Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:01, курсовая работа
Цель данной работы – изучить проблему безработицы в стране, применяя макроэкономический анализ, спроецированный на факторы этой проблемы именно в Казахстане, найти пути решения проблем безработицы, выхода из кризисной ситуации на рынке труда в Республике.
Основными проблемами исследования в этой области являются:
1) Несогласованность, причем явная, в исследованиях между государственными и негосударственными структурами.
2) Неразвит рынок труда и занятости
3) Безразличие со стороны населения и правительства.
4) Своеобразная форма менталитета, сложившаяся у населения при социалистическом строе.
По продолжительности безработицы респонденты распределились на четыре группы: менее 4 месяцев — 45,5 % от общего числа; от 4 до 8 месяцев — 25,3 %; от 8 до 18 месяцев — 15,0 %; более 18 месяцев — 14,2 %. Причины увольнения: по собственному желанию — 65,5 %; высвобождение — 19,7%; выпускники учебных заведений — 11,3 %; уволены за нарушение трудовой дисциплины — 2,9 %; прибывшие из мест лишения свободы — 0,3%; уволены из Вооруженных Сил — 0,3%. Несомненный интерес представляет распределение ответов в отношении оценки затрат на помощь безработным в разрезе периода безработицы. 41,8% респондентов, отметивших это последствие как отрицательное, не имело работы менее 4 месяцев. В то время как представители второй (от 4 до 8), третьей (от 8 до 18) и четвертой (более 18 месяцев) групп отметили отрицательное влияние этого последствия соответственно только в 22,9%, 13,9% и 13,7% случаев.
«Возрастание свободы выбора места работы» 80,8% респондентов оценило как положительное последствие. Среди них оказалось 26,8% мужчин и 53,9% женщин. Однако сохранилась тенденция уменьшения положительных выборов в зависимости от увеличения продолжительности периода безработицы (от 38,2% — в первой группе до 11,8% — в четвертой). При ответе на вопрос о том, являются ли безработные резервом рабочей силы для структурной перестройки экономики, отрицательные ответы составили 23,2% от общего числа респондентов и уменьшались от 10,5% — в первой группе до 2,1% — в четвертой. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования посчитали положительным явлением 76,8% респондентов. (36,3% безработных со сроком незанятости менее 4-х месяцев и только 11,1% — с периодом более 18 месяцев). Женщины отмечали позитивность такого перерыва в два раза чаще, чем мужчины (соответственно в 50,5% и 26,3% случаев). Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду получили положительную оценку у 84,2% респондентов (29,7% мужчин и 54,5% женщин). При этом у безработных со сроком менее 4 месяцев положительных выборов было в 4 раза больше, чем у группы со сроком более 18 месяцев (соответственно 40,0% и 11,8%).
Готовность к изменению своего профессионального профиля выразили 71,1% респондентов, что свидетельствует о возможности применения этой меры предупреждения и ликвидации таких негативных последствий безработицы, как обесценивание последствий обучения и утрата квалификации. Наименьшую готовность к переобучению высказали длительно безработные — 9,2%. В то же время среди тех, кто не может найти работу менее 4 месяцев таких оказалось 31,3%. Эти результаты было бы достаточно трудно объяснить, если не принять во внимание тот факт, что наибольшую активность в поиске работы, в том числе и путем переподготовки, проявляют безработные с небольшим периодом незанятости (менее 4 месяцев). В этой группе уволившихся по собственному желанию 27,6% (из 249 респондентов, что составляет 65,5% от общего числа опрошенных) и имеющих высшее и среднее профессиональное образование 38,7% из общего количества опрошенных. При этом большую готовность проявляют женщины — 48,2% против 22,9% мужчин.
Возможности выбора места работы за последние 5 — 7 лет уменьшились у 53,4% опрошенных респондентов, не изменились — у 25,8% и увеличились только у 20,8% (в основном за счет группы респондентов с высшим и средним профессиональным образованием, составивших 17,6% от общего количества опрошенных).
Определенный интерес представляет распределение ответов на вопрос о том, является ли трудовая деятельность единственным источником дохода. 90,3% респондентов ответили утвердительно. Однако в ходе исследования наметилась тенденция уменьшения таких ответов в зависимости от продолжительности безработицы. Безработные со стажем менее 4 месяцев в 42,9% случаев дали утвердительный ответ. Неработающие от 4 до 8 месяцев — в 22,6%. И только 11,6% длительно безработных считают труд единственным источником дохода. Эту ситуацию можно объяснить тем, что происходит перетекание части безработных, особенно длительное время, в теневой сектор экономики. Развивается социальное иждивенчество и трудовая апатия. Именно на предотвращение этих негативных процессов в социальной сфере надо направить усилия служб занятости.
На этом фоне не кажется чем-то необычным ухудшение физического и душевного самочувствия (соответственно у 49,5% и 78,9% опрошенных). Наибольшее количество из этого числа респондентов находится в группе с периодом безработицы до 4-х месяцев (45,1% и 41,3% соответственно). Причем физическое и душевное самочувствие в большей степени ухудшается у безработных, имеющих семью. Кроме того, прослеживается определенная зависимость между душевным самочувствием и уровнем образования. Из 286 респондентов, у которых самочувствие ухудшилось, 67,5% имеют среднее образование, 16,4% — высшее и 16,1% — неполное среднее и начальное профессиональное.
Безработицу в качестве причины увеличения преступлений, совершаемых с корыстной целью, назвали 87,6% опрошенных. Среди них оказалось 38,1% мужчин и 61,9% женщин. Эти данные можно сравнить с официальной статистикой. Из общей численности осужденных трудоспособные лица, не работавшие и не учившиеся, составили 43,6% (на 01.01.97). За преступления против собственности осуждено 55,2% (11 825 человек) от общего числа совершивших преступления. Доля молодежи до 30 лет — 54,9%. 68,8% от этого количества осуждено за преступления против собственности.
А вот как распределились ответы на вопрос о том, как изменится отношение респондентов к труду, если их материальное положение ухудшится (невыплаты, низкий уровень заработной платы и т.д.). Трудиться активнее будут 60,8% респондентов (10,8% имеют высшее образование, 71,0% — среднее; 33,8% — мужчины и 66,2% — женщины), работать как и прежде собираются 26,3% опрошенных; 22,0% — высшее образование, 62,0% — среднее, 39,0% — мужчины и 61,0% — женщины), а 12,9% снизят свою трудовую активность (38,8% с высшим образованием 57,1% — средним образованием; 32,7% — мужчины и 67,3% — женщины).
Для анализа возможных последствий безработицы большое значение имеет отношение респондентов к использованию времени, появившемуся в результате потери работы. Как показало исследование, подавляющее большинство безработных используют появившееся время для поиска новой работы (89,2%), находятся на переобучении 8,7%, повышают уровень образования 13,7%, отдыхают 18,2% респондентов. При этом активность в поиске работы с использованием всех возможностей проявляют 70,8% опрошенных безработных, надеются на помощь службы занятости — 25,3%, перестали искать работу 3,9% респондентов. Наблюдается интересная тенденция. С увеличением продолжительности безработицы уменьшается количество тех, кто надеется на помощь службы занятости (от 44,8% в первой группе, до 6,3% — в последней). Наибольшее число переставших искать работу — 2,1% — это длительно безработные. Причем у респондентов с высшим и средним образованием активность поиска работы выше, чем у других. В целом большинство безработных считают, что с увеличением продолжительности безработицы их знания и навыки ухудшаются. При этом ответы распределены равномерно между представителями, имеющими различные уровни образования. Это подтверждает мои выводы о негативном характере длительной безработицы и ее отрицательном влиянии на профессиональный уровень безработных.
3.3 Решение проблемы безработицы молодежи
Решить проблему увеличения занятости можно, но подходить к этому решению следует комплексно:
1.
Во-первых, государство должно
2. Во -вторых, органы местной администрации должны активно следить за положением на рынке труда своего региона:
3.
В-третьих, необходима
Естественно,
система мер по снижению безработицы
среди молодых специалистов не исчерпывается
приведенным перечнем, существует огромное
поле для творческого поиска путей выхода
из сложившейся на рынке труда ситуации.
Еще раз подчеркнем, что лишь подойдя к
решению проблемы занятости комплексно,
можно будет заметить определенные “просветы”
в “темных туннелях рядов безработных”.
Как говориться - в единстве наша сила.
Из всего сказанного можно сделать следующие выводы. Являются ли последствия безработицы серьезной проблемой? Несомненно. Социально-экономические проблемы безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.
Действительно, в переходный период единственным средством побудить большие массы людей перемещаться в целях более рационального формирования структуры занятости является вытеснение их с неэффективных производств. Вместе с тем, очевидно, что проведение сверхжестких мер может вызвать массовое банкротство предприятий и возникновение такой волны безработицы, которая неизбежно приведет к социальному взрыву. Необходимо соблюдение “разумной меры” жесткости.
Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде
количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной обеспеченности казахстанцев и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, значительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы. Появляется не просто возможность оценить социальный ущерб или косвенные потери в экономике (от снижения количества отработанного времени, падения интенсивности и производительности труда), но и прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов. Подобные исследования представляют несомненный интерес, поскольку
позволяют более четко обозначить границы проблемы и наметить пути выхода из кризисной ситуации, сообразуясь с особенностями социального, экономического и политического развития страны на современном этапе. Поскольку определенное своеобразие ситуации в экономической и социальной сферах свидетельствует о невозможности механического переноса и копирования применяемых за рубежом методов, требуется определенное логическое переосмысление предлагаемых методов исследования, а также использование адаптированных методов исследования социально-экономических последствий безработицы. Однозначным представляется вывод о том, что у нас появилась массовая безработица, которая хотя и не достигла пиковых значений, но служит причиной ухудшения материального положения народного большинства. Несомненным является и то, что расширение сферы безработицы в России оказалось весьма сложным и противоречивым процессом с неоднозначными последствиями. С одной стороны, она, как и везде в обществах с рыночной экономикой стала своеобразной "резервацией", куда попадают те, кто в силу объективных причин работники производств и предприятий, плохо адаптирующихся к рынку, жители депрессивных регионов и т.д. или по субъективным обстоятельствам оказались лишними в трансформирующемся хозяйстве. Часть, по мере возрастания потребности в рабочей силе, возвращается в производство, другие окончательно выбывают из него. С другой стороны, безработица играет роль специфической школы приспособления к новым условиям, в особенности для молодежи, отчасти для среднего поколения. Роль "резервации" берет на себя само производство, с его избыточной занятостью. Наоборот, многие из тех, кто проходит подобную школу именно в составе безработных, в особенности тех, кого безработица заставляет активизироваться, овладевать навыками трудовой деятельности рыночного типа, нередко остаются невостребованными производством, реструктуризация которого задерживается. В результате безработные и занятые живут, так сказать, в едином социально-экономическом и социально-психологическом пространстве.
Информация о работе Безработица как глобальная социально-экономическая проблема