Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:00, курсовая работа
В курсовой работе рассмотрена тема «Проблемы освоения Мирового океана как глобальная проблема». В первой главе изучается ресурсный потенциал Мирового океана. Во второй главе изучается политика решений проблемы освоения Мирового океана.
Введение……………………………………………………………………….3
1 Глава. Потенциал Мирового океана как глобального носителя ресурсов
1.1. Понятие Мирового океана……………………………………………….5
1.2. Исторические аспекты освоения Мирового океана……………………8
1.3. Ресурсный потенциал Мирового океана……………………………….20
2 Глава. Политика решений проблемы освоения Мирового океана
2.1.Интересы различных стран и проблемы совместного использования ресурсов Мирового океана………………………………………………………..34
2.2. Роль и деятельность Российской Федерации в освоении Мирового океана………………………………………………………………………………41
Заключение…………………………………………………………………...48
Список использованной литературы………………
Стремление к морским путешествиям усилилось в XV в. В южные районы Атлантики устремились португальские мореплаватели. В 1471 г. они дошли до экватора, а вскоре (1487) Бартоломеу Диаш обогнул из юга Африку и высадился на африканском берегу Индийского океана. Этим окончательно было доказано, что Атлантический и Индийский океаны соединяются на юге и пренебреженная гипотеза Птолемея об их изолированности.
После завоевания турками ближневосточных районов, через которые проходили основные пути к востоку, европейцы направились на поиски новых морских путей. С того времени начались большие географические открытия как на суше, так и на море. Португальцы продолжали осваивать восточный маршрут вокруг Африки, а испанцы выбрали совсем другой путь — через Атлантический океан, на запад. Стало ясно, что океан не только разделяет материки, но и может способствовать сближению народов.
Первое плавание в поисках западных путей к Восточной Азии было осуществлено генуэзцем Христофором Колумбом в 1492 г. Колумб считал, что по другую сторону Атлантического океана лежат богатейшие страны Азии. Вскоре выяснилось, что им открытый новый континент. Испанский конкистадор Васко Бальбоа пересек Панамский перешеек, с востока на запад и вышел на берег другого океана, который им был назван Южным морем (Тихий океан).
Почти одновременно с испанцами к берегам открытого материка стали плавать англичане. Экспедиция, возглавляемая итальянским мореплавателем Себастьяном Каботом, в 1497 г. посетила берега Лабрадора и Ньюфаундленда.
Португальцы, продолжая поиски морских путей к Юго-восточной Азии, во главе с Васко и Гвалтом обогнули Южную Африку, прошли через Мозамбикский пролив, пересекли северо-западную часть Индийского океана и в 1497 г. достигли порта Калликут на юго-западном берегу Индии (Малабарский берег).
Наиболее важное для познания Мирового океана путешествие было осуществлено испанской экспедицией под командованием Фернана Магеллана (1519—1522). Это первое кругосветное плавание окончательно утвердило представление о шарообразности Земли, о Мировом океане, как единственной и целостной водной стихии.
После открытия морских путей к Азии и Америке в южных и средних широтах начались поиски морских дорог через северные моря, поиски северо-восточного и северо-западного морских проходов вдоль северных берегов Азии и Америки. С решением этой проблемы связанные экспедиции Баренца (1595—1597), плавание вдоль берегов Сибири российских мореплавателей, в районе Канадского архипелага — английских мореплавателей. В 1648 г. С. Дежнев и Ф. Попов открыли пролив (Беринговый пролив) между Азией и Америкой.
Выдающимся событием XVII в. были морские экспедиции А. Тасмана, во время которых было установленное существование пятой части света — Австралии.
В середине XVII в. сведения, которые накопились, об отдельных частях Мирового океана были систематизированы голландским географом Б. Варениусом. Он впервые выделил отдельные части Мирового океана, подчеркнув их единство и значение для мореплавания.
В XVIII в. в России важные работы по изучению Северных берегов Евразии, прибрежных вод Ледовитого океана и северных районов Тихого океана были проведены Большой Северной экспедицией (1733—1743). Ее организовал сначала Петр I для решения вопроса о том, соединяется ли Азия с Северной Америкой. В работах Большой Северной экспедиции принимали участие прекрасные российские мореплаватели, имена которых увековечены на карте Сибири и Северного Ледовитого океана: Витус Беринг, Алексей Чириков, брать Харъитон и Дмитрий Лаптевы, Семен Челюскин, Василий Прончищев и много других. Материалы, собранные этой экспедицией, оставались важнейшими вплоть до начала XX в.
Во второй половине XVIII были сделанные кругосветные путешествия с целью открытия новых земель и изучения природы океанов. Наиболее важными были плавания английской экспедиции под командованием Джеймса Кука. С 1768 г. Д. Кук сделал три кругосветных путешествия. В 1772—1775 гг. перед его экспедицией было поставленное задание отыскивания предполагаемого Южного материка. Экспедиция Кука достигла 71° ю. ш., так и не обнаружив «Южной Земли». Экспедициями Д. Кука закончился период описательного изучения океана. Оно велось в основном с целью открытия новых земель, а также для выяснения условий судоходства и возможностей торговых связей.
С XIX столетия началась эпоха научных экспедиций по изучению Мирового океана. В начале XIX столетие российские моряки сделали около 40 кругосветных плаваний, больше чем англичане и французы, вместе взятые. Ими было положенное начало серии научных океанографических исследований. Во время одного из кругосветных плаваний О. Е. Коцебу (1823—1826) российским академиком Э. X. Ленцами проводились глубинные измерения температуры воды, впервые определялась плотность морской воды на разных глубинах (до 2 тыс. м).
Другой прекрасной экспедицией первой половины XIX в. было плавание Ф. Ф. Беллинсгаузена и Г. П. Лазарева на шлюпах «Восток» и «Мирный» (1819—1821) в высокие широты южного полушария. Экспедиция открыла новый материк — Антарктиду (1820). Во время этого плавания систематически велись метеорологические и гидрологические наблюдения в антарктических водах. Эти данные долгое время оставались единственными по южно-полярному району Мирового океана.
В середине XIX в. в ряде стран были организованны первые исследовательские учреждения для изучения Мирового океана, потому число экспедиций с того времени значительно выросло. Стали разрабатываться специальные программы метеорологических и гидрологических наблюдений.
В 1853 г. в Брюсселе состоялась первая международная морская конференция, которая приняла единую судовую систему наблюдений, предложенную американцем Г. Мори. Эта система сыграла большую роль в изучении океанов, потому что наблюдения имели однородный характер и стали легко доступными для обобщения и систематизации.
Исследование океанов и морей на специально оборудованных для этой цели судах началось во второй половине XIX в.
Первой
такой экспедицией стало
Среди других специальных океанических экспедиций необходимо отметить шведско-российскую экспедицию А. Норденшельда на судне «Вега» (1878—1879), которая впервые прошла Северным морским путем с запада к востоку, и плавание в северных водах норвежского мореплавателя Ф. Нансена на «Фраме», что открыл в 1894—1896 гг. в Центральной Арктике глубоководный бассейн.
Несколько раньше российский мореплаватель адмирал С. О. Макаров сделал кругосветное плавание на корвете «Витязь», во время которого были проведенные большие работы по исследованию физических свойств океанической воды. Результаты их были опубликованы в монографии «Витязь» и Тихий океан» (1891).
Собранные до конца XIX в. данные позволили составить первые карты деления температуры и плотности воды на разных глубинах, схему циркуляции вод Мирового океана и карту рельефа дна.
Начало XX в. ознаменовалось созданием специализированных научных морских учреждений и международных организаций (Международный совет по изучению морей, в 1902 г. и др.), которые возглавили экспедиционные океанографические работы. К наиболее крупным экспедициям того времени следует отнести антарктические плавания на судах «Гаус» (1901 —1903), «Дисковери» (1901 — 1904), «Скотия» (1908), «Дойчланд» (1911 — 1912), работы США в Тихом океане на судне «Альбатрос» (1900—1905), немецкую экспедицию в Индийский океан на судне «Планет» (1906—1907, 1910—1913). Последней экспедицией открытые наибольшие глубины в желобах Яванские, Новогебридском и Бугенвиль. Экспедиция на «Альбатросе» выполнила большое число гидрологических наблюдений, которые легли в основу всех последующих гидрологических исследований Тихого океана.
Первые полтора десятилетия XX в. были отмечены важными морскими экспедициями к Арктике, направленными на изучение условий плавания по Северному морскому пути. Здесь трудились российские экспедиции на кораблях «Ермак» (1901), «Заря» (1900— 1902), «Св. Анна», «Св. Фока» (1912— 1914), «Таймыр» и «Вайгач» (1913, 1914, 1915).
В эти же годы северо-западным морским путем от берегов Атлантики к Тихому океану впервые прошла норвежская экспедиция на судне «Йоа» под командованием Р. Амундсена (1903-1906). Первая мировая война прервала исследование океанов. Они возобновились только в 20-х годах нашего века. Изучаются отдельные морские регионы, проводятся повторные наблюдения для установления пространственно-временной изменчивости океанографических условий (исследование у берегов Японии, США, Канады, Норвегии, в районе Гольфстрима и Лабрадорского течения).
После большевистского переворота в нашей стране в 1920г. Был организован Государственный гидрологический институт, а 10 марта 1921г. — Плавучий Морской научный институт для изучения биологических, гидрометеорологических и геолого-минералогических условий Северного Ледовитого океана. Впоследствии этот институт был преобразован во Всесоюзный институт морского рыбного хозяйства и океанографии (1933). В 1930 г. создается Арктический институт (в настоящее время Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт).
С 30-х годов XX столетия во всех арктических морях, которые омывают территорию СССР, стали проводиться работы с целью хозяйственного освоения Северного морского пути. Исследования северных морей неуклонно расширялись и охватили и Центральную часть Арктического бассейна. Здесь в 1937 г. была организованная дрейфующая станция «Северный полюс», а в 1938—1940 гг. в высоких широтах дрейфовал ледокол «Г. Седов». Реальность плавания по Северному морскому пути за одну навигацию довели экспедиции на ледокольном пароходе «А. Сибиряков» в 1932г. (из Архангельска на Дальний Восток) и на ледорезе «Ф. Литке» в 1934 г. (с Владивостока к Мурманску). Задание освоения Северного морского пути была успешно решена: уже несколько десятилетий он является регулярно действующей морской трассой.
Интересно отметить, что сравнение данных, полученных во время дрейфа «Фрама» и дрейфа «Г. Седова», позволило установить, что с начала нашего столетия началось потепление Арктики.
Вторая мировая война снова прервала океанографические исследования. До этого времени на основе всех предыдущих работ уже вырисовывалась общая картина гидрологических и биологических условий во всех частях Мирового океана.
В послевоенные годы в связи с расширением рыболовства, решением проблемы синоптических прогнозов и гидрометеорологического обеспечения промышленного и торгового мореплавания оказалась необходимость более глубокого изучения процессов, что происходят в океанах, а следовательно, расширения экспедиционных исследований. Научно-исследовательские корабли многих стран мира стали активно исследовать Атлантический, Тихий и Индийский океаны. Впервые были детально изученные гидрологические условия в глубоководных океанических западинах. Появились новые методы и новые приборы для разного рода наблюдений.
В 1943 г. в СССР был созданный Государственный океанографический институт Гидрометеослужбы. В 1947 г. начались советские исследования в антарктических водах (в связи с созданием китобойной флотилии «Слава»). В работах антарктических экспедиций принимали участие Государственный океанографический институт и Всесоюзный институт рыбного хозяйства и океанографии. С того времени началось систематическое изучение южно-полярных вод, которое продолжается и в настоящее время. В результате этих исследований возродилась идея о необходимости выделения пятого океана — Южного полярного.
Люди с древних времен стремились проникнуть как можно глубже в пучину океанов и морей. Изобретение акваланга позволило погружаться в воду до 100 м. С помощью жесткого скафандра человек проник в глубь моря до 250 м. Это позволило вести непосредственные наблюдения за рыбами, крабами, моллюсками и другими животными. После изобретения батисферы (1930) американские исследователи Боб и Бартон погрузились сначала на 923 м (1934), а затем на 1372 м (1949). Однако возможности батисферы, что опускается на тросе из корабля, были ограничены.
Огюст Пикар изобрел автономный подводный аппарат (судно) — батискаф. В 1960 г. на батискафе «Триест» Жак Пикар и Дон Уолш опустились на дно Марианской впадины (на глубину 10916 м). Так были покоренные наибольшие глубины Мирового океана.
Все указанные выше экспедиции работали в разное время и на одиночных судах. Обычно наблюдения велись несогласованно. Многие из них ставили задачей последующее накопление фактического материала. В середине 50-х годов подобного рода роботы были уже не достаточны. До этого времени значительно повысились требования к изучению океанов. Было нужно объединение усилий разных стран для одновременного исследования океанов на огромных площадях.
Первым удачным опытом оказалась международная экспедиция «Норпак», в которой принимали участие суда Японии, США и Канады (1955). Исследования велись в Тихом океане, к северу от 20° с. ш. С начала 40-х годов в практику изучения океанов введенные специальные наблюдения на специализированных «кораблях погоды», которые дрейфуют в открытых районах Мирового океана и ведущих аэрометеорологические и гидрологические наблюдения с целью обеспечения безопасности трансокеанских авиалиний, мореплавания и обеспечения гидрометеорологической информацией рыбного промысла в океанах.
Информация о работе Политика решений проблемы освоения Мирового океана