Функции государства в трансформируемой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 15:34, курсовая работа

Краткое описание

С начала 90-х гг. XX века Рос¬сия переживает глубокие перемены. Они связаны с переходом на рыночную модель хозяйствования. Процесс экономической трансформации в нашей стране шел неоднозначно. Начавшийся в России период реформ был нацелен на преобразование всей социально-экономической системы в целом. Оценивая такую трансформа¬цию, необходимо учитывать тот факт, что исходные условия для перехода к рыночной экономике в России гораздо сложнее, чем в европейских странах

Содержание работы

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРАНСФОРМИРУЕМОЙ ЭКОНОМИКИ..................................................................................................................3
1.1. Развитие рыночных отношений в России ........................................................3
1.2. Трансформация экономической системы России ...........................................9
1.3. Социально-экономическая результативность трансформации ...................15
ГЛАВА 2. БАЗОВЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСФОРМИРУЕМОЙ ЭКОНОМИКИ...............................................................18
2.1. Системоформирующие функции государства переходного периода ............18
2.2. Системоутверждающие функции государства в ходе
трансформационного процесса ...................................................................................24
2.3. Системовоспроизводящие функции государства сформировавшейся социально-ориентированной рыночной экономики ................................................30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................................36

Содержимое работы - 1 файл

Курсовая по ГРЭ.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

     Проблема  эффективности в литературе детально проработана во многих разрезах, касающихся, например, оценки хозяйствования в фирмах и их подразделениях, оценки инвестиционных проектов, нововведений и др. Однако она еще недостаточно разработана в разрезе соизмерения затрат и результатов в ходе крупных реформ в экономике. Такие реформы обычно связаны с преобразованием значительного массива институтов. И, к сожалению, большинство проектов, рекомендующих радикальные рыночные реформы в экономике, исходят из представления, что сами рыночные институты являются беззатратными. Между тем, это далеко не так. Взять, к примеру, так называемые трансакционные издержки на рынке США, возникающие при движении товара (затраты на банковские и финансовые услуги, страхование, оптовую и розничную торговлю). Изучая их, Д.Норт и Дж.Уоллес установили, что на трансакции приходится свыше 45% национального дохода. Более того, эта доля за последнее столетие выросла примерно на 20 процентных пунктов (с 25%).

     В этих условиях обоснования тех или  иных программ преобразований экономических систем не могут ограничиваться словесной аргументацией. От инициаторов трансформационных проектов и реформенных мероприятий нужно требовать расчеты, позволяющие сопоставлять графики ожидаемых эффектов во времени с графиками неизбежных затрат. Разумеется, это дело крайне сложное. Отсутствует достаточный опыт подобных расчетов. Но и идти на ощупь в масштабных трансформациях недопустимо.

     Обоснования проектируемых трансформационных  мероприятий требуют широкой разъяснительной работы в отношении их социального смысла. Весь мировой опыт экономических реформ свидетельствует, что успех всегда предопределялся тщательными подготовительными акциями, связанными с социальной адаптацией идей реформ в массиве общества. С учетом этого на дальнейших этапах рыночных преобразований в России было бы полезным реализовать ряд важных подходов.

     Прежде  всего необходима осязаемая для  населения связь проводимых мероприятий  по трансформации экономической  системы с улучшением благосостояния нации. Улучшения от реформ должны распространяться на всех людей (а не на избранных). По ходу преобразований необходимо обеспечить уменьшение, а не увеличение дифференциации по уровню доходов между группами населения. Требуется также достаточно явная связь выдвинутых целей реформ с мотивацией труда большинства общества. Нужно обеспечить, как минимум, понимание людьми этих целей, чтобы превратить максимальную часть общества в активную созидательную силу реформ.

     В обществе должно господствовать убеждение, что укрепление научно-творческих возможностей народа — это не вычет из экономических ресурсов, а обязательное условие их умножения. Повышение параметров научного, образовательного и культурного потенциала общества следует сделать одним из компонентов целевой функции, максимизируемой в ходе экономических реформ.

     Наконец, возрастающее внимание должно быть уделено факторам экологической результативности всех трансформаций в производстве и обществе. Понимание людьми необходимости понижения отдельных параметров материального потребления ряда устойчивости экологического равновесия — одно из обязательных условий успешности реформ.

     Преобразования  институциональных форм любой страны не могут строиться в отрыве от общемировых процессов. Ныне усиливается  влияние глобальных взаимосвязей на характер социальной и экономической жизни в каждом из конкретных регионов и государств. Это касается и параметров сохранения природы, и технико-технологических стандартов, и характера потребления. Глобальная взаимозависимость трансформационных процессов делает все более значимым контроль за социальными факторами любых преобразований.13 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2. БАЗОВЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСФОРМИРУЕМОЙ ЭКОНОМИКИ

     2.1. Системоформирующие функции государства переходного периода

     Процесс трансформации централизованно-плановой модели хозяйствования в рыночную прежде всего сопряжен с формированием условий, необходимых для нормального функционирования последней. Таковыми, как известно, являются наличие экономической свободы и конкуренции, правового и организационного механизма их обеспечения. Исходя из этого, системоформирующие функции государства переходного периода включают следующие функции:

- разгосударствление и приватизация;

- демонополизация и формирование конкурентной среды;

- формирование нормативно-правовой базы, "правил игры" имманентных рыночной экономике;

- содействие организации инфраструктуры рыночного хозяйства.

     Разгосударствление  — это прежде всего процесс преодоления монополии государства во всех сферах жизнедеятельности общества в целях обеспечения реальной экономической свободы товаропроизводителей и потребителей. Это и приватизация как процесс преобразования государственной собственности в негосударственные формы (индивидуальную, групповую, коллективную, акционерную), и либерализация ценообразования, и демонополизация внешнеэкономической деятельности, и снятие с государства функций прямого хозяйственного управления, передача соответствующих полномочий на уровень предприятий, замена вертикальных связей горизонтальными, которые могут происходить и без смены собственника. Иначе говоря, приватизация, хотя и наиважнейшая, но все же составляющая процесса разгосударствления как процесса обеспечения необходимых условий для осуществления экономической свободы субъектов хозяйствования. При этом следует иметь в виду, что критическая масса негосударственного сектора, позволяющая включить рыночные механизмы, составляет не менее 30-35% основных производственных фондов народного хозяйства страны. 

     Следует напомнить, что приватизация в России, являясь одной из обязательных составляющих формирования рыночного хозяйства, имеет существенные особенности по сравнению со странами Западной Европы, осуществлявшими программы приватизации в 80-х годах, а также по сравнению с развивающимися государствами. В этих странах процесс приватизации решает в основном три главные задачи. Во-первых, с ее проведением обеспечивается рост эффективности приватизируемых предприятий. Во-вторых, достигается привлечение инвестиций в целях развития производства. Наконец, в третьих, формируется и создается конкурентоспособная среда. В России же разгосударствление и приватизация собственности преследовали в первую очередь не экономические, а политические цели: разрушение старой и создание новой системы социально-экономических отношений. Поэтому приоритет был отдан формированию класса частных собственников — предпринимателей, для того чтобы, по мнению власти предержащих, сделать реформы необратимыми. Что касается экономической эффективности приватизации, то на первом этапе она фактически даже не планировалась. В конечном счете приватизация в России оторвалась от процессов становления рыночных механизмов и институтов. Нельзя игнорировать и тот факт, что приватизация оказалась в эпицентре деятельности теневых и открыто криминальных структур.

     В странах Восточной Европы и восточных  землях ФРГ склонны к более прагматическому (менее идеологизированному) подходу к темпам и масштабам приватизации. Меняется и отношение к государственному сектору. Почти повсеместно из процесса приватизации исключаются эффективно работающие государственные предприятия. Разрабатываются системные меры по оздоровлению государственного сектора, активизации инвестиционной политики. Выявляются предприятия, имеющие рыночные перспективы и нуждающиеся в той или иной форме государственной поддержки для актуализации этих перспектив. Для этого создаются масштабные государственные программы, соответствующие структуры. Подобные изменения в приватизационной практике объективно неизбежны и в России. 

     Второй  после разгосударствления системоформирующей функцией государства трансформационного периода является функция формирования конкурентной среды. Поэтому первые шаги Российского государства в данном направлении были, прежде всего, сопряжены с демонополизацией экономики и формированием механизма обеспечения добросовестной конкуренции.

     Одним из направлений государственного контроля за развитием добросовестной конкуренции  стало создание специального реестра  хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%. При этом основой формирования реестра были два критерия — доминирующее положение хозяйствующего субъекта на соответствующем рынке и наличие нарушений антимонопольного законодательства. На основе этих перечней в рамках общей либерализации цен осуществлялось регулирование цен на конкретные товары путем установления предельных фиксированных цен, предельных коэффициентов изменения цен, предельных уровней рентабельности и декларирования повышения свободных цен.

     Важными направлениями поддержания рыночной состязательности выступают государственный  контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих организаций  и их объединений, соблюдение антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций. Российское законодательство ограничивает появление новых структур монопольного характера, имеющих целью усиление экономической власти на соответствующем рынке.

     Особый  вопрос — сфера естественных монополий. В этих отраслях не действует традиционный механизм конкурентного образования цены, чем и объясняется бесконтрольный рост цен. Так, в МПС с 1991 по 1995 г. рост тарифов грузовых перевозок превышал рост цен на промышленную продукцию в 3 раза. Неоправданный рост грузовых тарифов явился одним из факторов существенного снижения доходности обрабатывающих отраслей промышленности и, в конечном счете, сказался на уменьшении налогообразующей базы промышленности и обострении проблемы неплатежей. При этом производительность труда на транспорте катастрофически падала. Если в 1988 г. она составляла 90-92% аналогичного показателя на железных дорогах США, то в 1995 г. — уже 30-35%.

     Антимонопольные действия государства переходного периода должны распространяться не только на микро-, но и на мезо- и макроуровень национальной экономики. Иными словами, предметом антимонопольных действий (по поддержанию добросовестной конкуренции) должна быть и межотраслевая, и межрегиональная, и межнациональная конкуренция, т.е. характеризующая состояние и тенденции развития межгосударственной конкуренции в рамках целостного мирового хозяйства.

     Добросовестная конкуренция — это такая ситуация на рынке, при которой не формально, а реально обеспечиваются равные условия осуществления жизнедеятельности всем без исключения субъектам рыночных отношений (отдельным производителям и потребителям в лице граждан, предприятий, отраслей, регионов, национальных хозяйств и т.п.), сбалансированность их интересов.14

     Утвердительный  ответ на вопрос созданы ли такие условия на российском рынке, представляется явно затруднительным в силу целого ряда обстоятельств, связанных, прежде всего с сохранением (а порой и приумножением) косвенных форм осуществления монополистической деятельности и ограничением добросовестной конкуренции. Монополия власти — один из важнейших видов естественной монополии, которым также необходим эффективный (действенный) общественный контроль. И если ее разъедает коррупция (что в современной России является общепризнанным фактом), имеющая своей естественной целью обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности одних субъектов рыночных отношений за чет других, то это явно свидетельствует о монополистической направленности экономического развития и ограничении (а точнее, устранении) конкуренции как таковой.

     Основным  полем конкурентной борьбы должна быть экономика, а методы борьбы, как правило, должны быть экономическими. В перестроечное время поле борьбы субъектов рынка в существенной мере сместилось в сферу надстройки. Это находит свое выражение в обеспечении далеко не обоснованных приоритетов при формировании и реализации государственной промышленной политики в целом и структурной в частности в пользу добывающих отраслей и приводящих к забвению наукоемких отраслей и производств. Данная тенденция прослеживается и в межрегиональной и в межотраслевой конкурентной борьбе за большую долю сокращающегося в объеме "общенационального пирога" — национального дохода (посредством "выбивания" льгот по налогообложению, экспортных квот и т.п.) не на соответствующих рынках, а в коридорах законодательной и исполнительной власти.

     Провозглашенной антимонопольной политике до печально известного финансового кризиса августа 1998 г. явно противоречили и действия государства по фактической монополизации рынка ценных бумаг за счет выпуска высокодоходных ГКО. Эти действия более чем существенно сузили и без того неразвитый рынок инвестиций, что явно не способствовало становлению добросовестной конкуренции на рынке ценных бумаг в целом.

     К числу ключевых системоформирующих функций государства переходного периода, несомненно, следует отнести и функцию формирования рыночных "правил игры" в хозяйственной жизнедеятельности общества и содействия формированию новой инфраструктуры этой деятельности, адекватной социально-ориентированной рыночной экономике. Последняя может продемонстрировать свою эффективность, обеспечить благосостояние граждан и усиление позиций страны в мире только при том условии, что в ней установлены стабильные "правила игры", соблюдаемые всеми и благоприятствующие деловой активности.

     В данном случае прежде всего речь идет не о базовой функции государства рыночной ориентации по обеспечению правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы, а о функции их изначального формирования в лучшем случае на пустом месте, а в худшем — в условиях наличия прямо противоположных правового и социально-экономического пространств. Данная ситуация связана с "запуском" новых, отрицавшихся по существу прежней системой "правил игры". Эти новые правила, с одной стороны, должны в достаточной мере соответствовать требованиям закономерностей функционирования рыночного хозяйства, а с другой, учитывать специфику исторического развития страны, менталитет ее населения, но в то же время не иметь, как экономика и общество, переходный характер, т.е. обладать достаточной стабильностью. Обеспечение стабильности этих "правил игры", очевидно, следует рассматривать и как самостоятельную функцию государства в трансформационный период, поскольку от этого в решающей мере зависит как скорость протекания самого трансформационного процесса, так и его результативность. И прежде всего с этим связана степень активизации предпринимательской деятельности.

Информация о работе Функции государства в трансформируемой экономике