Количественные методы исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:56, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время не одно предприятие в системе рыночных отношений не может нормально функционировать без разработки маркетинговых исследований. Это происходит потому, что потребности людей, как известно, безграничны, а ресурсы предприятия ограничены. Каждый субъект имеет свои потребности, удовлетворить которые не всегда качественно удается. К каждому необходим свой индивидуальный подход. Поэтому, в новых условиях выживает то предприятие, которое может наиболее точно выделять и улавливать разнообразие вкусов. Этому и способствует маркетинг.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧЕСТЬ
СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ МЕТОДОВ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 4
1.1 Опрос как метод сбора данных в количественных исследованиях 4
1.2 Этапы проведения опроса 7
1.2.1 Концептуализация. 7
1.2.2 Схематизация. 7
1.2.3 Подготовка инструментария. 10
1.2.4 Планирование. 19
1.2.5 Построение выборки. 19
1.2.6 Инструктаж . 20
1.2.7 Предварительное тестирование. 22
1.2.8 Опрос участников выборки с применением пилотажного инструментария. 24
1.2.9 Наблюдение за ходом опроса (мониторинг). 24
1.2.10 Контрольная проверка. 25
1.2.11 Анализ полученных в ходе опроса данных . 26
1.2.12 Составление отчета. 26
1.3 Виды опросов по способу контакта с респондентами 27
1.3.1 Личное интервью. 27
1.3.2 Hall-test. 29
1.3.3 Home-test . 30
1.3.4 Телефонное интервью 31
1.3.5 Интернет опрос 31
1.3.6 Почтовый опрос 33
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
МЕТОД ХОЛЛ-ТЕСТА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ЕМКОСТИ РЫНКА БЕЗРЕЦЕПТУРНОГО ПРЕПАРАТА. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42

Содержимое работы - 1 файл

Количественные методы исследования.doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)

       В качестве следующего шага предстоит  избрать способ организации опроса. Основная дилемма, стоящая здесь , – предпочесть ли перекрестную или же лонгитюдную схему обследования. При перекрестном опросе сбор данных производится всего один раз. При условии наличия репрезентативной выборки это позволяет описывать группы населения и отношения между переменными в этих группах в строго определенный момент времени, но лишает возможности видеть развитие этих групп и отношений во времени. Перекрестный опрос предоставляет как бы моментальный снимок движущегося объекта. Такой тип более подходит для поискового или описательного опроса, однако при наличии хорошо разработанной теории и при надлежащем анализе данных он может сослужить неплохую службу и в объяснительном исследовании. Например, при изучении зависимости между типом личности и ее политическим поведением у нас может возникнуть желание утверждать, что уровень самоуважения является относительно устойчивой личностной чертой, лежащей в основе политической активности индивида. Если далее, в ходе опроса, исследователь установит, что лица с высоким уровнем самоуважения, как правило, более политически активны, чем лица с низким уровнем самоуважения, то у него появится веское основание настаивать на том, что высокий уровень самоуважения приводит к (или является причиной) повышенной политической активности, несмотря на то что сбор данных, которыми он располагает, носил разовый характер.

       При лонгитюдном опросе сбор данных производится более одного раза. Основные виды лонгитюдного опроса – это трендовое, когортное и панельное обследования.

       В трендовых обследованиях в разное время опрашиваются члены нескольких разных выборок, составленных из представителей одной и той же совокупности. При этом каждый раз в опросе могут участвовать разные лица, но результаты всего обследования будут репрезентативно отражать тенденцию развития одной и той же совокупности в целом, поскольку, каждая правильно построенная выборка будет эквивалентна любой другой выборке из данной совокупности. Так, например, если в результате проведенных в разное время опросов членов двух выборок из одной и той же группы населения выясняется, что степень политических пристрастий респондентов в этих двух выборках неодинакова, то это будет значить, что за тот промежуток времени, который разделяет эти опросы, в степени политических пристрастий данной группы населения в целом произошли изменения. С помощью трендового обследования можно также изучать изменения, происходящие в зависимостях между переменными. Если мы, к примеру, обнаруживается, что из двух опросов, проведенных на выборках из одной и той же группы населения, зависимость между полом респондента и его политической активностью во втором выражена слабее, то можно заключить, что перед нами налицо тенденция к ослабеванию роли фактора пола в политической жизни данной группы населения.

       Когортное обследование отличается от трендового тем, что, в то время как последнее  репрезентативно по отношению к крупным группам населения или к населению в целом (например, к совокупности американских женщин, французских избирателей, алжирских студентов), первое нацелено на изучение во времени частных, специфических групп. Например, нам нужно сделать выборку из совокупности всех мексиканских граждан, легально иммигрировавших в США в 1985 г., а затем произвести выборку из той же самой группы тремя годами позже с целью определить степень ее адаптации к жизни в США. Хотя при этом в данной группе может наблюдаться некоторое уменьшение числа членов (за счет смертей или отъезда из США), однако новых членов не прибавится.

       Как трендовое, так и когортное обследование помогает нам зарегистрировать изменение группы населения во времени, но. поскольку для каждого опроса строится своя выборка, мы не в состоянии определить, каких конкретно членов данной группы касаются наблюдаемые изменения. Это затрудняет выявление имеющихся причинных связей. В панельном обследовании в противоположность этому используется одна и та же выборка, обследуемая в разные моменты времени, что позволяет увидеть, каких членов группы касаются изменения, и определить те особенности личности или опыта респондента, которые связаны с этими изменениями. Например, мы можем проинтервьюировать членов одной и той же выборки из общей совокупности зарегистрированных в округе избирателей до, во время и после избирательной кампании, с тем чтобы установить, какие аспекты кампании в наибольшей степени повлияли на изменения во мнениях избирателей о кандидатах.

       Однако  наряду с этим важным преимуществом  панельное обследование обладает и  некоторыми недостатками. Во-первых, оно  требует больших материальных издержек, поскольку не терять членов выборки из виду в течение длительного времени плюс опросить их несколько раз стоит недешево. Во-вторых, при панельном обследовании исследователь может столкнуться с проблемой реактивности типа. Уже сам факт того, что человека несколько раз опрашивают по одному и тому же поводу, может вызвать у него желание изменить свое мнение или поведение, чего он, возможно, и не стал бы делать, если бы не опрос. Такая реакция может привести к искажениям в результатах. Во всяком случае, существует риск того, что данная выборка, включенная в исследование, перестанет быть репрезентативной по отношению к генеральной совокупности. В-третьих, валидность панельного исследования может быть поставлена под сомнение за счет убывания выборки. Убывание имеет место тогда, когда респонденты, опрошенные в первый раз, в последующие разы не опрашиваются. Если же те, кто выпадает из опроса, обладают такими релевантными для исследования особенностями, какими те, кто не выпадает из опроса, не обладают, то это может привести к сильно смещенной выборке, что вызовет смещение в результатах и одновременно не позволит экстраполировать их на генеральную совокупность.

       Несмотря  на эти недостатки, панельное обследование является самым действенным методом из тех, что используются в объяснительных исследованиях, и чаще всего окупает все расходы за счет той дополнительной информации, которую оно приносит.

       Особым  типом лонгитюдного обследования является экспериментальное обследование, при котором исследователь вызывает изменения в одной или нескольких независимых переменных в промежутке времени между первым и вторым опросами либо подгоняет опросы ко времени до и после некоторого ожидаемого изменения независимой переменной (например, до и после введения в действие нового закона или до и после избрания нового президента страны). Такое обследование может быть использовано в качестве полевого эксперимента и бывает особенно полезно при оценке той или иной правительственной политики.

       1.2.3 Подготовка инструментария – составление анкеты или бланка интервью, определение числа и порядка вопросов, подготовка необходимых наглядных пособий или любых других подсобных средств.

       Какую бы схему опроса мы ни избрали, нам  в любом случае нужно будет  разработать серию вопросов, используемых в качестве рабочего средства для получения необходимых измерений. Эта процедура представляет собой продолжение процесса операционализации понятий, начатого на этапе концептуализации; целью ее является разработка инструментария опроса, т.е. либо анкеты, которую респондент заполняет самостоятельно, либо бланка интервью, который заполняется интервьюером в ходе проведения интервью.

       При разработке инструментария исследователю  следует обращать внимание на: (а) содержание, (б) тип, (в) форму, (г) словесную формулировку и (д) порядок вопросов.

       Содержание  вопроса обусловливается общей  исследовательской проблемой или  гипотезой и в свою очередь  определяет ту информацию, которая  может быть получена из ответа. Чтобы подтвердить гипотезу, очень важно уметь ясно себе представлять одновременно и то, какую информацию мы желаем получить в ответ на каждый вопрос анкеты, и то, как эта информация будет использована при анализе данных, что нового она внесет в наши знания об объекте исследования.

       Почти о любом предмете можно задать массу самых разных вопросов, однако для того, чтобы респондент был в состоянии заполнить анкету, она должна быть относительно короткой. Очные интервью, как правило, должны длиться не более 45 минут, а телефонные – не дольше 20 мин. Анкета, пересылаемая по почте, вообще не должна превышать четырех страниц. Стремление к краткости, однако, не должно преобладать над необходимостью формулировать вопросы так, чтобы исключить конкурирующие гипотезы, которые могут возникнуть при анализе данных. Для решения этой проблемы можно посоветовать следовать двум общим правилам. Во-первых, число гипотез или исследовательских вопросов, изучаемых посредством опроса, должно быть сведено к минимуму; это позволит ограничить число переменных, по которым необходимо получить информацию. Во-вторых, отбирая вопросы, необходимо отсеивать те из них, роль которых в предстоящем анализе данных заранее неясна.

       Опросы  обычно включают в себя как вопросы, специфические для данного исследования, так и вопросы общего, «фонового» характера, предназначенные для измерения тех параметров, которые – как это бывает ясно из данных предыдущих исследований – непосредственно связаны с различительными признаками изучаемого типа политического поведения. Общие вопросы включаются в анкету для того, чтобы исключить конкурирующие гипотезы, относящиеся к таким «фоновым» параметрам, и чтобы уточнить наше понимание существующих зависимостей, проследив за тем, как они различаются в разных демографических группах. Практически в любой опросный инструментарий включаются (или по меньшей мере рассматриваются на предмет включения) вопросы, касающиеся следующих параметров:

  • Пол
  • возраст
  • расовая принадлежность
  • доход
  • вероисповедание
  • образование
  • род занятий 
  • семейное положение
  • состав семьи
  • недвижимое имущество
  • партийность
  • национальность
  • срок проживания в данной местности
  • членство в общественных организациях 

       Тип вопроса определяется тем, имеет  ли он открытый или закрытый набор  возможных ответов. На вопрос с открытыми возможностями для ответа, или открытый вопрос, респондент волен отвечать своими словами; никакие варианты ответа извне ему не навязываются. Пример такого рода вопроса: «Какая проблема, по Вашему мнению, будет в этом году самой важной на местных выборах?». У подобных вопросов то преимущество, что они позволяют обнаружить непредвиденные повороты в ответах респондентов. Кроме того, они помогают избежать искажения информации, возникающего зачастую за счет наличия недоговоренности или тенденциозности в вариантах ответов, заранее подобранных исследователем. Однако у вопроса с открытыми возможностями для ответа есть и свои недостатки. Дело в том, что он сильно затрудняет сравнение ответов между собой, поскольку каждый респондент при ответе может исходить из своей уникальной, отличной от остальных “системы координат”. Кроме того, такие вопросы могут приводить к пустым или бестолковым ответам, к ответам не по существу или просто длинным, сложным для анализа.

       Отвечая на вопрос с закрытым набором возможных  ответов, или закрытый вопрос, респондент вынужден выбирать ответ из ограниченного  числа предлагаемых в анкете вариантов. Вопросы этого типа легко поддаются сравнению и дальнейшей обработке, они исключают возможность появления не относящихся к делу ответов.

       Пример  вопроса с закрытым набором возможных  ответов: «Кем Вы себя считаете: (1) консерватором, (2) умеренным, (3) либералом?». Варианты ответов должны быть в совокупности исчерпывающими (т. е. они должны включать все ответы, какие только можно предугадать) и взаимоисключающими (т. е. на каждый вопрос должно допускаться не более одного варианта ответа). Кроме того, респонденту следует предоставить возможность отражать в ответе степень своей оценки в тех случаях, когда это является значимым. Такой вопрос, как, например: «Некоторые считают, что клиники, в которых производятся аборты женщинам из неимущих слоев, должны содержаться за счет федерального правительства. Согласны ли Вы с таким мнением?» – предполагает более широкий набор потенциальных ответов, чем просто «согласен» и «не согласен». Спектр возможных оценок, наверно, лучше отразит ряд типа «полностью согласен», «согласен», «отношусь нейтрально», «не согласен», «совершенно не согласен» и «не знаю».

       Даже  тогда, когда вопрос с закрытым набором  возможных ответов построен хорошо, не исключен риск того, что подобранные исследователем варианты ответов могут повлиять на ответ респондента, а это явно нежелательно. Например, вопрос, подобный следующему: “Какая из приводимых ниже проблем, стоящих сегодня перед США, является, по Вашему мнению, самой важной?” – сам по себе уже подразумевает невозможное, а именно: будто исследователь в состоянии перечислить на выбор все мыслимые проблемы; тем самым использование в данном случае закрытого набора вариантов ответов может помешать обнаружить какую-то непредвиденную нами точку зрения. Выбор между двумя вышеописанными типами вопросов должен осуществляться с учетом как доступных нам средств обработки данных («открытые» вопросы требуют более сложной обработки), так и теоретических и эмпирических знаний о предмете («закрытые» вопросы требуют лучшей осведомленности о предмете).

       Форма вопроса относится к способу  его презентации. Помимо наиболее обычной  формы: «устный (письменный) вопрос –  устный (письменный) ответ», – существует целый ряд других способов, помогающих респонденту понять, о чем его спрашивают, и сделать сознательный выбор при ответе. Многие способы связаны с использованием наглядных пособий, таких, как схемы, фотографии, карточки с надписями и рисунками.

       Решающим  фактором успеха всего опроса является правильная словесная формулировка вопросов. Ведь если вы интервьюер не сумеет точно сформулировать интересующий его вопрос, то и полученный им ответ не будет соответствовать тому роду данных, которые нужны для проверки гипотезы. Если вопросы задаются таким образом, что они поощряют одни ответы в ущерб другим, то и результаты опроса будут отражать не столько реальный мир, сколько выбор, внушенный самой структурой вопроса. Конечно, в разных исследовательских проектах и вопросы предполагаются разные, но, несмотря на это, возможно предложить несколько общих правил составления пунктов опроса, способных обеспечить надежные и достоверные результаты.

Информация о работе Количественные методы исследования