Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 21:59, курсовая работа
Факторинговые операции возникли на основе коммерческого кредита, который предоставляется продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары. Изменение требований к расчетам с точки зрения ускорения оборота средств вызвали необходимость для поставщиков искать пути решения проблемы дебиторской задолженности. Факторинг является сравнительно новой эффективной системой улучшения ликвидности и уменьшения финансового риска при организации платежей.
Срок финансирования
под уступку денежного требования (факторинга)
определяется с учетом требований законодательства
Республики Беларусь. Сроки факторинга
определяются с учетом предусмотренных
договором поставки сроков оплаты товаров
и (или) исходя из сроков поступления выручки
за отгруженные товары. [http://www.belapb.by/rus/
После заключения договора факторинга поставщик получает определенную сумму (меньше всей стоимости товара) непосредственно от фактора в момент отгрузки товара покупателю, до оплаты ее покупателем и лишь часть суммы выплачивается в течение определенного оговоренного в договоре срока. Неполная оплата счетов в момент их приобретения служит для факторинговой фирмы гарантией от возможных убытков в связи с какими-либо обстоятельствами.
Также банк-фактор в рамках осуществления факторинговых операций кроме предоставления кредита своим клиентам осуществляет полное факторинговое обслуживание – бухгалтерское, информационное, сбытовое, страховое, юридическое, - которое включает обработку счетов клиента, контроль за соблюдением сроков платежей, финансовые консультации, защиту интересов клиента при неплатежеспособности его должников, что является отличительной особенностью данного вида операции. Финансовые отношения в рамках факторинга закрепляются договором факторинга, в котором определяется конкретный вид финансирования, отражающий интересы сторон в рамках действующего законодательства. [Глазман А. Долги на продажу. // Лидер. 2004. № 5 (11). С. 24 - 25. 14]
При проведении факторинга возникают, существуют и исполняются (прекращаются) следующие денежные обязательства:
При проведении сделки открытого факторинга возникают следующие денежные обязательства.
Во-первых, это обязательство должника перед кредитором по оплате товара (работ, услуг), по которому право требования уплаты денег уступается фактору. Поскольку уступка не является способом (формой) прекращения обязательств, то при заключении договора факторинга требования Указа № 373 соблюдаются. После перехода прав по этому обязательству на основании договора факторинга (уступки права требования) кредитор выбывает из данного обязательства, а должник исполняет денежное обязательство непосредственно фактору, как новому кредитору по обязательству, т.е. обязательство прекращается исполнением (поступлением денежных средств надлежащему кредитору), что полностью соответствует требованиям Указа № 373.
Во-вторых,
это обязательство фактора
В-третьих, при неисполнении должником своих обязательств по уступленному требованию по договору факторинга с правом обратного требования (регресса) фактор вправе предъявить к кредитору требование о возмещении суммы денежного обязательства, не уплаченной должником, и причиненных убытков. В этом случае можно говорить о следующих денежных обязательствах кредитора перед фактором:
Кроме рассмотренных основных обязательств в отношениях, возникающих при заключении договора открытого факторинга и его обычном исполнении, иных денежных обязательств, которые прекращаются без поступления денежных средств, нет.
Следовательно, в рассмотренных нами случаях при проведении открытого факторинга требования Указа № 373 полностью выполняются. Фактическое уменьшение имущества кредитора на сумму дисконта как платы за услуги банка (фактора) является экономическим пониманием (результатом) итога проведения сделки факторинга и, безусловно, не может рассматриваться как прекращение обязательства.
На основании
вышеизложенного можно, по мнению автора,
сделать вывод, что в соответствии
с действующим
Для целей более подробного изучения вопросов, которые возможны при исполнении договора открытого факторинга, рассмотрим ситуации с определенными отступлениями от нормального исполнения договора.
Так, в некоторых случаях, несмотря на полученное уведомление о состоявшейся уступке права требования по основному договору, должник, в силу отсутствия юридических знаний и руководствуясь сложившейся у него хозяйственной практикой, может направить денежные средства в оплату поставленных ему товаров (выполненных работ, оказанных услуг) первоначальному кредитору, а не фактору (новому кредитору). В данной ситуации в соответствии со ст.290 ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА такое исполнение не будет являться надлежащим и, следовательно, обязательство не прекращается до поступления денежных средств фактору. В этом случае кредитор, получивший денежные средства от должника вправе либо направить их непосредственно фактору (такое условие может быть включено в договор факторинга), либо вернуть должнику. Таким образом, в отношении открытого факторинга в рассмотренной ситуации требования Указа № 373 не нарушаются.
Более сложной представляется ситуация, когда кредитор либо фактор, в зависимости от того, на кого была возложена обязанность по уведомлению должника о состоявшейся уступке права требования, не уведомили должника. В этом случае в силу п.3 ст.353 ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА исполнение должником обязательства первоначальному кредитору независимо от того, что право требования уступлено им новому кредитору (фактору), признается надлежащим исполнением и обязательство прекращается. При этом в соответствии с действующим законодательством фактор как новый кредитор несет риск вызванных таким неуведомлением неблагоприятных последствий. В данной ситуации с учетом прекращения обязательства уплатой должником денежных средств и непоступления их фактору такое прекращение обязательств входит в предмет регулирования Указом № 373 и должно осуществляться в пределах установленных нормативов.
Иная ситуация будет складываться при проведении скрытого факторинга в соответствии с Банковским кодексом.
При скрытом факторинге требование переходит к фактору без уведомления должника об уступке. При скрытом факторинге исполнение должником денежного обязательства первоначальному кредитору рассматривается как надлежащее исполнение, несмотря на то, что требование уступлено фактору. При таком прекращении обязательства (признаваемом законом надлежащим) денежные средства поступают не фактору (как стороне обязательства), а кредитору с последующим перечислением кредитором денежных средств фактору. То есть формально обязательства должника прекращаются без непосредственного поступления фактору (на счета фактора) денежных средств в момент совершения платежа должником. Этот момент и представляет интерес при рассмотрении вопроса о соответствии операции скрытого факторинга требованиям Указа № 373.
При скрытом факторинге денежные средства, причитающиеся фактору, получает кредитор, который затем должен перечислить их фактору, так как согласно ст.159 Банковского Кодекса фактор приобретает права на всю сумму денежного обязательства, уплаченную должником по уступленному денежному требованию. Поскольку в Банковском Кодексе эти отношения между фактором и кредитором прямо не урегулированы, то очевидно, что при заключении договора скрытого факторинга банк должен определить порядок действий и обязанности кредитора по получению причитающихся фактору сумм от должника и последующему их перечислению фактору. При этом в отношениях с должником кредитор продолжает действовать от собственного имени, но уже в интересах фактора на основании договора факторинга. Таким образом, на уплаченные должником и поступившие кредитору денежные средства права приобретает фактор, поскольку кредитор уже выбыл из обязательства.
Для правильной оценки рассматриваемого вопроса о правомерности проведения скрытого факторинга еще раз обратим внимание на нормы Указа № 373.
Согласно Указу № 373 организациям запрещено прекращать обязательства без поступления денежных средств. Однако в рассматриваемой ситуации фактор (банк) не совершал действий по прекращению обязательства без поступления денежных средств. Ведь Банковский кодекс изначально предусматривает такой порядок проведения операции, при котором фактор непосредственно не получит денежные средства от должника.
Кроме того, Указ № 373 требует поступления денег в установленном порядке при прекращении обязательства. То есть если установлен определенный порядок поступления денежных средств при прекращении обязательства и такой порядок соблюден, даже если в какой-то момент при прекращении обязательства денежные средства поступили не непосредственно фактору, но затем им были получены, то следует признать, что при прекращении обязательства денежные средства поступили в установленном порядке.
И Гражданский, и Банковский кодексы предусматривают,
что в случае если должник при уступке
требования не был уведомлен надлежащим
образом о состоявшейся уступке, исполнение
должником обязательства первоначальному
кредитору признается надлежащим исполнением
обязательства. Такой подход в определенной
степени позволяет защитить имущественные
интересы должника. Но если в Гражданский
кодекс такая ситуация рассматривается
как следствие неисполнения первоначальным
либо новым кредитором обязанности по
уведомлению должника об уступке, то Банковский
кодекс при проведении скрытого факторинга
изначально предполагает (фактически
устанавливает) такой порядок проведения
операции скрытого факторинга. То есть
неуведомление должника и, как следствие,
исполнение должником обязательства не
фактору, а первоначальному кредитору
(уже не являющемуся кредитором по обязательству)
с последующим перечислением кредитором
полученных средств фактору признается
надлежащим и является предполагаемым
(фактически установленным) порядком проведения
операции скрытого факторинга. В то же
время, несмотря на то, что почти все аргументы
подтверждают правомерность проведения
скрытого факторинга, спорные вопросы
все же остаются, поскольку законодательство
(Банковский кодекс) именно предполагает
такой порядок поступления денежных средств,
но прямо его не устанавливает (не описывает).
Не устанавливают его и нормативные документы
Национальный банка РБ. [ГБ 2007]
2.2.
Права и обязанности
сторон
Рассмотрим права и обязанности фактора, закрепленные Банковским кодексом.
Статья 158 БАНКОВСКОГО КОДЕКСА (дублирующая положения ст.829 ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РФ) вводит запрет на последующую уступку денежного требования фактором, если иное не предусмотрено договором факторинга. Указанный запрет обусловлен тем, что фактор как профессиональный финансовый посредник совершает сделку факторинга "для себя". Однако названная статья не учитывает того, что сумма денежного требования может быть достаточно велика для определенного фактора и он может пожелать совершить "перефакторинг" у другого фактора.