Понятие квалифицированной юридической помощи и лица, ее осуществляющие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 13:55, курсовая работа

Краткое описание

В свете этого является парадоксальным, что сегодня в российском праве квалификационные требования (помимо требований к нотариусам и патентным поверенным) предусмотрены лишь для случаев оказания адвокатами юридической помощи обвиняемым и подсудимым в некоторых, однако не во всех, уголовных делах, а также для случаев представительства в Конституционном Суде России (его могут осуществлять только адвокаты и лица с ученой степенью по юридической специальности). Во всех остальных случаях оказывать юридическую помощь (услуги) могут любые лица, в том числе без образования и с судимостью.

Содержимое работы - 1 файл

курсовая по уг проц..docx

— 58.27 Кб (Скачать файл)

 

Введение.

      В статье 2, Конституции Российской Федерации, говориться «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». На этом основании согласно части первой статьи 45, Конституция РФ, гарантируя государственную защиту прав и свобод человека и гражданина, предоставила каждому право на квалифицированную юридическую помощь (ч. 1 ст. 48).

    В настоящее время квалифицированная  юридическая помощь гражданам и организациям оказывается двумя группами: с одной стороны - членами квалифицированных профессиональных сообществ (адвокатами, нотариусами, патентными поверенными), а с другой стороны - всеми иными желающими юридическими и физическими лицами (в рамках как коммерческой, так и непредпринимательской деятельности). При этом в отношении этих двух групп государственное регулирование содержит совершенно неоправданные различия в подходе. Следует также отметить, что лица, оказывающие юридические услуги, поставлены в неравные условия, в чем-то граничащими с дискриминацией: адвокаты несут множество обязанностей, тогда как к лицам, не имеющим статуса адвоката, но также оказывающим юридические услуги, никаких требований и условий осуществления такой деятельности, законодательство не устанавливает.

    Признаком квалифицированности в какой-либо области человеческой деятельности является профессионализм (целенаправленное постоянное занятие лица строго определенным делом). Профессионализм в современную эпоху во всех ответственных областях экономики, государственной службы и социальной сферы обусловлен допуском к профессии. Например, без выполнения профессиональных и квалификационных требований невозможно оказывать помощь (услуги) медицинского свойства, осуществлять инженерную деятельность или аудит, состоять на государственной службе, заниматься военным делом, управлять любым видом транспорта, вести образовательную деятельность и так далее. Допуск к большинству требующих квалификации профессий возможен только при соблюдении стандартных и общепринятых условий: наличие специального профильного образования (всегда), опыта/стажа (для ответственных должностей) и положительных моральных характеристик (для гуманитарных профессий).

Для юридической профессии знания, опыт и моральный облик особенно важны. Не случайно, как и для адвокатов, такие же требования законом предусмотрены  для судей, прокуроров и нотариусов (включая постоянное повышение квалификации).

В свете этого является парадоксальным, что сегодня в российском праве  квалификационные требования (помимо требований к нотариусам и патентным  поверенным) предусмотрены лишь для  случаев оказания адвокатами юридической  помощи обвиняемым и подсудимым в  некоторых, однако не во всех, уголовных  делах, а также для случаев  представительства в Конституционном  Суде России (его могут осуществлять только адвокаты и лица с ученой степенью по юридической специальности). Во всех остальных случаях оказывать  юридическую помощь (услуги) могут  любые лица, в том числе без  образования и с судимостью.

Между тем Конституционный Суд  России прямо указал: «…право вести свои дела в суде через самостоятельно выбранного представителя не означает безусловное право выбирать в качестве такового любое лицо и не предполагает возможность участия в судопроизводстве любого лица в качестве представителя». Это может приводить к тому, что защитником или представителем «окажется лицо, не обладающее необходимыми профессиональными навыками, что несовместимо с задачами правосудия и обязанностью государства гарантировать каждому квалифицированную юридическую помощь»; «…установление критериев квалифицированной юридической помощи и обусловленных ими особенностей и условий допуска тех или иных лиц в качестве защитников или представителей в конкретных видах судопроизводства является обязанностью законодателя»*. В данной курсовой работе я подробно рассмотрю оказание адвокатом квалифицированной юридической помощи участникам уголовного судопроизводства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


*См.: Постановления Конституционного Суда России от 16 июля 2004 г. N 15-П; Конституционного Суда России от 28 января 1997 г. N 2-П.

Глава 1. Понятие квалифицированной юридической помощи и лица,  
ее осуществляющие.

1.1 Адвокатская этика. Общие понятия и принципы.

    Адвокатская этика заключается в профессиональном и честном исполнении адвокатом своих обязанностей, предусмотренных Законом об адвокатуре, а также другими правовыми актами. Адвокат несет ответственность перед заказчиком его услуг, судом и обществом в целом за профессиональное и качественное исполнение своих обязанностей. 
Оказывая юридическую помощь нуждающемуся, адвокат должен помнить, что при рассмотрении проблемы он должен подходить к своему делу ответственно, добросовестно и беспристрастно. Совокупность данных условий должна соблюдаться непременно и одновременно. Компетентность адвоката не должна вызывать сомнений ни у клиента, ни у суда, ни у него самого. Стремление оказать квалифицированную юридическую помощь и сделать это в максимально короткие сроки является одним из важнейших аспектов адвокатской этики.

        Этика адвоката не позволяет ему разглашать какую-либо конфиденциальную информацию, полученную от подопечного, даже в том случае, если известно о разглашении данных сведений третьей стороной. А попытки одного подопечного узнать у адвоката конфиденциальную информацию, касающуюся другого подопечного, должны быть подвергнуты порицанию и жесткому пресечению.

Адвокату разрешается разглашение  частной информации только с разрешения его подопечного (устного или  письменного).

      В словаре Ожегова этика - «одна из форм идеологии - учение о морали (нравственности), ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе».

Таким образом, предметом адвокатской этики становится поведение представителя этой профессии, члена соответствующей корпорации, преимущественно, в обстоятельствах, где он действует именно как профессионал, либо представляет свою профессию, либо воспринимается окружающими именно как представитель корпорации адвокатов. Адвокат как человек может придерживаться любого этического учения, любых этических воззрений, однако, как для члена корпорации для него возможна только одна система профессиональных ценностей, только один набор стандартов профессионального поведения.

Вряд ли сегодня кто-либо станет спорить с тем, что для дальнейшего  развития российской адвокатуры вопрос выработки точного перечня профессиональных этических установлений столь же необходим как и принятие закона об адвокатуре. К чему приводит "игра без правил" мы хорошо видим на практике. Самое страшное это то, что адвокаты начинают истреблять друг друга, погрязая в интригах, сплетнях, неуважительных публичных отзывах друг о друге. Процветают перехват клиентов и взаимные оскорбления. Кроме того, исторически доказано, что адвокатура, не признающая этические принципы, не может рассчитывать на доверие общества. Результатом этого всегда становилось усиление вмешательства государства в дела адвокатуры, что, с необходимостью, влекло за собой ограничение реальной независимости адвокатских формирований, без которой адвокатура как правозащитный институт невозможна.

   На этом основании Кодекс профессиональной этики адвоката является не просто сборником этических принципов и правил, которые должен стремиться соблюдать в своей профессиональной деятельности адвокат и несоблюдение (или нарушение) которых не влечет каких-либо существенных последствий для него. За несоблюдение Кодекса адвокат может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Согласно ст. 5 Кодекса профессиональная независимость адвоката является необходимым условием доверия к нему. Адвокат должен избегать действий, направленных к подрыву доверия. Злоупотребление доверием несовместимо со званием адвоката.

     Приступая непосредственно  к консультированию клиента, адвокат  должен помнить, что его задача  не только дать правильный  совет, но и убедиться, что  этот совет правильно понят.  Совет адвоката должен быть  понятным и четким, ясно выражающим  его правовую позицию, а также  должен содержать возможный результат  судебного рассмотрения спора. Адвокат должен ясно обозначить факты, обстоятельства и предположения, на которых основывается его точка зрения, особенно тогда, когда обстоятельства, сообщаемые клиентом, не подразумевают необходимости проведения всестороннего правового исследования, влекущего значительные расходы для клиента.

     Если клиент выразит  желание получить консультацию  у другого адвоката по интересующей  его проблеме, адвокат обязан  оказать ему в этом всяческое  содействие.

     Одним из важнейших этических правил, безусловно, следует признать добросовестное отношение адвоката к суду. Этические нормы, регулирующие поведение адвоката в суде, достаточно просты и очевидны. Кратко эти правила можно было бы сформулировать следующим образом. Суд надо уважать, его нельзя обманывать, ему следует подчиняться. Процессуальный противник не враг, с ним надо обращаться уважительно, не подвергать оскорблениям (не только в уголовно-правовом, но и в бытовом смысле этого слова), высмеиванию, его процессуальные права следует уважать и с ними считаться.

     Адвокат не может и не должен влиять на ход правосудия, давая фальсифицированные показания, фальсифицировать факты, осознанно представлять подложные документы, давать (советовать) ложные показания или свидетельства, заведомо для адвоката неверное, неточное толкование положений закона либо нормативных актов или судебной практики, осознанно утверждать что-либо, для чего нет разумного основания в имеющихся в распоряжении суда или представленных ему доказательствах, либо утверждать то, что лишь предстоит доказать или мотивировать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Теоретические и правовые основы оказания 
квалифицированной юридической помощи в уголовном процессе

2.1 Квалифицированная юридическая  помощь в системе гарантий  прав личности.

      В условиях построения в России правового государства, значение права на получение квалифицированной юридической помощи, несомненно, возросло. Нынешнее состояние комплекса правоотношений, связанных с категорией «квалифицированная юридическая помощь участникам уголовного судопроизводства» есть результат длительной эволюции. Таким образом, возникает необходимость соответствующего анализа исторического процесса в целях уяснения сущности тенденций и перспектив развития таких современных правовых институтов, как «квалифицированная юридическая помощь», «адвокат-защитник», «адвокат-представитель», «адвокат свидетеля» и т.д.

    В новом Уголовно-процессуальном кодексе РФ, нашли свое отражение отдельные положения, направленные на реализацию конституционной нормы о предоставлении квалифицированной юридической помощи, при этом, в контексте реформирования уголовно-процессуального законодательства, значительно расширилась область применения указанного права.

        На стадии производства в суде, согласно ст. 49 УПК РФ, предусматривается возможность участия адвоката в качестве защитника. При производстве у мирового судьи возможен допуск в качестве защитников не только адвокатов, но и одного из близких родственников обвиняемого или иного лица, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. Конституционном Суде Российской Федерации", участвовать в заседаниях Конституционного Суда в качестве представителя стороны может только адвокат или лицо, имеющее ученую степень по юридической специальности. 
В настоящее время обращение за помощью адвоката, самостоятельное ведение дел в суде и другие формы защиты прав недоступны большинству психически больных граждан, поэтому служба защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах, может стать эффективным механизмом, стоящим на страже интересов психических больных. Многочисленны нарушения прав заключенных, страдающих психическими заболеваниями. По мнению Уполномоченного по правам человека РФ, врачей-психиатров и большинства правозащитных отечественных и зарубежных организаций, основной правовой акт, регламентирующий оказание психиатрической помощи, неизвестен не только большинству населения страны, но и медицинским организациям непсихиатрического профиля. 
В юридической литературе и правоприменительной практике вопрос о соотношении понятий "защита" и "оказание юридической помощи" является предметом дискуссий. Высказывается точка зрения о том, что защита осуществляется только в случае уголовного преследования подозреваемого или обвиняемого (а также обвиняемого и подозреваемого в широком - конституционно-правовом смысле, т.е. лиц, в отношении которых ведется уголовное преследование, изобличительная деятельность). Во взаимоотношениях с другими участниками процесса адвокат лишь оказывает им юридическую помощь, чтобы не допустить ущемления их прав и законных интересов. Поэтому назрела необходимость рассматривать адвоката, оказывающего лишь юридическую помощь некоторым участникам процесса, в рамках иного, не получившего пока надлежащей разработки института уголовного процесса, но не института защиты. В связи с этим представляется практически значимой дополнительная доктринальная разработка понятий "защита" и "оказание юридической помощи". 
Решающую роль в разъяснении гражданам их права пользоваться услугами защитника играют сотрудники правоохранительных органов, доводящие до участников процесса право пользоваться услугами защитника лишь в случае, если очевидна их причастность к преступлению. В некоторых регионах право на юридическую помощь адвоката разъясняют всем свидетелям, вызванным впервые для допроса, и отражают факт разъяснения в протоколе. Последующие следственные действия разъяснением не сопровождаются. В других случаях в протокол следственного действия вписывается фраза о возможности участия адвоката, если действие чревато ограничением прав участвующих в нем лиц.

 Разъяснение права на квалифицированную  юридическую помощь не подкреплено  обязанностью следователя и заведующего  юридической консультацией обеспечить  помощь в случае материальных  затруднений свидетеля (потерпевшего, гражданского ответчика и др.). 
Юридическая помощь должна быть доступна всему населению. Однако не каждый гражданин в состоянии оплатить услуги адвоката. Ст. 48 Конституции РФ, предусматривая возможность оказания бесплатной юридической помощи, тем самым обеспечивает льготы при оказании юридической помощи, устанавливая одинаковую юридическую защиту для всех нуждающихся независимо от их экономического положения. Явилось бы нарушением принципа равенства, права на доступ к правосудию и гарантии справедливого ведения процесса, если бы одна из сторон была вынуждена отказаться от реализации своих прав по причине нехватки средств для его ведения или не в состоянии так же действенно выразить свои претензии, как и сторона, экономически более обеспеченная. 
Бесплатная юридическая помощь является постоянной и общефедеральной льготой и распространяется на определенные категории физических лиц. Наиболее устоявшимся является понятие льгот как разновидности специальных прав граждан, предоставляемых некоторым группам населения более высокий уровень прав для отдельных групп по сравнению с общим уровнем.

Другие авторы считают, что льготы представляют собой поощрительное  освобождение участника общественной жизни от некоторых установленных  нормами права обязанностей (В.М. Баранов). Льготы являются правомерным исключением из общих правил и сопровождаются более полным удовлетворением собственных интересов субъекта, облегчением условий его жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов. Право на юридическую помощь должно рассматриваться как важнейшая гарантия юридической безопасности. Юридическая безопасность как одна из основных социальных и юридических категорий конституционного статуса еще не получила надлежащей научной оценки. Юридическая безопасность - это состояние юридической защищенности жизненно важных интересов личности (общества и государства) от внешних и внутренних угроз. Это понятие включает, наряду с правовым обеспечением безопасности, надлежащую деятельность правоохранительных, судебных и правоприменительных органов, адвокатуры и нотариата, иных органов и организаций, представляющих юридическую помощь.

Обеспечение жизненно важных интересов  требует выявления, изучения и устранения угроз юридической безопасности, значительных материальных затрат, проведения необходимых мероприятий на территории всей страны. 
К числу угроз юридической безопасности относятся, в частности, пробелы правового регулирования права на юридическую помощь, судебная волокита, недоступность юридической помощи, дороговизна обращения за юридическими услугами, их коммерциализация и низкая эффективность (оплата адвоката, а порой и экспертизы по уголовным делам, высокие нотариальные тарифы.

Информация о работе Понятие квалифицированной юридической помощи и лица, ее осуществляющие