Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 08:34, реферат
Многих исследователей привлекала фантастическая тема в русской литературе XIX века. Однако она и по сию пору является не до конца изученной и требует особого разговора, так как романтизм и сегодня вызывает множество споров как по своей проблематике, так и по специфическим чертам.
Введение 3
Фантастическое в русской литературе первой трети XIX века 4
1. Фантастические мотивы в романтических произведениях
В.А.Жуковского 8
1.1 Сон и его функции 13
1.2 Фольклорные традиции 14
1.3 Роль пейзажа 18
2. «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина как фантастическая поэма 21
2.1 Истоки поэмы 22
2.2 Основные романтические черты поэмы 24
2.3 Прием контраста как средство изображения романтических героев 27
2.4 Роль пейзажа 29
Заключение 31
Литература 32
Содержание
Содержание
Введение 3
Фантастическое в русской литературе первой трети XIX века 4
1. Фантастические мотивы в романтических произведениях
В.А.Жуковского 8
1.1 Сон и его функции 13
1.2 Фольклорные традиции 14
1.3 Роль пейзажа 18
2. «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина как фантастическая поэма 21
2.1 Истоки поэмы 22
2.2 Основные романтические черты поэмы 24
2.3 Прием контраста как средство изображения романтических героев 27
2.4 Роль пейзажа 29
Заключение 31
Литература 32
Введение
Многих исследователей привлекала фантастическая тема в русской литературе XIX века. Однако она и по сию пору является не до конца изученной и требует особого разговора, так как романтизм и сегодня вызывает множество споров как по своей проблематике, так и по специфическим чертам. Данная тема не утратила своего значения, ибо поиск истины в добре и любви всегда актуален. Для романтиков характерно стремление к совершенству, которое по их мнению не могло быть достигнуто в реальном мире. Противопоставляя мечту действительности, они стремились выразить свое отношение к ней путем создания идеального, а порою и фантастического мира. Именно в мечте романтики и пытались отыскать истину, показывая в своих произведениях победу добрых сил над злыми.
Материалом реферата стали исследования известных философов и литературоведов по данной проблеме, а также журнальные статьи ведущих методистов и культурологов: Гуковского Г.А., Томашевского Б.В., Слонимского А.Я., Лотмана Ю.М., Скатова Н.Н. и других.
Предметом работы являются тексты фантастических произведений романтиков: Жуковского В.А., Пушкина А.С.
Цель реферата: определить место и значение фантастических мотивов в цикле романтических произведений первой трети XIX века.
Цель исследования определяется следующими задачами:
Фантастическое
в русской литературе
первой трети XIX века
Сфера фантастического занимает в литературе особое место и выделяется многими исследователями в отдельный жанр.
В толковом словаре В.И.Даля читаем: «Фантастический – несбыточный, мечтательный; или затейливый, причудливый, особенный и отличный по своей выдумке»1, т.е. в этом определении имеются в виду два значения: 1) нечто нереальное, невозможное и невообразимое; 2) нечто редкое, необычное. Применительно к литературе главным становится первое значение: когда говорят «фантастическое произведение», то имеют в виду то, что события, описанные в нем, вообще невозможны в реальной жизни.
Вот еще одно определение, которое дает словарь иностранных слов: «Фантастика – 1) представления, мысли, образы, созданные воображением; 2) литературные произведения, сюжеты и персонажи которых не имеют прямого соответствия в действительности; 3) нечто несуществующее, нереальное, несбыточное».2
Другую
дефиницию фантастики дает краткая
литературная энциклопедия: это специфический
метод художественного
Итак, под термином «фантастика» в данной работе понимается изображение невозможных, несбыточных явлений, событий, введение вымышленных персонажей, которые не имеют прямого соответствия в действительности, создание автором такого ирреального мира, который не поддается логике.
Здесь целесообразно пояснить значение слов «ирреальность» и «мистика». Термин «ирреальность» мы понимаем как нечто нереальное, не существующее в действительности. Термин «мистика» определяется двумя значениями: 1) «это вера в сверхъестественное, божественное, таинственное, вера в возможность непосредственного общения человека с потусторонними силами; 2) нечто загадочное, непонятное, необъяснимое». В этой работе для нас непосредственный интерес представляет второе, переносное значение слова «мистика».
Интересно отметить, что характерные для фантастики образы (мифологические существа типа сфинкса, кентавра; чудесные предметы и лица волшебной сказки; ожившие тени, двойники, марионетки – в романтической фантастике) представляют собой слияние разнородных и в реальности несовместимых элементов.4
Смысл
фантастического образа непрерывно
колеблется между невозможным и
возможным. Внутри произведения фантастический
образ как «невозможное»
Нужно иметь в виду, что фантастические образы, их системы эволюционируют, т.к. лежащие в их основе понятия «возможного» и «невозможного», а также характер противоречия между ними исторически меняется.
В первобытном мышлении всякие представления есть фантастические образы, т.к. предметы и явления еще не расчленены. Постепенное развитие мифологического мышления приводит к формированию устойчивой системы мифологической фантастики.
Античная литература не создает специфической формы фантастики. А основными видами фантастики раннего европейского средневековья являются фантастические образы народных сказаний, поверий, легенд.
Необходимо отметить, что для фольклорных образов характерно противоречивое совмещение реального с потусторонним. В отличие от сказки мир «сверхъестественной» фантастики не обособлен от реальности, а эти миры проникают друг в друга. Это проникновение часто принимает форму намеренного «магического» действия – волшебства, колдовства, тогда как обратное проникновение носит спонтанный характер «ужасного чуда». В этой фантастике можно видеть начальный этап становления народного гротеска позднего средневековья.
Иное отражение дух эпохи находит в религиозной фантастике христианства. Здесь реальные предметы выступают не как живые воплощения божественных сущностей (как в мифологии), т.к. божества мыслятся несоединимыми с внешним миром. Предметы реальности – символы потустороннего мира.
В эпоху Возрождения достигает расцвета в народной фантастике гротеск, определяющим элементом которого является смех.
В 18-20 вв. происходит новый сдвиг в содержании и формах фантастики, что было обусловлено кризисом религии и становлением научного мышления. Фантастика более не удваивает действительность введением особого мира, а предлагает свой ирреальный мир как модель единственной реальности (это наиболее всего заметно в утопиях).
Иную фантастику создает романтизм (особенно немецкий). Совмещая потустороннее и реальное, сказочное и бытовое, мистическое и рациональное, он тяготеет к использованию фантастики как способа художественного познания. Вместе с заимствованными (мифологическими, религиозными, фольклорными) романтическая фантастика включает новые образы, которые объединяют внутреннюю двойственность. Так складывается двойственный мир, который воплощает представление о «двоемирии» бытия. Причем в этом мире господствуют страшные, ночные силы. Так, фантастика у романтиков становится средством постижения «мистики» буржуазной действительности. Гармония внутреннего мира личности противопоставляется дисгармонии внешнего мира. Фантастическое течение наиболее ярко проявилось у немецких романтиков: Э.Т.А.Гофмана, Новалиса, Я.Тика.
В
эпоху преобладания научного мышления
на роль ведущего типа фантастики выдвигается
научная фантастика, которая широко
использует образы, построенные на
основе научных гипотез и
Таким образом, в эволюции фантастики выделяется три основные системы: мифологическая, религиозная, научная. Сходны они в том, что каждая из них дает единообразное художественное толкование обобщенного смысла бытия (его главных сторон), который не находит целостного выражения в повседневной жизни и поэтому не может быть запечатлен другими художественными средствами. Таким образом- толкованием и является мир фантастики. Итак, основные типы фантастических миров представляют собой художественно-обобщенную утопическую модель реальности, созданную с помощью системы фантастических образов.
Следует отметить, что русский романтизм знает многие из тех форм фантастики, которые выработали западноевропейские литературы: балладную фантастику (В.А.Жуковский), сказочную («Руслан и Людмила» А.С.Пушкина), фантастику «ночных повестей» и т.д. При этом русский романтизм проявил важнейшую тенденцию их развития – от фантастики открытого типа («явная» фантастика) к той, которую можно назвать неявной (завуалированной).5
В первом случае потусторонние силы открыто вступают в действие: Мефистофель в «Фаусте» И.В.Гете, Демон в одноименной поэме М.Ю.Лермонтова, дьявол в «Двенадцати спящих девах» В.А.Жуковского. Сюда же, на наш взгляд, можно отнести поэму Пушкина «Руслан и Людмила».
В
произведениях с неявной
Говоря же о роли фантастики, нужно отметить, что она выполняет различные функции, особенно часто функцию сатирическую, обличительную (Свифт, Вольтер, Салтыков-Щедрин). Нередко эта роль совмещается с другой – утверждающей, позитивной.
Фантастика
воспитывает читателя нравственного,
учит его простым, но вечным истинам:
человек должен быть добрым, гуманным,
терпеливым.
1.
Фантастические мотивы
в романтических
балладах В.А.Жуковского
Формирование Жуковского как поэта началось на рубеже XVIII и XIX столетий, в период широкой популярности сентиментализма. Молодой поэт испытал сильное влияние Карамзина и западноевропейского предромантизма.
Одним из первых проявлений раннего русского романтизма являются элегии Жуковского, которые в основном и лежат у историков его творчества. Элегии Жуковского – большие лирические произведения, центром которых является элегическая личность. («Вечер» (1806), «Сельское кладбище» (18-2), «Певец» (1811) и др.). Так, в «Сельском кладбище» юноша-поэт вначале передает впечатления, вызванные сельским кладбищем, а затем он видит себя умершим, похороненным и уже глазами других людей, смотрит на себя и читает эпитафию на собственном надгробии. Так поэт разрушает грани между жизнью и смертью своего героя, его бытием и небытием. Элегическая личность Жуковского, живя на свете, переносится в мир иной; герой живет и не живет одновременно. Подобное разрушение границ между бытием и небытием, странные посещения живущим иного мира, его погружения в могилы - первые романтические предвестия в элегиях Жуковского. Однако нужно отметить, что в ранних элегиях переселения еще лишены мистики, они результат необычной игры воображения поэта или его грустных предчувствий.
Жуковский большой мастер в поэтическом изображении вечернего, подлинно элегического чувства. В элегиях «Сельское кладбище», «Вечер», «Славянка» вечерняя природа погружается в «задумчивость», в таинственное молчание, в «сон», и элегический человек, освободившись от дневных трудов, погружается в природу и в себя самого. В душе человека пробуждается глубинная жизнь: воспоминания, мечты. Вечернее чувство – это слияние с природой, в результате которого происходит познание тайной жизни природы и самопознание нравственных глубин, недоступных человеку в дневной суете.6
Информация о работе Фантастика серебряного века русской культуры