Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 16:13, курсовая работа
Цель курсовой состоит в том, чтобы показать научные достижения австрийской школы маржинализма и на этой основе выявить те методологические и теоретические заслуги данной школы, которые имеют непреходящее значение для судеб современной экономической теории и практики хозяйственной жизни.
Введение………………………………………………………………….3
1. Зарождение и методологические особенности
австрийской школы маржинализма…………………………………….........6
2. Учение о благах и обмене К. Менгера……………………………..11
3. Совершенствование О. Бём-Баверком теории предельной и
суммарной полезности экономических благ……………………………......23
4. Теория капитала и процента О. Бём-Баверка……………………..31
Заключение……………………………………………………………...37
Список используемой литературы……………………………………40
Содержание
Введение…………………………………………
1. Зарождение и методологические особенности
австрийской
школы маржинализма………………………………
2. Учение о благах и обмене К. Менгера……………………………..11
3. Совершенствование О. Бём-Баверком теории предельной и
суммарной полезности экономических благ……………………………......23
4. Теория капитала и процента О. Бём-Баверка……………………..31
Заключение……………………………………
Список
используемой литературы……………………………………40
Введение
В современной научной литературе экономическая теория рассматривается обычно как отрасль человеческих знаний, в рамках которой изучают взаимосвязь между данными ограниченными средствами, имеющими альтернативные возможности использования. Но чтобы исчерпывающе и полно понять сложный и тернистый путь ее эволюции экономисту требуется постоянное возвращение к наиболее значимым этапам истории экономической мысли.
Одним из таких этапов в развитии теоретической экономики является последняя треть XIX века, в течение которой произошла знаменитая «маржинальная революция». А начало последней в значительной мере связано с исследованиями представителей австрийской школы маржинализма, стоявших у истоков предельного экономического анализа, то есть выявления предельных величин для характеристики происходящих изменений в хозяйственных явлениях.
Австрийская
школа своим названием и
Однако, в отечественной и зарубежной экономической литературе, включая историко-экономическую, осмысление творческого наследия австрийской школы маржинализма представлено весьма с противоречивых позиций: в одних источниках доминируют сугубо отрицательные оценки, в других - преимущественно позитивные.
Между тем при изучении теоретической экономики и особенно микроэкономики, как одного из важнейших ее разделов, нельзя упускать из виду, что именно К. Менгер и Бём-Баверк в числе других маржиналистов положили начало основам маржиналистской методологии и современным принципам микроэкономического анализа. Благодаря этим ученым, кроме того, достоянием экономической науки стали теории потребностей и предельной полезности, учет фактора времени в процессе ценообразования. Им также принадлежат первые научно обоснованные концепции неэквивалентности обмена, аддитивного и мультипликативного методов определения суммарной полезности благ, являющиеся ныне неотъемлемыми элементами знаний при формировании будущих специалистов-экономистов.
Таким образом, необходимость комплексного историко-экономического исследования научного наследия австрийской школы весьма целесообразна и актуальна.
Отдельные аспекты творчества австрийцев и особенно К. Менгера и О. Бем-Баверка рассматривались и получили различные интерпретации в трудах таких российских авторов, как В. С. Автономов, В. С. Афанасьев, С. А. Бартенев, Г. П. Журавлева, А. С. Квасов, В. Н. Костюк, С. А. Красильников, Р. Я. Левита, Е. М. Майбурд, Л. М. Мордухович, М. И. Туган-Барановский,
Я. С. Ядгаров и других, а из числа зарубежных - М. Блауг, Ш. Жид, В. Леонтьев, А. Маршалл, Т. Негиши, В. Ойкен, Ш. Рист, П. Самуэльсон, Б. Селигмен, Ф. Хайек, Дж. Хикс, Й. Шумпетер и других. Но фрагментарный характер рассматриваемых вопросов и различия во взглядах самих исследователей творчества родоначальников австрийской школы маржинализма не позволяют получить целостное и исчерпывающее представление о месте и роли этой школы в истории экономической мысли. Это обстоятельство свидетельствует о том, что историко-экономическое исследование по избранной теме настоятельно необходимо.
Цель курсовой состоит в том, чтобы показать научные достижения австрийской школы маржинализма и на этой основе выявить те методологические и теоретические заслуги данной школы, которые имеют непреходящее значение для судеб современной экономической теории и практики хозяйственной жизни.
В соответствии с этой целью в курсовой работе поставлены следующие основные задачи:
- показать своеобразие нематематизированных теорий К. Менгера о предельной полезности, комплементарности, ценности и обмене экономических благ;
1. Зарождение и методологические особенности
австрийской
школы маржинализма
В
современной экономической
Но,
по мнению известного английского историка-
3) «революция общего равновесия» во Франции (Л. Вальрас) и Италии (В. Парето).
Однако, не отрицая возможность «видения» в конце XIX столетия не одной, а трех, как по Блаугу, революций «маржиналистского» свойства, все же правомерно, очевидно, признать, что именно в 70-е годы имело место, говоря его же словами, некое начало, которое положили «...все три основателя теории предельной полезности» [5, С.306].
Это «начало» называют ныне, как известно, началом I-го этапа «маржинальной революции», учитывая, что труды К. Менгера, У. Джевонса и Л.Вальраса были опубликованы в пределах всего трех лет 1871-1874 гг. Данный этап историки-экономисты именуют также временем зарождения «субъективного направления» в политической экономии, что обусловлено прежде всего разработкой первыми маржиналистами ставшей для них первостепенной (центральной) теории предельной полезности. Согласно последней ценность любого товара определяется оценкой его полезности с позиции конкретного человека, и признается, что эта позиция носит сугубо психологический характер и в основе своей является субъективной.
Завершающий II-й этап «маржинальной революции» связан с появлением в 90-е годы трудов А.Маршалла, Дж. Б. Кларка и В. Парето, ознаменовавших «отказ от субъективизма и психологизма 70-х годов» и «формирование неоклассической политической экономии» [16, С.138].
Итак, зарождение и бурное развитие маржинального (предельного) экономического анализа в последней трети XIX века, говоря словами вышеупомянутых французских историков экономической мысли Ш. Жида и Ш. Риста, имело «космополитическое происхождение». Но несмотря на это, одна из теоретических школ маржинализма, на их взгляд, «получила название австрийской школы, ибо в Австрии, - поясняют они, - она нашла своих наиболее выдающихся представителей» [6, С.528].
Родоначальником
и несомненным лидером
Но с середины 1880-х годов большую известность стали получать труды его последователей, таких, как Ойген фон Бём-Баверк и Фридрих фон Визер, Эмиль Сакс, Роберт Цуккеркандль и другие. Причем в их отношении слово «школа» действительно «уместно, как никогда», так как они «почти все ... были профессорами в университетах» [11, С.369].
Главные методологические особенности австрийской школы можно сформулировать следующим образом.
Последовательный и бескомпромиссный субъективизм. Все категории экономической науки австрийцы в отличие от представителей других направлений маржинализма стремятся вывести только из отношения индивида к вещи, его предпочтений, ожиданий, познаний. Как настойчиво, раз за разом подчеркивает К. Менгер, любые блага сами по себе, с точки зрения экономиста, лишены каких-либо объективных свойств, и прежде всего объективной ценности. Ценность придает им лишь соответствующее отношение того или иного субъекта.
Согласно теориям австрийской школы, в определении ценности благ в конечном счете не участвуют факторы, связанные с их предложением и производством. Австрийцы переосмыслили категорию издержек, трактуя их как упущенную пользу, которую производительные блага могли бы принести, если бы были употреблены не так, как на самом деле, а следующим по эффективности способом.
Впервые в истории экономической мысли Менгер уделил первоочередное внимание когнитивным компонентам модели человека. Он отметил, что для строгой экономической теории аксиомы собственного интереса недостаточно: необходима также предпосылка «всезнания» и «непогрешимости суждения». При этом в действительности экономический субъект не гарантирован от ошибок – он может неверно оценить как свои будущие потребности, так и средства их удовлетворения. Более того, Менгер не только признает их существование, но и в отличие от других маржиналистов использует этот факт в своей теории. Так, ошибочные оценки того или иного блага не отбрасываются рынком, а играют свою роль наравне с более правильными оценками в определении цены блага. Описывая происхождение денег как общественного института, Менгер подчеркивает, что оно явилось следствием непреднамеренных и неосознанных действий экономических субъектов (этот вариант «невидимой руки», создающей целесообразные общественные институты, был позднее взят не вооружение Ф. Хайеком).
В целом степень рациональности, требуемая от хозяйственного субъекта, находится в теориях австрийцев не порядок ниже, чем в моделях Джевонса и Вальраса.
Строгий методологический индивидуализм. Все экономические проблемы, в том числе и те, которые мы в настоящее время относим к макроэкономическим, австрийцы рассматривали и решали на микроуровне, на уровне индивида. В полемике с представителями исторической школы Менгер подчеркивал, что народное хозяйство нельзя трактовать как большое индивидуальное хозяйство – это результат функционирования бесчисленных индивидуальных хозяйств. Позднее это привело последователей Менгера (в первую очередь Мизеса) к непризнанию специфических макроэкономических явлений, не сводимых к равнодействующей индивидуальных предпочтений и решений.
Дискретность анализа. В отличие от других направлений маржинализма «австрийцы» обращают внимание на то, что блага не могут быть бесконечно делимыми (не случайно в качестве примера обмениваемого блага у них фигурируют кони — благо явно неделимое, тогда как Маршалл, например, в своем анализе спроса предпочитал использовать такое практически бесконечно делимое благо, как чай). Поэтому в австрийской теории не может быть непрерывных функций спроса и предложения. Возможна только дискретная шкала спроса и предложения, а следовательно, нет и однозначно определяемой точки равновесной цены - определить можно только интервал, в котором эта цена будет находиться.