Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 13:15, курсовая работа
Малое предпринимательство - не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как предмет государственного регулирования.
Значимость изучения проблемы малого предпринимательства усиливается тем, что именно ему, как подчеркивают авторы большинства публикаций на эту тему, менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки, до сих пор в масштабах страны не создана инфраструктура, обеспечивающая нормальную работу малых предприятий. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей в течение почти всего периода реформ могут быть расценены как крупный, стратегический просчет, чреватый дальнейшим углублением кризиса российской экономики в целом.
Опыт SBA представляет ценность в силу того, что в рамках Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и региональных фондов поддержки малого предпринимательства ведется работа по созданию гарантийных.
В Федеральном законе “О
государственной поддержке
Необходимость создания гарантийных
фондов связана с необходимостью
“привлечения дополнительных средств
и повышения эффективности
Основной функцией гарантийных фондов будет являться создание системы выдачи гарантий (поручительств) специализированным структурам по поддержке малого предпринимательства и иным организациям, имеющим собственные программы кредитования малого бизнеса, а в отдельных случаях и непосредственно субъектам малого предпринимательства с целью обеспечения возвратности кредитов, направляемых кредиторами в сферу малого предпринимательства. Гарантийный фонд должен возмещать потери банкам и иным кредитным учреждениям по невозвращенным вовремя прогарантированным кредитам от субъектов малого предпринимательства.
Интересно, что средства гарантийных фондов могут формироваться как за счет денежных средств, так и за счет ценных бумаг, а при дальнейшем развитии рынка недвижимости в качестве имущества гарантийного фонда может выступать передаваемая муниципалитетами недвижимости по её оценочной стоимости. Это важно, так как живых денег для таких целей у исполнительной власти нет. Особенно актуально это для регионов.17
Заявки на предоставление
гарантий будут рассматриваться
специально созданным Кредитным
комитетом фонда, специальным органом,
осуществляющим процедуру санкционирования
разрешения о предоставлении финансирования
на возвратной основе. По мере развития
деятельности гарантийных фондов в
России можно будет говорить о
применении практики мультипликации гарантий,
предоставляемых ими. В процессе
деятельности фондов можно будет
выявить средний процент
Г=П*100% , k-r (1)
где Г – планируемая сумма гарантий;
k – средний процент невозврата прогарантированных сумм;
П – нетто-поступления в фонд из различных источников в планируемый период;
r – средний процент, взимаемый фондом за выдачу гарантий.
Так, если практикой показано, что:
- из каждых 100 рублей прогарантированных фондом ссуд 4,9 рубля не возвращаются кредиторам и фонд вынужден возмещать им эти средства;
- средний процент, взимаемый за предоставление гарантий, составляет 0,9 %;
- предполагаемые поступления
из бюджетных и внебюджетных
источников (не считая процентов,
взимаемых за предоставление
гарантий и возврат средств
Федерального фонда поддержки
малого предпринимательства,
250 * 100% / (4,9 % - 0,9 %) = 6 250 млн. руб.
Таким образом, гарантийные фонды смогут прогарантировать обязательств малых предприятий больше, чем совокупная стоимость своих активов, без риска их “проедания”. Создание гарантийных фондов и развитие разнообразных схем гарантирования займов малым предприятиям несомненно ощутимо повысят заинтересованность кредитных организаций в кредитовании проектов малых предприятий.
Одной из актуальных проблем российской экономики является высокий уровень административных барьеров при осуществлении хозяйственной деятельности. Административные барьеры в экономике - это установленные решениями государственных органов правила, соблюдение которых выступает обязательным условием ведения деятельности на рынке, вводящие платежи за прохождение бюрократических процедур, которые обычно не поступают в бюджет. Административные барьеры возникают в следующих ситуациях:
- при получении
доступа к ресурсам и правам
собственности на них (
- при получении
права на осуществление
- при текущем
осуществлении хозяйственной
Подобный "барьерный" характер
регулирования имеет ряд
Экономические потери общества
от установления административных барьеров
ведения хозяйственной
- трансакционных издержек
(платы за право пользования
ресурсами), вызванных необходимостью
преодоления барьеров, значительная
часть которых
роста розничных цен - прямые потери;
- падения эффективности
использования имеющихся
В мировой практике создание административных барьеров в форме входного контроля является исключительной мерой регулирования экономики, вводимой в случаях, когда иные методы регулирования на практике показали свою неэффективность. Поэтому сфера их применения ограничена. Например, в Европейском союзе обязательной сертификации подлежит 4% товарной номенклатуры (в России - около 80%), причем список таких товаров составляется на основе статистики несчастных случаев.
В России административные барьеры как способ регулирования хозяйственной деятельности возникли в ответ на товарную интервенцию начала 90-х годов. Массовое проникновение на рынок некачественных и опасных товаров, а также лавинообразное развитие рынка услуг привели к тому, что меры, по сути своей исключительного характера, прежде всего сертификация и лицензирование, стали применяться для контроля основной массы товаров и услуг. Такие масштабы входного контроля могли иметь только два последствия. Если бы контроль осуществлялся реально, то, скорее всего, возникли бы запретительно высокие издержки ведения хозяйственной деятельности, что, в крайнем случае, могло привести к почти полному коллапсу товарооборота. Однако на практике создать реальные механизмы контроля качества товаров и услуг оказалось невозможным именно из-за чрезвычайно широкого поля применения подобных механизмов. Реальный контроль качества был подменен контролем за бумагами. То есть фактически административные барьеры превратились в покупку права заниматься той или иной деятельностью или продавать тот или иной товар. В качестве примера подобного выхолащивания содержания контроля можно привести систему обязательной сертификации. Закон РФ "О сертификации" был принят в 1993 г. Декларированная цель закона - оградить российский рынок от проникновения опасных товаров. В настоящее время под обязательную сертификацию попадают 80% номенклатуры товаров потребительского рынка. При таком объеме товаров, подлежащих обязательной сертификации, система не справляется с возложенными на нее задачами.18 По официальным данным Госстандарта, ежегодно имеет место около 2% отказов в сертификации. При этом более чем 30% продукции в дальнейшем забраковывается уже в торговле. Следовательно, сертификация сама по себе не является серьезным препятствием для проникновения на рынок некачественных товаров.
Подобная "торговля правом"
может принимать различные
"Барьерные" платежи
имеют характер экономической
ренты. Во многих случаях
Отметим также, что создание входных барьеров приводит и к росту издержек предпринимателей, связанных с текущим контролем. Контроль над наличием или отсутствием определенных бумаг представляет привлекательное поле деятельности для проверяющих. Соответственно растут и издержки проверяемых, обусловленные непроизводительными затратами времени и "теневыми" выплатами. Подтверждением такой связи служит информация о том, кто и как проверяет наличие лицензий и сертификатов. В таблице 2. приведены данные опросов 600 малых и средних предпринимателей, показывающие, сколько раз и какими органами проверялось наличие лицензий и сертификатов на каждом "среднестатистическом" предприятии в 2000 г. Такое количество проверок и проверяющих органов объясняется, с одной стороны, запутанностью и дублированием полномочий различных контролирующих органов, а с другой - их прямой материальной заинтересованностью и простотой процедуры проверки наличия или отсутствия некоего документа.
Подобная система
структур, делающих бизнес на "барьерах".19 Кроме того, в создании новых барьеров заинтересованы и те, кто снимает ренту непосредственно с этого барьера, и те, кто осуществляет текущий контроль. Так что тенденция к расширению "барьерного" регулирования связана не только с неэффективностью существующих барьеров, но и с прямой экономической заинтересованностью групп специальных интересов. (см. приложение 3)
Неэффективность системы "барьерного"
регулирования и прямая заинтересованность
получателей рентного дохода обусловливают
мультипликацию барьеров, введение дополнительных
способов контроля и регулирования.
Так, недостаточная эффективность
системы сертификации привела к
тому, что в регионах в дополнение
к федеральной системе
Таким образом, "барьерная" система регулирования является самоподдерживающейся, несмотря на ее неэффективность и существенные потери экономики от ее наличия. Для того чтобы перейти к использованию иных, более эффективных схем государственного регулирования, требуются кардинальный пересмотр нормативной базы а общественные усилия, направленные на борьбу с рентоориентированным поведением отдельных групп экономических агентов.
Основываясь на определении, анализе значения и логики создания и мультипликации административных барьеров, можно сделать следующие выводы:
1. Система административных
барьеров как способ
2. Из-за неэффективности
существующих барьеров
3. Устойчивость "барьерного"
подхода к регулированию
Информация о работе Государственная поддержка малого предпринимательства