирование российской банковской системы.
30 декабря 2001 г. Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации (ЦБ РФ) была принята «Стратегия развития банковского сектора России до 2004 г.» – первый в истории современной российской банковской сферы системный программный документ, в котором были определены основные цели развития банковской системы [42]:
укрепление устойчивости банковского сектора, исключающее возможность возникновения системных банковских кризисов;
повышение качества осуществления банковским сектором функций по аккумулированию денежных средств населения и предприятий и их трансформации в кредиты и инвестиции;
укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков, в первую очередь населения;
усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;
предотвращение использования кредитных организаций в недобросовестной коммерческой деятельности.
В сентябре 2003 г. Банк России в «Бюллетене банковской статистики» опубликовал макроэкономические показатели деятельности российских банковских учреждений за период с декабря 2002 г. по июнь 2003 г.: соотношение активов и ВВП в рублевом выражении выросло на 15% и достигло величины 40,3%; соотношение собственных средств к ВВП увеличилось на 18% и составило 5,9%; отношение кредитов реальному сектору экономики к ВВП выросло на 17,7% и достигло 15,3%, что позволило говорить об успешной реализации «Стратегии развития банковского сектора России до 2004 г.» [52].
31 марта 2004 г. Банковский комитет Государственной Думы РФ одобрил проект редакции «Стратегии развития банковского сектора России на 2004 г. и на период до 2008 г.», которой обозначены новые принципиальные положения: одним из ключевых условий реализации имеющегося потенциала ускоренного экономического развития страны рассматривается расширение банковского кредитования; банкам отводится главная роль в системе финансового посредничества; в числе стратегических задач государства обозначено повышение роли банковского сектора в экономике; отмечается, что действия Правительства РФ и ЦБ РФ будут направлены на создание равных конкурентных условий для ведения бизнеса всеми кредитными организациями независимо от формы собственности [43]. Документом определены и макроэкономические показатели развития банковского сектора: соотношение активов банковского сектора и ВВП в рублевом выражении должно возрасти до 56-60%; отношение кредитов реальному сектору экономики к ВВП должно увеличиться до 26-28% [54].
Таким образом, можно говорить о решительных действиях органов власти по решению существующих проблемы российской банковской системы.
Структуру современной банковской системы России составляют: первый уровень – ЦБ РФ, второй уровень – банки с государственным участием (результат стихийной приватизации банковской системы в конце 80-х - начале 90-х годов) и все остальные банки. Государственные инвестиции в банки характеризуются одновременно высокой концентрацией (81% средств вложено всего в 4 банка, из них 70% во Внешторгбанк) и высокой степенью распыленности (19% средств приходятся более чем на 600 банков). Согласно «Стратегии развития банковского сектора России до 2008 г.» государство планирует отказаться от участия в капитале тех кредитных учреждений, где оно составляет менее 25%, и проанализировать целесообразность участия в капитале других банков [50].
На сегодняшний день Сбербанк России (СБ РФ) – банк с государственным участием, имеющий разветвленную сеть отделений, – аккумулирует более 70% рынка частных вкладов. Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» от 23.12.2003 №177-ФЗ, устанавливающим основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц, определено, что условием выхода ЦБ РФ из капитала Сбербанка России будет его вхождение в систему гарантирования вкладов. Субсидиарная ответственность государства сохраниться по вкладам, осуществленным до вступления закона в силу. Отдельный счет СБ РФ для накопления страховых фондов сохранится до достижения соотношения вкладов в нем и остальных банках 50/50, но не позднее 1 января 2009 г. Основным собственником Сбербанка России станет Правительство РФ – участие государства в капитале банка представляется необходимым в силу решения им многих экономически неэффективных, но социально-значимых задач [50].
В 2004 г. Банк России планирует проведение мероприятий по реформированию системы регулирования деятельности банков [15]:
приведение системы регулирования, методик и практики анализа устойчивости кредитных организаций, их капитала в соответствие с принятыми в международной практике подходами, прежде всего Базельскими принципами эффективного банковского надзора, внедрение практики института кураторов кредитных организаций, а также анализа совокупных показателей деятельности кредитных организаций и обеспеченности банковскими услугами в регионах;
в рамках политики повышения транспарентности банковского сектора и укрепления рыночной дисциплины продолжение работы по раскрытию информации, включая размещение в сети Интернет ежемесячных данных о состоянии банковского сектора (макропруденциальных показателей). В 2004 г. кредитные организации должны будут обеспечить составление финансовой отчетности в соответствии с МСФО. Пруденциальная отчетность будет совершенствоваться в рамках проекта ТАСИС «Банковский надзор и отчетность»;
внесение изменений в федеральный закон «О банках и банковской деятельности», направленных на совершенствование процедур реорганизации кредитных организаций в форме слияния, присоединения и преобразования, а также выравнивания условий доступа российских и иностранных банков на российский рынок банковских услуг;
для модернизации банковского сектора планируется создание правовых условий для снижения административных издержек, связанных с банковской деятельностью; упрощение, оптимизация и сокращение продолжительности процедур, связанных с вхождением на рынок, открытием филиалов и внутренних структурных подразделений кредитных организаций, что должно вызвать рост числа кредитных организаций на рынке банковских услуг;
в целях расширения спектра финансовых инструментов планируется усовершенствование процедуры эмиссии и обращения депозитных и сберегательных сертификатов, в частности, снятие ограничений на выпуск указанных ценных бумаг в иностранной валюте;
дальнейшая диверсификация инструментов валютного рынка, в частности, введение нового инструмента управления ликвидностью банковского сектора – сделки «обратный валютный своп» сроком на 1 день, предусматривающей покупку кредитными организациями у ЦБ РФ иностранной валюты с одновременной ее продажей за рубли на следующий день;
планируется работа в направлении построения платежной системы, в которой расчеты по крупным платежам по всей территории России будут осуществляться в режиме реального времени, а также широкое применение в платежной системе современных электронных технологий и программно-технических средств, использующих унифицированные форматы обмена электронными сообщениями, обеспечивающие их взаимную конвертацию с применяемыми международными форматами, что позволит осуществить гармонизацию платежной системы ЦБ РФ с российскими частными платежными системами и платежными системами других государств;
Информация о работе Оценка и пути повышения эффективности деятельности коммерческого банка