Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:02, контрольная работа
Период первого расцвета византийского искусства принято связывать со временем правления императора Юстиниана (527—565). В результате кровопролитных войн вновь расширились границы империи. Наряду с Константинополем большую роль играли центры различных провинций: Фессалоники в Македонии, Антиохия в Сирии, Никея в Малой Азии, Александрия в Египте; в Италии Рим постепенно уступал место Равенне, ставшей еще в V веке столицей остготского королевства, а затем центром византийского наместничества. Попытка возродить былую мощь империи сопровождалась упорядочением законодательства в целях укрепления существующего строя и широким размахом строительства. Однако процесс феодализации, тенденции к сепаратизму отдельных провинций и натиск варваров обусловили непрочность границ Византийской империи и постепенное сужение ее территории.
ВИЗАНТИЙСКОЕ
ИСКУССТВО
V - VII вв.
Период первого расцвета византийского искусства принято связывать со временем правления императора Юстиниана (527—565). В результате кровопролитных войн вновь расширились границы империи. Наряду с Константинополем большую роль играли центры различных провинций: Фессалоники в Македонии, Антиохия в Сирии, Никея в Малой Азии, Александрия в Египте; в Италии Рим постепенно уступал место Равенне, ставшей еще в V веке столицей остготского королевства, а затем центром византийского наместничества. Попытка возродить былую мощь империи сопровождалась упорядочением законодательства в целях укрепления существующего строя и широким размахом строительства. Однако процесс феодализации, тенденции к сепаратизму отдельных провинций и натиск варваров обусловили непрочность границ Византийской империи и постепенное сужение ее территории. К середине V11 века арабами были завоеваны Месопотамия, Сирия и Египет, игравшие большую роль не только в экономической, но и в культурной жизни государства. На территории Италии водворились лангобарды, на Балканах возросла роль славян.
Архитектура.
Светская
архитектура этого периода
Наиболее распространенной формой церковных построек в это время была базилика — здание удлиненной формы с полукруглым или граненым выступом в восточной части—алтарем (апсидой). Многие базилики были разделены колоннами на три нефа и имели три апсиды.
Перекрытие базилик в западных областях империи было деревянным. Восточные, в частности сирийские, базилики строились почти исключительно из камня, каменными бывали и перекрытия. Для Константинополя и центров Малой Азии характерно применение кирпича или смешанной кладки.
Постепенно все большее значение стали приобретать здания с центрическим планом. Первоначально это были усыпальницы и крещальни. Позже, особенно на Востоке — в Сирии (например, в Эзре и Босре, VI в.), в Малой Азии, в Закавказье строятся церкви квадратного плана, увенчанные куполом. Переход от квадрата основания к круглому куполу осуществлялся при помощи так называемых тромпов, или парусов. В некоторых случаях сочетались принципы базилики и здания с центрическим планом (например, церковь Ирины в Константинополе, VI в.).
Все внимание ранневизантийских зодчих сосредоточивается на оформлении внутреннего пространства; особо подчеркивается при этом самая священная часть храма — алтарь.
Период царствования Юстиниана связан с большими строительными работами во многих городах империи. Венцом зодчества этого времени является храм святой Софии в Константинополе.
В 532 году в столице Византии вспыхнуло восстание, известное под названием «Ника». Во время этого восстания сгорела построенная еще императором Феодосией (379—395 гг.) базилика «Святой премудрости», или святой Софии. Император Юстиниан задумал создать на ее месте грандиозный храм, который воплощал бы в себе представление о силе его государства и торжестве христианской религии. К строительству были привлечены малоазийские зодчие — Анфимий из Тралл и Исидор из Милета, руководившие постройкой в 532—537 годах. Внешний вид храма святой Софии с его гладкими стенами и огромными контрфорсами отличается простотой и массивностью форм. Но когда попадаешь внутрь храма, впечатление сразу же резко меняется. Перед взором развертывается грандиозное подкупольное пространство с кольцом купола, поднятым на высоту 55 метров и диаметром, превышающим 31 метр. Благодаря искусному расположению примыкающих к куполу полукуполов взор охватывает все это пространство целиком, и оно кажется при всей своей грандиозности необычайно легким и простым по конструкции. Ни в одном здании мира до тех пор человеческий гений не добивался столь убедительной победы над материалом.
В основу здания положен план трехнефной базилики в сочетании с развитым типом центрического здания. Центральный неф перекрыт куполом. Купол лежит на парусах, покоящихся на четырех громадных арках, которые опираются на столбы по углам центрального квадрата. Распор гигантского купола принят с восточной и западной сторон на два полукупола; последние опираются на своды меньших полуциркульных ниш (акседр), по три примыкающих с обеих сторон. Мощные опоры скрыты от взора продольными аркадами между столбами и боковыми арками. Купол образован сорока радиальными арками, позволившими прорезать в нем сорок окон. Промежутки между окнами рассчитаны так, что когда солнце заливает светом подкупольное пространство, купол кажется парящим в воздухе.
Грандиозности
архитектурного облика соответствует
богатство внутреннего
Памятники Равенны. Ни один город не сохранил такого большого числа памятников V —VI веков, как расположенная на севере Италии, неподалеку от Адриатического моря Равенна. Наиболее ранними являются крестообразный мавзолей Галлы Плацидии и восьмигранный Православный баптистерий (крещальня, V в.); базилики — Сант Аполлинаре Нуово и Сант Аполлинаре ин Классе (VI в). Особенный интерес представляет центральнокупольная на восьмиугольном основании церковь Сан Витале (540— 547 гг.). Пятнадцатнметровый в диаметре, купол Сан Витале покоится на восьми столбах, промежутки между которыми заняты полукруглыми двухэтажными апсидиолами. Вокруг идет восьмиугольный в плане обход, принимающий распор купола.
Живопись.
Немногочисленные сохранившиеся памятники лишь в слабой степени дают представление о живописи этого периода. Процесс формирования нового средневекового стиля протекал не вполне одинаково в разных художественных центрах. В Константинополе и районах, тяготевших к римской художественной культуре, наблюдается известное оживление античной традиции, особенно в придворном искусстве. Памятники самого Константинополя до нас почти не дошли. О характере светской живописи известно главным образом из письменных источников. Во время раскопок «Большого дворца» в Константинополе открыты многообразные по своему содержанию мозаики пола: сцены охоты, изображения реальных и фантастических животных, детей, едущих на верблюдах, музыкантов, рыболовов, фигур пастухов и играющих ребят. Все эти изображения полны непосредственности, острой наблюдательности. Все они свидетельствуют о силе античной традиции в этом памятнике, датируемом, скорее всего, VI веком.
Немногие, дошедшие до нас иконы VI века, написанные восковыми красками (некоторые из них происходят из Синайского монастыря, как, например, «Христос Пантократор», хранящийся на Синае, «Богоматерь с младенцем» в Музее западного и восточного искусства в Киеве), возможно, созданы в Константинополе. Их отличают пластическая моделировка лиц, свободное расположение фигур. Другие иконы происходят из восточных центров: им присуща плоскостная обобщенная передача изображения. Ряд созданных в V — VI веках иллюстрированных рукописей также выявляет очень сильное воздействие античной живописи. Таковы миниатюры рукописи первой книги Библии, хранящейся в Национальной библиотеке в Вене («Венская книга Бытия») и датируемой временем около 500 года, миниатюры светской Ил. б по содержанию рукописи Диоскорида начала VI века (Вена, Национальная библиотека), а также хранящейся в Амброзианской библиотеке в Милане «Илиады», по-видимому, константинопольского происхождения, и некоторые другие.
Мозаики церкви Успения в Никее. Такая же живая античная струя пробивается и в византийском монументальном искусстве. В небольшой купольной церкви Успения в Никее, уничтоженной разрывом снаряда в 20-х годах нашего века, находились, среди других более поздних мозаик, изображения четырех ангелов. Эти утраченные теперь мозаики принадлежали к числу самых замечательных произведений византийской монументальной живописи. Одни исследователи относят мозаики с ангелами к VI веку, другие — к IX веку, но более правильно, видимо, первое предположение.
Мозаики эти исполнены в традициях античной живописи, что можно проследить в характере композиций и в самой живописной технике изображений. Фигуры ангелов и их лица передаются с помощью разнообразной по окраске смальты. Яркие живописные «мазки» сливаются на отдалении в выразительные пластические изображения. Линейные контуры, столь характерные для многих мозаик позднейшего периода, здесь полностью отсутствуют. По-видимому, константинопольскими мастерами исполнены и недавно расчищенные мозаики в монастыре святой Екатерины на Синае (VI в.).
Фрески церкви в Кастельсеприо. Античные традиции, характерные для константинопольской школы, можно проследить также и в росписях церкви Сайта Мария Антиква в Риме (VII — начало VIII в.) и особенно в фресках церкви в Кастельсеприо (VI—VII вв.) вблизи Милана. Здесь сохранился ряд сцен из детства Христа, включающих «Рождество», «Поклонение волхвов», «Сретение» и др. Свободное движение фигур, широкая живописная манера письма, светлый колорит, множество отдельных мотивов, восходящих к античным прообразам, придают росписям Кастельсеприо особую жизненность, связанную с еще не угасшими традициями античности.
Мозаики Равенны. Наиболее полное представление о характере ранневизантийских росписей и их постепенной эволюции можно составить по памятникам Равенны, имевшим, однако, некоторые специфические местные черты. Самой распространенной техникой внутреннего убранства зданий была мозаика, украшавшая своды и верхние части стен, тогда как нижние обычно покрывались разноцветными каменными плитами, иногда с применением инкрустации, или орнаментальной живописью.
Особенно велики художественные достоинства мозаик мавзолея Галлы Плацидии (вторая четверть V в.). Мерцание золотых звезд, как бы на синем небе, вокруг помещенного в куполе креста с символами евангелистов по углам, благородно трактованные фигуры апостолов по сторонам окон, богатый растительный орнамент объединены в единое композиционное целое. Постепенно вырисовывается из полумрака крохотного здания расположенная в люнете над входом замечательная композиция, представляющая Христа — доброго пастыря, изображенного в богатых одеждах на фоне пейзажа.
Мозаики церкви Сант Аполлинаре Нуово (святого Аполлинария Нового, начало и середина VI в.) изображают процессию святых жен и мужей. Расположенные над колоннами, они повторяют их ритм и подчеркивают своим движением особое значение алтаря, к которому направляются. Цикл из жизни и страстей Христа (в верхней части храма) имеет иконографические и стилистические черты, развивающиеся в последующем средневековом искусстве. В отличие от господствовавшего в мозаиках V века синего, здесь доминирует золотой фон и преобладают фронтальные фигуры. В изображении лиц контрастные кубики ярких цветов сменяются розоватыми и коричневатыми, появляется и четкий контур.
В церкви Сан Витале, преимущественно в ее алтарной части, хорошо сохранились декоративные и сюжетные мозаики. Свод апсиды занимает изображение юного Христа, сидящего на сфере, по сторонам которого помещены не только ангелы, но и реальные исторические лица: святой Виталий, принимающий венец от Христа, и архиепископ Экклезнй, подносящий модель храма. Подобные сцены свидетельствуют о стремлении церкви утвердить свое влияние в современной действительности. С другой стороны, императоры использовали авторитет церкви для укрепления своей власти. Интересны в этом плане две церемониальные композиции, расположенные в главной апсиде. На одной из них изображен император Юстиниан, а на другой — его жена Феодора, окруженные свитой. Лица императора и императрицы, а также сопровождающих их крупнейших сановников сохраняют еще черты портретности, фигуры же трактованы в фас и неподвижно выстроены в один ряд перед зрителем. За складками одежд не чувствуется тела, а расположение складок и жесты фигур подчинены линейным ритмам отвлеченного рисунка. Те же черты застылости и отвлеченности образов, характерный аскетизм лиц и плоскостная трактовка неподвижно стоящих фигур характеризуют и другие равеннские мозаики VI века. В частично переделанных в VII веке мозаиках церкви Сант Аноллинаре ин Классе (святого Аполлинария в Гавани) продолжается развитие отвлеченного стиля. В апсиде здесь помещена символическая композиция «Преображение», где крест обозначает Христа, а овцы — апостолов. Библейские сцены и монументальные фигуры архангелов в придворных одеждах отличаются некоторым схематизмом. Новый стиль церковного искусства раннего средневековья ведет в известной мере свое начало от этих памятников.