Особенности определения среднего класса в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 23:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - на основе изученных литературных источников рассмотреть вопросы становления среднего класса и решить следующие задачи:
раскрыть понятие среднего класса и представить анализ его основных характеристик;
выявить проблемы становления среднего класса;
проанализировать оценки масштабов среднего класса.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования среднего класса….5
Эволюция среднего класса…………………………………………..5
Трактовка классов М. Вебером…………………………………….11
Глава 2. Проблемы среднего класса……………………………………1
2.1 Средний класс и его признаки………………………………………13
2.2 Два основных подхода к проблемам среднего класса…………….18
Глава 3. Оценки масштаба среднего класса на основе признаков…21
3.1 Оценка масштабов среднего класса на основе данных ИСЭПН (Институт социально-экономических проблем народонаселения)…..21
3.2 Оценка масштабов среднего класса на основе данных RLMS (Russia Longitudinal Monitoring Survey)………………………………………...26
3.3 Оценка масштабов среднего класса на основе данных ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения)……………30
Заключение ……………………………………………………………….33
Список используемой литературы…………………………………….3

Содержимое работы - 1 файл

Средний класс.docx

— 54.49 Кб (Скачать файл)

   Признаки  идентификации среднего класса

   1. Переменная Х1, идентифицирующая средний класс по признаку “доходы”. Как следует из данного распределения, доходный признак среднего класса распространился на 48.6% домохозяйств. Такая сфера распространения характерна для расширенной системы показателей идентификации, когда помимо базового признака (доходы) используются корректирующие переменные (сбережения, расходы и пр.) Если рассматривать возможный для ВЦИОМ вариант расчета (ограниченная система показателей идентификации), когда не используются корректирующие переменные, то сфера распространения данного признака сокращается до 39.6%.

   2. Переменная Х2, идентифицирующая средний класс по признаку “владение недвижимым имуществом”. По расширенной системе показателей идентификации переменной Х2 признаки среднего класса распространяются на 59% опрошенных домохозяйств. По ограниченной системе, при которой не принимается во внимание информация о владении гаражом и об имеющейся в распоряжении семьи земле, этим признаком среднего класса обладают 30.4% домохозяйств.

   3. Переменная Х3, идентифицирующая средний класс по признаку “владение движимым имуществом”. Расширенная система показателей идентификации данной переменной показывает, что 43.5% домохозяйств обладают имущественными признаками среднего класса. Ограниченная система показателей идентификации переменной Х3, предусматривающая исключение из списка престижных современных товаров таких предметов длительного пользования, как видеомагнитофон и стерео-радиосистема, доля домохозяйств, обладающих имущественным статусом среднего класса, сокращается с 43.5% до 27.8%.

   4. Переменная Х4, идентифицирующая профессионально-квалификационный статус, соответствующий среднему классу. Если соглашаться с гипотезой, что домохозяйства по признаку профессионально-квалификационного статуса его членов относятся к семьям представителей среднего класса в том случае, когда в домохозяйстве есть хотя бы один член семьи с данным статусом, то 43.7% опрошенных семей попадают в группу потенциальных представителей среднего класса.

   5. Переменная Х5, фиксирующая успешность экономического поведения в условиях рыночной экономики. Расширенная система показателей идентификации данной переменной показывает, что 46.1% домохозяйств приспособились к новым экономическим условиям, что может рассматриваться как признак идентификации среднего класса. Оценку эффективности социально-экономической стратегии по ограниченной системе, то есть при более жестком критерии, фиксирующий и успешность, и удовлетворенность этой успешностью, для массива ИСЭПН построить не представляется возможным. Некоторым прототипом этого индикатора может быть безусловное утверждение респондента, что его семья адаптировалась к новым экономическим условиям. В этом случае рассматриваемый признак распространяется только на 7.5% домохозяйств.

   Концентрация признаков среднего класса

   Исходный  массив

   В исходном массиве ИСЭПН расширенная  система показателей показывает, что признаки среднего класса в той  или иной степени распространяются на 85% домохозяйств – это доля домохозяйств, обладающая хотя бы одним признаком среднего класса. Как и следовало ожидать, фактор владения собственностью имеет самое высокое представительство на первом уровне концентрации признаков. Среди домохозяйств, имеющих один признак среднего класса (22.5% от общего числа опрошенных), 51.7% - это домохозяйства, обладающие недвижимостью. В основном, это домохозяйства, которые имеют землю или гараж. Данный признак сохраняет свое лидерство и на втором уровне концентрации признаков. На высоких уровнях концентрации (3 и более признаков) находится 45.6% домохозяйств.

   При переходе к ограниченной системе  показателей сокращается и зона распространения ненулевых уровней  концентрации - с 85% до 66.9%, и удельный вес высоких уровней концентрации - с 45.6% до 25.6%.

   Особый  вопрос состоит в региональной дифференциации размеров среднего класса в России. В бедных регионах доходный признак среднего класса в расширенных координатах распространяется на 21.8% опрошенных домохозяйств, в средних регионах – на 31% и в богатых регионах – на 67.3%. Налицо концентрация доходов, идентифицирующих средний класс, в богатых регионах. По ограниченной системе показателей в бедных регионах основной признак (доходы) идентифицирует лишь 12% семей, в средних регионах - 18% и в богатых - 55.6%.

   При использовании расширенной системы показателей значения переменной Х2 (владение недвижимым имуществом) не столь дифференцированы, как доходный признак. Данная переменная имеет ненулевые значения для 61.8% домохозяйств бедных регионов, 54.9% домохозяйств средних регионов и 61.9% домохозяйств богатых регионов. При этом самую обширную зону распространения среди семей из бедных регионов имеет компонента “владение землей” (27%), а среди семей из богатых регионов – “владение летней дачей и домом в деревне” (38.9%).

   Как и в случае стратификации по доходному  признаку, при анализе имущественной  обеспеченности также наблюдается  значимая региональная дифференциация. Богатые регионы характеризуются  высокой концентрацией домохозяйств с признаками имущественной обеспеченности среднего класса: в этих регионах доля потенциальных представителей среднего класса по данному признаку в два раза выше, чем в бедных регионах.

   Особенно  значимыми региональные различия становятся при переходе к более жесткому варианту набора престижных товаров длительного пользования в соответствии с ограниченной системой показателей. Как и предыдущие признаки, переменная Х5 (профессионально-квалификационые характеристики) также чувствительна к региональным различиям. Работники с профессионально-квалификационным статусом среднего класса в большей степени представлены в богатых регионах.

   Тем самым, как и следовало ожидать, тип региона является значимым дифференцирующим фактором: в богатых регионах наблюдается  более широкая зона распространения  практически всех выделенных признаков идентификации среднего класса.

   Взвешенный  массив

   Приведенные выше параметры характеризовали  распространение признаков среднего класса в исходном массиве ИСЭПН, который, однако, не вполне репрезентативен  для населения России в целом в силу специфики базовой цели обследования10. В этой связи для более адекватных выводов относительно распространения признаков среднего класса необходима процедура перевзвешивания распределений на параметры генеральной совокупности.

   В расширенной системе показателей при пересчете увеличился удельный вес нулевого уровня концентрации (нет ни одного признака среднего класса) - с 15.5% в исходном массиве до 18.8% в перевзвешенном массиве.

   Более четверти домохозяйств перевзвешенного массива находятся на первом уровне концентрации признаков среднего класса, то есть обладают только одним признаком среднего класса и, тем самым, в случае сохранения сложившейся социально-экономической и институциональной среды вероятность их превращения в классический средний класс очень низка. Домохозяйства, имеющие два признака среднего класса (17%), могут рассматриваться как группа с низким потенциалом среднего класса. Тех, кто имеет три и более признаков среднего класса (36.9% домохозяйств), можно классифицировать как группу с высоким потенциалом среднего класса.

   В ограниченной системе измерения  доля домохозяйств с нулевым уровнем  потенциала (то есть группы, не имеющие  ни одного признака среднего класса) увеличилась  в два раза и составила 41.6%. При  этом в богатых регионах она составила 18%, а в бедных распространилась более чем на половину домохозяйств. Семьи с единственным признаком среднего класса равномерно представлены во всех регионах. В целом в перевзвешенном массиве они составили 24.6% опрошенных семей. Второй уровень концентрации, рассматриваемый как низкий потенциал для перехода из формирующегося в классический средний класс, здесь представляют 14.7% семей. Домохозяйства с высоким уровнем концентрации признаков среднего класса (3 и более), в основном, сгруппировались в богатых регионах и составили 19.1% домохозяйств.  

3.2 Оценка масштабов  среднего класса на основе  данных RLMS (Russia Longitudinal Monitoring Survey)

   Признаки  идентификации среднего класса

   1. Переменная Х1, идентифицирующая средний класс по признаку “доходы”. В расширенной системе показателей идентификации переменной Х1 сфера распространения данного признака среди домохозяйств RLMS-обследования несколько больше, чем в массиве данных ИСЭПН (54.3% против 48.6%), что объясняется использованием более “мощных” корректирующих переменных. В ограниченной системе только 39.4% домохозяйств могут рассматриваться как потенциальные представители среднего класса по доходному признаку.

   2. Переменная Х2, идентифицирующая средний класс по признаку “владение недвижимым имуществом”. В расширенной системе показателей идентификации переменной Х2 за счет использования таких корректирующих показателей, как владение землей и акциями предприятий, в терминах владения собственностью 61.1% домохозяйств являются потенциальными представителями среднего класса. В ограниченной системе, когда только факт наличия второго жилья является признаком среднего класса, переменная Х2 идентифицирует 27.8% семей. Следовательно, исключение данных о владении землей и акциями предприятий из числа переменных, определяющих средний класс по параметру “владение недвижимостью”, сокращает зону распространения значений данного признака в два раза.

   3. Переменная Х3, идентифицирующая  средний класс по признаку  “владение движимым имуществом”.  В расширенной системе показателей, как и в случае массива ИСЭПН, домохозяйства, имеющие имущественный статус среднего класса, составляют 55.7% семей. Ограниченная система показателей идентифицирует только 28.8% таких семей.

   4. Переменная Х4, идентифицирующая профессионально-квалификационный статус. Применительно к переменной Х4 используется единый алгоритм расчета, как для расширенной, так и для ограниченной системы показателей идентификации признаков среднего класса. В целом по массиву RLMS 30.4% домохозяйств репрезентируют профессионально-квалификационный статус среднего класса.

   5. Переменная Х5, фиксирующая успешность  экономического поведения в условиях  рыночной экономики. По расширенной  системе показателей адаптации  к рыночным реформам по данному  признаку 40.1% респондентов может быть отнесено к среднему классу. При переходе от индивидуалов к домохозяйствам получается, что 53,8% домохозяйств реализовывали хотя бы одну позитивную стратегию адаптации. Ограниченная система показателей адаптации к рыночным реформам показывает, что 34% респондентов RLMS демонстрируют такие стратегии. При пересчете на семью этот признак распространяется на 47.5% семей.

   Концентрация  признаков среднего класса

   В рамках расширенной системы показателей, согласно RLMS-данным, в зону потенциальных  представителей среднего класса попадают 93% домохозяйств, что подтверждает факт распыления традиционных для развитых экономик признаков среднего класса на большое число домохозяйств.

   На  первом уровне концентрации 41% составляют домохозяйства, для которых единственным признаком среднего класса стало наличие недвижимого имущества. Это, в основном, те домохозяйства, которые имеют в своем распоряжении некоторый участок земли. Данный уровень концентрации признаков среднего класса, идентифицирующий 19.6% домохозяйств, следует рассматривать как ошибочные включения. Кроме того, 30% семей данной группы имеют доходный признак как единственный признак среднего класса. В основном, это семьи из четвертой 20%-доходной группы, а не семьи, которые были включены в переменную Х1 корректирующими показателями12. На втором уровне концентрации признаков среднего класса лидирующие позиции продолжает сохранять факт владения недвижимостью. В целом 25.1% домохозяйств относятся к данному уровню концентрации признаков среднего класса. Те, кто имеет три и более признаков среднего класса и классифицируется как группа со значимым потенциалом среднего класса, в массиве RLMS составляют 48.8%.

   В рассматриваемом варианте оценки признак  успешной адаптации к новым экономическим  условиям стал самым распространенным. Здесь, как и в случае с владением недвижимостью, основным фактором эффективной стратегии выступает владение землей (домохозяйства стали больше выращивать в личном подсобном хозяйстве): такую стратегию демонстрируют около 18% домохозяйств. Если эту форму экономического поведения исключить из показателей, идентифицирующих средний класс, то зона распространения переменной Х5 сократится до 32.5%. Вместе с тем, в сельской местности - это единственно разумная стратегия поведения, которая позволяет не только выжить, но и поддерживать относительно высокий уровень жизни.

   Каким-либо одним признаком среднего класса обладает 29.3% домохозяйств. Этот уровень  концентрации, в основном, представлен  либо теми, кто имеет доходы из 4-ой 20%-доходной группы, либо теми, кто адаптировался к рыночным условиям посредством увеличения производства продукции в личном подсобном хозяйстве. Ко второму уровню, названному выше уровнем низкой концентрации признаков среднего класса, относится 24.8% домохозяйств. Те, кто имеют три и более признаков среднего класса и, тем самым, относятся к группе со значимым потенциалом среднего класса, при ограниченной системе показателей составили 22.8% домохозяйств.  

Информация о работе Особенности определения среднего класса в РФ