Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:03, курсовая работа
Сложна и многообразна экономическая жизнедеятельность людей в условиях рынка. Ее движение во многом обеспечивается саморегулирующим механизмом рыночных сил. Однако для современной смешанной рыночной экономики этого недостаточно. Ее эффективное развитие в большинстве стран осуществляется под воздействием регулирующих рычагов государства. Они могут, быть экономическими и административными. Соотношение между ними, как правило, неодинаковое. Их главный смысл заключается в том, чтобы активизировать и усиливать движущие силы рыночного механизма.
Введение………………………………………………………………………..…21. Инструменты экономической политики в механизме государственного регулирования экономики.
1.1.Административные инструменты……………………………….…….4
1.2. Экономические инструменты……………………………………..….5 2.Критический анализ использования инструментов ГРЭ в России в 1990- 2010гг……………………………………………………………………………..13 3.Трансформация инструментов экономической политики в интересах обеспечения роста российской экономики……………………………………30
Заключение…………………………………………………………………...…..42
Список литературы………………………………………………………………44
В условиях трансформирующейся экономики государство должно взять на себя риски стратегических и социально значимых проектов на себя. Частный капитал избегает принятия на себя подобных рисков в условиях неравновесного состояния экономики и неэффективного государства. Принятие государством рисков по особо важным социальным и инфраструктурным проектам на себя означает выполнение им своих прямых функций и обязанностей.
На ряду с тем, что хотя параметры динамики некоторых процессов в отечественной экономике в последние месяцы являют формальные признаки завершения в России экономической рецессии, достаточных содержательных оснований для утверждения о выходе народного хозяйства из глубокого кризиса нет. Все позитивные подвижки не носят устойчивого характера, сохраняются внешние и внутренние факторы риска «реверса» направленности соответствующих тенденций.
1. Основные результаты года: глубокий спад. По итогам года имеет место снижение: реального ВВП — на 8,5%; промышленного производства в целом — на 10,8; инвестиций — на 17,0; розничной торговли — на 5,5; объема платных услуг — на, 4,3%. Наблюдается также ухудшение структуры экономики: вследствие 16-процентного падения объема обрабатывающей промышленности, снизилась ее доля в ВВП (см.график 1).
Среди позитивных результатов повышение, хотя и всего на 1,9%, реальных доходов населения, а также меньший, нежели в предшествующие годы, рост официальной инфляции (8,8%), о чем речь пойдет далее.
Январь — сентябрь.
Включая рыбоводство и рыболовство.
Включая производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
График 1. Структура ВВП России в 2008 г. и в 2009 г., %.
2. Некоторые международные сопоставления. В 2009 г. ярко проявилась высокая зависимость отечественной экономики от мирохозяйственных факторов. Россия оказалась одной из самых уязвимых к глобальному кризису стран. Справедливость формулы президента Банка Англии М. Кинга, согласно которой «в мире дисбалансов одинаково опасно чрезмерно опираться как на иностранный спрос на товары и услуги, так и на иностранные заимствования», применительно к России - 2009 демонстрируется графиками 2 и 3.
График 2. Динамика реального ВВП России и ряда зарубежных стран в 2009 г., %.
* Январь — сентябрь 2009 г. к аналогичному периоду 2008 г.
** Январь — август 2009 г. к аналогичному периоду 2008 г.
*** III квартал 2009 г. к III кварталу 2008 г.
График 3. Динамика промышленного производства в России и в ряде зарубежных стран в 2009 г., %.
Речь идет об особенностях позитивных, которые, согласно официальным правительственным оценкам, свидетельствуют о выходе российской экономики (причем уже в третьем квартале) «из острой фазы кризиса». Это, например, изменение во втором полугодии параметров динамики бюджетного дефицита, в результате чего мы имеем 5,9-процентный дефицит федерального бюджета-2009 вместо 7,0—8,0-процентного, планировавшегося Минфином России. А главное, — факт возобновления во второй половине года роста реального ВВП: в третьем квартале его прирост (с элиминированием фактора сезонности) составил 1,1, а в четвертом — 1,9%. Что, собственно, и дает формальные основания для утверждений о завершении рецессии в экономике РФ.
Между тем, во-первых, эти позитивные сдвиги в решающей мере обусловлены ростом мировых цен на углеводородное топливо, обеспечившим, в частности, дополнительные нефтегазовые бюджетные доходы. Во-вторых, поквартальная динамика ВВП-2009, как и промышленного производства, в годовом выражении (к соответствующим кварталам 2008 г.) осталась отрицательной (см.график 4), а относительно лучшие параметры последнего квартала объясняются прежде всего «эффектом базы» (как известно, в конце 2008 г. в связи с «накатом» на страну «волны» глобального кризиса экономическое положение России резко ухудшилось).
График 4. Поквартальное падение ВВП и промышленного производства в России в 2009 г., % к соответствующим кварталам 2008 г.
В-третьих, сохраняются риски перелома позитивных тенденций — внешние и внутренние. Первые связаны с возможностями: а) падения мировых цен на углеводородные энергоносители, низкопередельную металлургическую продукцию и другие ключевые товарные позиции российского экспорта; б) резкого оттока капитала вследствие «второй волны глобального кризиса», возникновения «пузырей» на развивающихся рынках, и т.д. (в контексте перманентной высокой зависимости нашего фондового рынка от движения краткосрочного спекулятивного капитала мало радует показанная на графике 5 соотносительная динамика в 2009 г. РТС и индексов, характеризующих ситуацию на фондовых рынках других стран). Вторые (внутренние) — с вовсе не исключенными перспективами сжатия внутреннего платежеспособного спроса, ухудшения ситуации в банковской сфере, неэффективности действий макрорегуляторов, и др.
График 5. Прирост РТС и фондовых индексов других стран в 2009 г., %.
* Октябрь.
График 6. Безработица в России и в ряде зарубежных стран в ноябре 2009г.,% к экономически активному населению.
График 7. Безработица в России в период с декабря 2008 г. по декабрь 2009 г., % к экономически активному населению.
В связи с действием в 2009 г. таких антиинфляционных факторов, как отток капитала (согласно оценкам Банка России, чистый вывоз частного капитала превысил 50 млрд. долл.) и умеренный рост М2 (по оценкам Минфина России, — 12% за год), уровень инфляции (определяемый по индексу потребительских цен — ИПЦ) составил 8,8%; это — рекордно низкое во всей постсоветской истории значение ИПЦ ( см.график 8). Однако, во-первых, в грядущие месяцы сохранятся риски ускорения инфляции; так, инфляционном эффектом в первом полугодии 2010 г. чреват (после временного лага) наблюдавшийся во втором полугодии 2009 г. рост М2, причем повышательное давление на денежную массу могут оказать динамика цен на нефть и изменение золотовалютных резервов (в связи со сложившимся механизмом увеличения денежного предложения на основе прироста чистых международных резервов), как это имело место в 2009 г. (см. график 9). Во-вторых, уровень российской инфляции остается весьма высоким в сравнении с другими странами, в том числе с Бразилией и КНР (см. график 10). В-третьих, замедление в последние месяцы 2009 г. инфляции (так, в сентябре она составила в годовом выражении 10,7%, а к декабрю упала до 8,8%) сопровождалось ростом в эти месяцы безработицы (см. график 7).
График 8. Инфляция в России в 1991-2009 гг.: ИПЦ, %
График 9. Динамика российских М2 и ЗВР,
а также мировой цены на нефть марки «Юралс»
в 2009 г.
* Сентябрь 2009 г. к сентябрю 2008 г.
График 10. ИПЦ в России и в ряде зарубежных стран в 2009 г., %5.
5.Совокупный спрос и валютный курс. Важнейший фактор вышеотмеченных падения в 2009 г. производства и роста безработицы (а также ослабления инфляции) — сокращение внутреннего платежеспособного спроса. Хотя в четвертом квартале наблюдались улучшение ситуации в сфере доходов населения и снижение остроты инвестиционной проблемы (см. график 11), приводившиеся выше показатели 17-процентного падения инвестиций и несущественного, 1,9-процентного, роста реальных доходов граждан в 2009 г. свидетельствуют о том, что главной движущей силой динамики экономики явился не внутренний (потребительский и инвестиционный), а внешний спрос. В течение года имел место заметный рост среднемесячной цены на нефть марки «Юралс»: с 43 долл./баррель в январе до 74 — в декабре. Средняя цена нефти этой марки в 2009 г., согласно минфиновской информации, составила 61 долл./ баррель, т.е. снизилась в сравнении с уровнем 2008 г. (94 долл./баррель) на 30%. Это, естественно, повлияло на внешнеторговые показатели, значения которых также сократились примерно на треть (см. график 12). \
График 11. Поквартальная динамика инвестиций (левый рисунок) и реальных
располагаемых доходов населения (правый рисунок) в России в 2009 г.,
% к соответствующим кварталам 2008 г.
График 12. Внешнеторговые показатели РФ в 2008 г. и в 2009 г., млрд. долл.
На совокупном спросе и инфляции отразились также проведенная в начале года девальвация рубля (приведшая к его падению в январе — марте до 34—35 руб./ долл.) и последовавшая высокая волатильность валютного курса (см. график 13). Однако, начиная с апреля, рост мировых цен на нефть способствовал укреплению номинального валютного курса до 30,24 руб./долл. в конце 2009 г.
Согласно центробанковским данным, реальный эффективный курс рубля к иностранным валютам снизился в 2009 г. на 5,6%, но в четвертом квартале данный курс в сравнении с третьим вырос на 3,1%, и здесь сказалось прежде всего повышение номинального курса. Рост последнего к доллару составил в четвертом квартале 6,3, а к евро — 2,8%; в итоге и реальный курс рубля вырос аналогично (на 6,3% к доллару и на 2,9% — к евро).
6. Банки и кредит. Кризисные процессы отразились на российских кредитных организациях столь серьезно, что ни снижение остроты некоторых проблем соответствующего сектора в результате действий Банка России в начале года (в том числе — проблемы ликвидности банков), ни вышеупомянутые позитивные макроэкономические тенденции пока не привели к улучшению показателей работы этих организаций. Ситуация в банковском секторе остается сложной, причем в кризисных обстоятельствах на первый план выходят вопросы качества активов и источников финансирования.
График 13. Поквартальная динамика индексов номинального и реального курса рубля к доллару (левый рисунок) и к евро (правый рисунок) в 2009 г., % к соответствующим кварталам 2008 г.
За 11 месяцев 2009 г. количество
действующих кредитных
График 14. Рентабельность активов и капитала российских банков в 2007—2009 гг.,
График
15. Динамика активов и кредитного
портфеля российских банков
за 11 месяцев 2008 г. и 11 месяцев 2009 г., %.
График 16. Структура кредитного портфеля российских банков по категориям
качества в 2008-2009 гг., %.
График 17. Прирост активов и кредитного портфеля российских банков в 2008—2009 гг.
График
18. Прирост капитала российских
банков и их депозитов
за 11 месяцев 2008 г. и 11 месяцев 2009 г., %.
В последние месяцы 2009 г. стагнация ряда банковских показателей (включая объем кредитования) продолжалась, и некие признаки начала выхода во втором полугодии рассматриваемого сектора из негативного тренда сводятся лишь к следующему. Во-первых, хотя вследствие роста просроченной задолженности можно и впредь ожидать прецедентов нехватки у банков капитала, в целом по сектору капитал в течение года (особенно во второй его половине) увеличивался (см. график 18), и в начале декабря показатель достаточности капитала вышел на относительно высокий уровень — 20,9%. Во-вторых, еще одним показателем, который рос в течение всего года, оказался объем депозитов физических лиц, причем этот прирост в 2009 г. значительно опередил соответствующий прирост в 2008 г. (см. график 18); благодаря относительно высоким ставкам по депозитам и сравнительно низкому уровню инфляции сбережения принесли населению реальный доход. В-третьих, в результате стабилизации ситуации с ликвидностью Банк России начал сокращать объемы поддержки кредитных организаций, а они стали снижать свою задолженность перед регулятором. Ухудшение условий внешних заимствований привело к уменьшению в пассивах банков доли средств, привлеченных от нерезидентов.
Предложенная выше аналитика, как представляется, подтверждает положения, сформулированные в преамбуле настоящего обзора, и тем самым дает основания для вывода о необходимости продолжения и повышения эффективности антикризисного регулирования экономики, политики ее модернизации, т.к. степень госвмешательства в экономику России чрезмерно мала. Однако при реализации объективной необходимости ее повышения не следует просто усиливать соответствующий административный прессинг: надо найти такие способы госрегулирования, которые позволят резко поднять уровень управляемости экономического развития без бюрократизации государства и общества.
3.Трансформация инструментов экономической политики в интересах обеспечения роста российской экономики.