Работа режиссера с исполнителем самодеятельного театрального коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 05:04, курсовая работа

Краткое описание

С чего начинается самодеятельный коллектив? На этот вопрос можно ответить так - с режиссёрского замысла коллектива, где чётко определена его общественная, гражданская и художественная цель и пути ее достижения. Режиссёру важно самому видеть дальний результат общей театральной работы и сделать его зримым, ощутимым для всех участников театра. И с первой же репетиции нужно дать участникам общее задание, первое реально ощутимое дело, нужное всем - и театру, и зрителю. И главное - самому режиссёру для осуществления своей активной гражданской позиции.

Содержание работы

Введение.
Глава I. Методика работы с исполнителями
1.1. Работа режиссера с актером самодеятельного театрального коллектива
1.2 Формы и методы работы режиссера с исполнителями самодеятельного театра.
Глава 2. Организация и постановка (инсценировки) олонхо
П.П. Максимова «Ала Хотой Кыыл аттаах Алтан Дьааьын бухатыыр».
2.1. Деятельность МБУ „Вилюйский“ Центр досуга «Алгыс»
2.2. Работа режиссера и исполнителем самодеятельного коллектива на примере постановки П.П. Максимова «Ала Хотой Кыыл аттаах Алтан Дьааьын бухатыыр».
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложение.

Содержимое работы - 1 файл

Введение.docx

— 70.81 Кб (Скачать файл)

    Во  время репетиционных периодов режиссер должен методически грамотно работать как педагог с исполнителями.

  Выполняя  верно найденные действия в предлагаемых пьесой обстоятельствах, актер находит  верное самочувствие, ведущее к творческому  перевоплощению в образ. Подсказывая  актеру нужные действия, режиссер тем  самым направляет его на этот единственно  правильный путь органического творчества.

Форма режиссерских заданий

Показ, объяснение и подсказ

  Любое режиссерское указание может быть сделано как в форме словесного объяснения, так и в форме режиссерского показа. Словесное объяснение правильно считается основной формой режиссерских указаний. Но это не значит, что режиссерским показом никогда и ни при каких обстоятельствах пользоваться не следует. Нет, пользоваться этим важным средством творческого общения не только можно, но и должно, однако делать это надо умело и с известной осторожностью.

       Бесспорно, что с режиссерским  показом связана весьма серьезная  опасность творческого обезличивания  актеров, механического подчинения  их режиссерскому деспотизму. Однако  при умелом его применении  обнаруживаются и весьма важные  преимущества этой формы общения  режиссера с актером. Полный  отказ от этой формы лишил  бы режиссуру весьма сильного  средства творческого воздействия  на актера. Ведь только при  помощи показа режиссер может  выразить свою мысль синтетически, то есть демонстрируя одновременно движение, слово и интонацию в их взаимодействии. Кроме того, режиссерский показ связан с возможностью творческого эмоционального заражения актера режиссером — ведь бывает иногда недостаточно разъяснить что-нибудь, нужно еще и увлечь. И, наконец, метод показа экономит время: мысль, на разъяснение которой необходим иногда целый час, может быть при помощи показа донесена до актера в течение двух-трех минут. Поэтому нужно не отказываться от этого ценного, но опасного инструмента, а научиться правильно с ним обращаться.

       Наиболее продуктивным и наименее  опасным режиссерский показ является  в тех случаях, когда творческое  состояние актера уже достигнуто. Находясь в творческом самочувствии, актер не станет механически  копировать режиссерский показ,  а воспримет и использует его  творчески. Если же актер находится  в состоянии творческого зажима, показ едва ли ему поможет;  наоборот, чем интереснее, ярче и  талантливее покажет в этом  случае режиссер, тем хуже: обнаружив  огромную пропасть между великолепным  режиссерским показом и своей  игрой, актер или еще больше  зажмется, или же начнет механически  подражать режиссеру. И то и  другое одинаково плохо.

       Но даже в тех случаях, когда  режиссер вовремя прибегает к  показу, следует пользоваться им  весьма осмотрительно.

       Во-первых, прибегать к показу  следует только тогда, когда  режиссер чувствует, что сам  он находится в творческом  состоянии, знает, что именно  он намерен показать, испытывает  известный творческий подъем  и радостное предчувствие или,  лучше сказать, — творческое  предвкушение той сценической  краски, которую он сейчас покажет.  В этом случае есть шансы,  что его показ прозвучит убедительно,  будет ярким, талантливым. Бездарный  показ может только дискредитировать  режиссера в глазах актерского  коллектива и, разумеется, никакой  пользы не принесет. Поэтому, если  режиссер в данный момент не  чувствует в себе этой творческой  уверенности, то пусть лучше  ограничится словесным объяснением  и не прибегает к показу.

  Во-вторых, пользоваться показом следует не столько для того, чтобы продемонстрировать, как нужно сыграть то или иное место роли, сколько для того, чтобы раскрыть какую-нибудь существенную сторону образа. Это можно сделать, показывая поведение данного действующего лица в самых разнообразных обстоятельствах, не предусмотренных сюжетом и фабулой пьесы. Например, имея в виду раскрытие существенных черт характера Хлестакова, можно показать, как он идет по Невскому проспекту, когда у него водятся деньжонки; или как он входит в канцелярию того департамента, где он служит; или как он пытается завязать знакомство с барышней на улице и т.п. Такой показ механически скопировать нельзя. Но при помощи такого показа можно заразить актера нужным для данной роли темпераментом, увлечь его на поиски таких особенностей внешней характерности образа, как походка, манера говорить, жестикулировать, двигаться и т.п., предоставив актеру полную возможность самостоятельно распорядиться полученным материалом при решении того или иного конкретного момента роли.

    Можно иногда показать и конкретное решение  определенного момента роли, но только в том случае, если у режиссера  есть абсолютная уверенность, что находящийся  в творческом состоянии актер  настолько талантлив и творчески  самостоятелен, что сумеет воспользоваться  показом, как нужно, воспроизведет  его не механически, а творчески. Самое вредное, если режиссер с упрямой настойчивостью, свойственной, к сожалению, многим, особенно молодым, режиссерам, начнет добиваться абсолютно точного внешнего воспроизведения данной интонации, данного движения, данного жеста в определенном месте роли.

    Как советуют режиссеры, чтение должно быть бесстрастным, больше похожим на констатацию, без интонационных окрасок. Это  делается для того, чтобы не навязывать исполнителю своих режиссерских  видений образа. При этом режиссер должен владеть системой образов  спектакля. Затем последовало распределение  ролей.

    На  первых репетициях после читки, анализируются  предлагаемые обстоятельства, действенные факты пьесы «Действенный анализ поневоле начинается с простейшего – ведь актер почти ничего не знает о пьесе и о своем герое. С первой же репетиции я ищу простейшие физические действия героя», - делится своим опытом Г.А. Георгиевский, народный артист РСФСР, известный режиссер и театральный педагог. (Проблемы методики режиссерского творчества. – сб.науч.тр. -  М., 2002. с. 59).

      После этюда следует обсуждение, замечания режиссера, а также  уточнение предлагаемых обстоятельств,  логики физического действия  и внутреннего монолога.

   Методика  работы режиссера с исполнителями  определяется творческим замыслом будущего мероприятия, возрастными, социальными  особенностями аудитории и участников.

    Теоретический анализ позволил сформулировать следующие  положения: в жизни мы совершаем обыденные, повседневные, привычные действие автоматически, не фиксируя на них внимание: оно целиком отдается духовной сфере человека. Но на сцене актер теряется даже в тех случаях, когда ему нужно совершить самые простые физические  действия, если только он в них не тренирован. Самые условия творчества, его публичность, подчас необычайно усложняют то, что в жизни давно превратилась в привычный рефлекс.

    Чем тщательнее, глубже, подробнее анализирует  пьесу актер, чем больше он познает  мир, ее образный строй, тем активнее сближается с пьесой этюд, тем больше обнаруживается прямых совпадений между  импровизацией актера и тем, что  дано у автора. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава 2 Организация и  постановка (инсценировки) олонхо

   П.П. Максимова «Ала Хотой  Кыыл аттаах Алтан  Дьааьын    бухатыыр». 

2.1. Деятельность МБУ   „Вилюйский“  Центр досуга „Алгыс“ 

    Перед тем как приступить к работе по созданию организации постановочного плана нами был изучен социальный паспорт города Вилюйского.

    Население города составляет 10. 060 человек, из них 3262 детей, молодежь составляет 2786, население среднего возраста 3444, свыше 60 лет 568.

    МБУ Вилюйский Центр досуга «Алгыс» - одно из старейших и известных учреждений культуры, является главным учреждением культуры в Вилюйском улусе.

    С 1981 года центр носит звание «Клуб  отличной работы», на базе центра действует  республиканская школа передового опыта, здесь студенты Якутского  колледжа культуры и искусств проходят курсовую и дипломную практику.

    С июня 1999 года Центр Функционирует в Сети Президентских центров  культуры и искусства Республики Саха (Якутия).

      Материально-техническая база Центра  досуга «Алгыс»:

№              Наименование  Количество
Компьютеры 7
Копировальное оборудование 1
Видеомагнитофон 2,2 DVD
Телевизоры  1
Музыкальные центры 3
Сканер  1
Принтеры: 2 цветных  и лазерных 3
Видеопроекторы  1
 Звуковое  оборудование 2 комплекта
Световое оборудование 1 комплект
Ламинаторы 1
Синтезатор  1
Видеокамера 2

 

   В Центре досуга «Алгыс» работает всего 35 человек на 37,5 штатных единиц, из них 22 специалиста, включая специалистов нового отдела по показу киновидеосеансов. Среди них 7 специалистов имеют высшее, 11- среднеспециальное и 3- среднее образование.

   Основной  состав коллектива- опытные работники, проработавшие в сфере культуры свыше 20-40 лет. Возглавляет коллектив с 2011 года новый директор- Ксенофонтов Николай Иванович. В коллективе работают 4 заслуженных работника культуры РС(Я) и 12 отличников культуры СССР и РС(Я), что свидетельствует о немалом творческом  потенциале.

   Основными направлениями деятельности ЦД «Алгыс» являются:

    • Возрождение и развитие традиционной  культуры и самодеятельного народного творчества;
    • Организация досуга населения;
    • Организация платных услуг населению;
    • Народные коллективы, клубные формирования, кружки самодеятельного народного творчества;
    • Работа с кадрами;
    • Укрепление материально- технической;
    • Разработка Проектов в Государственную целевую программу
    • Финансирование основных мероприятий.
 
 
 
 
 

   При  ЦД «Алгыс» работают 20 народных коллективов, кружков, самодеятельных театров, студий.

   И одним  из таких самодеятельным клубным формированием является «Народный коллектив олонхосутов и тойуксутов имени В.О. Каратаева» в котором я поставила инцениривку олонхо П.П. Максимова «Ала Хотой Кыыл аттаах Алтан  Дьааьын    бухатыыр».

   Сам коллектив  образовался в 1982 г. В.О. Каратаевым как объединение олонхосутов и тойуксутов Вилюйского улуса. Только в 1991 г. получило звание «Народный коллектив олонхосутов имени В.О. Картаева». Руководителем является Светлана Тарасовна Иванова. В коллективе занимаются всего 119 человек разного возраста, профессий, и даже с других населенных пунктов. 

   2.2. Работа режиссера и исполнителем самодеятельного коллектива на примере постановки П.П. Максимова «Ала Хотой Кыыл аттаах Алтан  Дьааьын    бухатыыр».

   В основе режиссерско-педагогической деятельности составляет работа с актером. Это  особенно актуально, если речь идет об актере непрофессионале, не имеющем  в своем творческом арсенале театральной  школы, предварительной актерской  подготовки. А если принять во внимание, что в любительские коллективы принимаются  все желающие, то перед режиссером театральной студии встает задача развития творческого потенциала личности, т.е. развития способности к созиданию. Самодеятельный театр существует в тесном взаимодействии профессиональным,  учится у него, берет себе на вооружение творческий опыт профессионалов.   Актеры и режиссеры профессиональной сцены были и остаются наставниками и шефами самодеятельности. [ 19,c3]

Информация о работе Работа режиссера с исполнителем самодеятельного театрального коллектива