Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:23, контрольная работа
Информация взята с Информационной-справочной системы "ООПТ России"!
Здесь представлена информация по 102 заповедникам, 39 национальным паркам и 68 федеральным заказникам РФ. Найти сведения об интересующей Вас ООПТ можно с помощью карты, либо алфавитных списков: заповедников, биосферных резерватов, национальных парков и федеральных заказников.
Практическое часть ……………………………………………………………………….3
Теоретическая часть……………………………………………………………………….4
1. Введение ……………………………………………………………….…….……...5
2. Региональный обзор: хроника 2003–2004 гг …………………….……….………8
2.1. Республика Адыгея …………………………………………….…….………….8
2.2. Республика Башкортостан …………………………………….…….………….9
2.3. Кабардино-Балкарская Республика ……………………….…….…………12
2.4. Республика Калмыкия ……………………………………………………...13
2.5. Республика Коми …………………………………………………….……..13
2.6. Республика Саха (Якутия) …………………………………………………15
2.7. Республика Хакасия ………………………………………………………..15
2.8. Алтайский край ………………………………………………………...……16
2.9. Краснодарский край ………………………………………………..……….16
3. Национальные парки, заповедники и горнолыжный спорт …………….………20
4. Стагнация процесса создания новых заповедников и национальных парков...22
5. Кризис системы государственного управления природными заповедниками и национальными парками …………………………………………………………….26
6. Заключение…………………………………………………
Иных правовых актов об изъятии земель Сочинского национального парка и предоставлении их Сочинскому общереспубликанскому государственного природному заказнику издано не было.
Следовательно, какие-либо действующие решения органов государственной власти об изъятии земельных участков Сочинского национального парка и о предоставлении их Сочинскому общереспубликанскому государственному природному заказнику в настоящее время отсутствуют.
Таким образом, сегодня Сочинскому общереспубликанскому государственному природному заказнику в установленном порядке предоставлены только земельные участки, ранее относившиеся к землям запаса Краснодарского края, земельные участки федерального госучреждения "Государственное опытное лесоохотничье хозяйство "Кубаньохота" и земельные участки из состава земель лесного фонда в Лооском опытном лесхозе, в пределах которых установлены границы заказника в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 19.07.1994 г. № 868.
Это подтверждается и Положением о Сочинском общереспубликанском государственном природном заказнике, утвержденным приказом Минсельхоза России от 24.12.2003 г. № 1571, в соответствии с которым (п. 1.6) в состав территории заказника входят земельные участки, предоставленные ему в постоянное (бессрочное) пользование.
Необходимо особо отметить, что, согласно Общему положению о государственных природных заказниках общереспубликанского (федерального) значения в Российской Федерации, утвержденному приказом Минприроды России от 25.01.1993 № 14 (зарегистрированному Минюстом России 02.02.1993 г., рег. № 133), государственными природными заказниками не могут быть объявлены природные комплексы, находящиеся на территории национальных парков.
В связи с изложенным очевидно, что для деятельности ГУ «Сочинский общереспубликанский государственный природный заказник» в границах Сочинского национального парка правовых оснований не имеется.
В данной ситуации Минсельхозу России необходимо:
дать указание сотрудникам заказника осуществлять свою деятельность только в пределах земельных участков, предоставленных заказнику в постоянное (бессрочное) пользование;
привести Положение о Сочинском общереспубликанском государственном природном заказнике, утвержденном приказом Минсельхоза России от 24.12.2003 № 1571, в соответствие с действующим законодательством, внеся в него изменения в части уточнения площади заказника.
В этой связи Гринпис России направил заявление в Генеральную прокуратуру России, которая в настоящее проводит проверку по указанным фактам.
3. Национальные парки, заповедники и горнолыжный спорт
Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» запрещает организацию на территориях национальных парков массовых спортивных мероприятий. И не надо быть ни опытным юристом, ни знатоком спорта, чтобы предположить, что развитие именно горнолыжного спорта сопряжено с массовыми спортивными мероприятиями. Тем не менее, на наши национальные парки начинает наползать бум горнолыжного строительства.
В связи с развитием горноклиматического курорта «Красная Поляна» предусмотрена официальная, строго легитимная передача в аренду участков Сочинского национального парка под объекты инфраструктуры горнолыжного спорта. Такой же вопрос прорабатывается по национальному парку «Зюраткуль» в Челябинской области, по национальному парку «Прибайкальский» в Иркутской области и по некоторым другим. И дело тут даже не в правовой казуистике - где проходит граница между созданием условий для отдыха граждан и проведением массовых спортивных мероприятий. Дело в идеологии и в изначальном предназначении национальных парков. Почему-то в великолепных национальных парках в американских Скалистых горах никому и в голову не пришло использовать их природные комплексы под строительство горнолыжной инфраструктуры. Не потому ли, что территории национальных парков не предназначены для хозяйственной деятельности, несовместимой с идеей сохранения биологического и ландшафтного разнообразия?
Но вернемся к Красной Поляне. Вопрос о размещении здесь горнолыжного курорта мирового уровня активно обсуждался еще в начале 90-х гг. минувшего века. 27 февраля 2003 г. было издано распоряжение правительства Российской Федерации № 238-р, определившее земельные участки Сочинского национального парка, которые могут быть переданы в аренду для создания туристско-спортивного горноклиматического комплекса "Красная Поляна". Однако из прилагаемого к данному распоряжению описания границ этих участков видно, что к ним, наряду с землями Сочинского национального парка, отнесен и участок (часть урочища «хребет Псехако») на территории Кавказского государственного природного биосферного заповедника.
Трудно предположить, что речь идет лишь о технической ошибке при подготовке документа: описание границ сделано весьма детально. Представляется, что непосредственный автор этого описания хорошо знал территорию, столь желанную для горнолыжного строительства. И хотя все же в распоряжении речь идет лишь о Сочинском национальном парке, ощутима очевидная угроза и для уникальной территории Кавказского заповедника. Эта так сказать «неточность» создает реальные предпосылки и для земельных споров, и для иной экспансии на земли заповедника. В этой связи удивляет безответственность и непрофессионализм должностных лиц МПР России, готовивших и визировавших вышеупомянутый документ.
В связи с обращением природоохранной общественности, прокуратура Краснодарского края, проанализировав вышеупомянутое распоряжение № 238-р от 27.02.2003 г., подтвердила незаконность включения в приложение к нему описания границ участка Кавказского заповедника. Соответствующее заключение было представлено в Генеральную прокуратуру России с предложением о рассмотрении «вышеуказанного вопроса на предмет необходимости принятия соответствующих мер реагирования федерального уровня». Этот вопрос находится в стадии рассмотрения.
Но и сам факт создания туристско-спортивного комплекса на арендованных землях национального парка вызывает противоречивые чувства. Ведь речь идет об одиннадцати тысячах га, по сути дела, изымаемых из состава национального парка. На этих участках планируется строительство 57 горнолыжных трасс с соответствующей инфраструктурой – подъемниками, автодорогами, стоянками, гостиницами и ресторанами. Все это в пределах достаточно хрупких горных экосистем, причем на границе с территорией заповедника. Представляется, что в ходе проведения государственной экологической экспертизы проекта Генерального плана развития туристско-спортивного горноклиматического комплекса «Красная Поляна» (надеемся, что такая экспертиза состоится) должно быть уделено особое внимание вопросам минимизации ущерба охраняемым природным комплексам и объектам, в том числе на сопредельных ООПТ, и дополнительным мерам по сохранению биологического разнообразия. Также должен быть поставлен вопрос о территориальной компенсации национальному парку в связи с фактической утратой ряда площадей за счет включения в его состав территории, занимаемой (в районе Красной Поляны) пресловутым Сочинским общереспубликанским заказником. Национальный парк является более высокой категорией территориальной охраны природы, в связи с чем включение заказника в состав территории парка лишь усилит меры по сохранению биологического и ландшафтного разнообразия.
Но так как национальных парков в России все же мало, а заповедников в 3 раза больше, эти же «горнолыжные» проблемы начинают затрагивать и заповедники, где с правовой точки зрения (в отличие от национальных парков) данный вопрос не подлежит даже обсуждению. Это сегодня касается и уже приведенных в пример Кавказского и Южно-Уральского заповедников, и Тебердинского биосферного заповедника в Карачаево-Черкесии, и заповедника «Столбы» в Красноярском крае.
Удручает, что зачастую инициаторы «проталкивания» противоправных проектов «горнолыжного» строительства на заповедных территориях активно прикрываются (а фактически – спекулируют) именем президента России, используя его серьезное увлечение этим видом спорта. 13.02.2004 г. информагентство «Росбалт» выпускает новостную сводку «В Башкирии под эгидой Национального олимпийского комитета будет построен горнолыжный курорт «ИНЗЕР», где излагает беседу своего корреспондента с министром физкультуры, спорта и туризма Республики Башкортостан В. Самородовым. Цитируем: «Однако проблема в том, что часть территории относится к Южно-Уральскому заповеднику, и ее отторжение из заповедной зоны требует согласования в правительстве России. По прогнозам министра, «этот вопрос будет решен», тем более, что строительство нового башкирского курорта находится «под личным контролем президента России Владимира Путина».
Настаивая на этом противоправном прожекте, руководство Республики Башкортостан фактически вступает в полемику с президентом России, как-то остроумно заметившим, что закон надо соблюдать всегда, а не только тогда, когда кого-то за что-то схватят.
4. Стагнация процесса создания новых заповедников и национальных парков
Сеть заповедников и национальных парков получила особенно интенсивное развитие начиная с 1992 г.: за этот период создано 26 новых заповедников, 18 национальных парков, а также 6 заказников федерального значения и 2 федеральных памятника природы. Общая площадь созданных за данный период вышеперечисленных ООПТ составила 22,1 млн га. Кроме того, за это время были расширены на 2,5 млн га территории 20 заповедников и 1 национального парка. Таким образом, за 9 лет общая площадь территорий заповедников, национальных парков, федеральных заказников и памятников природы федерального значения была увеличена на 72%. В целом, была проделана достаточно масштабная работа.
Необходимо отметить, что с конца 80-х гг. в планировании развития сети заповедников и национальных парков появляется новое веяние – фиксированный процент территории страны, предлагаемый к заповеданию. Впервые об этом говорится в тексте постановления Верховного Совета СССР от 27 ноября 1989 г. "О неотложных мерах экологического оздоровления страны", в котором, в частности, ставилась задача - довести к концу 2005 г. общую площадь заповедников и национальных парков до 3% от общей площади страны.
В 1992 г., в развитие указа президента РФ от 2 октября 1992 г. № 1155 «Об особо охраняемых природных территориях в Российской Федерации», предусматривающего расширение площадей государственных природных заповедников и национальных парков до трех процентов площади Российской Федерации, издается распоряжение правительства России, которое устанавливает уже конкретный срок доведения площадей вышеупомянутых природных территорий до 3% площади России, - до 2005 г. В соответствии с этим документом был разработан (Минприроды России и Рослесхозом) и одобрен распоряжением правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. № 572-р Перечень государственных природных заповедников и национальных парков, рекомендуемых для организации на территории Российской Федерации в 1994-2005 гг.
Вышеупомянутый перечень предусматривал создание в Российской Федерации начиная с 1994 года 72 новых государственных природных заповедников общей площадью свыше 16 млн га и 42 новых национальных парков общей площадью свыше 10 млн га. Таким образом, предусматривалось, что к концу 2005 г. в России будут функционировать 223 государственных природных заповедника и национальных парка общей площадью 54,5 млн га, т.е. 3,2 % от всей территории страны.
Однако из 114 запланированных к созданию новых заповедников и национальных парков в период 1994-2000 гг. организовано было лишь 23 объекта.
Причем дело не только в объективных трудностях вывода из хозяйственного оборота значительных территорий. Нельзя не отметить, что начиная с 1992 года заповедники и национальные парки России, особенно вновь созданные, испытывали и продолжают испытывать огромные трудности, вызванные, в первую очередь, дефицитом их бюджетного финансирования. Неудивительно, что именно в этой связи Минфин России (чье согласование обязательно при подготовке правительственных постановлений о создании новых заповедников или национальных парков) с 1999 г. фактически объявил негласный мораторий на создание новых заповедников и национальных парков. Правда, 3 объекта начиная с 1999 г. созданы были, но процесс их «создания» имел особую специфику:
· в 1999 г. создан государственный природный заповедник «Тигирекский» в Алтайском крае; это стало возможным только путем личной встречи первого зампреда Госкомэкологии России А. Порядина с одним из заместителей министра финансов; А. Порядин сумел получить его визу на проекте постановления в порядке личного одолжения, объяснив, что район создания нового заповедника – его родина и для него создать там заповедник – дело чести;