Лекции по “Государственному регулированию экономики в зарубежных странах”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:37, курс лекций

Краткое описание

Целью курса является ознакомление читателей с основами концепций и моделей государственного регулирования экономики наиболее мощных зарубежных стран.
Государственное регулирование экономики в зарубежных странах представляет интерес для самостоятельного сравнительного анализа динамики развития социально-экономических процессов в разных странах и выработки собственных критериев качественной оценки эффективности отдельных элементов в моделях государственного регулирования экономики рассматриваемых стран.

Содержание работы

Введение 4
Основы государственного регулирования экономики
в зарубежных странах 5
Предмет и цели государственного регулирования экономики
в зарубежных странах 5
1.2. Концепции регулирования рыночной экономики 6
1.3. Типы экономических систем и модели рыночной экономики 11
1.4. Становление и развитие антимонопольного регулирования 18
Особенности моделей государственного регулирования
экономики в зарубежных странах 24
Особенности модели государственного регулирования
экономики во Франции 24
Особенности модели государственного регулирования
экономики в США 31
Особенности модели государственного регулирования
экономики в Канаде 37
Особенности модели государственного регулирования
экономики в Швеции 41
Особенности модели государственного регулирования
экономики в Японии 49
Особенности модели государственного регулирования
экономики в Германии 51
Особенности модели государственного регулирования
экономики в Китае 67
Особенности модели государственного регулирования
экономики в Италии 71
Зарубежный опыт государственного регулирования НТП за рубежом
(на примере США и Японии) 73
Зарубежный опыт государственного регулирования социальной сферы
Опыт государственного регулирования занятости за рубежом 78
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) 85
Государственная поддержка и защита социально незащищенных
слоев населения 87
Региональное регулирование экономики
Модели территориального регулирования хозяйственной деятельности. Свободные экономические зоны 92
Модели глобальных экономических систем. Европейский союз 95
Заключение 99
Приложения:
Статистические данные по социально-экономическому развитию стран
мира 100
Список литературы 113
Контрольные вопросы промежуточного тестирования 116

Содержимое работы - 1 файл

ГРЭ в зарубежных странах.doc

— 532.50 Кб (Скачать файл)

Между тем по регламенту, действовавшему в отношении членов ВТО в 1997 году, рассмотрению и утверждению подлежат крупные инвестиционные проекты, предполагающие прямые капиталовложения в сумме свыше 172 млн. долл. Портфельные инвестиции из стран ВТО подлежат контролю только в тех случаях, когда их объем предполагает переход в руки зарубежного инвестора свыше 50% активов канадского предприятия. Более строгие правила контроля действуют в небольшом числе отраслей – урановой промышленности, в сфере финансовых услуг и транспорта, а также в сфере культуры (издательское дело, кинематография, распространение аудио-продукции). В этих областях канадское правительство оставляет за собой право контроля и запрета в случае, если:  а) прямые инвестиции превышают 5 млн. долл.;   б) портфельные инвестиции превышают 50 млн. долл. За первые 9 месяцев 1997 года министерство промышленности Канады отклонило только два из всех рассмотренных им новых инвестиционных проектов.

В 1996 году объем капиталовложений в Канаду составил 180 млрд. кан. долл, из которых 120 млрд. поступили из США. Второе место по объему прямых капиталовложений занимала Великобритания – 14 млрд., а третье – Япония (6 млрд.). Японские фирмы в последние годы заметно активизировали свою инвестиционную деятельность проявляя особый интерес к вложению средств в строительство автосборочных предприятий, в предприятия лесопромышленного комплекса, а также в операции с недвижимостью.

Вывоз капитала из Канады в 1996 году был примерно равен ввозу. Прямые канадские инвестиции за рубежом  составили 171 млрд.долл. За последние  десять лет они увеличились более чем в 1,6 раза, тогда как ввоз капитала – примерно в 2 раза. Около 65% прямых зарубежных капиталовложений канадских инвесторов было направлено в США.

 

2.4. Особенности модели  государственного регулирования  экономики в Швеции.

 

Термин «шведская модель» возник в связи со становлением Швеции как  одного из самых развитых в социально-экономическом  отношении государства. Этот термин появился еще в конце 60-х гг., когда  иностранные наблюдатели стали  отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе.

Экономисты отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и  государственное регулирование, преобладающую  частную собственность в сфере производства.

Шведская модель исходит  из того, что в политике явно выделяются две доминирующие цели: 1) полная занятость  и 2) выравнивание доходов. Их доминирование  может быть объяснено уникальной силой шведского рабочего движения. Более полувека – с 1932 года (за исключением 1976-1982 гг.) – у власти находится Социал-демократическая партия Швеции (СДРПШ). В течение десятилетий с СДРПШ тесно сотрудничает Центральное объединение профсоюзов Швеции, что усиливает реформистское рабочее движение в стране. Швеция отличается от других стран принятием полной занятости в качестве главной и неизменной цели экономической политики, а шведский народ в целом – активный ее сторонник.

Отойдя еще в 20-е  годы от идеи национализации, СДРПШ  стала исповедовать концепцию функциональной социализации, или функционального социализма, предусматривающую обращение результатов частнокапиталистического предпринимательства и экономического роста на социальное выравнивание, а также установление производственной демократии. Это означало широкое государственное вмешательство в экономику в духе кейнсианских рецептов, увеличение налогов, существенное усиление перераспределительной и социально-законотворческой роли государства.

Логически завершали  картину высокая степень государственного управления в экономике и практически полное огосударствление социальных услуг, котрые расценивались социал-демократами в качестве главной сферы обеспечения социального выравнивания.

В социальных услугах, составляющих половину всей сферы услуг, доля государства составляет 92%, в том числе в здравоохранении – 92%, в образовании и НИОКР – 88,7%, социальном страховании – 98,2%. В целом же по статистике на государство приходится 49% занятых в секторе услуг.

Политика солидарности в области заработной платы предусматривала снижение уровня дифференциации ставок зарплаты через преимущественное повышение их для низкооплачиваемых работников.

Из всех западных национальных вариантов социальной политики шведский вариант в наибольшей мере характеризуется  универсальностью и всеобщностью социального обеспечения и страхования. Он наиболее отвечает понятию  «государство всеобщего благосостояния», что заключается во внерыночном характере предоставления социальных услуг. Здесь нет непосредственной зависимости между правом на социальную защиту и специальными взносами на ее обретение. Социальные расходы шведского государства превышают половину ВВП – против менее его трети в среднем для Западной европы и четверти для всех развитых стран.

Благосостояние практически  всех шведов в той или иной степени зависит от государства, даже если не принимать во внимание его как относительно самого крупного работодателя. Швеция резко выделяется высокой долей государственных трансфертов населению в его совокупных денежных доходах – ¼ - среди преобладающего большинства западных стран, для которых эта величина равна в среднем 15-16%.

По удельному весу ассигнований государства на образование  и здравоохранение в ВВП Швеции превосходит западноевропейские страны в целом в два, а все развитые – в 1,5 раза.

Стремление к равенству сильно развито в Швеции. Лидер социал-демократов Пер Альбин Хансон в 1928 году выдвинул концепцию Швеции как «дома народа», где говорилось об общности интересов нации в создании общего дома, большие группы населения вне рабочего движения смогли принять его взгляды.

К числу специфических  факторов, присущих именно Швеции, надо отнести неизменный внешнеполитический нейтралитет с 1814 г., неучастие в  обеих мировых войнах, рекордное  по продолжительности пребывание у  власти Социал-демократической рабочей партии, исторические традиции мирных способов перехода к новым формациям, в частности от феодализма к капитализму, длительные благоприятные и стабильные условия развития экономики, доминирование реформизма в рабочем движении, поиск компромиссов на основе учета интересов различных сторон.

Успешное функционирование экономической системы зависит  от динамики цен, конкурентоспособности  шведской промышленности и экономического роста. В частности, инфляция – угроза как равенству, так и конкурентоспособности шведской экономики

Методы шведской модели предусматривают активную роль государства  с учетом практической целесообразности и реальных возможностей..

Основы шведской модели были сформулированы еще в начале 50-х годов в шведском профсоюзном  движении, а затем стали стержнем экономической политики социал-демократов.

Активная политика на рынке труда ориентирована на сведении к минимуму социальных издержек рыночной экономики. Смысл состоит  в максимальном росте производства частного сектора и как можно  большем распределении и перераспределении государством национального дохода через налоговую систему  и государственные расходы для повышения жизненного уровня народа.

Одной из особенностей шведской модели является, в частности, гибкость антикризисной государственной политики. Частный капитал при такой системе как бы освобождается от многих видов «непроизводительных» для него затрат. Государство стимулирует использование большей части прибыли на расширенное накопление капитала, так как государство берет на себя преобладающую часть затрат на образование, здравоохранение, развитие инфраструктуры, в определенной степени, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и т.п.

Социальная политика швеции пронизана идеей равенства. Так, например, шведская модель отличается очень высокой по сравнению с другими странами степенью выравнивания заработной платы между квалифицированными и неквалифицированными работниками. Приоритетное внимание уделяется поддержанию занятости и переподготовке рабочей силы, широкому профессиональному обучению.

Существующая сегодня  в Швеции экономическая система  обычно характеризуется  как смешанная  экономика. В основе ее лежат рыночные отношения на конкурентных началах  с активным использованием государственного регулирования, что составляет экономический базис шведской модели. Под смешанной экономикой понимается сочетание, соотношение и взаимодействие основных форм собственности в капиталистическом рыночном хозяйстве Швеции: частной, государственной и кооперативной. Каждая из этих форм заняла свою «нишу», выполняет свою функцию в общей системе экономических и социальных взаимосвязей. Подавляющее большинство (около 85%) всех шведских компаний с числом занятых свыше 50 человек принадлежат частному капиталу. На частные предприятия приходится 75% занятых в производственном секторе, из них 8% работают в принадлежащих иностранному капиталу фирмах. Остальная часть приходится на государство и кооперативы, на каждый по 11-13%. Государственный сектор  расширялся, а удельный вес кооперативного почти не менялся с 1965 года.

Кроме этих трех форм собственности  существует множество компаний со смешанной  собственностью, фирмы принадлежащие  профсоюзам, сберегательным банкам и  т.п. Однако их доля очень мала.

Ведущую роль в производстве товаров и услуг в Швеции играет частный сектор. В его рамках можно выделить крупный капитал, доминирующий в отраслях, определяющих экспортную специализацию, прежде всего в обрабатывающей промышленности. Остальная часть частного сектора состоит из мелких и средних фирм. По этому критерию частные компании можно разделить на две группы. К одной относится множество мелких фирм, в которых основатель, собственник и директор-распорядитель часто одно и тоже лицо. В другую группу входят крупные компании, зарегистрированные на фондовой бирже. За последние десятилетия в структуре собственности этой группы произошли большие изменения. Заметно снизилась доля акций, принадлежащих домашним хозяйствам (населению) и частным индивидуальным лицам – с 47% в 1975 году до 21% в 1985 году, в то время как страховые, инвестиционные и нефинансовые компании, фонды, в том числе государственный Всеобщий пенсионный фонд (ВПФ), заметно увеличился – с 53% в 1975 году до 79% в 1985 году (включая 7%, принадлежащих иностранцам). За послевоенный период произошло падение доли очень крупных индивидуальных акционеров – с 70% в 1951 году до примерно 20% в 1985 году – вследствие прежде всего высоких ставок налогов на доходы и собственность.

Таким образом, институциональная  собственность в значительной степени  заменила частных лиц. Особенно возросли доли нефинансовых, инвестиционных и страховых компаний, на которые в 1985 году приходилось соответственно 14, 14 и 10%. Повышение роли нефинансовых компаний, занимающихся коммерческой деятельностью, произошло в силу различных причин. Некоторые из них ввели принадлежащие им дочерние компании на фондовую биржу, сохраняя значительную, а часто и подавляющую часть акций в своем распоряжении. Другие, продавая фирму или ее отделения, получали в качестве платежа акции покупающей компании. Некоторые крупные пакеты акций возникли в результате долгосрочного тесного сотрудничества фирм. Обычным явлением стали «стратегические вложения» капитала в акции. Этому способствовала высокая ликвидность многих фирм вследствие роста продаж и прибылей после 1982 года.

Вместе с тем резко  возросло и число шведов, владеющих  акциями. Это объясняется как  сокращением портфелей акций  частных индивидуальных собственников, так и быстрым ростом числа  компаний, зарегистрированных на Стокгольмской  фондовой бирже. Важную роль сыграло появление новой группы индивидуальных владельцев акций после создания в 1978 году различных акционерно-инвестиционных фондов. Сбережения в этих так называемых всеобщих фондах под управлением банков и фирм получали разнообразные налоговые субсидии от правительства. До 1984 года вкладчики получали скидку 30% с налогов на свои годовые сбережения в дополнение к необлагаемым налогом дивидендам и приросту стоимости акций. В 1984 году налоговая скидка была отменена, но остальные стимулы остались. В 1985 году на эти инвестиционные фонды приходиловь 6% всех акций, и эта доля продолжала постепенно расти.

Экономика Швеции характеризуется  высоким уровнем концентрации производства и капитала и монополизации в  ведущих отраслях. На крупных предприятиях (с числом занятых свыше 500 человек) сосредоточено около 40% занятых в промышленности, а на мелких (до 50 человек) – 17%.

В последние годы роль ведущих шведских компаний в мировой  экономике возросла. Конечно, в число  гигантов капиталистического мира они  не входят. Так, крупнейшая шведская фирма «Вольво» уступает по размеру оборота почти в 7 раз компании номер один капиталистического мира «Дженерал моторз» (15 млрд.долл. против 102 млрд.долл.). Ведущие шведские промышленные фирмы имеют ярко выраженную международную ориентацию.

В экономике Швеции очень  высока монополизация производства. Она наиболее сильна в таких специализированных отраслях промышленности, как производство шарикоподшипников (СКФ), автомобилестроение («Вольво» и «СААБ-Скания»), черная металлургия («Свенская столь»), электроьехника («Электролюкс», АББ, «Эрикссон»), дереаообрабатывающая и целлюлозно-бумажная («Свенсая целлюлоза», «Стура», «Му ок Думше»» и др.), самолетостроение («СААБ-Скания»), фармацевтика («Астра», «Фармасиа»), производство специальных сталей и инструмента («БАККО», «Авеста»).

В Швеции сложился наиолее  мощный финансовый капитал среди  стран Северной Европы. К примеру, финансовую группу «Скандинависка эншильда банкен», контролирующую до 40% экспорта, 20% ВВП страны и обеспечивающую 40% занятости в промышленности Швеции, входят семейные группы Валленбергов, Юнсонов, Боньеров, Лундбергов, Седербергов. Среди них выделяется семейство Валленбергов, контролирующее компании, биржевая стоимость акций которых превышает 1/3  акционерного капитала всех зарегистрированных на бирже фирм. В Швеции и за границей на их предприятиях занято примерно 450 тыс. человек. Империя Валленбергов считается одной из крупнейших в Западной Европе.

Важнейшая роль государственного сектора  в Швеции – аккумуляция  и перераспределение значительных денежных средств на социальные и экономические цели согласно концепции шведской модели. Государственный сектор имеет два уровня владельцев собственности: центральное правительство и местные (коммунальные) органы власти. Нижний уровень иногда выделяется в коммунальную форму собственности. Они, вместе составляя по форме собственности единое целое, различаются как по месту в сфере экономики, так и по масштабам (в каждом отдельном случае, но не в совокупности) деятельности.

Государственный сектор и государственная собственность – разные понятия. Под государственной собственностью принято считать предприятия, принадлежащие государству полностью или частично (смешанная собственность)*. Удельный вес государственной собственности в Швеции весьма низок. Напротив, по размеру государственного сектора, который можно охарактеризовать как объем вмешательства государства в экономическую жизнь, Швеция занимает среди развитых стран первое место.

Информация о работе Лекции по “Государственному регулированию экономики в зарубежных странах”