Византийское искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:02, контрольная работа

Краткое описание

Период первого расцвета византийского искусства принято связывать со временем правления императора Юстиниана (527—565). В результате кровопролитных войн вновь расширились границы империи. Наряду с Константинополем большую роль играли центры различных провинций: Фессалоники в Македонии, Антиохия в Сирии, Никея в Малой Азии, Александрия в Египте; в Италии Рим постепенно уступал место Равенне, ставшей еще в V веке столицей остготского королевства, а затем центром византийского наместничества. Попытка возродить былую мощь империи сопровождалась упорядочением законодательства в целях укрепления существующего строя и широким размахом строительства. Однако процесс феодализации, тенденции к сепаратизму отдельных провинций и натиск варваров обусловили непрочность границ Византийской империи и постепенное сужение ее территории.

Содержимое работы - 1 файл

ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО .doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

       Мозаики церкви Димитрия в Фессалониках. Другим центром, сохранившим ряд ранних памятников, являются Фессалоники. К концу VI — началу VII века относилось убранство церкви святого Димитрия. Этот храм (сгоревший в 1917 г. и впоследствии восстановленный), посвященный патрону города, также построен в форме базилики. Его убранство разноцветными мраморами и мозаиками представляло богатое, специфически византийское полихромное целое. Особо интересны были сцены, иллюстрировавшие жизнь Димитрия. В сохранившихся портретных изображениях основателей храма (на столбах бокового нефа) проявились тонкой чувство цвета и умелая передача индивидуальных черт. Все изображения отличаются высоким качеством исполнения.

       Скульптура  и художественное ремесло. В византийском искусстве VI века скульптура играет незначительную роль. В это время наибольшее распространение получает декоративный рельеф (в виде капителей колонн самых разнообразных форм с характерным прорезным орнаментом, а также прорезных ажурных плит, в частности, алтарных преград и т. п.). Особенно много примеров дает искусство Равенны. В восточных областях империи, по-видимому, дольше сохранялась портретная скульптура, развивавшаяся в традициях позднего римского искусства. Имеются и произведения скульптуры с сюжетными изображениями, обычно выполненными и рельефе. Сравнительно редко встречается скульптура в позднейшие периоды развития византийского искусства. Объясняется это, скорее всего, религиозными мотивами — отрицанием восточной церковью скульптурных изображений как пережитков языческих культов. В светском же искусстве раннего периода скульптура была более распространена. Из литературных источников и старинных рисунков мы знаем, например, об украшении площадей Константинополя не только античными статуями, но и памятниками византийского времени (известна, например, статуя Юстиниана).

       Широкое развитие получили в VI столетий в Византии малые формы искусства. К их числу принадлежат образцы замечательной резьбы по кости, изделия из серебра, ткани и т. п. Античные традиции переплетаются здесь с влиянием искусства восточных провинции Римской империи. В резьбе по кости отчетливо проступает античная традиция (ярким примером является замечательный диптих с изображением цирковых сцен, хранящийся в Эрмитаже).

       О связях со странами Ближнего Востока свидетельствуют некоторые типы серебряных сосудов и особенно — шелковые ткани.

       До  нас дошел ряд консульских  диптихов со светскими изображениями  на костяных пластинках, несколько  более поздние диптихи с церковными сценами, а также так называемые пиксиды (коробочки), религиозные сцены на которых иногда переданы со множеством реальных деталей.

       Большой известностью пользуется замечательная кафедра епископа Максимиана (середина VI в., Равенна, Архиепископский дворец), сплошь покрытая резными пластинками из слоновой кости с религиозными и орнаментальными изображениями. Изделия из серебра — различные чаши, блюда, кувшины, предметы культа и т. п.—также сохраняют в сюжетах и стиле своих изображений сильное влияние античной традиции, хотя наряду с ней в ряде памятников VI — VII веков развивается и иная графическая и орнаментальная манера трактовки образов.

       Прекрасной  коллекцией памятников византийского  серебра обладает Государственный Эрмитаж в Ленинграде- Подавляющее большинство этих вещей найдено на территории Советского Союза, главным образом в Приуралье, куда они попадали в обмен на высоко ценившиеся меха. В византийских шелковых тканях VI—VII веков сказывались связи с сасанидским искусством. 

       Искусство периода иконоборчества (VIII - IХ вв.)

       Процесс  становления  зрелого феодального  общества сопровождался обострением  классовой борьбы, проявившейся в  форме религиозных   движений:    иконоборчества и павликианства  (VIII —IX вв.).  Павликиане выступали  против социального неравенства,   требовали   отмены   церковной иерархии,     иконопочитания.     Иконоборчество,   отрицавшее   религиозные   изображения   как   пережиток   идолопоклонства, имело глубокие корни в идеологии, получившей особое распространение в восточных областях империи. Если иконоборцы истребили    многие    произведения    более раннего времени, то победившие в IX веке нкопопочитатели   в свою очередь    разрушили памятники искусства своих противников. Можно предполагать, что искусство иконоборцев опиралось на традицию светского античного искусства и заимствовало многое   от   народного   искусства   Востока. В числе  миниатюр так называемой  Хлудонской псалтири, хранящейся в Историческом музее в Москве, имеется ряд сцен, изображающих   иконоборцев.   Она   содержит   более   двухсот   рисунков   на   полях, представляющих   композиции,   подсказанные     рисовальщику    псалмами     псалтири.  В изображениях много наивной выразительности   в   жестах   фигур   и   их   позах;  попадаются  и совсем смелые,  плохо вяжущиеся   с   церковной   рукописью   рисунки.

       Проникновение народной струи в искусство крупнейших центров империи и IX веке можно наблюдать на примере мозаик снятой Софии и Фессалониках: в сохранившейся здесь в куполе сцене Вознесении, так же как в изображении Богоматери в апсиде заметны грубоватость исполнения неправильные пропорции угловатые складки и повороты, сочетающиеся с выразительностью отдельных персонажей.

       В период правления Македонской династии (867—1025 гг.) границы Византии вновь несколько расширились. В это время ведутся почти непрерывные войны с Болгарией, закончившиеся в 1018 году ее завоеванием. Все большее значение приобретает Киевское государство, с которым Византия вступает в тесные культурные и торговые контакты. В IX —XI веках (когда на смену Македонской династии приходит в 1081 г. династия Комнинов, представлявшая круги высшей знати) полностью утвердились феодальные отношения. С победой нконопочитания (IX в.) христианская церковь приобрела еще большее значение. Это получило свое выражение не только в общественно-политической и экономической ее роли, но и во всех областях идеологии. В отличие от Западной Европы, в Византии сохранился централизованный государственный аппарат, продолжали развиваться города с их оживленной торговлей и ремеслом, в частности художественным. Крупнейшим городом, имевшим огромное значение во всем средневековом мире, был Константинополь, этот, по выражению Маркса, «золотой мост между Востоком и Западом».

       К концу XI века внешнее положение империи осложнилось: на западе се теснили норманны, на востоке все большую силу набирали тюрки-сельджуки. В лице «союзников» — крестоносцев — Византия встретилась с опаснейшим врагом; после первого же похода (1096—1097 гг.) военное и экономическое положение империи резко ухудшилось. В течение всего XII века Византия вела тяжелые войны, ее экономика была подорвана, классовые противоречия обострились. Завершающим ударом явилось взятие столицы в 1204 году крестоносцами.

       Именно  в эпоху Македонской династии (после кратковременного возврата классицизма в придворном искусстве) формируется зрелый средневековый стиль, получивший свое наиболее яркое выражение в XI веке.

       Архитектура. О дворцах византийских императоров  мы знаем преимущественно из письменных источников, а также по некоторым фрагментарным археологическим данным. Известно, что дворцовые постройки представляли собой целый комплекс зданий, занимавших обширный квартал в восточной части города. Различные палаты — золотая, порфировая, медная и многие другие соединялись галереями и переходами. Здесь же располагались дворцовые церкви и часовни, террасы, сады и т. п. Формы и конструкции дворцовых построек, так же как и принципы их убранства, очевидно, имели много общего с сохранившимися до нашего времени христианскими храмами.

       К IX веку господствующим в церковной архитектуре становится крестовокупольный тип храма. Эта конструкция в наибольшей мере соответствовала задачам культа. В центре всех этих построек, увенчанных куполом на барабане, находилось подкупольное пространство, роль которого была аналогичной алтарю. К нему примыкали остальные части здания, образующие четыре ветви креста, перекрытые цилиндрическими сводами (иногда также куполами). Барабан купола и своды угловых помещений укрепляли четыре подкупольных столба. Переход от купола к опорам осуществлялся обычно с помощью парусов. Для памятников Греции характерно применение тромпов на восьми опорах. Общая композиция зданий с понижающимися углами приобретала как бы пирамидальный характер. Крестообразность храмов получала свое выражение не только в плане, но и во внешнем облике. К числу ранних константинопольских памятников крсстовокупольного типа относятся Аттик-Джами (середина IX в.) и церковь монастыря Липса (начало X в.).

       Живопись. Монументальная живопись IX—X веков.

         К началу этого периода в неразрывной органической связи с конструкцией зданий складывается система их внутреннего декоративного убранства. Церковное здание уподоблялось космосу, и в соответствии с этим существовала определенная иерархия в интерпретации пространства храма, делившегося сверху вниз на три зоны. Купол и барабан символизировали небо. В апсиде помещали фигуру Богоматери, олицетворявшую церковь земную, заступницу за человечество. Паруса с изображениями евангелистов и верхние части сводов с евангельскими сюжетами представляли как бы переход к земле, которой уподоблялись нижние части   храма.   Здесь   изображались   фигуры мучеников и святых.

       Крупнейший  деятель византийский церкви патриарх Фотий посвятил одну из своих гомилий (бесед) описанию мозаик, украшавших дворцовый храм, посвященный Богоматери. В этой церкви середины IX века в куполе был изображен Христос Пантократор (Вседержитель), окруженный ангелами; в апсиде находилась Богоматерь в молитвенной позе, с распростертыми руками, так называемая Оранта, далее располагались на сводах апостолы, мученики, пророки. Строгая система расположения изображений постепенно приобретала канонические формы и в известной мере отражала земную феодальную и придворную иерархию.

       Мозаики церкви святой Софии. Культура Византии и в это время не порвала с античностью. Это особенно заметно в искусстве константинопольской школы в первые десятилетия после восстановления иконопочитания. Сравнительно недавно раскрытые мозаики храма святой Софии дают представление о развитии столичного искусства в пределах от середины IX до середины XII века. Наиболее ранние (расположенные в алтарной час ти) изображения архангела Гавриила и Богоматери с младенцем (IX в.) хранят эллинистические традиции, напоминая никейские мозаики. Но при всем земном характере этих образов они отличаются глубокой одухотворенностью. Здесь еще сохранена свободная манера контрастного сопоставления разноцветных кубиков смальты. Позднее мозаики выкладываются более правильными рядами с постепенными переходами близких по тону кубиков.

       Над главной дверью, ведущей из нартекса в храм, изображен император Лев Мудрый, распростертый перед троном Христа (около 900 г.). Сцена напоминает о церемониях византийского двора, подробно описанных в сочинении византийского императора Константина Порфирородного. Лицо императора Льва портретно. Тяжелые складки богатых одежд следуют положению фигуры, но в кладке кубиков заметно усиление линейного начала.

       Сделанные во второй половине X века ретроспективные портреты императора Константина, подносящего Богоматери основанный им город, и Юстиниана — с моделью храма Софии, почти не имеют индивидуальных отличий. Подобные сцены подношения получили впоследствии широкое распространение в искусстве Византии и связанных с нею стран.

       Целая серия императорских портретов XI—XII веков расчищена в южной галерее храма. В них много условности при большом внимании к передаче различных деталей пышных многоцветных одежд. В их исполнении нарастает линейное начало. Однако и в наиболее поздних частях мозаик святой Софии лица не утрачивают объемной моделировки, фигуры сохраняют правильные пропорции. Полны глубокой одухотворенности лица Богоматери и Иоанна Крестителя в композиции деисуса (деисус — по-гречески сцена моления), созданной, по-видимому, во второй половине XII века. Благородный аристократизм лика Христа в той же композиции далек от суровой строгости Пантократора (Вседержителя) провинциальных памятников того же времени, манера исполнения отличается мягкой пластичностью.

       Миниатюра IX — X веков. Своеобразный классицизм константинопольской школы X века получил свое яркое выражение и в области книжной миниатюры. К этому времени относится ряд рукописей, подражающих старым образцам или копирующих таковые. Среди них преобладают рукописные книги религиозного характера, но встречаются и рукописи светского содержания, как, например, «Христианская топография» Косьмы Индикоплова. Большой известностью пользуются рукопись Григория Назианзина (ок. 880 г.) и особенно Псалтирь (начало X в., обе из Парижской национальной библиотеки). Миниатюры Парижской псалтири резко отличаются от тех, что украшают Хлудовскую: они исполнены не на нолях рукописи, а занимают целые листы кодекса и заключены в орнаментальные обрамления. Большое место отведено пейзажу, данному в перспективе, равно как и архитектурному фону. Часто используются аллегорические изображения, олицетворяющие реки, горы и т. п. Ночь, например, изображается в виде женщины с опрокинутым факелом и распростертым над головой покрывалом. В миниатюре «Давид, играющий на лире» рядом с представленным в образе юного пастуха Давидом находится аллегорическая фигура Мелодии.

       Монументальная  живопись XI—XII веков. В течение XI—XII веков усиливается спиритуалистический характер искусства. Фигуры утрачивают телесность, помещаются вне реальной среды, на золотом фоне. Архитектурный пейзаж или ландшафт приобретают условный характер. Элементы живописности, существовавшие ранее, вытесняются линейными изображениями. Колорит также становится условней.

Информация о работе Византийское искусство