Левое кейнсианство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 23:12, реферат

Краткое описание

Со второй половины 30-х годов, кейнсианство начинает приобретать всё больше сторонников, постепенно превращаясь в ведущее направление мировой экономической теории, отодвигая на второй план когда-то очень влиятельное неоклассическое направление. После Второй мировой войны ситуация в развитый странах существенно изменилась. Возникла необходимость, с одной стороны, в переосмыслении ключевых постулатов классического кейнсианства для сглаживания обостряющихся социальных противоречий, а, с другой, в подъёме экономки и, как следствие, поиска теории, которая обеспечивала бы стабильный экономический рост

Содержимое работы - 1 файл

кейнс.docx

— 26.47 Кб (Скачать файл)

          Со второй половины 30-х годов,  кейнсианство начинает приобретать всё больше сторонников, постепенно превращаясь в ведущее направление мировой экономической теории, отодвигая на второй план когда-то очень влиятельное неоклассическое направление. После Второй мировой войны ситуация в развитый странах существенно изменилась. Возникла необходимость, с одной стороны, в переосмыслении ключевых постулатов классического кейнсианства для сглаживания обостряющихся социальных противоречий, а, с другой, в подъёме экономки и, как следствие, поиска теории, которая обеспечивала бы стабильный экономический рост. Ортодоксальное кейнсианство разделилось на два основных направления, одно из которых (правое кейнсианство), последовало за метром данного направления и считало, что повышение эффективного спроса следует осуществлять посредством перевода сберегаемой части в инвестиции, используя принцип мультипликатора. В нём акцент был сделан на производительное потребление. В отличие от него, вторая ветвь, делала упор на раскручивание личного потребления. Последнее сформировалось в 40-х – 50-х годах ХХ столетия и получило название левого кейнсианства, которое пыталось раскрутить мультипликатор, используя сторону потребления. Таким образом, кейнсианство, в 50-х годах ХХ столетия, условно разделилось на два ключевых направления: левое и правое (неокейнсианство) – более известное своими теориями экономического роста.  

                                         9.1. Левое кейнсианство 

          Левое кейнсианство было связано с именем выдающейся ученицы Дж.М.Кейнса Дж.Робинсон. Так же, как и её учитель, она считала, что основной проблемой капитализма является недостаточный эффективный спрос, причину которого она видела в неравномерности распределения национального дохода. Для решения данной проблемы, она считала необходимым увеличение потребления малообеспеченных слоёв населения через социальную ориентацию бюджета и увеличение средств на дорожное, жилищное строительство, образование и т.п. При этом предполагалось ограничение деятельности монополий. 

  9.2. Неокейнсианство.  Теории экономического  роста

         

       Начиная с 50-х годов прошлого  века эта ветвь занимает лидирующее  положение в экономической науке  вплоть до 70-х годов. Последователи  Дж.М.Кейнса выдвинули три проблемы, которые имеют относительно самостоятельный  характер: проблему динамического  равновесия, проблему продолжительных  отклонений от состояния динамического  равновесия и циклических колебаний,  как результат дальнейшего развития  теории учёного, получившего название  неокейнсианства.

       В этом направлении доминируют  две тенденции: американская, связанная  с именами ряда экономистов  США, и европейская, представленная прежде всего исследованиями французских ученых. Рассмотрим более детально концепции этих ученых-неокейнсианцев.

     Неокейнсианство, в отличие от его классического  варианта (теории Дж.М.Кейнса), в трудах отмеченного направления получило новые аспекты. Во-первых, предполагалось, в отличие от Дж.М.Кейнса, постоянное воздействие государства на экономику. Во-вторых, это направление уже учитывало фактор развития научно-технического прогресса, что нашло своё отображение в показателе акселирации (обратной понятию мультипликации). В-третьих, учитывалась необходимость активной политики структурной перестройки.

               В разработке теории экономического роста еще с 30-х годов преуспели его американские последователи, прежде всего экономисты Гарвардского университета Э.Хансен (1887 – 1975) и С. Харрис (1897 – 1974). Изучение их концепций, прежде всего инвестиционной теории цикла, помогает понять общие черты и особенности американского неокейнсианства. Так, во-первых, его последователи считают, что причина цикличности, а вместе с тем и причина периодических кризисов и безработицы состоит в «колебаниях динамики инвестиций». Капиталовложения приобретают характер своеобразной независимой переменной, от которой зависят другие переменные. Во-вторых, они дополнили концепцию мультипликатора Кейнса концепцией акселератора. В-третьих, большое значение в теории цикла имеет деление капиталовложений на автономные (независимые от движения потребления или национального дохода) и производные инвестиции, связанные с расширением потребления вследствие возрастания национального дохода. Именно последний тип инвестиций принимает участие в модели «мультипликатор-акселератор». В-четвертых, американские экономисты изменили метод перманентного регулирования и направления частных и государственных инвестиций на метод маневрирования государственными затратами (расходами) в зависимости от экономической  конъюнктуры,  несмотря  на  возможный  дефицит  государственного бюджета. Он есть основной составной концепции «встроенных» стабилизаторов и неокейнсианских антициклических программ.

     Неокейнсианство во Франции, в отличие от положений  Дж.М.Кейнса, в лице отдельных представителей считали необязательным его положение, относительно регулирования ссудного процента как средства стимулирование новых инвестиций и предлагали использовать индикативный метод планирования экономики, как определяющее средство обеспечения непрерывности инвестиционного процесса. Наиболее выдающимся представителем концепции индикативного планирования является Ф. Перру, которая  оказала значительное воздействие на практическую реализацию на программирование экономики Франции.

     Новый этап в развитии этого направления  начинается в послевоенные годы, когда  на первый план социально-экономического развития западных стран выдвигается  не проблема «полной занятости», а  проблема экономического роста. Объективной  предпосылкой для появления такой проблемы стали процессы, которые происходили в развития экономики в этот период. Развертывание НТР, неравномерное развитие стран с рыночной экономикой, высокие темпы экономического роста в социалистических странах поставили эту проблему на повестку дня. Кое-кто из приверженцев основных идей Дж. М. Кейнса и его последователей относительно необходимости и возможности государственного регулирования экономики (за недостатком на стихийном рынке равновесия между спросом и предложением) воспринял эти идеи как исходную позицию для разработки новых теорий, суть которых состояла в выяснении и обосновании механизма постоянных темпов экономического возрастания. Так явились неокейнсианские теории экономического роста, авторы которых делали попытки создать теорию воспроизводства, пригодную для разных конъюнктурных условий, определить общие факторы экономического роста.

     Поскольку главными авторами таких теорий были англичанин Р. Харрод (1900—1978) и американец Е. Домар (1914–1997), необходимо особое внимание уделить именно их теориям (моделям). Изучение теорий Харрода и Домара даст возможность выяснить их основное содержание, специфику и общность. При этом станет понятным, что особенности этих моделей обусловлены лишь определенным отличием в исходных позициях построения модели. Так, в основу модели Харрода положена идея равенства инвестиций и сбережений, а модель Домара выходит из равенства денежного дохода (спроса) и производственных мощностей (предложения).

Вместе  с тем следует обратить внимание на то, что обе теории базируются на учете системы «мультипликатор-акселератор» и моделировании экономической динамики с использованием характеристик взаимосвязи накопление и потребление. Их объединяет также признание неизменности (постоянства) в продолжительном периоде таких параметров, как частица сбережений в доходах и средняя эффективность капиталовложений. Общим есть и вывод относительно целесообразности поддерживания постоянного темпа экономического роста, как решающего условия динамичного  равновесия экономики, за которой можно достичь полное использование производственных мощностей и трудовых ресурсов. И в конце концов, близость теорий состоит в том, что достижение динамического равновесия и постоянного возрастания признается возможным лишь в случае активного государственного регулирования экономики. Вследствие такого сходства эти модели стали объединять в модель Харрода-Домара.

     Следует помнить, что модель Харрода-Домара является однофакторной, то есть упрощенной. Исходным ее положением было признание того, что динамическое равновесие требует определенного соответствия производства и спроса. Более сложными системами моделирования есть многофакторной модели экономического возрастания Э. Хансена, Д. Хикса и др. Эти модели являются неокейнсианскими, модифицированными за счет внедрения в базовые (однофакторные) модели механизма циклических колебаний, изменений отраслевой структуры производства, влияния научно-технического прогресса и т.п. Используя рекомендованную литературу, целесообразно подробнее ознакомиться с ними. 

9.3. Посткейнсианство 

      Уже во второй половине 60-х, и в особенности  в 70-тых годов XX ст., изменившиеся объективные  условия стали причиной значительной эволюции кейнсианства и появления  в его границах такого течения, как  посткейнсианство. Рецепты неокейнсианськой модели начали все большее противоречить экономическим законам развития и, большее того, они даже оказывали содействие обострению отдельных проблем, таких как инфляция, дефицит государственного бюджета, а в особенности – цикличность развития. Социально-экономическое и политическое развитие западных стран после Второй мировой войны со всей наглядностью доказало, что государственное регулирование экономики не может обеспечить полной занятости и равновесия. Кейнсианськие концепции и модели не не давали возможности решить проблемы реализации совокупного общественного капитала и бескризисного развития экономики.

      Кризис  кейнсианства как официальной доктрины государственного регулирования  послужил  причиной значительного усиления критики  как со стороны ее традиционных неприятелей  – неоклассиков, так и самих приверженцев теории Кейнса. Возникла острая необходимость пересмотра ортодоксальной версии кейнсианской экономической теории. Новое явление экономической мысли получило название «посткейнсианство».

     Исторически посткейнсианство сформировались посредством  слияние двух научных течений. Во-первых, английского левого кейнсианства с  центром в Кембридже, о чём  было сказано выше, ярчайшим представителем которого была Дж. Робинсон (1903–1983), а также Н.Калдор и П. Сраффа. И, во-вторых, американской группы экономистов – Р. Клауэра, П. Дэвидсона, А. Лейонхуфвуда, С. Вайнтрауба, X. Мински и др. Представителей этих течений объединили определенные общие подходы к экономической теории, в частности то, что они брали себе за цель окончательное развенчание неоклассической системы и доведение до конца начатой Дж.М.Кейнсом революции в экономической теории – создание нового синтеза макро- и микроэкономики. Однако создать целостную общепризнанную теоретическую систему им не удалось.

      Подробное рассмотрение концепций представителей английского левого кейнсианства (теории накопление капитала, экономического возрастания и распределения национального продукта, теории стоимости и ценообразование и др.) и американского посткейнсианства (так называемого монетарного кейнсианства) дает возможность определить и понять их общие черты и отличия. Рассмотрим более детально разновидности посткейнсианства.

           Следует отметить, что оно имело три основных направления: монетарное, калецкианское и неорикардианское посткейнсианство. 

а) монетарное посткейнсианство

 

         Его основные представители П.Дэвидсон, Х.Мински и Я.Крегель, огромную роль отводили деньгам как активному фактору влияния на экономику. В этом направлении деньги считались мощным обстоятельством воздействия на экономическую конъюнктуру, а не пассивным элементом как было в кейнсианстве до этого. Денежный материал, по их мнению,  связывает прошлое, настоящее и будущее экономики. Неравновесие в экономике определялось денежными контрактами на срок, вызывающими неопределенность будущего. 

         Деньги имеют два свойства, которые  обусловливают наличие устойчивого неравновесия в условиях неполной занятости. Производство денег не растет с увеличением спроса на них, вызывая нулевую эластичность по спросу, которая приближается к нулю. Следствием этого является отсутствие увеличения работников, занятых производством денег. С другой стороны, при увеличении процентной  ставки  (цены  денег)  спрос не перемещается на другие товары. А вот с перемещения спроса на деньги в условиях нестабильности экономики, что более вероятно, возникает погоня за ними. Наступает снижение деловой активности, что ведет к безработице.

         Отсюда вытекали предложения  монетарных посткейнсианцев, которые  предлагали все усилия направить  на борьбу с инфляцией посредством  ограничения государством размеров  заработной платы с одновременным  регулированием капиталовложений для более полного использования мощностей и рабочей силы. Данное направление может быть использовано в экономиках слаборазвитых стран, в том числе, и в экономике Украины. 

б) калецкианское посткейнсианство

 

      Это направление связано с именем польского экономиста М.Калецкого (1899-1970), долгое время прожившего в Великобритании, где оно и получило наибольшее распространение. Он разработал концепцию эффективного спроса применительно к условиям несовершенной конкуренции. Кроме того, направление объяснило ситуацию, породившую стагфляцию в 60-70 годах ХХ ст., которою Дж.М. Кейнс даже не предполагал, считая, что умеренная инфляция будет стимулировать инвестиционную деятельность. Англичанин К.Коулинг стагфляцию объяснял действием монополий уменьшающих долю зарплаты в национальном доходе. Рабочие добиваются её повышения, но это увеличивает лишь номинальные её размеры, так как монополии компенсируют такое повышение увеличением цен на свою продукцию. Происходит снижение потребления товаров трудящимися, которые являются основными покупателями товаров, а с ним и снижение предельной склонности к потреблению. Добиваясь нового повышения зарплаты, рабочие разворачивают спираль инфляции, вызывая одновременно сокращение производства монополиями  в связи с уменьшением потребления основной массы товаров. Раскручивается маховик стагфляции.

Информация о работе Левое кейнсианство