Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 00:09, реферат
С середины 90-х годов Базельский комитет активно занимался совершенствованием принципов регулирования. Эта работа была завершена к 2004 году, что ознаменовалось публикацией следующей итерации соглашения - «Базель II». Фундаментальный характер основных требований нового стандарта вызвал горячие дискуссии в мировом банковском сообществе. Прежде всего, они затронули страны «большой десятки». Более того, Базельский комитет признал в предисловии ко второй версии соглашения, что реализация положений этого нормативного акта может не являться основным приоритетом для стран, не входящих в «большую десятку», по крайней мере, в краткосрочном плане. Тем не менее, очевидно, что всем странам придется рано или поздно считаться с требованиями «Базель II», а некоторые положения будет необходимо реализовать уже в ближайшем будущем.
Введение
1. Базельский комитет и его деятельность.
1.1. История Базельского Комитета и его Членства
1.2 Цели и задачи Базельского комитета
1.3. Обзор основных принципов эффективного банковского надзора.
2. Базель II. «Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы»
2.1. Комментарии к проектам нормативным актов, подготовленных в связи с внедрением Базеля II в России
2.2. Разработки Банка России по взаимоотношениям с Центральными Банками других стран
2.3. Последние предложения Базельского комитета
Заключение
Напомним, что в сентябре 2010г. Базельский комитет по банковскому надзору объявил об окончательной выработке новых стандартов банковских капиталов и ликвидности. Новый пакет международных банковских нормативов – "Базель III" предусматривает последовательное ужесточение минимальных требований к достаточности капитала банков. Так, коэффициент достаточности основного капитала первого уровня будет повышен до 4,5% с нынешних 2% от совокупных активов, взвешенных по степени риска.
А с учетом специального "защитного буфера" в размере 2,5% от активов, минимальные требования к базовому капиталу первого уровня возрастают до 7% - то есть, более чем в три раза с текущих 2%. Также предусмотрен специальный "контрциклический" резерв в диапазоне от 0 до 2,5% от базового капитала в периоды потенциального возникновения кредитных "пузырей". Постепенный переход на новые стандарты должен начаться в январе 2013 г., а к 2019 г. банки должны будут привести свои капитальные параметры в полное соответствие с "Базелем III".
Базельский комитет по банковскому надзору – международный надзорный орган, ответственный за выработку и исполнение эффективных стандартов банковского регулирования. Членами комитета являются представители почти 30 стран. Комитет был учрежден в 1974 г., его секретариат находится при Банке международных расчетов в швейцарском Базеле. За время своей деятельности Базельский комитет разработал три версии международных нормативов банковских капиталов и ликвидности.
Новым главой Базельского комитета по банковскому надзору станет председатель Центрального банка Швеции Стефан Ингвес. На посту руководителя международного банковского регулятора он сменит главу Центробанка Нидерландов Наута Веллинка, который уходит с должности в конце июня 2011 г. Н.Веллинк возглавлял Базельский комитет с 2006 г.
Кроме того, Базельский комитет объявил о назначении Мервина Кинга, управляющего Банком Англии, на пост нового председателя Группы управляющих центральными банками и глав надзорных органов – руководящего органа комитета. В настоящее время эту должность занимает председатель Европейского центробанка (ЕЦБ) Жан-Клод Трише, однако в конце октября 2011 г. француз покидает ЕЦБ и соответственно выходит из Базельского комитета, передает РБК.
Обзор основных принципов эффективного банковского надзора, сформулированных Базельским комитетом по банковскому надзору, позволяет определить некоторые положения, необходимые к внедрению в отечественную систему банковского регулирования и надзора.
Принцип 3 ("Орган по выдаче лицензий должен иметь право определять критерии и отклонять учредительские заявления, которые не отвечают установленным стандартам. Процесс лицензирования должен как минимум состоять из оценки структуры собственности банковской организации, директоров и старшего менеджмента, его операционных планов и внутреннего контроля, а также его прогнозируемого финансового положения, включая его собственные средства; если предполагаемым владельцем или материнской организацией является иностранный банк, должно быть получено предварительное согласие надзорного органа страны происхождения") предусматривает необходимость оценки структуры собственности, директоров и старшего менеджмента, а также системы внутреннего контроля уже на этапе рассмотрения решения о выдаче лицензии на банковскую деятельность. Действующая в настоящее время нормативная база не предусматривает раскрытие банком информации о структуре собственности до бенефициарных владельцев на этапе получения банком лицензии. Аналогичным образом обстоит ситуация с оценкой системы внутреннего контроля в банке. На этапе лицензирования органы и полномочия системы внутреннего контроля возможно оценить только из содержания устава банка, представляемого лицензирующему органу. Как правило, упоминание в уставе банка сведений о системе внутреннего контроля ограничивается соблюдением требований статей 10 и 24 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и положения Банка России "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах", согласно которым в уставе кредитной организации должны содержаться сведения о системе органов внутреннего контроля, порядке их образования и полномочиях.
Для практического претворения принципа 4 ("Органы банковского надзора должны иметь полномочия по рассмотрению и откпонению любых предложений о передаче значительных прав собственности или контрольных пакетов акций в существующих банках другим сторонам") необходимо законодательно отрегулировать подобную возможность. В настоящее время инструкция Банка России "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" предусматривает необходимость получения предварительного согласия Банка России на приобретение лицом (группой связанных лиц) более 20% долей (акций) кредитной организации. При этом Банк России имеет право отказать в даче согласия на приобретение более 20 процентов акций (долей) кредитной организации только на основании оговоренного перечня обстоятельств (в случае: установления неудовлетворительного финансового положения приобретателя; нарушения антимонопольных правил; наличия в отношении приобретателя вступившего в силу судебного решения, установившего факт совершения этим приобретателем неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и (или) фиктивного банкротства и в других случаях, предусмотренных федеральными законами). Как видно, в данном нормативном акте не уделено место содержательному анализу последствий передачи контроля над банком другим лицам, а также отсутствует возможность принятия надзорным органом решения, основанного на содержательном анализе.
Аналогичным образом возникает необходимость отрегулировать возможность проверки органами банковского надзора крупных сделок, осуществляемых кредитными организациями, как это предусмотрено принципом 5 ("Органы банковского надзора должны иметь полномочие по установлению критериев для проверки крупных слияний или инвестиций банком и обеспечения того, что корпоративные приобретения или структуры не подвергают банк чрезмерному риску или препятствуют эффективному надзору"). В настоящее время органы банковского надзора ограничены только получением информации о крупных сделках кредитной организации, в частности отчета "Данные о крупных кредитах" и отчета "Сведения о крупных кредиторах (вкладчиках) кредитной организации". К вопросу возможности проверки органами банковского надзора крупных сделок примыкают требования принципа 10 ("Чтобы не допустить злоупотреблений, возникающих от связанного кредитования, у надзорных органов должны быть требования, согласно которым банки воздерживаются от предоставления кредитов связанным компаниям и частным лицам, а выделение таких кредитов эффективно отслеживается и принимаются другие подходящие меры по контролю и смягчению рисков"), поскольку, как правило, наибольший урон финансовому положению банков наносят крупные сделки со связанными с банком лицами и сделки с участием лиц, имеющих возможность оказывать влияние на принятие решений органами управления банка. Ключевой вопрос здесь - необходимость наличия нормативной базы в области определения связанных с банком лиц (юридических и физических) и признания возможностей контроля со стороны органов банковского надзора за "сделками с заинтересованностью", что существенным образом может повысить прозрачность деятельности банков, сократить возможности по выведению средств из банков, уменьшить угрозу банкротств. В данном случае, исходя из сложившейся в стране практики, представляется целесообразным сформулировать определение связанных с банком лиц, основываясь на принципах МСФО (sic 12 "консолидация - компании специального назначения" - интерпретация IAS27 "Консолидированная отчетность и учет инвестиций в дочерние компании" и IAS24" Раскрытие информации о связанных сторонах"). По крайней мере при определении связанных с банком лиц для достижения целей принципов 5 и 10 стоит основываться на следующих моментах: а) лицо является связанным с банком, когда суть взаимоотношений между лицом и банком указывает на то, что лицо контролируется банком; б) по существу, деятельность лица осуществляется от имени банка в соответствии с конкретными деловыми потребностями банка так, что банк получает выгоды от операций данного лица; в) по существу, банк обладает полномочиями принятия решений для получения большинства выгод от деятельности лица; г) по существу, банк имеет право на получение большинства выгод лица и поэтому может быть подвержен рискам, связанным с деятельностью лица; д) по существу, банк сохраняет большинство остаточных рисков или рисков владения, связанных с лицом или активами данного лица, для того, чтобы получать выгоды от его деятельности.
Несмотря на то что принцип 6 ("Органы банковского надзора должны устанавливать минимальные требования достаточности капитала для банков, отражающие принимаемые банком риски, и должны определять компоненты капитала, имея в виду при этом его способность абсорбировать потери. Для банков, активно занимающихся международными операциями, эти требования должны быть не меньшими по сравнению с требованиями, установленными Базельским соглашением о капитале") применяется органами надзора и предусмотрен законодательно, важным является вопрос определения компонентов капитала и его достаточности.
Капитал требуется как для начала банковского бизнеса, так и для осуществления инвестиций в постоянные активы. Он также является дисциплинирующей мерой для деятельности банковских менеджеров. Капитал служит источником для погашения непредвиденных потерь, обеспечения очевидных рисков и поддержания доверия рынка. Измерение рыночных требований к капиталу варьируется в зависимости от изменения понимания рисков в банковской системе. Тем не менее определение уровня достаточности капитала затруднительно. Во-первых, это проблема - как определить размер капитала, во-вторых - как определить меру его достаточности. Определение размера капитала может варьироваться в зависимости от рассматриваемых компонентов капитала, таких как скрытые резервы, внутренние резервы и резервы на потери по ссудам. Достаточность капитала - это своеобразный амортизатор, который позволяет банку оставаться платежеспособным и продолжать операции несмотря ни на какие события. Недокапитализированный банк подвергается несоразмерно более высокому риску банкротства в случае ухудшения макроэкономических или иных условий хозяйствования. В то же время перекапитализированный банк обычно является низкоманевренным и неконкурентным на рынках капитала и кредитных ресурсов. Банки традиционно стремятся поддерживать капитал на более низком уровне для повышения эффективности и увеличения прибылей инвесторов. Органы же надзора, наоборот, предпочитают более высокий уровень капитала в целях повышения устойчивости банковской системы.
Общепринята практика измерения достаточности капитала путем определения коэффициента как отношения капитала к активам или капитала к обязательствам. Другой общепринятый способ - это подход взвешивания риска. Этот способ пытается соотнести принятые банком риски с размером капитала. В тоже время финансовая либерализация изменяет этот традиционный метод взвешивания рисков, который в основном определял концентрацию рисков по типам активов, которые держит банк. Так, в настоящее время представляется недостаточно корректным подобное изолированное взвешивание рисков, поскольку некоторые из этих рисков, оставаясь в наличии, могут быть сокращены или сведены к минимуму посредством развивающейся в последнее время техники хеджирования. Кроме того, ряд источников потенциальных рисков, таких как наличие открытых ди-линговых позиций, чувствительность процентных ставок по кредитам, страновой риск и риски по операциям, числящимся на внебалансовых счетах, расширяются и не всегда учтены в схеме оценки достаточности капитала путем взвешивания рисков.
Существенное внимание в основных принципах уделено оценке органами надзора наличию и соблюдению применяемых банками политики, практики и процедур контроля и анализа совершаемых операций (принципы 7-8, 11-15). Для получения возможности в регулярном режиме осуществлять такую оценку надзор должен располагать основными актуальными внутренними документами банка, а также иметь возможность анализировать материалы, содержащие управленческие решения. Очевидно, что основная работа по оценке применяемых банками политики, практики и процедур контроля и анализа совершаемых операций должна быть возложена на инспекционные подразделения Банка России и аудиторские компании. Анализ соблюдения применяемых банками политики, практики и процедур контроля и анализа совершаемых операций, проводимый подразделениями Банка России, изложен в нормативных документах Банка России и постоянно совершенствуется. Вместе с тем требования по формулированию подобной оценки для компаний, осуществляющих аудит банков, в необходимой степени не регламентированы.
Для органов банковского надзора крайне актуальной является возможность оперативного корректирующего действия в случае невыполнения банками пруденциальных требований (принцип 22 "Органы банковского надзора должны иметь в своем распоряжении надзорные меры по осуществлению корректирующего действия в случае невыполнения банками пруденциальных требований (такие как минимальные коэффициенты достаточности капитала), нарушений регулирующих правил или появления угрозы интересам вкладчиков. В экстремальных ситуациях сюда должна входить способность отзывать банковскую лицензию или рекомендовать ее отзыв"). Данный принцип предусматривает осуществление надзорным органом своих полномочий в экстренных ситуациях. Действующая нормативно-правовая база не предусматривает столь оперативного вмешательства (вплоть до отзыва лицензии ил и рекомендации отзыва). Так, вторая часть статьи 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" вменяет в обязанность Банку России отозвать лицензию на осуществление банковских операций в случае: "если кредитная организация не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения". На практике кредитные организации (в целях выведения активов в случае угрозы банкротства), как правило, не отражают в своей отчетности не исполненные в срок обязательства, а надзорный орган в случае установления факта ("скрытая картотека" неисполненных просроченных обязательств) первоначально предъявляет требование об отражении в отчетности просроченных неисполненных обязательств и только по истечении месяца после исполнения кредитной организацией данного требования может обоснованно применить данную статью закона. Очевидно, что такие проволочки соответствуют интересам собственников и менеджеров банка и идут вразрез с интересами кредиторов (вкладчиков). Своевременность и адекватность реагирования является край не важным моментом для деятельности банковского надзора. Оценка деятельности кредитных организаций и применение мер надзорного реагирования должны исходить в первую очередь из содержания и реальной оценки рисков банковской деятельности, их потенциального влияния на устойчивость кредитных организаций.