Теория сельскохозяйственной кооперации А.В. Чаянова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 22:50, курсовая работа

Краткое описание

Многие организации и учреждения прекратили свое существование после распада СССР, так и не сумев приспособиться к новым условиям российской экономики. И лишь немногие остались и смогли функционировать на должном уровне. Кооперация в конце XX – начале XXI века представляет собой весьма распространенное общественное явление.

Содержимое работы - 1 файл

курсовая чаянов.doc

— 224.00 Кб (Скачать файл)

………………………………………………………………………………………………………………………………………..15 ЦГАНХ СССР. Ф. 478, Оп. 1. Д. 773. Л. 67, 113, 210, 212 и др

16 Там же. Оп. 2. И. 1239. Л. 36.

Как ответственный  редактор русского отдела серии, он пытается привлечь к работе Н. П. Макарова, Н. П. Огановского. А. Н. Челинцева, А. И. Хрящеву, Б. Н. Кииповича, Г. А. Студенского, А. Е. Ло-сицкого, Н. Д. Кондратьева, И. М. Жирковича, П. И. Лященко и др. Наркомзем весьма положительно отнесся к этой инициативе.

За рубежом  А. В. Чаянов вновь берется за разработку своей теории крестьянского хозяйства. Несколько статей он публикует в немецких журналах, а главный свой труд по этой проблеме - "Учение о крестьянском хозяйстве" - выпускает в Берлине в 1923 г. На родине он выйдет в 1925 г. под названием "Организация крестьянского хозяйства", а в 1927 г. с немецкого издания осуществится перевод на японский язык.

За границей А. В. Чаянов пишет третью романтическую повесть "Венецианское зеркало, или Диковинные похождения стеклянного человека" и издает ее в Берлине (вторая повесть "Венедиктов, или Достопамятные события жизни моей" вышла в Москве в 1922 г.). Все повести вышли под псевдонимом "Ботаник X" 17.

Помимо  всего прочего, А. В. Чаянов занимается очень нужной для всех работой-закупает в счет выделенных специально средств  книги. Эти книги предназначены  для Наркомзема и для института, которым он руководит.

В письме из Гейдельберга от 15 июня 1923 г. он сообщает ;о том, что весьма прилежно занимается поручением коллегии Наркомзема. И здесь проявляются удивительная реалистичность, хладнокровие, выдержка, в конечном счете умение торговать. Он пишет: "Закупка затруднялась необходимостью самого тщательного отбора книг и выжиданием конъюнктуры рынка. Куплены книги в большинстве дешево в момент падения курса марки" 18.

Играли  свою роль, конечно, и старые связи, авторитет А. В. Чаянова как ученого.. Он подчеркивал: "Закупки продолжаются. Должен отметить исключительное внимание и содействие ряда заграничных ученых: немцев, англичан и русских" 19.

………………………………………………………………………………………………………………………………………..17 Характеристику художественных произведений А, В. Чаянова см.: Смиренский Б. Перо и меч. М., 1967; Ласунский О. Чаяновские издания// Подъем, 1968. № 3; Он же. Власть книги. М., 1980; Вулис А. Что может отразиться в зеркале?// Вопросы литературы. 1987, № 1 и др.

 Результаты поездки за рубеж оказались положительными. Светская кооперация уверенно выходила на мировой рыной, возможности которого 18 ЦГАНХ СССР. Ф. 478. Оп. 1. Д. 1185. Л. 19.

19 Там же. Количество книг, закупленных за границей А. В. Чаяновым, было, видимо, достаточно велико. По данным Центральной сельскохозяйственной библиотеки за 1923-1925 гг., из иностранных издательств, получено около 4000 книг (ЦГАНХ СССР, Ф. 478. Оп. 3. Д. 2780. Л. 48).

для России заметно расширялись благодаря  установлению дипломатических отношений  с рядом стран.

И здесь  А. В. Чаянов внес свою лепту: он участвовал в подготовке материалов для Генуэзской конференции. Были установлены полезные контакты с иностранными учеными. Русская наука активно выходит из изоляции. Начинается тесное сотрудничество с английскими, немецкими, французскими, американскими и другими учеными. Русская наука утверждает свой авторитет на самых передовых рубежах.

По возвращении  в Россию в конце 1923 г. А. В. Чаянов основное внимание сосредоточивает  на научной и преподавательской  работе, хотя некоторые обязанности (координация с кооперативными центрами) остаются за ним в Наркомземе.

В 1923-1924 гг. заметное влияние в аграрной среде, среди ученых-экономистов, в  высших учебных заведениях получает организационно-производственное направление. Главные силы "организационников" группируются в ТСХА, где они возглавляют важнейшие кафедры экономического факультета: кафедрой "Организация сельского хозяйства" руководит профессор А. В. Чаянов, кафедрой "Планирование сельского хозяйства" - профессор Н. П. Макаров, кафедрой "Районирование сельского хозяйства" - профессор А. Н. Челинцев, кафедрой "Экономическая география" - профессор А. А. Рыбников. Все они в расцвете сил. К середине 20-х годов А. В. Чаянову и Н. П. Макарову нет и 40 лет, а А. А. Рыбникову и А. Н. Челинцеву - еще нет и 50.

Завоевывают авторитет и чаяновские ученики А. Л. Вайнштейн, Г. А. Студенский, И. М. Жиркович и др.

Плодотворно работает руководимый А. В. Чаяновым институт сельскохозяйственной экономии. За 10 лет работы институт издал около 50 томов своих трудов. Направление  работы института было и теоретическим, и практическим. В теоретическом  плане работа сосредоточилась на развитии теории крестьянского хозяйства, на разработке теории размещения (наподобие теории Вебера для промышленности). В практическом отношении исследуются проблемы кредита, ирригации, оптимальных размеров сельскохозяйственных предприятий. Здесь как бы заказчиком является Наркомзем, по поручению которого и ведется разработка названных тем. Тем самым институт выступает в некотором отношении научно-исследовательским центром Наркомзема.

Институт  А. В. Чаянова стремительно разрастался. Отпочковывались в самостоятельные научные организации коллективы;-разрабатывающие комплексы отдельных программ. Так, направление по изучению цен на сельскохозяйственную продукцию, возглавляемое Н. Д. Кондратьевым, оформилось в качестве самостоятельного Конъюнктурного института, предметом исследования которого стала вся мировая экономика.

Не прекращает А. В. Чаянов и литературных занятий. В 1924 г. выходит в свет его четвертая повесть "Необычайные, но истинные приключения графа Федора Михайловича Бутурлина".

А. В. Чаянов любид свой город и не только населял  его "домашними дьяволами". У  него есть странички истории Москвы. например, истории Миусской площади. Предмет .его специальных изысканий - топография древней Москвы. Своими находками и гипотезами А. В. Чаянов охотно делился с такими же, как и он сам, энтузиастами. Долгие годы А. В. Чаянов состоял членом общества "Старая Москва", куда входили ученые, художники, театральные работники, писатели. А. В. Чаянов в «Старой Москве» сделал несколько докладов об опыте построения топографии Москвы XIII-XVII вв., которые вызвали восторженный отзыв А. М. Васнецова.

Проблематика  докладов «Старой Москвы» смыкалась с интересами Русского общества друзей книги, одним из учредителен которого был А. В. Чаянов (1920 г.). Здесь можно было услышать увлекательные рассказы о графическом орнаменте древнепечатных книг, о старой книжной Москве, о книжной торговле, о встречах в книжном мире и, конечно же, о поисках библиотеки Ивана Грозного. Вообще здесь были доклады, которые не могли оставить равнодушными любителей московской старины о московских легендах, о подземных ходах под Москвой, о создании исторического плана подземной Москвы и пр.

И наконец, бесконечные беседы единомышленников о русской старине, о книгах. О  библиофильской страсти А. В. Чаянова  помнят старые москвичи. По свидетельству  старых библиофилов, он собрал уникальную библиотеку, которая насчитывала  более 5 тыс. томов (на 1925 г.). На нее была выдана государственная охранная грамота.

В середине 20-х годов А. В. Чаянов выпускает  последнюю работу по теории крестьянского  хозяйства20.

Практические  рекомендации А. В. Чаянова, как и  в целом представителей организационного направления, в плане устройства крестьянского хозяйства, организации ему агрономической помощи (в 1924 г. выходит 3-м изданием его книга "Основные идеи и методы работы общественной агрономии"), его кооперирования (в 1925 г. 4-м и 5-м изданиями выходит его "Краткий курс кооперации") имели важное значение. Эти рекомендации уже давно выходили за рамки индивидуального хозяйства и касались проблем развития такого крестьянского .хозяйства, которое в той или иной форме втягивалось в систему общественных отношений. В этом плане очень плодотворной была идея создания местных агрокомбинатов21.

……………………………………………………………….………………………20 См. А.В.Чаянов "Крестьянское хозяйство", М., "Экономика", 1989, с. 193-442.

Главной формой втягивания крестьян в обобществленное  производство была кооперация. В 1927 г. выходит 2-е издание книги А. В. Чаянова "Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации", в которой систематизирована его кооперативная теория. Кооперация - это путь и формы облегчения труда крестьянина и улучшения его жизни путем постепенного кооперирования тех производственных процессов, которые ему выгодны. А. В. Чаянов полагал, что с помощью кооперации можно избавить крестьян от нищеты и закабаления. В сущности в этом стремлении - безболезненном и эволюционном переходе к социальным улучшениям и совершенствованию - А. В. Чаянов не отличался от своих предшественников - социалистов-утопистов. Но как все принципиально меняется после Октябрьской революции, с переходом власти в руки пролетариата. "В мечтаниях старых кооператоров, - писал В. И. Ленин в статье "О кооперации", - много фантазии. Они смешны часто своей фантастичностью. Но в чем состоит их фантастичность? В том, что люди не понимают основного, коренного значения политической борьбы рабочего класса за свержение господства эксплуататоров. Теперь у нас это свержение состоялось, и теперь многое из того, что было фантастического, даже романтического, даже пошлого в мечтаниях старых кооператоров, становится самой неподкрашенной действительностью" 22.

Взгляды А. В. Чаянова на кооперацию не оставались неизменными. Социально-экономические сдвиги, происходившие в стране, ленинские оценки сущности кооперации при социализме, естественно, вносили уточнения в его позиции. Имея в виду статью В. И. Ленина "О кооперации", А. В. Чаянов писал: "Процесс перерождения внутреннего социально-экономического содержания кооперативного движения, при замене политического господства капитализма властью трудящихся масс, с особенной ясностью был освещен в предсмертных статьях В. И. Ленина о кооперации"23.

21 Чаянов А. В. Местные комбинаты по первичной переработке сельскохозяйственных продуктов//Сельское хозяйство на путях восстановления. М., 1925.

22 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 45. С. 369.

23 Чаянов А. В. Основные идеа и формы организации сельскохозяйственной кооперации. М., 1927. С. 25.

Жизнь приблизила сроки, возможности и  необходимость социалистического  переустройства деревни. Отсюда возникает  чаяновский план «кооперативной коллективизации». Суть его - внесение в сравнительно медленный эволюционный процесс постепенного кооперирования несколько большего акцента на создании производственных форм. "Единственно возможный в наших условиях путь внесения в крестьянское хозяйство элементов крупного хозяйства, индустриализации и государственного плана -писал А. В. Чаянов, - это путь кооперативной коллективизации, постепенного и последовательного отщепления отдельных отраслей от индивидуальных хозяйств и организации их в высших формах крупных общественных предприятий"24.

Теория  кооперативной коллективизации опиралась на реальные процессы развития кооперации в деревне 20-х годов и не противоречила ленинскому кооперативному плану. Но если у В. И. Ленина на первом месте, на переднем плане был социально-политический аспект преобразования производственных отношений, то у А. В. Чаянова - скорее технологический. В отношении срока перехода "к крупному производству на началах добровольного объединения» В. И. Ленин писал, что таковое на основе кооперативной политики может произойти «в неопределенный срок"25. А. В. Чаянов, судя по всему, стоял на таких же позициях.

Кооперативный план В. И. Ленина вобрал лучшие достижения теории и практики кооперативного движения. Известно, что перед тем, как продиктовать статью "О кооперации", В. И. Ленин  заказал в библиотеке литературу по кооперации, в числе прочих была и книга А. В. Чаянова "Основные идеи и формы организации крестьянской кооперации" (М., 1919). И в ленинской библиотеке в Кремле имелось семь работ А. В. Чаянова.

А. В. Чаянов высоко оценил статью В. И. Ленина "О кооперации". Он считал, что после этой ленинской работы "кооперация делается одной из основ нашей экономической политики"26.

24 Чаянов А. В. Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации. М,, 1927. С. 25.

25 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 43. С- 227.

26 Чаянов А. В. Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации. С. 25.

Однако  если взгляды А. В. Чаянова на кооперацию не противоречили ленинскому кооперативному плану, то они стали противоречить  той политике в деревне, которая стала проводиться после XV съезда партии. Чем дальше, тем больше кооперативная коллективизация не вписывалась во все ускоряющийся темп преобразования деревни. А сам А. В. Чаянов все чаще называется буржуазным или мелкобуржуазным профессором. Его взгляды квалифицируются как «неонароднические», естественно, далекие от понимания задач социалистического строительства.

Роковую роль для А. В. Чаянова и его  соратников сыграла дискуссия 1927 г. о дифференциации крестьянства. Объективно вопрос о классовом расслоении назрел. Куда оно идет? Интенсивно ли происходит расслоение? Происходит ли вымыванне середняка? Представляет ли опасность кулак? Все эти вопросы имели важное практическое значение для судеб крестьянства, для страны в целом.

Однако  объективная научная полемика была подменена избиением несогласных с точкой зрения так называемых аграрников-марксистов, т. е. тех, кто группировался вокруг Л. Н. Крицмана и его окружения из Комакадемни.

Информация о работе Теория сельскохозяйственной кооперации А.В. Чаянова