Культура России 16 в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 15:55, контрольная работа

Краткое описание

Культура народа является частью его истории. Ее становление тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.

Содержание работы

I. Особенности развития русской культуры XVI века

II. Факторы, повлиявшие на развитие культуры:
1) Образование единого российского государства
2) Завершение формирования русской народности
3) Феодально-крепостнический характер государства
4) Влияние церкви. Еретическое движение

III. Доктрины российской государственности
1) Сказание о князьях Владимирских
2)Публицистические послания

IV. Общественно-политическая мысль

V. Литейное дело

VI. Книгопечатание:
1) Возникновение книгопечатания

VII. Литература

VIII. Архитектура

IX. Живопись

X. Заключение

Содержимое работы - 1 файл

7.Моя контрольная.docx

— 66.00 Кб (Скачать файл)

Борьба с церковью нашла свое выражение в таком  публицистическом сочинении, как "Беседа Валаамских старцев" (сер. XVI в.). Автор - сторонник сильной церковной власти - выступает против попыток духовенства вмешиваться в государственное управление и против монастырей, захватывающих черные крестьянские земли. Главное его требование - полное уничтожение монастырского землевладения.  

4. Общественно-политическая  мысль 

Сложность социально-политических условий образования единого  Российского государства породила в духовной жизни общества напряженные  поиски решения больших проблем  — о характере государственной  власти, о законе и «правде», о  месте церкви в государстве, о  землевладении, о положении крестьян. К этому надо прибавить дальнейшее распространение еретических учений, сомнения в справедливости религиозных  догм, первые проблески научных знаний.

Как и всюду в  европейских странах периода  их объединения, русская общественная мысль связывала с единой властью  надежды на установление идеального правления и ликвидацию распрей  и междоусобиц. Однако конкретные представления об идеальном государстве далеко не совпадали у публицистов, выражавших настроения разных группировок, — пересветовский идеал сильного государя, опирающегося на дворянство, совсем не походил на мечты Максима Грека о мудром правителе, вместе с советниками решающем государственные дела, а аскетический отказ «нестяжателей» от богатств вызвал яростное негодование идеологов сильной церкви — «осифлян». Острополитическое звучание общественной мысли свойственно было всем ее формам и проявлениям. Летописи с самого своего возникновения имели характер политических документов, но теперь это их назначение еще более возросло. Отправляясь в поход на Новгород, Иван III специально взял с собой дьяка Степана Бородатого, который «умел говорити» по «летописцам русским» «вины новгородские». В XVI в. была предпринята громадная работа по составлению новых летописных сводов, в которые вошли соответствующим образом отобранные и интерпретированные известия из местного летописания. Так появились огромные Никоновская и Воскресенская летописи. Примечательной особенностью стало широкое использование в летописании правительственных материалов — разрядных записей, посольских книг, договорных и духовных грамот, статейных списков о посольствах и др.. Одновременно происходило усиление церковного влияния на летописание. Это особенно заметно в так называемом Хронографе 1512 г. — сочинении, посвященном истории православных стран, где обосновывалась идея ведущего положения православной России в христианском мире.

Один из списков  Никоновской летописи был сделан в виде роскошно иллюстрированного  Лицевого свода, содержавшего до 16 тыс. иллюстраций. Этот экземпляр, предназначенный, по-видимому, для обучения и воспитания юных членов царской семьи, был подвергнут    впоследствии неоднократной правке; по мнению ученых, ее делал Иван Грозный, задним числом вносивший в историю  обличения прошлых «измен» своих  противников, казненных в годы опричнины.

 

Появились исторические повести, посвященные событиям недавнего  прошлого — Казанскому «взятию», обороне  Пскова, также выдержанные в духе воинствующей церковной идеологии  и возвеличивавшие Ивана Грозного.

Новым по форме изложения  историческим произведением стала  «Степенная книга», где материал распределен  не по годам, а по семнадцати «степеням» — по периодам правления великих  князей и митрополитов от «начала  Руси», которым считалось правление  первых христианских князей Ольги и  Владимира, до Ивана Грозного. Составитель  — митрополит Афанасий — подбором и расположением материала подчеркивал  исключительное значение церкви в истории  страны, тесный союз между светскими  и духовными правителями в  прошлом.

Вопрос о положении  церкви в едином государстве занимал  главное место в продолжавшихся в первой половине XVI в. спорах между  «нестяжателями» и «осифлянами». Идеи Нила Сорского развивал в своих произведениях Вассиан Патрикеев, который в 1499 г. вместе с отцом, князем Ю. И. Патрикеевым, за выступления против великокняжеской  власти  по  приказу   Ивана III был

насильно пострижен  в монахи и сослан в далекий  Кириллово-Белозерский монастырь, но уже в 1508 г. возвращен из ссылки и  даже приближен одно время Василием III. Вассиан критиковал современное  ему монашество, несоответствие его  жизни христианским идеалам и  видел это несоответствие прежде всего в том, что монахи цепко держатся за земные блага.

Взгляды Вассиана Патрикеева во многом разделял широко образованный переводчик и публицист Максим Грек (Михаил Триволис), приглашенный в 1518 г. в Россию для перевода и исправления  богослужебных книг. В своих произведениях (их больше ста) Максим Грек доказывал  неправомерность ссылок церковников  на писания «святых отцов» относительно права владеть землями (в героических  текстах речь шла о виноградниках), обличал тяжелое положение крестьян, живших на монастырских землях. Со страниц  сочинений Максима Грека предстает  неприглядная картина русской церкви. Монахи ссорятся, ведут длительные тяжбы из-за сел и земель, пьянствуют, предаются роскошной жизни, совсем не по-христиански относятся к  живущим на их землях крестьянам, опутывают  их тяжкими ростовщическими долгами, богатства церкви тратят в собственное  удовольствие, пышными обрядами ханжески прикрывают свою глубоко неправедную  жизнь.

Единомышленник Максима  Грека боярин Ф. И. Карпов, тоже весьма обеспокоенный состоянием русской  церкви, выдвигал даже мысль о необходимости  объединения православной церкви с  католической как средства преодоления  существующих пороков.

Митрополит-осифлянин Даниил вел энергичную борьбу со всеми «вольнодумцами». Не только еретики и нестяжатели подверглись суровому осуждению Даниила, но также все те, кто предавался светским развлечениям. Игра на гуслях и домрах, пение «бесовских песен» и даже игра в шахматы и шашки были объявлены столь же порочными, как сквернословие и пьянство; точно так же осуждались красивые одежды, брадобритие. По настоянию Даниила, в 1531 г. состоялся еще один церковный Собор против Максима Грека и Вассиана Патрикеева. Последний так и умер в монастыре, а Максим Грек был освобожден лишь после смерти Василия II.

Преемник Даниила  — митрополит Макарий организовал  большую литературную работу, направленную к усилению религиозного влияния  на духовную культуру страны. Крупнейшим предприятием в этом отношении было создание грандиозного свода «Житий святых» — «Великих Четьи-Миней» для ежедневного чтения. Созданием  этой книги церковники хотели практически  поглотить все книги, «чтомые  на Руси», придать всей книжности  строго выдержанный религиозный  характер. Церковь при поддержке  государства продолжала наступление  против инакомыслящих. В 1553 г. был предан суду бывший игумен Троице-Сергиева монастыря Артемий — последователь учения Нила Сорского, за свои высказывания с осуждением официальной церкви, ее стяжательства и нетерпимости по отношению к заблуждающимся. В следующем, 1554 г. состоялся еще один церковный суд над дворянином Матвеем Башкиным, который отвергал иконопочитание, критически относился к писаниям «святых отцов», возмущался тем, что среди христиан распространилось превращение людей в холопов. В том же году был арестован и привезен в Москву для церковного суда белозерский монах Феодосии Косой. Бывший холоп,   Феодосии   Косой   был   одним из наиболее радикальных еретиков XVI в. Он не признавал троичность божества (аналогичное течение так называемых антитринитариев, было распространено и в странах Западной Европы в связи с развивавшимся тогда реформационным движением), видел в Христе не бога, а обыкновенного человека-проповедника, отвергал значительную часть догматической литературы, считал ее противоречащей здравому смыслу, не признавал обряды, иконопочитание, сан священников. В «чудеса» и «пророчества» Феодосии не верил, осуждал преследование инакомыслящих, выступал против стяжательства церкви. В позитивном отношении мечты Феодосия не шли дальше туманных идеалов раннего христианства, с позиций которого Феодосий говорил о равенстве всех людей перед богом, недопустимости, поэтому зависимости одних людей от других и даже необходимости равного отношения ко всем народам и верам. Противники Феодосия называли его проповедь «рабьим учением». Имеются некоторые сведения, позволяющие судить о наличии общин последователей Феодосия Косого. Суд над Феодосием Косым не состоялся, потому что ему удалось бежать в Литву, но преследования еретиков продолжались. 

5. Литейное дело. 

1.1) пушка

В конце XVI в. большое  развитие стало получать литейное дело, тесно связанное с обеспечением военных потребностей. Уже в 80г. XV в. был организован государственный Пушечный двор в Москве на реке Неглинной. До нас дошла пушка, отлитая Яковом в 1488г. (это самая древняя из сохранившихся русских пушек). Известны и ученики Якова  - мастера Ваня и Васюк. После 1505г. в Москву уже не приезжают иностранные мастера пушечного дела.

В конце XVI в. на Московском Пушечном  дворе была отлита знаменитая  "царь-пушка", стоящая  ныне в  Московском Кремле. Она весит 40т. и имеет диаметр канала 89 см. и она могла стрелять.  "Царь-пушка" Андрея Чохова  является одним из самых знаменитых памятников   русского литейного мастерства XVI в. 

Андрей Чохов - русский пушечный и колокольный  мастер. Свыше 60 лет работал в  Москве на Пушечном дворе. Первые датированные работы Чохова относятся к 1568 г, последние - к 1629 г. Самые выдающиеся орудия его  работы "Царь-пушка" (1586 г.) и стоствольная пушка (1588 г.). Сохранилось 12 орудий, отличных Чоховым: 7 - находятся в Артиллерийском историческом музее в Санкт-Петербурге, 3 - в Московском Кремле, 2 - за рубежом (в Швеции). 
 

1.2) колокол

 В XVI в. колокола  отливались разнообразных форм  и орнамента,  "благолепными" звонами. Наиболее изученными   в  настоящее время являются  псковские колокола с характерным  для   них звериным стилем  в орнаменте и надписями, в  которых указываются имена мастеров,  но  известны и московские колокола. В 1550г. "повелением" Ивана Грозного  в Москве был "слит колокол  большой, имя ему "Лебедь", а меди в нем 2200 пудов". ("Пискаревский  летописец" стр. 65). В 1562г. царь  Иван IV прислал в Спасо-Каменный    монастырь колокол, литой московским  мастером Лукою. В Махрищенском  монастыре в 1557г. были установлены  часы "Самобой с колоколом,  да на колокольнице два колокола  очапные". В 1594г.  по приказу  Бориса Годунова для Троицкого  монастыря был отлит колокол  "Лебедь" в 625 пудов, а в  1600г. им же был пожалован  колокол "Полнелейный" от 1700-2000 пудов. 

6. Книгопечатание. 

Одним из самых значительных событий не только в истории культуры, но и всей жизни России XVI в. было появление русского книгопечатания. Оно было в значительной мере итогом предшествующего развития культуры XVI в., привлекшим к себе внимание исследователей В.Н.Татищева, В.С.Сопикова и др. Ими выявлены и тщательно изучены как сами памятники первопечатания, так и исторические источники этой поры, разработан вопрос об условиях и предпосылках возникновения печатных книг на Руси, изучены связи русского книгопечатания с иноземным. И все же многое до сих пор остается в области предположений, так как причиной является полное отсутствие документов о зарождении книгопечатания. 

Особое значение имеет  послесловие к первопечатному Апостолу 1564г. В нем Иван Федоров говорит  о причинах появления книгопечатания в России, называя две:

1) строительство многих  новых храмов, нуждающихся в большом  числе книг;

2) ошибки и разноречия, неизбежные в рукописных книгах.

Несколько позже, в  сочинении "Сказание известно о воображении  книг печатного дела", созданном  между 1619 и 1633гг. по поводу возобновления  книгопечатания патриархом Филаретом, начало книгопечатания было объяснено  желанием царя и митрополита укрепить всемирное православие, на роль центра которого претендовала Россия. В краткой  редакции Сказания, носившей название "Сказание известно и написание  вкратце", введение книгопечатания объясняется его дешевизной по сравнения  с рукописным производством книг. 

Покорение Казанского ханства в 1552г. и освоение новых  земель неизбежно сопровождалось энергичной христианизацией народов Поволжья, строительством здесь множества  новых церквей. Для них срочно и в большом количестве необходимы были богослужебные книги. Рукописным способом сделать

это было невозможно. В Свияжске и под Казанью оказались первые печатные московские книги - Евангелие и Псалтырь (как об этом свидетельствуют

писцовые книги 1565-1567гг.)

Помимо увеличения спроса на книгу в чисто количественном отношении возникла самая острая необходимость упорядочения текста и контроля за его правильностью.

Еретические движения конца XV в.- середины XVI в. (дело Матвея Боликина), споры нестяжателей и иосифлян, касавшиеся вопросов "истинности" тех или иных "писаний", настоятельно требовали такого контроля. 

I. История возникновения книгопечатания 

Инициатива в этом деле принадлежала Ивану IV и митрополиту  Макарию, а первоначальной целью  книгопечатания было распространение  единообразных церковных книг с  целью укрепления авторитета религии  и церковной организации вообще. Первая типография в России начала работать около 1553 г., но имена первых мастеров нам неизвестны. В 1563 г. в  Москве по царскому повелению и на государственные средства сооружается  типография. Создателями и руководителями Печатного двора (размещался невдалеке  от Кремля на Никольской улице) были дьякон одной из кремлевских церквей  Иван Федоров и его помощник, белорусский  мастер Петр Мстиславец. В марте 1564 г. вышла первая книга "Апостол"  — выдающееся произведение средневекового печатного дела, по своим техническим  и художественным качествам.  Она  отличалась четким красивым шрифтом, многочисленными  заставками, была также выполнена  гравюра "апостол Лука" и т.д. В 1565 г. вышли два издания другой книги - "Часовник". Иван Федоров  был не только мастером-типографом, но и редактором: исправлял переводы книг "Священного писания", приближал  их язык к языку своего времени.

Информация о работе Культура России 16 в.