Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 16:53, курсовая работа
Транснациональные банки — кредитно-финансовые комплексы универсального типа, с широкой сетью заграничных филиалов, отделений, представительств, агентств, контролирующие валютные и кредитные операции на мировом рынке, основные посредники в международном движении ссудного капитала.
«Транснациональные банки» - это одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день. Тема работы актуальна потому, что транснациональные банки являются самыми крупными и сложными, наиболее развитыми и интернациональными банковскими учреждениями. Они представляют собой результат высокого уровня концентрации банковского капитала и глобализации хозяйства.
Введение
1. Транснациональные банки – крупнейшие банки мира 4
1.1 Краткая история ТНБ 4
1.2 ТНБ как основные элементы международной банковской системы 4
1.3 Основные виды деятельности ТНБ 6 1.4 Организационная структура ТНБ в условиях глобализации 10
2. Слияние и поглощение транснациональных банков 14
2.1 Сущность процессов слияния и поглощения 14
2.2 Слияния и поглощения зарубежных банков 16
3. Транснациональные банки и Россия 23
3.1 Глобализация российских банков 23
3.2 Место зарубежных банков в экономике России 24
3.3 Зарубежная экспансия отечественных банков: сценарий развития 29
Заключение
Список литературы
Приложения
Источник: материалы, опубликованные на сайте www.finam.ru
Помимо розничного бизнеса иностранные дочерние банки в России развивают и другие направления, например кредитование и различные виды финансирования предприятий.[11].
Приток иностранного капитала в Россию усилился с 2002 г. (чему, с одной стороны, способствовала стабилизация экономики страны, а с другой - кризис на некоторых развивающихся рынках) и продолжает расти; для западных инвесторов российские риски становятся все более приемлемыми. Приток свободного иностранного капитала и колебания процентных ставок 2001 - 2002 гг. в Европе и США повлекли за собой тенденцию к повышению конкуренции между зарубежными и российскими банками за качественных заемщиков на отечественном рынке. Кроме предложения более дешевых и длинных кредитных ресурсов, а также для решения проблемы конкуренции с другими банками за кредитоспособных заемщиков иностранные дочерние банки могут с целью укрепления позиций на этом сегменте использовать финансовые возможности материнских структур и предлагать новые продукты, комбинируя прямое кредитование с другими видами финансирования, например проектного или структурированного.
Интересным примером из недавней практики является синдицированный кредит НОМОС-БАНКу в размере 47 млн долл., организованный впервые в ноябре 2002 г. группой западных банков. Организаторами синдикации и основными кредиторами выступили Commerzbank AG, Standard Bank London и UFG. Кредит использовался для финансирования клиентов банка из числа российских золотодобывающих предприятий. Суть заключалась в выдаче кредитных ресурсов против обеспечения золотом, которое НОМОС-БАНК получал от золотодобывающих артелей, финансируя, в свою очередь, годовой цикл золотодобычи. При этом Standard Bank получил от НОМОС-БАНКа первоочередное право на покупку добытого золота. Таким образом, кредитование было осуществлено по методу структурированного финансирования, что снизило его стоимость для конечного заемщика - золотодобывающего предприятия.
Однако число российских компаний и банков, которые являются потенциальными клиентами для оказания таких услуг, ограничено. Поэтому иностранным банкам нужно искать новые возможности в сфере инвестмент-банкинга, которые тем не менее будут приносить им прибыль. Например, оказывать услуги по слияниям и поглощениям, по исследованию рынков вместе с анализом отдельных отраслей промышленности, по вопросам реструктуризации предприятий, по оценке рыночной стоимости компаний, по вопросам приватизации крупных госпредприятий с дальнейшей организацией международных консультационных консорциумов.
Открытие дочернего банка несет в себе ряд преимуществ, к которым прежде всего относятся возможность осуществить невысокие первоначальные взносы в уставный капитал, а также выстраивать развитие такого банка с применением норм определенной корпоративной культуры. Но такая стратегия на определенном этапе развития неизменно приведет к необходимости привлечения новых клиентов и, как следствие, повышения размера уставного капитала, развития инфраструктуры и расширения продуктовой линейки. Однако при таком способе развития существует вероятность не успеть вовремя завоевать определенные сегменты рынка, тогда как конкуренты уже заняли более выгодные позиции, тем более что доверие частных и корпоративных клиентов к российским банкам возросло, многие крупные кредитные организации обладают разветвленной филиальной сетью в регионах с уже сложившейся клиентурой. Поэтому наметившаяся еще несколько лет назад тенденция к участию зарубежных банков в капитале отечественных кредитных организаций усилилась и достигла своего пика как по количеству сделок, так и по стоимости в течение 2006 г.
Одним из пионеров в 2002 г. выступила чешская компания Home Credit Finance, купив зеленоградский банк "Технополис". В 2004 г. американская GE Capital Corp. приобрела Дельта-банк, а эстонский Hansabank объявил о покупке 100% банка "Квест". В то время некоторые зарубежные банки, рассматривающие деятельность на российском рынке с точки зрения долгосрочной перспективы, задумались о целесообразности приобретении пакетов акций либо об увеличении уже существующих долей в российских банках. Так, в 2005 г. Societe Generale стал владельцем банка "ДельтаКредит". В 2006 г. состоялась сделка по приобретению Импэксбанка группой Raiffeisen International. Societe Generale купил 20% акций Росбанка с правом покупки еще 30% плюс 2 акции до конца 2008 г. по фиксированной цене, а Commerzbank приобрел 15,3% акций Промсвязьбанка. В том же году венгерский OTB Bank заключил сделку по покупке Инвестсбербанка. Финские банки также не остались равнодушными к российскому финансовому рынку: в 2006 г. Nordea и Sampo Bank стали владельцами соответственно московского Оргрэсбанка и банка "Промышленность и финансы". В ноябре стало известно о продаже Пробизнесбанком по 17,4% своих акций Merill Lynch International и Renaissance Securities (Кипр). В конце декабря Morgan Stanley приобрел Городской ипотечный банк, специализирующийся на выдаче ипотечных кредитов населению.
Не удивительно, что в условиях растущего спроса владельцы некоторых отечественных кредитных организаций заинтересовались перспективой продажи своих участий. При этом чуть менее половины из приведенных в таблице иностранных банков, включая Societe Generale, Deutsche Bank, Raiffeisen, Commerzbank и другие к моменту объявления о сделке уже имели в России одноименные дочерние структуры.
Еще до приобретения доли в капитале какого-либо российского банка необходимо обозначить направления его дальнейшего стратегического развития. В случае если у купившего его иностранного финансового института в России уже присутствует дочерняя структура, возникает вопрос либо об их объединении, либо о целесообразности функционирования каждого подразделения по отдельности.
В течение последнего времени у зарубежных банков, осваивающих российский финансовый рынок путем участия в капитале отечественных банков, наметились три различных тенденции относительно определения стратегии развития.
В первую группу можно выделить зарубежные банки, которые приобретают доли достаточно крупных российских кредитных институтов с хорошо развитой филиальной сетью и универсальным спектром услуг. К таким, например, относятся сделки по покупке Росбанка, Промсвязьбанка или Импэксбанка. Вероятно, эти банки и далее будут развивать различные направления бизнеса и выступать в качестве универсальных независимо от того, будет ли принято решение об их интеграции с уже существующими "дочками" или нет.
Ко второй группе относятся иностранные банки, заинтересованные в развитии определенных направлений, в частности на рынке услуг для физических лиц. Они приобретают небольшие банки, которые либо до покупки специализировались на определенных направлениях, как, например, Городской ипотечный банк, Дельта-банк или "ДельтаКредит", либо могут быть достаточно быстро переведены на собственную платформу, как "Технополис" или "Квест".
И, наконец, к третьей группе принадлежат зарубежные банки, которые вне зависимости от того, есть ли у них на текущий момент дочерний банк в России или нет, предпочитают приобрести финансовые структуры. В частности, такая тенденция прослеживается в области инвестмент-банкинга. Одним из первых по такому пути пошел Deutsche Bank. Он в феврале 2006 г. исполнил опцион на покупку 60% Объединенной финансовой группы" (ОФГ). Вероятно, это приобретение было сделано для дальнейшего укрепления позиций на определенном финансовом сегменте. О покупке 50%-ной доли в УК "КИТ Финанс" в октябре 2006 г. заявила бельгийская группа Fortis, после чего на российском финансовом рынке было объявлено о создании CIT Fortis Investment Management, которая, вероятно, займется продвижением услуг в области инвестмент-банкинга. Преимущества для обоих участников сделки очевидны: с одной стороны, зарубежный банк инвестирует в уже существующий бизнес с уже сложившимся кругом клиентов, а российская компания, с другой стороны, может получать дивиденды от развития за счет возможностей и известного бренда бельгийского партнера.
Безусловно, вхождение иностранного капитала на российский банковский рынок осложнено рядом факторов не только юридического, но и экономического порядка, к которым помимо макроэкономических показателей развития экономики страны относятся:
- выбор "кандидата", оптимально соответствующего стратегическим целям развития иностранного банка в России;
- частое несовпадение критериев западных кредитных институтов с принятыми в России, затруднения в оценке покупаемого банка;
- доля участия. Она может превратиться в один из спорных моментов, так как иностранные инвесторы хотят, как правило, иметь контрольный пакет либо приобрести некую долю с опционом на увеличение ее до контрольной в течение определенного периода. А владельцы российских банков не всегда готовы уступить контроль над своими структурами и ищут среди зарубежных кредитных институтов лишь портфельных инвесторов;
- перевод купленного банка на собственную платформу;
- риск оттока клиентов российского банка после объявления о сделке;
- риск ухода команды российского банка после объявления о сделке;
- экономическая эффективность интеграции двух структур - дочернего подразделения и вновь приобретенного российского банка.
Судя по всему, участие в капитале отечественной банковской системы посредством приобретения долей в текущем году продолжится, так как на рынке присутствуют несколько очень привлекательных кандидатур. Однако данная тенденция вряд ли приобретет массовый характер. Российские рынки, безусловно, привлекательны для широкого круга зарубежных инвесторов и предпринимателей, но не все из них изучили его настолько, чтобы осваивать финансовое пространство страны путем покупки кредитных организаций. Такой классический способ вхождения на рынок, как открытие представительств и (или) дочерних структур, будет использоваться иностранными банковскими концернами и далее [11].
3.3 Зарубежная экспансия отечественных банков: сценарий развития
Для российских кредитных организаций вопрос о дальнейшем стратегическом развитии является одним из самых актуальных. В течение последних лет особое внимание уделяется проблемам недостаточной капитализации и кредитоспособности заемщиков, а также уровню конкурентоспособности в условиях притока зарубежного капитала. Экспансию за пределы России возможно принять в качестве одного из решений этих вопросов.
Экономическая экспансия - распространение деятельности хозяйствующих субъектов в экономическом пространстве, расширение хозяйственных связей. Стимулом к экономической экспансии служит погоня за прибылью, которая протекает в жестокой конкурентной борьбе за рынки сбыта, источники сырья, выгодные сферы приложения капитала. В современных условиях экономическая экспансия приобретает форму поисков и борьбы за ниши в международном разделении труда, на мировых рынках.
Основными агентами экономической экспансии в настоящее время являются транснациональные корпорации и транснациональные банки. Их экспансия, с одной стороны, способствует повышению темпов и уровней экономического развития отстающих стран, а с другой - усиливает диспропорции в развитии этих стран. Главным инструментом экономической экспансии являются прямые иностранные инвестиции.
Для того чтобы экспансия хозяйствующих субъектов соответствовала требованиям экономической интеграции и не затрагивала при этом национальные интересы отдельных стран, в каждом конкретном случае должна быть найдена особая мера сочетания открытости экономики и протекционистской защиты ее производителей.
Экспансия за пределы России может происходить за счет двух факторов:
количественного - здесь речь идет о достаточности финансовых показателей (величины собственных средств, валюты баланса и рентабельности капитала) для экспансии банка за границу;
качественного - этот фактор заключается в наличии необходимости представлять интересы и обслуживать крупных акционеров и одновременно клиентов - российские транснациональные корпорации.
Как правило, в ряде стран возможности по открытию дочерних банков ограничены национальным законодательством. При этом необходимо принимать в расчет и сдерживающие меры российских законодательных и надзорных органов относительно вывоза капитала из страны. С другой стороны, открытие 100%-ного дочернего банка часто ведет к отвлечению слишком больших ресурсов, что не всегда является возможным и экономически эффективным [10].
Формы экспансии за рубеж можно разделить на прямую и последовательную.
Суть прямой экспансии заключается в самостоятельном освоении страны присутствия. Сначала банк может открыть представительство, которое возьмет на себя функции по защите интересов клиентов банка за рубежом. Под этими функциями понимаются консультации в финансовой и правовой сферах, обеспечение материнской структуры информационными ресурсами, взаимодействие с надзорными органами страны присутствия и т.д. Зарубежное представительство является определенным "опорным пунктом", который в случае необходимости начнет подготовку почвы для открытия дочерней структуры своего материнского банка в стране.
Существует и вторая форма, которую условно можно определить как последовательную экспансию. Здесь речь идет о стратегическом альянсе или кооперации с банками-резидентами в стране, где банк решил укрепить свое присутствие. Для российских банков "последовательная" экспансия открывает возможность выхода на иностранные рынки и реализации основной цели присутствия оперативной единицы за рубежом - обслуживание своих крупнейших клиентов. В качестве партнера при стратегическом альянсе желательно выбрать такой банк, клиенты которого одновременно являются контрагентами по международной деятельности отечественной транснациональной корпорации, а также чтобы банк-партнер был заинтересован в продвижении своих услуг на российский рынок. Он может, например, принимать активное участие в обслуживании внешнеторгового оборота между своей страной и Россией. При этом зарубежный партнер может занимать одну из ведущих позиций по финансовым показателям в своей стране, чтобы в действительности соответствовать потребностям крупных российских концернов.