Стратегическое развитие России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:03, научная работа

Краткое описание

Россия-страна, где все меняется, чуть ли не каждый год, а порой и месяц. Но некоторые вопросы стояли на повестке дня еще в конце XIX века (например, завершение индустриализации или создание высокоэффективного сельского хозяйства).
Сейчас экономическое положение всех стран подкосил мировой финансовый кризис.

Содержимое работы - 1 файл

РАБОТА.docx

— 65.86 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Введение

 

Россия-страна, где все  меняется, чуть ли не каждый год, а порой  и месяц. Экономика нашей страны порождает пока больше вопросов и  огорчений, чем радости. Особенно удручает то, что некоторые из них стояли на повестке дня еще в конце  XIX века (например, завершение индустриализации или создание высокоэффективного сельского хозяйства). Иными словами, в определенном смысле  XIX век был страной если не потерян полностью, то использован не  лучшим образом. 

На сегодняшний день экономика  нашей страны находится не в лучшем состоянии, как и экономика всего  мирового сообщества в целом. Экономическое  положение всех стран подкосил мировой  финансовый кризис.  Кризис рыночной экономики характеризуется резким спадом производства, который начинается с постепенного сужения, сокращения деловой активности. 

Первым мировым кризисом считается кризис 1873 г., затем последовали кризисы 1875, 1882, 1890 гг., который начался одновременно в США и России и обрушился, прежде всего, на металлургическую промышленность. Современные кризисы происходят в результате инфляции. Россия, скорее всего, выйдет из кризиса с наименьшими потерями. Так как правительство нашей страны принимает все необходимые меры. А это значит, что нам – будущим экономистам предстоит очень не легкая работа по созданию новой российской экономики. Эта работа потребует многих лет, а скорее даже десятилетий.

Оценка ВВП

Россия по душевому уровню ВВП занимает только 52-е место  в мире, хотя ее показатель на 20% выше средне – мирового. По доле в мировой экономике Россия находится примерно на одном уровне с Францией, Италией и Великобританией. Россия занимает преобладающую часть в экономике региона СНГ – 75% общего объема ВВП, произведенного странами СНГ. Однако на долю региона СНГ приходится всего 4,1%, мирового ВВП, тогда как страны ЕС – 24% (Приложение 1).

Валовой внутренний продукт  в 2010 году составил 32415,8 млрд. руб. или 103,7 % к 2009 году. Следует заметить, что на 1-ом месте по темпам развития по итогам 2010 года находится экономика США, на 2-ом месте – Китай, на 3-ем месте – Япония (Приложение 2).

Двигателем мировой экономики  в ближайшие 25 лет станут развивающиеся  страны, уверен Всемирный банк (ВБ). Благодаря им к 2030 году мировой ВВП удвоится, подсчитывает ВБ. При этом и мировой, и российской экономике ВБ пророчит замедление в ближайшие три года, а эксперты считают его прогноз консервативным.

К 2030 году мировой ВВП  вырастет до $72 трлн. Развивающиеся страны обеспечат 38% этого роста (Приложение  3). Доля развивающихся и бедных стран в мировом ВВП увеличится с 22% до 31%, сообщает доклад ВБ о перспективах мировой экономики. Вклад развивающихся стран в мировой рост станет весом как никогда.

Разница в уровне развития отдельных стран будет снижаться  — страны Азии и Восточной Европы приблизятся к уровню развитых стран. Подушевой ВВП в Китае, Мексике и Турции будет сопоставим с сегодняшним испанским (около $15 000). 
В мире станет меньше бедных. Хотя население планеты увеличится с 6,5 млрд. до 8 млрд. (97% прироста придется на развивающиеся страны), количество людей, живущих менее чем на доллар в день, сократится с 1,1 млрд. вдвое. А число жителей развивающихся стран, получающих в год $4000-17 000, вырастет с 400 млн. втрое, до 15% мирового населения (Приложение 3). Увеличение среднего класса поможет быстрому росту промышленности и торговли. 
             Объем мировой торговли к 2030 году вырастет более чем втрое, до $27 трлн., а доля торговли в мировом ВВП — с четверти до трети. Половину этого прироста обеспечат развивающиеся страны. 25 лет назад на них приходилось лишь 14% импорта обрабатывающего сектора, сейчас 40%, а к 2030 году — более 65%. 
Удвоение мирового ВВП за 25 лет подразумевает средний рост экономики на 3% в год и ее замедление через 10-15 лет. Нефтяные цены будут высокими, а значит, России быстрый рост обеспечен. Следует отметить, что США столкнулись в 2010 году с существенным падением государственных доходов. Продолжился рост бюджетного дефицита (Приложение 4). Национальный долг увеличивается. Доллар ожидает дальнейшее ослабление, способное в условиях ускорения спада в реальном секторе стать более быстрым, хотя по итогам 2010 г., в экономике США наметилась стабилизация (в первую очередь, за счет «механизма печатного станка»).

И международные, и отечественные  эксперты стали активно пересматривать свои прогнозы по российской экономике  в худшую сторону с конца августа 2010 г. В связи с резким падением из-за засухи объемов производства в сельском хозяйстве и более слабый, чем ожидалось, рост ВВП в первом полугодии.

Что касается инфляции, то здесь летние климатические условия сыграли злую шутку, спровоцировав в последние месяцы 2010 года ускорение роста цен.

В течение ряда лет российские власти придерживались тактики, согласно которой они стремились сдерживать инфляцию  и в то же время не допускать слишком быстрого укрепления рубля. Однако во второй половине 2006г., после окончательной либерализации валютного регулирования, эта тактика претерпела изменения. Банк России впервые за последние годы явно обозначил свою главную задачу – борьбу с инфляцией, которая должна была составить 6,5-8% по итогам 2007года.

Режим таргетирования инфляции (inflation targeting) подразумевает публичное объявление целевых значений инфляции на определенную перспективу, а стабильность цен становится долгосрочной целью. Другие цели, такие как полная занятость или относительная стабильность обменного курса, также могут учитываться, но являются второстепенными. При этом если власти четко придерживаются поставленных целей и добиваются их, режим таргетирования инфляции ведет к снижению инфляционных ожиданий. Впервые о переходе к прямому таргетированию уровня инфляции заявила Новая Зеландия в 1990 г. В настоящие время 23 страны применяют таргетирование инфляции, из которых лишь 7 являются развитыми.

В настоящее время правительством России начинают формироваться условия, необходимые для успешного перехода к  инфляционному  таргетированию (Приложение 5). Но с учетом набирающего темпа роста денежной массы вряд ли в 2011 году мы увидим существенное снижение инфляции.

 

Основные особенности  экономического состояния и риски экономического роста в современной России

 

Приоритетной долгосрочной целью развития РФ объявлено повышение  уровня жизни населения и достижение душевого ВВП 20 тыс. долл. По ППС, то есть близкого к современному уровню Португалии и Греции. В ближайшей долгосрочной перспективе рост потребует больших объемов инвестиций и будет в большей степени сталкиваться с институциональными, структурными и демографическими ограничениями.

В частности, значительные риски  обусловлены несбалансированностью  экономической структуры. Доля сырьевого  сектора в российской экономике  остается избыточной (Приложение 6). Несмотря на то, что с 2005 г. Темпы роста обрабатывающей промышленности превышали темпы роста добывающей промышленности, устойчивой тенденции к структурным сдвигам пока что не наблюдается, она еще должна пройти проверку временем.

Столь явно выраженная сырьевая ориентация экономики России затрудняет достижение поставленных целей экономического развития.

Во-первых, для сырьевых товаров характерны высокие колебания цен, превышающие ценовую нестабильность прочих товарных групп. Поэтому страны с сырьевой структурой экономики испытывают дополнительные трудности при проведении макроэкономической политики, поскольку изменчивость цен на сырьё вызывает значительные колебания бюджетных доходов и реальных обменных курсов валют стран экспортеров.

Во-вторых, сырьевая независимость негативно сказывается на экономической динамике по технологическим причинам. Так, низкая трудоемкость сырьевых производств даже с учетом создания рабочих мест в смежных отраслях, как правило, не позволяет создать достаточное количество рабочих мест в высокопроизводительном секторе экономики.

В-третьих, в странах, характеризующихся сырьевой независимостью, при прочих равных условиях размеры государственного сектора и уровень государственных расходов выше. Хочется отметить, что диверсификация экономики не является гарантией успешного развития и, наоборот, сырьевая структура экономики необязательно ведет к отставанию от стран-лидеров экономического роста (Приложение 2).

Но, на современном этапе  развития общества Правительством России взят курс на реальную и конкретную борьбу с коррупцией в экономике  страны. Д.А. Медведевым выдвинуто требование реагировать на публикации в СМИ, должно превратиться в реальный рычаг борьбы общества с коррупционерами. Это связано с тем, что по данным многочисленных исследований объем коррупционных услуг растет год от года. Согласно подсчетам всего за четыре года, с 2001-2005гг. средний размер взятки вырос с 10 тысяч до 135 тысяч долларов. И, соответственно, борьба с коррупцией не должна носить характер «компанейщины». Очень важно, чтобы институты, выстраиваемые в борьбе с коррупцией не были использованы для того, чтобы организовать давление на неугодные группы, действующие в той или иной сфере экономики. Закон обяжет чиновников бороться с причинами коррупции.

И в связи с данными  моментами Президент назвал главным  ориентиром в работе Национальный план противодействия коррупции, «а стратегической задачей» - кардинальное снижение её уровня.

Перспективы развития российской экономики не столь радужны, как  считали эксперты еще этим летом. Об этом говорит очередной доклад Всемирного банка об экономике РФ. ВБ снизил прогноз роста ВВП России в 2010 году с 4,5% до 4,2% (4,5% в 2011 году и 3,5% в 2012 году). Свое решение он объясняет «более медленным, чем ожидалось, восстановлением экономики в первом квартале 2010 года и сохраняющимися рисками дальнейшего замедления роста мировой экономики».

В числе  других рисков ВБ называет чрезмерную зависимость от цен на нефть, волатильные  потоки капитала и растущее инфляционное давление. По оценкам Всемирного банка, по итогам года рост потребительских цен в России составит 8–9%. В 2011 году инфляция вряд ли будет ниже 8%, а в 2012 году составит не менее 7%.

Одновременно  с этим ВБ снизил прогноз дефицита федерального бюджета России. В законе о федеральном бюджете на 2011-2013 года сохраняется тенденция к снижению уровня доходов.  Доходы бюджета снизятся с 22,4 (2008 г.) до16,8  (2013 г.) % ВВП, расходы же возрастут с 18,3 до 19,7 % ВВП в соответствующие годы. Если же профицит бюджета в 2008 году составлял 4,1% ВВП, то в 2013 году дефицит составит 2,9%.

Отмечается, что рост бюджетных доходов в  результате повышения цены на нефть  будет, по-видимому, частично нивелирован  дополнительными расходами на инфраструктуру и модернизацию экономики.

К тому же большая часть Резервного фонда  будет израсходована к концу  текущего года. Так что в последующие  два года бюджетный дефицит придется финансировать за счет внутренних и  внешних заимствований, причем в  объемах, превышающих запланированные.

2010 год оказался для  экономики России совершенно  не таким, как надеялись оптимисты  или рассчитывали скептики. Оживление  мировых рынков 2009 года не переросло  в устойчивый подъем, означающий  конец периода больших хозяйственных  проблем. Весной 2010 года, когда многие  правительства могли уже похвастаться «хорошими данными», последовало падение цен на рынках планеты. Значительно снизились курсы акций и других ценных бумаг. Обнаружилось рассогласование между реальным потребительским спросом на планете и возросшим товарным предложением. Появились прогнозы, предупреждающие, что второе полугодие окажется труднее первого.

Успехи российского восстановления экономики оказались под вопросом также под воздействием внутренних бедствий — крупного неурожая и страшных пожаров. Засушливое лето обернулось масштабными потерями для сельскохозяйственных производителей. Урожай зерна в России едва превысил 60 млн. тонн. Даже по «черным» прогнозам лета предполагалось, что будет собрано 78–83 млн. тонн (уровень годового потребления). Значение худших за многие году результатов уборки зерновых не стоит сводить только к потерям сельских производителей. Засуха нанесла серьезный удар ослабленной отечественной экономике. Главная его мишень — потребительский спрос.

Россия уже столкнулась  с первыми негативными последствиями  засухи. Спекуляции вызвали ускоренное повышение цен. Население вынуждено  перестраивать структуру своих  расходов: затраты на питание растут, а расходы на приобретение промышленных товаров обречены снижаться. Серьезность положения невозможно оценить верно, если оставить без внимания «выгорание» огородов населения. Средняя городская семья, по данным Центра социального анализа ИГСО, самостоятельно производит 25–27% необходимых продуктов. В пределах 40% товарного продовольствия в ряде регионов дают личные подсобные хозяйства, не зарегистрированные как фермерские. Неурожай в этой «теневой» зоне национального сельского хозяйства имеет значительные последствия для продовольственного рынка и национального рынка вообще.

Потеря значительной части  урожая усиливает зависимость людей  от рынка, а значит, от зарплаты, пособий  и пенсий. Стабилизация 2009 — первой половины 2010 годов в отечественной  экономике не привела к подлинному росту доходов населения. Официальная  статистика уверяет, что в первом полугодии 2010 года реальные доходы россиян  поднялись на 4,5%. Данные эти выглядят сомнительно. На поддержку внутреннего  потребления в России не работает также потребительское кредитование, что было характерно до середины 2008 года. В целом внутренний рынок  страны заметно сократился за годы мирового кризиса, что одновременно ставит под сомнение данные о росте  ВВП. Основой сравнительной макроэкономической стабильности, наблюдаемой в стране, остается экспорт и, прежде всего, высокие  цены на нефть и иные виды сырья.

Главный рыночный успех антикризисной  политики российских властей — рост продаж отечественных автомобилей. Протекционистские меры почти очистили рынок от ввозных машин, что помогло резко поднять продажи российских марок автомобилей. Сыграла большую роль и программа утилизации старых легковых машин. Фактически она стала первой (и единственной) общенациональной мерой стимулирования потребителей. Характерно, что до запуска программы субсидирования обмена старого транспортного средства на новое, «голый» протекционизм давал слабые результаты.

С начала 2010 года концерн  «АвтоВАЗ» смог сбыть на 36% автомобилей  больше, чем годом ранее. И это  при отсутствии серьезных технологических  перемен в производстве. Выигрыш  от программы получили и другие производители. Но после взлета продаж на автомобильном  рынке можно ожидать некоторое  их снижение осенью-зимой и, вероятно, большее сокращение продаж весной и  летом 2011 года. Причинами этого поворота может стать общее ухудшение  материального положения потребителей. Постепенное и осторожное восстановление банками практики кредитования населения  не сможет поддержать спрос на автомобили и другие дорогостоящие предметы потребления. Независимо от повышения  или легкого снижения цен (до весны-лета 2011 года) рынок недвижимости России сохранится в неживом состоянии.

Информация о работе Стратегическое развитие России