Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 20:02, курсовая работа
Цель исследования выявить экологические и законодательные проблемы лесов Подмосковья и предложить пути их решения.
Задачи:
- провести диагностику состояния древесных насаждений Подмосковья;
- рассмотреть особенности трансформации природных территорий Подмосковья.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Диагностика состояния древесных насаждений Подмосковья……………………………………………………………………….7
1.1. Природные ресурсы и московская агломерация………………….7
1.2. Планы территориального развития и управление лесами……..12
Глава 2. Особенности трансформации природных территорий Подмосковья……………………………………………………………………….18
2.1. Оценка трансформации природных территорий………………..18
2.2. Рубка леса и загородная застройка в 2007–2008 годах………..28
Заключение………………………………………………………………….32
Список использованной литературы……………………………………36
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Диагностика
состояния древесных насаждений Подмосковья…………………………………………………
1.1. Природные ресурсы
и московская агломерация………………
1.2. Планы территориального развития и управление лесами……..12
Глава 2. Особенности
трансформации природных территорий Подмосковья…………………………………………………
2.1. Оценка трансформации природных территорий………………..18
2.2. Рубка леса и загородная застройка в 2007–2008 годах………..28
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………36
Введение
Актуальность темы исследования заключается в том, что вид строящихся в области кирпичных коттеджей, усадеб за высокими заборами, многоэтажных домов-муравейников, промышленно-логистических терминалов, торгово-развлекательных центров, комплексов для активного отдыха, дорожных развязок давно перестал удивлять жителей Москвы и Подмосковья. Привычно выглядят придорожные рекламные щиты и газеты с объявлениями о продаже коттеджей «в лесу», «у большой воды», «с видом на заповедник» и т. п. Строительный бум в Московской области стал возможным благодаря высокому спросу на загородное жилье, приходу в этот сектор больших денег и упрощению процедур застройки. Областные чиновники вместе с продавцами недвижимости не устают убеждать общественность в том, что строительство новых загородных домов, торговых центров, дорог и развязок жизненно необходимо для дальнейшего экономического развития области и диктуется растущими потребностями жителей мегаполиса. Однако реклама удачного расположения нового поселка скромно умалчивает о том, какова цена его строительства для окружающей среды и как оно затрагивает интересы местных жителей1.
Последние два десятилетия в Подмосковье лесное и сельское хозяйство проигрывают конкуренцию жилищной застройке, площадь природных территорий — лесов, лугов, болот — неуклонно сокращается, а площади застроенных территорий — растет. Лесные и сельские ландшафты постепенно заменяет урбанистический пейзаж — новые городские кварталы, коттеджные поселки, а иногда и целые городки малоэтажной застройки. Сильнее всего страдают природные территории между Московской автомобильной кольцевой дорогой (МКАД) и Малым Московским кольцом (автодорогой А107). Большей частью под застройку выделяются неиспользуемые земли сельскохозяйственного назначения (залежи, неудобья), а также городские пустыри. Хотя на первый взгляд застройка таких бросовых земель выглядит оптимальным решением, от наличия участков с луговой и древесно-кустарниковой растительностью зависит существование многих видов флоры и фауны. Несмотря на строгие ограничения, интенсивно застраиваются лесные массивы и прибрежные участки рек и водоемов, что крайне негативно влияет на качество воздуха и воды в столице и области и все больше удаляет городские квартиры москвичей от природы2.
Коттеджные поселки
Возникновение новых коттеджных поселков — огороженных забором, с системой коммуникаций и дорог — ведет к фрагментации природных экосистем и ухудшает их состояние в ближайших окрестностях поселка. Леса Подмосковья продолжают страдать от загрязнения воздуха и почв, замусоривания, вытаптывания. Из-за непродуманной застройки природные и культурные ландшафты утрачивают свою эстетическую привлекательность.
Не обходят Московскую область и природные бедствия. Можно вспомнить ураганы 1998–1999 гг., оставившие после себя грандиозные ветровалы; вспышку размножения короеда-типографа в 2000-е гг., ставшую причиной массового усыхания хвойных лесов; катастрофические лесные и торфяные пожары, от дыма которых в 2002 г. и 2010 г. задыхалась Москва. Их последствия были бы не так разрушительны, если бы лесное хозяйство велось более разумно. Постоянные и непредсказуемые изменения, которым система управления лесами подверглась за последние двадцать лет, не позволяют эффективно охранять леса и заботиться об их благополучии. Торфяные пожары случаются почти исключительно на осушенных торфяниках. Ветер и насекомые, в основном короед-типограф, сильнее всего повреждают участки леса, потерявшие устойчивость в результате необоснованно проведенных лесохозяйственных мероприятий (заготовки древесины под видом рубок ухода или санитарных рубок, выращивания чистых одновозрастных ельников и пр.). Массовая гибель деревьев сделала сплошные санитарные рубки наиболее распространенным видом лесохозяйственной деятельности в Подмосковье. При сплошной рубке от исходного древостоя мало что остается: получают повреждения уцелевшие живые деревья, оказывается уничтоженным подлесок, подрост и травяно-кустарничковый ярус, нарушается почвенный покров.
Намного реже при рубках встречается бережное отношение к здоровым деревьям и максимальное сохранение лесной среды на пострадавших участках. Создание хвойных лесных культур на месте вырубок выглядит заботой скорее о лесозаготовителях будущего, чем о привлекательности лесного ландшафта для отдыхающих. В результате вид окрестностей населенных пунктов, водохранилищ и рек обезображен однообразными, часто огромными массивами сплошных вырубок. Неконтролируемый характер принял перевод лесных участков в нелесные с целью застройки.
В конце 2006 г. были приняты новые версии Лесного и Водного кодексов, которые, помимо прежних лазеек, предоставили вполне законные возможности для получения участков леса в длительное и фактически бесконтрольное пользование. Обычные граждане теперь не могут влиять на выдачу разрешения на коммерческую застройку лесного участка или передачу его в аренду.
Были введены новые виды аренды лесов, допускающие их фактическую приватизацию и разрешающие возводить в них «временные постройки» (в том числе коттеджи, охотничьи домики, дачи и т.д.), была уменьшена ширина водоохранных полос, в пределах водоохранных зон разрешено капитальное строительство. Вместе с тем были запрещены сплошные рубки в защитных лесах.
«Упрощение» процедуры повлекло за собой увеличение числа скандалов, связанных с малоэтажной застройкой и строительством транспортной инфраструктуры в лесах, а также с передачей лесов в аренду с целью рекреации3.
Предмет исследования – проблемы лесов Московской области.
Объектом исследования выступают леса Московской области.
Цель исследования
выявить экологические и
Задачи:
- провести диагностику состояния древесных насаждений Подмосковья;
- рассмотреть особенности трансформации природных территорий Подмосковья.
Нормативно – правовая базой исследования послужили Водный Кодекс РФ, Земельный Кодекс РФ, Лесной Кодекс РФ, Постановление Правительства Московской области от 11.07.2007г. № 517/23 "Об утверждении Схемы территориального планирования Московской области – основных положений градостроительного развития"4.
Глава 1. Диагностика состояния древесных насаждений Подмосковья
1.1. Природные ресурсы и московская агломерация
В Москве проживает примерно 10,5 млн. человек, а население московской агломерации (в которую входит Москва и Московская область) достигает 17 млн. человек. Большую часть питьевой воды и чистого воздуха, необходимого жителям, мегаполис заимствует из Подмосковья и соседних регионов. В области располагаются многочисленные дачи и садовые участки москвичей, куда они приезжают, чтобы «поковыряться» в земле и отдохнуть на природе.
За тысячи лет освоения в Подмосковье сложилось уникальное сочетание естественных (лесные массивы, болота, озера) и искусственных (агроландшафты, водохранилища, осушенные торфяники) природных комплексов, обеспечивающих поддержание экологического баланса региона. На территории области встречается около 60 видов диких зверей, 300 видов птиц, более 1300 видов растений. Под охраной закона находятся 400 видов животных, 300 видов растений, 50 видов грибов и лишайников.
Для их сохранения в области сформирована развитая система особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ)5. Суммарная площадь ООПТ (с учетом перекрытия) составляет 266 тыс. га, или 6% площади области. В области также выделено 54 заповедных лесных участка с особо строгим режимом охраны общей площадью 28 тыс. га. Однако редкие и исчезающие виды и разнообразие растительных сообществ невозможно сохранить с помощью одних только ООПТ. Такие участки со строгим режимом охраны должны сочетаться с природными территориями (включая луга, поля, болота, водоемы) с гибкими и мягкими ограничениями хозяйственной деятельности.
На территории Подмосковья леса занимают 2,2 млн. га, включая вырубки, гари, древесно-кустарниковую растительность (48% территории области). Все леса Московской области отнесены к защитным, что подразумевает их особое значение для сохранения биологического разнообразия и удовлетворения потребностей жителей Москвы и Подмосковья в чистом воздухе, питьевой воде, отдыхе на природе.
Для отдыха москвичей на природе, а также для улучшения экологической ситуации в самом мегаполисе в 1935 г. вокруг столицы был создан лесопарковый защитный пояс (далее - ЛПЗП). В 1960 г. ЛПЗП был переподчинен Мосгорисполкому. Его площадь составляет 172,5 тыс. га, и лишь около половины ее занимают собственно леса. В настоящий момент лесами ЛПЗП, как и всеми землями лесного фонда Московской области, управляет Федеральное агентство лесного хозяйства Российской Федерации (далее - Рослесхоз)6.
В течение последних 30 лет общий ежегодный объем заготовки древесины по всем видам рубок в Московской области колебался около 2 млн. м3. В поздний советский период на долю главного пользования (коммерческих рубок) приходилось более половины объема заготовки, на рубки промежуточного пользования (рубки ухода) — около трети, а на прочие рубки — до 10%. В последние годы доля коммерческой заготовки в области резко сократилась. Более половины объема древесины заготавливается при прочих рубках (большей частью это сплошные санитарные рубки).
По официальным данным, за 1998– 2007 гг. только в ходе санитарных рубок ежегодно вырубалось 1,2 млн. м3 древесины7.
Не секрет, что в последнее десятилетие рубки ухода и санитарные рубки стали для работников лесхозов источником дополнительного дохода в условиях скудного государственного финансирования. Часто их проводят не для того, чтобы повысить качество леса и снизить пожарную опасность, а для того, чтобы заготовить качественный и вполне здоровый лес («рубки дохода»).
В течение последних 15 лет санитарные рубки проводили и для того, чтобы ликвидировать последствия ряда природных бедствий. Значительный урон лесам Подмосковья нанесли ураганные и шквальные ветры 1998 и 1999 гг., в результате которых образовалось около 6 тыс. га ветровальников, лесные и торфяные пожары (в засушливые 2002 и 2003 гг. от пожаров погибло 2 и 1,5 тыс. га лесов соответственно), вспышка массового размножения короеда-типографа, из-за которой погибло около 5 тыс. га ельников.
По официальным данным, в 1992–2001 гг. ежегодно погибало 2,1 тыс. га лесов, в том числе 1,0 тыс. га лесов от насекомых и болезней, 0,15 тыс. га — от пожаров. В 2002–2007 гг. в связи со вспышкой массового размножения короеда-типографа темпы гибели лесов заметно возросли: ежегодно гибло 4,2 тыс. га лесов, в том числе 3,3 тыс. га лесов от насекомых и болезней, 0,9 тыс. га — от пожаров. Всего за 1992–2007 гг. погибло около 47 тыс. га лесов, в том числе около 30 тыс. га от насекомых и болезней и около 7 тыс. га — от пожаров.
Последствия природных факторов могли бы быть не столь плачевными, если бы система природопользования в регионе была более грамотной. Например, бессистемные «рубки дохода» (необоснованные санитарные рубки, рубки обновления и переформирования) 1990-х гг. снизили устойчивость хвойных древостоев к насекомым и болезням. Остроту проблемы лесных пожаров связывают также с распространенной практикой выжигания прошлогодней травы (травяных палов).
Болота и
заболоченные территории (особенно их
много в Мещерской и
Москва ежегодно потребляет 1,5–2 млн. м3 чистой воды, область — еще 4–5 млн. м3. Водой мегаполис снабжают Москва-река и ее притоки, а также целая система крупных искусственных водохранилищ и канал имени Москвы, доставляющий в столицу волжскую воду. В области насчитывается в общей сложности более 1,2 тыс. водохранилищ и прудов. Качество питьевой воды в водоемах напрямую зависит от качества управления лесами и полями в пределах их водосборного бассейна. По берегам всех водных объектов выделены водоохранные зоны, в пределах которых ограничена хозяйственная деятельность, чтобы препятствовать поступлению в них загрязняющих веществ с поверхностными и почвенными водами. Значительная часть лесов в Подмосковье выполняет водоохранные функции (леса 1-го и 2-го поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения, водоохранные и нерестоохранные леса).
Почти 1,5 млн. га (треть территории области) занимают сельскохозяйственные угодья, в том числе заброшенные поля на ранних стадиях зарастания.
Появление крупного частного бизнеса в 1990-е гг., сверхвысокая концентрация денежных средств в Москве в сочетании с либерализацией правил загородного строительства породили в Москве и ближайшем Подмосковье устойчивый строительный бум. В настоящий момент полностью антропогенно преобразованные (лишенные растительности) территории (населенные пункты, дороги, промышленные объекты и пр.) занимают почти пятую часть площади области, из них более половины — это земли населенных пунктов для постоянного проживания.
Информация о работе Особенности трансформации природных территорий Подмосковья