Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 21:48, реферат
Так или иначе, всем названным течениям дали мощный заряд идеи Кейнса. В 40—60-е годы XX в., когда экономика главных капиталистических стран развивалась достаточно стабильно, многие экономисты считали это результатом применения идей Кейнса на практике, а позднее, когда кризисы подорвали оптимизм общества, необходимость новых идей стала особенно очевидной.
ВВЕДЕНИЕ 3
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ДЖ. М. КЕЙНСА 4
Ортодоксальное направление. Интерпретация теории Дж. М. Кейнса Дж. Хиксом. 10
ЭВОЛЮЦИЯ КЕЙНСИАНСТВА. ПЕРИОД ГОСПОДСТВА КЕЙНСИАНСОКОЙ ТЕОРИИ (40-е – первая половина 70-х гг.). 12
Неокейнсианство 12
Особенности неокейнсианства в США 13
Модель Харрода-Домара 17
Особенности неокейнсианства во Франции 21
Кейнсианство в интерпретации Стокгольмской школы (Швеция) 22
ПОСТКЕЙНСИАНСТВО 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Исходя из предположения, что предложение сбережений является устойчивой функцией потребления спрос на инвестиции обусловлен ростом национального дохода и величиной капиталовложений, Харрод предложил формулу сбережений и инвестиций: S=С*g, где S-доля сбережений в национальном доходе, С-капиталоотдача, g-темп роста национального дохода.
По этой формуле составляется
уравнение динамического
Харрод и Домар пришли к выводу, что при устойчивой норме накопления капитала и устойчивой капиталоотдаче, устойчивым будет и темп роста национального дохода. Этот темп они назвали "гарантированным темпом роста”:
Гарантированный темп роста обеспечивает полное использование производственных мощностей, поддерживая который предприниматели будут удовлетворены своими решениями, так как совокупный спрос равен совокупному предложению. Однако он не обеспечивает полной занятости труда.
Естественный темп роста – максимальный темп роста, допускаемый ростом активного населения и техническим прогрессом (полная занятость)
В основу теорий экономического роста был положен общий вывод о целесообразности устойчивого темпа экономического роста как условия динамического равновесия экономики, при котором достижимы полное использование производственных мощностей и трудовых ресурсов. Другим положением модели Харрода-Домара является признание предпосылки о постоянстве таких параметров как доля сбережений в доходах и средняя эффективность капиталовложений. Наконец, третье общее положение состояло в том, что оба автора достижение динамического равновесия и постоянного роста считали не автоматически возможным, а результатом активного государственного вмешательства в экономику [6, 87-100].
Многочисленные статьи и две книги, которые опубликованные самим Харродом в 1928—1940 гг., касались проблем денег, банков, международной торговли, несовершенной конкуренции, колебаний издержек, торгового цикла и экономического развития. Эти работы, как отмечают его биографы, составили значительный вклад в экономическую науку. Так, в статье «Заметки о предложении» (1930), Харрод вводит в анализ новое тогда понятие предельного дохода, которое фигурирует в его тексте как «приращение совокупного спроса». В публикации «Закон убывающих издержек» (1930) в результате исследования кривой издержек длительного периода он приходит к выводу о существенных отклонениях фактической загрузки предприятий от потенциально возможной, что было шагом вперед в теории по сравнению с господствовавшей тогда неоклассической ортодоксией.
Первая книга Харрода увенчавшаяся успехом «Теория международной экономики» (1933), выдержавшая четыре издания подряд. Здесь Харрод одним из первых изложил основной принцип обоснования международного разделения труда — принцип сравнительных издержек, используя понятие предельных издержек. Принято считать, что уже в этом сочинении Харрод фактически предполагает наличие мультипликатора внешней торговли.
Центральной работой в творчестве Харрода довоенного периода является монография «Торговый цикл» (1936), в которой содержатся основополагающие моменты будущей неокейнсианской теории циклических колебаний. Харрод пытается интерпретировать механизм цикла, исходя из анализа колебаний инвестиций, потребления и выпуска, капитальных благ в их взаимном влиянии друг на друга. В процессе построения соответствующей модели он приходит к выводу, что «...в анализе взаимоотношений между мультипликатором и капитальным коэффициентом может быть обнаружен секрет торгового цикла».
Система "мультипликатор — акселератор", рассмотрение количественных взаимосвязей между накоплением и потреблением, занимают важное место в неокейнсианских моделях экономического роста. Главными факторами экономического роста считаются инвестиции (норма накопления капитала) и капиталоемкость производства (отношение капитала к выпускаемой продукции).
Неокейнсианцы подметили тенденцию повышения капиталоемкости во время индустриализации и понижения в период "зрелой экономики". Превышение сбережений над инвестициями в экономике ведет к недогрузке предприятий и безработице. Превышение инвестиционного спроса над сбережениями вызывает рост цен. Домар и Харрод рассматривали экономический рост в зависимости только от одного фактора — от накопления капитала.
Неокейнсианцы разработали меры косвенного и прямого регулирования экономики. К методам косвенного воздействия относятся налоговая политика, бюджетное финансирование, кредитная политика, ускоренная амортизация. Эти методы получили название автоматических стабилизаторов, кредитных стабилизаторов, институциональных стабилизаторов и т.п [1, 43-44].
Широко используется регулирование ссудного процента, предложенное Кейнсом. Изменение нормы процента проводится в первую очередь по отношению к долгосрочному кредитованию для поощрения капиталовложений в основной капитал. Государственный кредит стал играть важную роль в изменении отраслевой структуры производства, в стимулировании экспортных отраслей, поддержании отстающих звеньев экономики, в развитии инфраструктуры, в форсировании технического прогресса.
Существенным недостатком неокейнсианских моделей экономического роста является игнорирование их авторами социально-экономической структуры капиталистического общества, которая оказывает определяющее влияние на динамику макроэкономических показателей.
Во Франции некоторые экономисты (Пьер Мендес-Франс) восприняли теорию Кейнса без поправок. Другие (Франсуа Перру) выступили против регулирования ссудного процента, считая этот метод неэффективным. В целях достижения согласованных действий и обеспечения гармоничного роста Перру выдвинул теорию "доминирующих единиц", к которым отнес мощные промышленные корпорации, а главной доминирующей единицей считал государство.
Ф. Перру и др., сочли необязательным положение Кейнса о регулировании ссудного процента как средства стимулирования новых инвестиций. Они акцентировали внимание на применении индикативного метода планирования экономики. Не отрицая значения рыночного механизма и конкуренции в ее регулировании, сторонники концепции индикативного планирования придавали преимущественное значение государственному регулированию посредством программирования экономического развития страны. Основу такого программирования составляла система национальных счетов и государственных планов рекомендательного характера. Разработку и принятие национальных планов развития, по мнению Перру, необходимо осуществлять с помощью согласований, компромиссов и "социальных диалогов" разных классов. Подобная система планирования включала механизм как конъюнктурного, так и структурного регулирования национальной экономики.
Наряду с неокейнсианством возникли и другие варианты государственного регулирования, на которые учение Кейнса оказало меньшее влияние. К ним, в частности, относится так называемая Стокгольмская школа (Швеция). Ее крупнейшими представителями являлись Э. Линдаль, Г.Мюрдаль, Б.Улин. и Э.Лундберг. Их теоретическая концепция была аналогичной выводам Кейнса. Они были уверены в том, что эффективнейшим способом разрешения основных проблем экономики является вмешательство государства в хозяйственную жизнь, проведение им активной экономической политики с целью ликвидации безработицы и инфляции.
Основным объектом государственного вмешательства является совокупный объем спроса (AD). Но при этом они отвергали идею Кейнса, рассматривавшего снижение заработной платы в качестве фактора рыночного равновесия. Понижение заработной платы, утверждали они, приводит к сокращению покупательной способности рабочих, что означает падение совокупного спроса.
Центральное место в системе антикризисных мероприятий, предлагаемых учеными стокгольмской школы, занимают меры кредитно-денежной политики. Они разделяли кейнсианскую идею о необходимости регулирования центральным банком нормы ссудного процента (r), что должно обеспечить равновесие между объемом инвестиций (I) и размерами сбережений (S). Экономический подъем зависит от низкой процентной ставки, зависящей в свою очередь от размеров ссудного капитала. Фактором снижения процентной ставки шведские ученые считали склонность к сбережению [6, 12-13].
Не отвергали сторонники
стокгольмской школы
Разработанную на основе экономических концепций стокгольмской школы программу стабилизации экономики правительство Швеции положило в основу формирования экономической политики 30-х гг. XX в. Швеция стала первой в мире страной, которая избрала путь активной политики стабилизации.
Кейнсианское направление экономической теории на протяжении первых послевоенных десятилетий являлось господствующим в капиталистических странах Запада. Их экономическая политика в эти годы строилась на активном использовании теоретических рекомендаций Кейнса и его последователей.
Однако в конце 60-х и в 70-х гг.рецепты неокейнсианской модели стали все больше противоречить объективным законам развития. Стало очевидным фактом, что государственное регулирование не способно обеспечить полной занятости и равновесия.
Кризис неокейнсианства в качестве официальной доктрины регулирования экономики капиталистических стран ознаменовался резким усилением его критики как со стороны его традиционных противников из неоклассического направления, так и со стороны приверженцев Кейнса, объявивших себя противниками ортодоксии в его учении и сторонниками его нового реформирования. На волне этой критики в 60-70 гг. сложилось и получило научное признание так называемое посткейнсианство.
Посткейнсианство как особая школа кейнсианского учения сформировалось в результате соединения двух идейных потоков - американского неортодоксального кейнсианства, представителями которого являлись Пол Девидсон, Аксель Лейонхуфвуд, Хайман Мински и др.и английского левого кейнсианства, виднейшими представителями которого были Джоан Вайолет Робинсон, Николас Калдор и Пьеро Сраффа. Критика ими ортодоксального кейнсианства явилась вынужденным признанием того факта, что традиционная кейнсианская доктрина государственного регулирования не в состоянии обеспечить сбалансированный, безинфляционный рост экономики и нуждается в серьезном обновлении. "Теперь становится очевидным, - писала Дж. Робинсон,- что мнимо кейнсианская эра завершается всеобщим разочарованием... Кейнсианская революция все еще ждет своего осуществления – как в экономической теории, так и в формировании экономической политики" [8, 76-77].
Посткейнсианцы рассматривают теорию Кейнса в качестве одного из источников новой системы экономических взглядов. Помимо Кейнса они уделяют большое внимание работам экономистов институционального направления. А некоторые из них идут еще дальше – к К. Марксу, признавая преимущества марксистского подхода к проблемам капиталистического воспроизводства. Они призывают довести до конца, начатую Кейнсом, революцию в экономической теории и окончательно ниспровергнуть неоклассическую систему. Однако они не намеревались кардинально пересматривать сущность и цели теоретической системы Кейнса как системы служащей, целям - "критической апологии" капитализма и разработки, практических рецептов для реформирования его экономики.
К числу важнейших особенностей, которыми посткейнсианство отличается от ортодоксального кейнсианства, можно отнести следующие моменты: Острая критика и отрицание основных положений неоклассической школы, прежде всего таких характерных ей теорий как теория предельной полезности и теория предельной производительности; Возрождение традиций классической школы политической экономии, главным образом в форме неорикардианства и переосмысление на этой основе важнейших категорий экономической теории-стоимости, капитала, прибыли и т.д.;Расширение поля экономического анализа за счет введения в него социально-экономических институтов, характеризующих реальную экономическую действительность.
Противопоставляя свою теоретическую систему неоклассицизму и традиционному кейнсианству посткейнсианцы стремились построить более реалистическую теорию, что неизбежно толкало их к критическому реализму в оценке капиталистической экономики.
В сфере экономической политики посткейнсианцы выступили как сторонники дальнейшего совершенствования механизма регулирования капиталистической экономики. Большое внимание уделили они вопросу контроля над инфляцией, с которой, по их мнению, нельзя справиться, используя традиционные методы ограничения спроса, жертвуя ради этого темпами роста и объемом занятости. Традиционные антиинфляционные методы бюджетной и кредитной политики, утверждали они, должны быть дополнены справедливой "политикой доходов", которая должна быть результатом соглашения всех заинтересованных сторон о темпах увеличения доходов. Однако "политика доходов" не являлась самодовлеющей в программе посткейнсианцев. Они выступали за то, чтобы увязывать ее с политикой роста в целом, в том числе и с политикой определяющей темпы и структура инвестиций. А это означает, по их словам, необходимость осуществления общенационального планирования, которое призвано придать государственному регулированию недостающие ему централизованность, скоординированность и долгосрочность [4, 23-26].