Павел Третьяков и создание национальной галереи русского искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 09:25, творческая работа

Краткое описание

вно, всего десять лет назад Лаврушинский переулок, расположенный в старой части Москвы, был хорошо известен не только москвичам, но и многочисленным приезжим.

Посмотреть на знаменитые картины Третьяковской галереи стремились домохозяйки и школьники, студенты и пенсионеры.

В 1986 году крупнейший музей русского изобразительного искусства – государственная Третьяковская Галерея – был закрыт на реконструкцию. Никто тогда, в 1986 г. и предположить не мог, что ремонт затянется на долгие десять лет…

Почти 10 лет шла гигантская реконструкция Третьяковки, о ее масштабах говорят следующие факты: когда галерею закрывали на ремонт, то из 51 зала работали лишь пять.

Содержимое работы - 1 файл

Дар бесценный.doc

— 1.61 Мб (Скачать файл)

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

       Совсем недавно, всего десять лет назад Лаврушинский переулок, расположенный в старой части Москвы, был хорошо известен не только москвичам, но и многочисленным приезжим.

      Посмотреть  на знаменитые картины Третьяковской  галереи стремились домохозяйки  и школьники, студенты и пенсионеры.

      В 1986 году крупнейший музей русского изобразительного искусства – государственная Третьяковская Галерея – был закрыт на реконструкцию. Никто тогда, в 1986 г. и предположить не мог, что ремонт затянется на долгие десять лет…

      Почти 10 лет шла гигантская реконструкция  Третьяковки, о ее масштабах говорят следующие факты: когда галерею закрывали на ремонт, то из 51 зала работали лишь пять. Дом разрушался постепенно. Некоторые залы строились в свое время, почти без фундамента, т.к. у Третьякова все деньги уходили в основном на приобретение картин, а на строительство оставались ограниченные средства. Старые помещение по существу воссозданы заново. Нетронутой осталась стена главного фасада, сделанная В.М. Васнецовым, а фундаменты, перекрытия, стены – это уже все новое. Застроен и внутренний двор, который Третьяков оставил пустым. В результате появилась дополнительная площадь для расширения экспозиции. Но в основном художественный интерьер сохранен в прежнем виде. Так, например «Три богатыря» висят на том же месте, куда их повесил П.М. Третьяков.

      Помимо  реконструкции старого здания, был  построен депозитарий – хранилище  для картин. Вступил в строй  Инженерный корпус. Он вмещает экспозиционные и лекционные залы, студии для занятий  с детьми, конференц-зал. 

 

       И, конечно нынешняя Третьяковка  оборудована по последнему слову техники. Можно сказать, что по технической оснащенности Третьяковская галерея является одним из лучших музеев мира.

      Сегодня ее коллекцию составляют почти сто тысяч произведений. Это сравнительно немного. (Для примера – в Эрмитаже или Лувре число экпонатов составляет несколько миллионов).

      А началось все лишь с двух живописных полотен – «Искушение» Н.Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г. Худякова. Павел Михайлович Третьяков приобрел их в 1856 году. Спустя шестнадцать лет собрание насчитывало уже свыше 500 работ русских художников. Именно тогда пришлось ему строить специальное здание.

      Третьяков был потомственным купцом и никакого специального образования не имел. Однако природное чутье и особые свойства характера помогли ему собрать уникальную коллекцию. Все картины, приобретенные Третьяковым, отличаются высоким качеством.

      Третьяковская галерея, сама по себе уникальное явление в русской истории, дает, дает широкое представление об истории русской живописи. ЕЕ залы знакомят с творчеством художников прошлого и настоящего, представляют искусство разных эпох.

      За  тем, что собрано в галерее, стоит жизнь и дело удивительного человека Павла Михайловича Третьякова. Немало имен составляют честь и славу России. Но имя П.М. Третьякова вызывает особую признательность и благодарность, служит олицетворением подвига на благо культуры. 

      «Дар бесценный» - видеобеседа о П.М. Третьякове и истории коллекции Третьяковской галереи.

 

      Дар бесценный 

      видеобеседа о П.М. Третьякове

      и истории коллекции Третьяковской галереи 

      

 

      ВК: Главный фасад  галереи. Построен по проекту В.М. Васнецова в 1902 г. (1)1 

      Тихое раннее утро. У нарядного фасада, напоминающего русский терем, встречает народ задумчивый, строгий человек. Он стоит, спокойный и мудрый, у музея, созданию которого он посвятил всю свою жизнь, у музея, который носит его имя.

      Этот  человек - Павел Михайлович Третьяков.

      Когда в мае 1856 года молодой московский купец Павел Третьяков приобрел картину, никому, конечно, и в голову не пришло, что случилось нечто значительное. Но прошло несколько лет, и имя этого человека стало одним из самых популярных и уважаемых в России.

      В те годы в России многие интересовались русской живописью. Картины, скульптуры украшали царские дворцы и резиденции, апартаменты вельмож, дворянские особняки. В годы молодости Павла Михайловича стали появляться купцы-промышленники, любители искусства. Они получали домашнее практическое воспитание (как братья Третьяковы), а иногда университетское, подкрепленное коротким знакомством с европейской промышленностью и торговлей. Из их среды и вышли замечательные меценаты и благотворители, имена которых прославлены и в истории русской культуры, и российской экономики: Мамонтовы, Морозовы, Щукины, Алексеевы, Третьяковы...

      ВК2 Входя в залы Третьяковской галере и ощущая ее особую атмосферу, испытываешь чувство благодарности к тем, кто эти произведения создал и к тем, кто собрал и сохранил шедевры национального искусства… …в пантеон русского искусства (2).

      ВК: И.Крамской. Портрет  П.М. Третьякова (2,4)

      Но  по продуманности и глубине поставленной цели никто не мог равняться с Третьяковым. Павлу Михайловичу с самого начала его беспримерной деятельности были чужды погоня за модой и соперничество. Недаром он писал Репину: «Ради бога не равняйте меня с любителями, всеми другими собирателями...».

      Мысль, которой руководствовался Третьяков, ясно изложена им еще в первые годы собирательства: «...устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи». Павлу Михайловичу было всего двадцать восемь лет, когда он писал: «Прошу вникнуть в смысл желания моего, не осмеять его, понять, что... для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие».

      Когда-то самый первый коллекционер русской живописи П.П. Свиньин (лет за тридцать до Третьякова) задался подобной же целью, но, сочтя невозможным выполнение такой задачи одним человеком, распродал собрание. Третьяков окажется тверже.

      Как же удалось Павлу Михайловичу  то, что не удавалось иным из его предшественников или соперников? Ответ может быть только один - дело в личности этого необыкновенного человека.

      Создать первую общедоступную национальную картинную галерею, показать миру русскую  школу живописи, содействовать ее развитию - именно эта цель, так рано им осознанная и поставленная перед собой, определила его жизненный уклад и характер, вызвала восхищенное отношение к нему современников и потомков.

      Третьяков приступил к собирательству в  переломные годы, когда вообще ставилось под сомнение существование русской изобразительной школы. К тому времени почти все «звезды» первой величины предыдущих десятилетий потухают: в 1847 году умер Венецианов, уехал из России и вскоре скончался Карл Брюллов, в 1852-м году закончил свой путь в лечебнице для душевнобольных Федотов, еще через несколько лет не стало и Александра Иванова, незадолго до того вернувшегося из Италии в Петербург.

      Но  Третьяков несмотря ни на что, писал  одному из друзей: «Я как-то невольно верую  в свою надежду: наша русская школа не последнею будет…»

      Конечно, в 1850-х годах Третьяков, начинающий, безвестный любитель, не имевший ни специального образования, ни связей в  художественных кругах - не мог еще  иметь определенно выраженных позиций. Однако следует отметить стремительность, с какою он выдвигается в число ведущих собирателей современного искусства, становится, во мнении молодых художников, признанным авторитетом.

      Для Третьякова наступает время упорнейшего  самообразования, саморазвития, чтения запоем, посещения театров и концертов, знакомства с художественной жизнью Россию, обсуждения с друзьями всех волнующих проблем.

      Все это позволило начать собирательство не с красивых, слащавых или помпезных, а с маленьких, непритязательных жанровых картин. Тех, что правдивее и полнее отражали повседневную жизнь.

           

В. Перов. Последний кабак у заставы        В. Маковский. На бульваре 

ВК: Н. Шильдер. Искушение (1) 

      Именно  такой картиной стала первая приобретенная  Третьяковым картина - работа молодого художника Николая Шильдера «Искушение». Более чем скромная по своему сюжету и художественным достоинствам, сентиментальная картина изображала молодую девушку возле постели умирающей матери, отказывающуюся от браслета, протянутого корыстной сводней. Убогая комната, ожидающий благосклонного ответа кавалер, приславший бессердечную сводню, недоумение и испуг девушки - все это выглядит сегодня несколько наивно.

      Но  Павел Михайлович остановился именно на этом произведении. Он ведь только начинал. И важно, что при начинании его не заинтересовал выспренний или парадный сюжет, а пригляделся он к сцене, хорошо знакомой ему по замоскворецкому быту. Сколько видел он таких сводней (Замоскворечье славилось ими), сколько слышал подобных историй.

      Было  бы странно, если бы первая же купленная им вещь оказалась шедевром. Пройдет время, пока станет точен глаз коллекционера, пока появится особое чутье, о котором потом будут много говорить.

      «Тих и загадочен Третьяков», «загадочная фигура собирателя». Как часто встречаются подобные слова в статьях и воспоминаниях!

      Порой действительно трудно отрешится  от мысли, что была в нем какая-то загадочная внутренняя сила.

      Даже  названия обеих картин, открывающей и завершающей его коллекцию («Искушение», «Над вечным покоем»), имели символический смысл.

      Искушение собрать русскую галерею оказалось  таким сильным, что безраздельно взяло в плен молодого купца и  владело им до конца дней его. 

      Н. Худяков. Стычка с финляндскими контрабандистами

       Вторая картина  «Стычка с финляндскими контрабандистами» Н. Худякова, приобретенная Третьяковым, также была жанровой: контрабандисты тайком, на лодках, переправляют через границу товар. Их заметила пограничная стража. Завязался бой...

      С тех пор Павел Михайлович стал регулярно появляться на каждой значительной художественной выставке в Москве или Петербурге. Он приходил на вернисажи пораньше. Молча бродил по малолюдным залам. Медленно переходил от картины к картине, перед некоторыми стоял подолгу, пытливо их рассматривал. С интересом слушал разговоры публики, высказывания художников и критиков, но предпочитал не вступать в беседу, никогда не делился своими впечатлениями. Только заметно бледнел от волнения, если какая-то вещь ему сильно нравилась. Так же тихо уходил. А к рамам полюбившихся ему работ устроители выставки прикрепляли таблички: «Собственность П.М. Третьякова». Впрочем, на некоторых картинах такие таблички висели с самого начала. Ведь Павел Михайлович регулярно навещал московских и петербургских художников в их мастерских, пунктуально вел обширнейшую переписку с большинством даровитых русских живописцев, со многими из них подружился. Поэтому он знал, над каким произведением работает каждый художник, и не раз договаривался с авторами о покупке еще не оконченных картин.

      Помощник  Третьякова Николай Андреевич Мудрогель, прослуживший в его галерее 58 лет, рассказывал, что покупки московского собирателя даже вызвали царский гнев.

      «Однажды на выставку передвижников приехал царь Александр III. Он тоже собирал русские картины. Ходит по выставке, смотрит... Понравилась ему одна: «Желаю приобрести». Устроители почтительно докладывают:

      - Ваше величество, картина уже  приобретена Третьяковым. Царь  нахмурился:

      - Ну, так вот эту приобрету.

      - Ваше величество, и эта приобретена  Третьяковым.

      - А эта?

      - Тоже.

      -Эта?

      - Тоже...

      Царь  очень рассердился, недовольным тоном сказал устроителям:

      - Хотел у вас приобрести что-нибудь, а купец Третьяков все у  меня перебил.

      Устроители, конечно, в трепете. И в тот же день вынесли решение: «С выставки ничего не продавать, пока на ней не побывает государь император».

Информация о работе Павел Третьяков и создание национальной галереи русского искусства