Теория сельскохозяйственной кооперации А.В. Чаянова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 22:50, курсовая работа

Краткое описание

Многие организации и учреждения прекратили свое существование после распада СССР, так и не сумев приспособиться к новым условиям российской экономики. И лишь немногие остались и смогли функционировать на должном уровне. Кооперация в конце XX – начале XXI века представляет собой весьма распространенное общественное явление.

Содержимое работы - 1 файл

курсовая чаянов.doc

— 224.00 Кб (Скачать файл)

Однако  деловое, сравнительно бесконфликтное сотрудничество кооперации с Советской властью продолжалось недолго. Особенно напряженно проходил комбедовский период. Тенденция огосударствления кооперации и изменения принципов ее работы стала проявляться особенно ярко.

Важнейшим шагом на пути ликвидации самостоятельности  кооперации явилась национализация Московского народного (кооперативного) банка. Переговоры делегации кооператоров чрезвычайного съезда акционеров банка  с В. И. Лениным по поводу этой акции  проходили в конце ноября 1918 г. В составе делегации был и А. В. Чаянов. На его вопрос, нельзя ли оставить МНБ как кредитный центр кооперации, который "сохранял бы свою самостоятельность", В. И. Ленин ответил, что он видит в этом выгоду. В. И. Ленин подчеркнул, что отношение Советской власти к Центросоюзу всегда было благожелательным, она всегда входила с ним в соглашение и такое же отношение возможно с МНБ7.

В резолюции  ни слова не говорилось о слиянии  кооперативного банка с государственным. Поэтому В. И. Ленин через два дня писал: "Представители съезда тогда заменили свою резолюцию другой, провели через съезд другую резолюцию, в которой вычеркнули все, что говорилось против слияния, но... ни выдвинули план особого "кредитного союза» кооператоров, ничем на деле не отличающегося от особого банка!"8

2 декабря  1918 г. был принят декрет Совнаркома "О национализации Московского  народного банка и кредитования  кооперации"9. На балансе учреждений Народного банка РСФСР был открыт счет бывшего кооперативного банка 10.

История национализации МНБ показала, что взаимопонимания договаривающихся сторон не произошло. Переговоры шли на "разных языках": кооператоры стояли на "кооперативных" принципах независимости кооперации от государства, В. И. Ленин полагал, что в новом обществе и кооперация должна строиться на новых принципах, которые вскоре и были изложены в ряде документов, особенно в декрете "О потребительской коммуне" от 20 марта 1919 г. Суть их - полный отказ от традиционных принципов кооператива - добровольности объединений, паев и т. д., принятие обязательного членства н пр. В результате ликвидации кредитного центра кооперация в сущности лишилась возможности свободного финансирования. Она получала от государства субсидии лишь под определенные торговые операции, проводившиеся по заданиям государства.

Все попытки  получения иных источников (и форм) кредитования (в частности, из так  называемого миллиардного фонда) не увенчались успехом.

Вопросы о сотрудничестве с Советской  властью, о характере отношений  с правительственными органами, об участии в них кооператоров и др. оживленно обсуждались с конца 1918 г. в кооперативных центрах, и прежде всего в идейном центре сельскохозяйственной кооперации - Сельскосовете.

………………………………………………………………………………………………………………………………………..7 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 37. С. 196-197; Кабанов В. В. Октябрьская революция и кооперация. М., 1973. С. 205.

8 Ленин 0. И. Полн. собр. соч. Т. 37. С. 196.

9 Декреты Советской власти. М.; Политиздат, 1968. Т. 4. С. 119-120.

10 ЦГАНХ СССР. Ф. 2324, Оп. 4. Д. 1. Л. 12. 
 

Под председательством  С. Л. Маслова здесь собирался  весь цвет русской сельскохозяйственной кооперации: Н. В. Крылов, С. В. Бернштейн-Коган, А. Н. Минин, Н. П. Гибнер, Д. Г. Лихоносов, И. П. Матвеев, А. В. Чаянов. Эти члены Совета имели решающий голос. С правом совещательного голоса присутствовали: Н. И. Любимов, Н. Д. Кондратьев, Н. В. Воленс, Д. Г. Цвейгов, В. Н. Бреславец и др. На заседаниях часто присутствовали представители местных кооперативных союзов.

На этих заседаниях часто, иногда по нескольку  раз, брал слово А. В. Чаянов. В архивном фонде Сельскосовета сохранились протоколы заседаний Совета, в которых зафиксированы все выступления А. В. Чаянова.

Так, на заседании 26 мая 1919 г. он выступил с  докладом о схеме строительства  сельскохозяйственной закупочной кооперации. Судя по тому, что на протяжении 1918 г. кооперация активно привлекалась правительством к распределительной и заготовительной работе, постановка подобного доклада была своевременной и актуальной.

Большинство рассматриваемых в Сельскосовете вопросов было так или иначе связано с вопросом о взаимоотношениях с органами Советской власти. При Наркомземе образуется кооперативный комитет, куда входит и А. В. Чаянов. Однако деятельность комитета не дала ощутимых результатов.

Начиная с февраля 1919 г. А. В. Чаянов, Н. В. Крылов и др. пытаются активизировать деятельность кооператоров. Однако это делать становилось все труднее из-за общего курса государства на интенсивное свертывание деятельности сельскохозяйственной кооперации. Многие кооператоры оставляют работу в кооперации.

С болью  в сердце они пишут письмо В. И. Ленину, в котором указывают на разрушение крестьянских хозяйств, на развал кооперации. Критика кооператорами  аграрной к продовольственной политики. Советской власти была резкой, но не контрреволюционной, ибо иная политика, предлагавшаяся кооператорами, конструировалась ими в рамках советской системы. И, стало быть, это не означало отхода кооператоров от Советской власти. Правда, кое-кто эмигрировал, но многие продолжали трудиться в народном хозяйстве.

А. В. Чаянов с 1919 г. сосредоточивает свою работу в Народном комиссариате земледелия. Одновременно он продолжает преподавательскую  работу в МСХИ, университете им. А. Л. Шанявского. Он много размышляет и  пишет о народном образовании, о  постановке высшего образования. Его волнуют вопросы музейного дела. Он участвует в работе Всероссийского съезда по вопросам культурно-просветительной деятельности кооперации. Наконец, он пишет свою первую, повесть, которая выходит в 1918 г. Год ее выхода автор на обложке помечает необычно: "1 год республики". Эта маленькая деталь подчеркивает его причастность к происходившему.

Сопричастность  к великим свершениям революции  он подтверждает серьезной работой  в Наркомземе по землеустройству.

По заданию  Наркомзема он разрабатывает сложнейшие теоретические вопросы землеустройства, которые имели большое практическое значение. К своей работе он привлекает лучшие агрономические силы, а также экономистов, статистиков (Н. Д. Кондратьев, А. Г. Дояренко и др.). Организованный им в 1919 г. семинарий по сельскохозяйственной экономии и политике вплотную занят актуальными проблемами землеустройства.

Порученная  работа была выполнена довольно скоро. 21 марта 1921 г. в государственное издательство было направлено письмо, подписанное руководством Наркомзема (И.А.Теодоровичем и Н. Осинским), в котором говорилось: "По поручению Наркомзема Высшим семинарием сельскохозяйственной экономии и политики при Петровской сельскохозяйственной академии под руководством профессора А. В. Чаянова была предпринята научная разработка некоторых основных проблем землеустройства, доныне совершенно не освещенных в русской экономической литературе. В настоящее время уже закончены разработкой две чрезвычайно важные для научной постановки современных землеустроительных работ проблемы: 1) Оптимальные размеры площади сельскохозяйственного предприятия; 2) Методы определения количественного эффекта землеустроительных работ"11. Наркомзем ходатайствовал перед Госиздатом о срочном издании этих работ, каковые и вышли спустя некоторое время, выдержав несколько изданий.

Активная  работа А. В. Чаянова в Наркомземе не была случайной. Страна испытывала острый недостаток в специалистах. И лучшие из них работали и в науке, и в высшей школе, и в кооперации, и в высших государственных учреждениях. Это имело несомненные плюсы: наука четко знала, что требуется практике, а вузы были осведомлены о ее потребностях, что способствовало целенаправленной подготовке будущих специалистов. Такое положение соответствовало и разносторонним интересам А. В. Чаянова, постоянно стремившегося глубоко вникнуть в суть дела, довести его до конца и осуществить в жизни. И в этом еще одна его характерная черта: и стремление, и умение сочетать теорию с практикой-

Весной 1921 т., в "переломный момент перехода к нэпу, А.В. Чаянов работает в очень  ответственной комиссии по продналогу при Наркомземе (вместе с И. А. Теодоровичем, Б. Н. Книповичем, А. К. Берзиным, Н; Д. Кондратьевым и др.). Комиссия разработала и приняла 31 марта "Основные принципы построения продналога".

……………………………………………………………………………………….11 ЦГАНХ СССР. Ф. 478. Оп. 6. Д. 1838. Д. 48-48 об.

В основу перехода от продразверстки к продналогу были положены учет интереса крестьянина, стимулирование его к хозяйственной деятельности.

Глубокие  знания крестьянского хозяйства, правильное понимание экономической и политической ситуации, высокий профессионализм, наконец, успешные выполнения заданий  руководства Наркомзема способствовали росту авторитета А. В. Чаянова не только в научной и кооперативной среде, но и среди советских и партийных работников. И не случайно в феврале 1921 г. он утверждается членом коллегии Наркомзема (с совещательным голосом)12. Тогда же, в феврале, В И. Ленин предложил включить А. В. Чаянова в состав только что образованного Госплана13. А в апреле в связи с учреждением экономического совещания при плановой комиссии Наркомзема его назначают заместителем председателя этого совещания14, призванного начать разработку мероприятий по подьему производительных сил сельского хозяйства.

Являясь весьма авторитетным членом коллегии Наркомзема, полное уважение и доверие  к которому проявило тогдашнее руководство  наркомата, А. В. Чаянов принимал самое  непосредственное участие в подготовке важных документов комиссариата С его участием подготавливались такие документы, как проекты постановлений о нормах обложения продналогом картофелеводческих хозяйств, об упорядочении крестьянской труд-гужповинности, об улучшении постановки сельскохозяйственного образования, о концессиях и арендах в сельском хозяйстве, о концессиях на производство сельскохозяйственных машин и др.

А. В. Чаянов жил жизнью страны и искал приемлемые формы и способы возрождения  народного хозяйства. Самым, пожалуй, главным в его работе этого периода была подготовка первого плана восстановления сельского хозяйства.

23 ноября 1921 г. на объединенном заседании  президиума Госплана с сельскохозяйственной  секцией Госплана и представителями  Наркомзема был заслушан доклад  А. В. Чаянова «Генеральный план Наркомзема на 1921-1922 гг.» Под председательством Г. М. Кржижановского здесь, сбирались ученые, специалисты сельского хозяйства, статистики: В. Л. Вильямс, Д. Н.

………………………………………………………………………………………………………………………………………..12 ЦГАНХ СССР. Ф. 478. Оп. 1. Д. 473. Л. 47.

13 Однако по каким-то причинам А. В. Чаянов не стал членом Госплава. Просмотр протоколов сельскохозяйствен кой секции н Президиума Госплана показал, что среди присутствовавших на заседаниях в течение 1921-1922 гг. его не было. Но он осуществлял представительство Наркомзема в Госплане.

14 ЦГАНХ СССР. Ф. 478. Оп. Д. 473. Л. 86. 

Прянишников, А. Е. Лисицкий, А. И. Хрящева, П. И. Попов, Н. Д. Кондратьев, А. В. Тейтель, Н. П. Огановский и др. Обсудив доклад, Госплан  постановил: "Заслушав генеральный план НКЗ на 1921-1922 гг., Госплан признал его в основе построенным правильно и рассматривает его как программу первого реалистического подхода к построению единого сельскохозяйственного плана"15. В дальнейшем А. В. Чаянов отходит от работы по планированию.

1922 г.  вносит много перемен в жизнь  А. В. Чаянова. На базе семинария  по сельскохозяйственной экономии  и политике создается научно-исследовательский  институт под тем же названием.  Его директором становится А.  В. Чаянов. Происходят изменения в личной жизни; он женится на Ольге Эммануиловне Гуревич. В том же году А. В. Чаянов получает длительную заграничную командировку.

Поездка предстояла весьма ответственная и .преследовала несколько целей. Прежде всего это посещение международного конгресса по маслоделию, который состоялся в США. Далее необходимо было помочь наладить внешнеторговые связи Советского государства с помощью кооперации. Большую роль здесь должен был сыграть нарком внешней торговли Л. Б. Красин, введенный в состав правления Центросоюза и выступавший за рубежом в качестве его представителя. В распоряжение Красина и направлялся А. В. Чаянов. Кроме того, ему поручалось содействовать возвращению на родину Н. П. Макарова и А. Н. Челинцева. И наконец, предстояла обширная программа научных работ, связанных с изучением мирового сельского хозяйства в научных и практических целях.

Отправившись  за рубеж весной 1922 г., А. В. Чаянов и  его жена пробыли там полтора  года.

За рубежом, в мае 1923 г., рождается их первенец - сын Никита. В конце мая А. В. Чаянов в письме Г. А. Студеяскому сообщает: "У меня все по-прежнему благополучно. Сын ведет себя великолепно .и работать не мешает"16.

Летом 1923 г. они живут в маленьком  немецком городке Гейдельберге, что  расположен между Франкфуртом-на-Майне и Штутгартом, недалеко от Мангейма, Отсюда в июне он буквально бомбардирует Наркомзем и экономистов-аграрников письмами с весьма интересными предложениями. Дело в том, что среди экономистов Запада, немецких прежде всего (профессор Зеринг), зарождается замысел грандиозного труда "Положение мирового сельского хозяйства и торговля сельскохозяйственными продуктами после- войны». Приглашались и русские ученые, авторский коллектив которых стал формировать А. В. Чаянов.

Информация о работе Теория сельскохозяйственной кооперации А.В. Чаянова