Криминальный жаргон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 18:14, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы дипломной работы
Криминальная субкультура как и любая культура по своей сущности агрессивна. Она вторгается в культуру официальную, взламывая ее, девальвируя ее ценности и нормы, насаждая в ней свои правила, атрибутику. Известно, что носителем культуры является язык. На сегодняшний день русский язык во многом пронизан терминологией уголовного жаргона, на котором охотно говорят как подростки, так и представители власти, депутаты государственной думы. Между тем, утрата чистоты национального языка – серьезнейший симптом нарастания процесса глубокой криминализации общества.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Понятие и функции криминального жаргона …7
§ 1. Понятие и происхождение криминального жаргона ………….. 7
§ 2. Функции криминального жаргона ……………………………… 12
Глава 2. Криминальный жаргон отдельных видов правонарушителей …………………………………………………... 35
§ 1. Отличительные черты криминального жаргона воров .……..… 35
§ 2. Особенности жаргона шулеров и других криминальных
групп ………………………………………………………....………... 50
Заключение ……………………………………………………………... 72
Список использованных источников ……………………….. 76
ПРИЛОЖЕНИЕ

Содержимое работы - 1 файл

Диплом Кримин жаргон.doc

— 878.50 Кб (Скачать файл)

Необходимо отметить, что в криминальной субкультуре постоянно идет подспудная борьба между «реформаторами» (преступными авторитетами сегодняшнего дня, многие из которых купили звания воров в законе) и «традиционалистами» – ворами в законе старой формации. Воры в законе старой формации требуют неуклонного соблюдения воровского закона, не желают «лезть» в политику, категорически отвергают любое сотрудничество с властями. Новая генерация преступных авторитетов, в свою очередь, требует приспособления к существующей реальности, допускает сотрудничество с властями в интересах преступных сообществ (воры в законе старой формации сотрудничество с властям отвергают, даже если это выгодно преступным группам), пытаются провести (и зачастую это удается) своих людей во властные (как исполнительные, так и законодательные) структуры. В настоящий момент между традиционалистами и реформаторами наблюдается зыбкое перемирие, хотя разборки между ними периодически происходят.

В связи с изложенным, необходимо отметить, что позиции воров в законе – традиционалистов в последнее время значительно ослабли. Им все больше отводится почетная роль арбитров, королей без королевств. Единственное, наверное, место, где их позиции по-прежнему сильны, – это места лишения свободы и заключения под стражу (ИУ и СИЗО). Тем не менее, несмотря на значительно пошатнувшееся положение, воры в законе до сих пор остаются очень мощной силой в криминальном мире, а их влияние на криминальную субкультуру гораздо значительнее, чем у реформаторов.

В соответствии с «воровским кодексом»  принадлежность в касте «воров в  законе» определяется строгими правилами  и ритуалами.  Воры на протяжении своего существования несколько раз изменяли правила своего воровского закона, однако сохранили в нем главные принципы, такие как: отказ от сотрудничества с властями, ритуал коронования новых воров, одобрение действий по привлечению новых членов из молодежи,  обязательные вклады  в «общак» и др., среди которых осталась интернациональность звания «вор в законе».

В рамках исследования воровского жаргона необходимо обратить особое внимание на особенности письменной речи данной категории криминальных субъектов.

В тюрьмах и ИУ основной формой общения является переписка. Различные  записки называют «малявы», «малявки», «мульки», «ксивы». Деловые послания, «ксивы» -- это инструкции и обращения, подписанные вором в законе или группой лиц. «Ксивы» поддерживают заключенных, в них даются инструкции по поведению в тюрьме и на зоне, отношению к администрации, «мужикам», «козлам», «дороге». Особо важные «ксивы» призывают к «кипишу», запрещают работать и пр. Подчас основной задачей «ксив», направленных в ИУ, является призыв к «слому зоны», т. е. обучение зэков тому, как взять верх над администрацией. Оговаривается тактика воров, направленная на «слом зоны»: подрывать авторитет начальства («красных», «своры»), бороться за то, чтобы «мужики» не работали и т. п.

Воровской прогон - самая важная «ксива». «Прогон пишет вор, именно вор. То есть может писать либо сам вор -- такой прогон, какой-нибудь легкий. То есть к примеру: живите в братстве, гоните все на общее, то есть ничего сверхзапретного, не убийство.

«Ксивы» и «малявы» определенным образом оформляются. По оформлению письма можно определить, принадлежит ли его автор к воровскому миру, чтит ли он воровские законы: «О и В (Общее и Воровское) - святое и пишется всегда с большой буквы; Дом Наш Общий -- это тюрьма, тоже с большой буквы. Хата подчеркивается, так как хата тоже дом, тоже считается святым. Слово «Вор» пишется всегда с большой буквы и подчеркивается. И имя вора подчеркивается одной полосой. Подчеркивать свое имя строго-настрого нельзя. Подчеркивается только святое и имя вора».48 Для писем характерны традиционные формулы зачинов и концовок. Вот как об этом говорят заключенные: «До свидания» не пишется. Подписываются: «С искренним уважением». Начало может быть такое: «Час в радость». Заканчивать могут пожеланием: «Всех вам благ».

Вот как может выглядеть образец краткой тюремной ксивы: «Часик в радость вам бродяги х 372. Мир и радость Дому Нашему Общему. Пишет вам Вячеслав Смеян. О и В».49

Для воровской эстетики важно переживание жизни как  игры. Вор всегда играет определенную роль, недаром выход на свободу  заключенные сопоставляют с выходом  на сцену. Выйти надо «красиво», но к этому «красивому» выходу зэк готовится заранее и готовит публику. Находясь в тюрьме, в письмах родным, друзьям и подругам заключенный демонстрирует свою тюремную «просвещенность», «образованность», «элегантность» в выражении мыслей и чувств. Именно для этого заключенные переписывают друг у друга стихотворные заготовки с поздравлениями, пожеланиями, признаниями, которые затем используют при написании писем на волю: «Пусть скалы и горы сойдутся, / Пусть высохнет в море вода, / Пусть солнце и звезды погаснут, / Но я не забуду тебя», - в подобных формах выражают свои чувства в письмах к любимым зэки50.

Заключенные демонстрируют  свое интеллектуальное превосходство  над представителями властей  и свободными людьми, они используют в речи иностранные слова, заведомо непонятные ментам, афоризмы из Ницше и Шопенгауэра.

Основные фразы и  слова из воровского жаргона представлены в Приложении 1.

На развитие воровского жаргона сильное влияние оказали  заимствованные из русского языка вульгаризмы. Развиваясь, воровской жаргон перестал быть единым. Пополняясь за счет других «естественных» и «искусственных» языков, он способствовал созданию языков различных преступных сообществ, не относящимся к ворам в законе.

 

 

§ 2. Особенности жаргона шулеров и других криминальных групп

 

 

Человек — это единственное существо на Земле, которое может обмануть другого человека. Если проанализировать способность обманывать себе подобных во время игры, то еще неизвестно, что явилось первопричиной — игра, в ходе которой так заманчиво обхитрить партнера, или шулера, которые выдумали игру, чтобы удовлетворять свои желания испытывать удовольствие при обмане «лохов».

История свидетельствует, что и шулерство, и игра появились  почти одновременно. Темная и светлая  стороны одной азартной медали развивались  и совершенствовались параллельно друг с другом. И можно утверждать, что в настоящее время еще не достигли своего окончательного варианта.

Шулер, или, по старинным  определениям, — мастер, игрок, исполнитель, умеющий заправить карты, то есть заранее их пометить; подсунуть сменку, то есть подменить колоду; сделать накладку, то есть на глазах у партнеров разложить в нужном порядке взятые со стола карты.

Бывает так, что успех  игры решает единственная карта. Задача исполнителя точно вынуть именно эту карту. Приемов для того, чтобы выловить эту единственную, много. Но знание приемов — это полдела. Необходимо обладать некоторыми профессиональными чертами характера.

В своих исследованиях  авторы приводят характерные черты профессионального шулера51:

1) корыстолюбие. Важнее всего для шулера не напряжение риска, не погоня за удачей, а ее конечный результат - деньги. Жажда волшебного мгновенного обогащения в людях неодолима, но наблюдать, как удача посещает кого-то другого, шулеру тяжело, почти смертельно. С точки зрения шулера, достоин удачи тот, кто умеет ставить себя на карту;

2) отвага. Шулер - храбрый человек. Он ведет войну на вражеской территории. Нападает и побеждает. Тайные убийцы с кинжалами его бы не испугали;

3) невозмутимость. Шулер  никогда не нервничает. Не поддается суете. Его никто не выведет из себя;

4) оригинальность. Мысли у него — собственные. Чужих ему не надо. Устаревшие приемы шулер презирает, хотя и пользуется ими. Он выдумывает свои. Он артистически ими пользуется.

Почти каждый из шулеров  — отличный визуальный психолог. Такой в девяносто девяти из ста случаев остановит вас на улице, в зале ожидания вокзала, или аэропорта, или на пляже именно тогда, когда вы при деньгах. И чем большими средствами вы располагаете, тем выше ваш шанс попасть в паутину азартной игры. Некая мистичность, необъяснимость такой ситуации подтверждается даже специалистами.

Для опытного игрока достаточно одного взгляда, чтобы определить характер своего контрпартнера.

Необходимо также помнить  некоторые психологические приемы, которыми пользуются профессиональные мошенники.

Первый акт трагикомедии — незаметное начало. Авторы советуют всегда помнить самое главное правило: люди, избравшие для контакта с кем-либо любые, самые, казалось бы, безобидные элементы азартной игры — будь то респектабельное казино или призыв собирать этикетки для последующего розыгрыша призов, — эти люди с самого начала считают вас простаком. На уличном жаргоне мошенников всякий их клиент — всегда лох. Зацепить, вовлечь такого в паутину игры — первая забота любого мошенника.

И вот человеку просто за так, без никаких денег, предлагают «крутануть рулеточку», «барабан», «подснять карту», бросить игральные кости, подержать карточки с цифрами, а то и просто рассудить «тупиковую» ситуацию как лицу беспристрастному и незаинтересованному52.

Или как, например, на ипподромах «кидала», выбрав себе жертву или «лоха», для завязки разговора подходит к ней и вежливо просит одолжить ему карандаш. Затем он делает этим карандашом пометки в своем расписании бегов и заводит ни к чему не обязывающий светский разговор.

Как только «жертва» остановилась, ее незаметно, исподволь начинают «пасти» и «окучивать» как минимум пять-шесть человек. Дело свое они знают прекрасно, так что даже в голову не придет: зарождается экстремальная и опасная для кошелька ситуация.

Например, к человеку, во всех отношениях положительному и  занятому, который пользуется вашим  карандашом, подходит сообщник и вручает  ему пачку якобы выигранных купюр  со словами, что сейчас у него назначена  встреча с кем-то из боссов, который твердо обещал дать кое-какие ценные сведения относительно следующего заезда. Кидала, удовлетворенно улыбнувшись, кладет деньги в карман и как ни в чем не бывало продолжает прерванную беседу53.

Но «жертва» уже на крючке. Совершенно незаметно ей забросили наживку и она ее проглотила: именно этого знатока ей и не хватало для того, чтобы удачно сделать ставку.

Как только «жертва» проявила первую заинтересованность, можно считать, что она уже рассталась со своими деньгами навсегда.

Второй акт трагикомедии — увязание коготка. Согласно пословице, «увяз коготок, всей птичке пропасть». Потому что на двести процентов исключен вариант, чтобы прохожему просто так дали выиграть деньги. Главная задача для мошенника: убедить лоха в близкой и крупной удаче, «коль скоро вам так сразу повезло». И еще: разбудить жадность, которая где-то в глубинах души сидит в каждом из нас. Ну, если не жадность, то хотя бы «русский авось», с которым мы рождаемся, взрослеем, старимся и умираем: авось пронесет, авось все-таки выиграю. Не стоит обольщаться: выигрыша не будет никогда. Даже если второй и третий раз вам подфартило. Ибо вся система азартных игр построена на беспроигрышном расчете: одурачить клиента. А одурачиванию, как и гипнозу, подвержен практически каждый из нас54.

Вернемся к ипподромной завязке. Кидала делает вид, что не понимает вашего намека на оказание помощи. Он нарочно меняет тему, стараясь говорить об отвлеченных предметах. Конечно, вы все настойчивее возвращаетесь к интересующему вопросу.

Третья сцена может  выглядеть по-разному, но цель одна — достать деньги из кармана лоха.

На ипподроме вскоре вновь появляется сообщник и начинает что-то шептать на ухо своему коллеге. К этому времени вы, отбросив всякие приличия, уже умоляете взять вас  в долю. Тогда кидала, обернувшись к сообщнику, с сомнением в голосе спрашивает его:

«Как ты думаешь, может, действительно уступим настойчивым просьбам нашего приятеля и поможем ему? Уж очень ему хочется сделать ставку, а надежной информации не хватает». Сообщник разыгрывает сомнение и некоторое время колеблется. Что скажет их информатор, когда узнает, что его сведения попали в руки постороннего? И все в том же духе.

А вы уже стоите со своими деньгами и умоляете пустить их в  дело, то есть сделать ставки, используя  самую надежную информацию.

Если действие происходит на вокзалах, эта часть спектакля  может открываться и другими  ремарками, типа: «Простите, но наши правила игры таковы, что вы, если хотите, конечно, продолжить, должны добавить столько-то денег и тогда сможете выиграть такую-то сумму». Суть здесь вовсе не в деталях, а в великом моменте, ради которого и был остановлен условный прохожий: его принудили не мытьем, так катаньем достать свои кровные денежки. Сначала его дурили-разыгрывали, так сказать, за счет фирмы. И, наконец, добились своего, то есть чужих денег. Конечно, они могут быть весьма мизерными, но тут для мошенников принципиально важно другое: жертва заглотила наживку. Теперь наступило время ее вытаскивать и потрошить жертву.

Последняя сцена во всех представлениях одна и та же – прощание с деньгами.

Если до знакомства с  кидалами «жертва» рассчитывала истратить на скачках всего пару рублей, то теперь жадность берет свое. Представив себе сумму возможного выигрыша, вы уже буквально требуете забрать у вас все деньги до последнего пятака и пустить их на «верные» ставки.

Оба мошенника с сомнением  качают головами: «Вы уж извините, но риск слишком велик — сами понимаете, дело-то нешуточное — разглашение конфиденциальных данных». Они делают вид, что уходят. В это мгновение вы готовы разрыдаться от огорчения, все рушится буквально на глазах. Вы выворачиваете свои карманы, чтобы наскрести сумму, достойную их внимания. В конце концов кидалы неохотно соглашаются. Взяв деньги жертвы, они удаляются и исчезают навсегда55.

Информация о работе Криминальный жаргон