Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 18:47, курсовая работа
Количество преступлений во всех сферах деятельности, и в частности против собственности, растет из года в год. Угон транспортных средств также подвержен такому росту. Привлекательность транспортного средства для преступного посягательства исходит из его свойств.
Введение………………………………………………………………………….4
1 Уголовно-правовая характеристика основного состава угона транспортного средства или маломерного водного судна ……………………………………..6
2 Квалифицирующие признаки угона транспортного средства или маломерно-го водного судна………………………………………………………………....12
3 Проблемы квалификации угона транспортного средства или маломерного водного судна………………………………………………….…………………17
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованных источников…………………………………………...25
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Уголовно-правовая
2 Квалифицирующие признаки
3 Проблемы квалификации угона
транспортного средства или
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Количество преступлений во всех сферах деятельности, и в частности против собственности, растет из года в год. Угон транспортных средств также подвержен такому росту. Привлекательность транспортного средства для преступного посягательства исходит из его свойств. Это и высокая стоимость, и самоходность, что позволяет преступнику быстро скрываться с места преступления, и довольно высокая ликвидность, что и явилось актуальностью данной темы
Угон транспортного средства или маломерного водного судна − это неправомерное завладение транспортным средством или маломерным водным судном и поездка на нем без цели хищения. Обязательным признаком завладения является его неправомерность ‒ отсутствие у лица, как действительного, так и предполагаемого права на использование транспортного средства для осуществления поездки. Угон окончен с момента отъезда транспортного средства с места его нахождения на любое расстояние. Угон имеет место лишь тогда, когда виновный действует без цели хищения транспортного средства, то есть без обращения его в свою пользу.
Недостаточная эффективность борьбы с указанными посягательствами часто объясняется несовершенством конструкции нормы о противоправном завладении автодорожным транспортным средством без цели хищения.
Квалификация данного состава преступления представляет определенную сложность в связи с тем, что неправомерное завладение автомобилем и другим транспортным средством происходит без цели хищения. По нашему мнению определение граней с целью хищения, и без цели хищения на практике представляет определенную трудность. Например, в результате введения плана «Перехват» был пресечен угон транспортного средства. Угонщик впервые попадает в поле зрения правоохранительных органов. Его заявление, что он завладел неправомерно транспортным средством без цели хищения довольно сложно опровергнуть. Сложно определить субъективную сторону. Грань, между кражей и угоном лежит именно в плане психической деятельности лица, что конечно же не отменяет доказывание умысла с позиций иных и косвенных доказательств. Я отмечаю это для того, что проблемы с доказыванием данного деяния действительно существуют.
Цель представленной работы состоит в рассмотрении и анализе особенностей угона транспортного средства или маломерного водного судна.
Поставленной целью
1) рассмотрение
уголовно-правовой
2) определение признаков угона транспортного средства или маломерного водного судна;
3) выявление имеющихся
проблем квалификации угона
1 Уголовно-правовая
угона транспортного средства или маломерного водного судна
Автотранспорт как средство передвижения и перевозки грузов получил широкое распространение только с развитием отечественного автомобилестроения в 60-е годы XX века. Поскольку автомобиль стал доступным средством для широких масс населения, увеличились и различные преступные посягательства на средства автотранспорта [13, с. 13].
Учитывая рост преступных посягательств на транспортные средства, белорусский законодатель (в целом как и советский) в середине 60-х годов прошлого века посчитал необходимым закрепить в уголовном законе ответственность за угон транспортных средств без цели хищения. Данная уголовно-правовая норма была помещена в УК РБ БССР 1960 г. среди норм об ответственности за нарушение правил движения и эксплуатации транспортных средств.
Основанием для выделения места этой норме в системе Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК РБ) послужил довод о том, что угонщиками наиболее часто являются лица, не имеющие водительских удостоверений или лишенные их, не обладающие необходимыми навыками в управлении, находящиеся в нетрезвом состоянии и своими деяниями угрожающие общественной безопасности. Поэтому основным непосредственным объектом преступления была безопасность движения механического транспорта, а дополнительным собственность – (социалистическая или личная) [7, с. 236].
История существования в УК РБ самостоятельной уголовно-правовой нормы об угоне автодорожного транспортного средства насчитывает более 40 лет. Немногим менее действует норма об угоне воздушного судна. С вступлением в силу УК РБ 1999 г. в качестве предмета угона стали рассматриваться также водные суда и железнодорожный подвижной состав.
Сегодня эта норма вошла в УК РБ 1999 г. в виде ст. 214 УК РБ (угон транспортного средства или маломерного водного судна) и включена в главу 24 УК РБ, в силу чего угон получил статус преступления против собственности. Отказавшись от выделения в качестве непосредственного объекта этого преступления безопасности движения и эксплуатации транспорта, законодатель отдал приоритет защите прав собственника имущества в виде механического транспортного средства или маломерного водного судна [14, с. 69]. Таким образом, угон является посягательством на право собственности, где виновный препятствует собственнику осуществлять свои полномочия по использованию транспортного средства, в результате чего собственник терпит ущерб, выражающийся в амортизации вещи, неполучении соответствующих доходов, лишении возможности самому пользоваться и распоряжаться вещью по своему усмотрению [14, с.72].
Угон транспортного средства или маломерного водного судна состоит в совершении двух связанных действий, выражающихся в неправомерном завладении транспортным средством и следующей за ним поездке на этом транспортном средстве. Под транспортным средством, УК РБ указанным в статьях 214, 317–318 УК РБ, понимается механическое транспортное средство, предназначенное для движения по дороге и для перевозки пассажиров, грузов или установленного на нем оборудования, а также шасси транспортного средства и самоходная машина.
С правовой точки зрения отличие угона от хищения автомобиля заключается в том, что угон транспортного средства, как правило, совершается без цели хищения или присвоения. Под хищением автотранспортного средства понимают любое неправомерное, уголовно наказуемое, в соответствии с национальным законодательством, безвозмездное изъятие или завладение автотранспортным средством [4].
Например, трудные подростки или лица в состоянии алкогольного опьянения угнали автомобиль, покатались и бросили. Обычно угоны совершаются с неохраняемых дворовых стоянок. Ну а хищение, кража автомобиля, происходит как с неохраняемых стоянок, так и из плохо закрепленных запорными устройствами неохраняемых гаражей. Иногда автоворы действуют по заказу некоего лица, располагающего крупными суммами денег. В подпольной мастерской на чужой машине перебивают номера, перекрашивают кузов, меняют резину и перепродают целиком. А могут разобрать и продать по запчастям. Вот что кроется за выражением «украли автомобиль».
Угон транспортных средств долгое время был внутренней проблемой. Часто вовлечены были отдельные несовершеннолетние или их небольшие группы, которые занимались несколько большим, чем просто поездками ради забавы на чужой автомашине без разрешения. Автомобили угонялись в одной местности и часто там же обнаруживались некоторое время спустя. Однако в последние годы угон все большего и большего числа машин предшествовал переправлению их в другую страну или страны.
Количество осужденных за угон автодорожного транспортного средства в 2004 и 2005 гг. составило соответственно 1228 и 1177 человек, что превышает аналогичные показатели 1994 и 1995 гг. на 69 % и 63 % соответственно (721 и 726 осужденных).
Угон считается тяжким преступлением. Многое зависит от стоимости автомашины, каким образом совершена кража, одним человеком или группой лиц, или по предварительному сговору. Во многих случаях виновные осуждаются на большие сроки. Все зависит от обстоятельств и деталей уголовного деяния, которые принимает во внимание суд.
Что касается угона автомашины (статья 214 УК РБ "Угон транспортного средства или маломерного судна"), если без цели хищения, то угонщик наказывается лишением свободы до пяти лет. Это по первой части данной статьи. Вторая часть посвящена наказанию группы лиц, совершивших такой угон. «То же действие, совершенное повторно, либо с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, или с угрозой его применения, либо группой лиц по предварительному сговору, либо повлекшее по неосторожности причинение ущерба в особо крупном размере, – наказывается ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до семи лет».
Действия, предусмотренные частями 1 или 2 статьи 214 УК РБ, совершенные с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, или с угрозой его применения, – наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
Ответственность за совершение кражи автомобиля, предусмотрена ст. 205 УК РБ. Тайное похищение имущества (кража) – наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
Кража, совершенная повторно, либо группой лиц, либо с проникновением в жилище, – наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок от трех до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок.
Кража, совершенная в крупном размере, – наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации.
Кража, совершенная организованной группой либо в особо крупном размере, – наказывается лишением свободы на срок от трех до двенадцати лет с конфискацией имущества.
Проблема угона транспортных средств не ограничивается угоном автомобилей. Не менее значительно и число угонов воздушных судов. Н.Лазарев и В.Михайлов, со ссылкой на журнал «Курьер ЮНЕСКО», считают, что за период с 1969 по 1979 год в мире угнано 483 авиалайнера с 31845 пассажирами на борту. В ходе «операций» воздушных пиратов взорвано 75 самолетов, погибло 1137 человек. По другим данным, всего за историю авиации зафиксировано 779 случаев угона самолетов. С 1968 по 1972 за год в среднем угоняли по 80 самолетов. С введением в 1973 году предпосадочного контроля это число уменьшилось. Чаще всего похитителями руководили политические мотивы.
Подобные действия представляют большую общественную опасность, поскольку они серьезно нарушают функционирование воздушных сообщений. Незаконный захват и угон самолетов, вертолетов и других летательных аппаратов создают существенную угрозу безопасности полетов, жизни, здоровью пассажиров и членов экипажей воздушных судов, вызывают тревогу и неуверенность у людей, пользующихся услугами этого вида транспорта.
Между тем на момент совершения общественно-опасных действий в национальном праве угон воздушных судов вообще не рассматривался в качестве преступления. Уголовные кодексы многих государств не содержали норм, которые устанавливали бы ответственность за это деяние и определяли соответствующую меру наказания. Поэтому суды не могли рассматривать дела и наказывать лиц, угоняющих самолеты, за сам факт угона. Если такое лицо и наказывалось, то не за анализируемое деяние, а за другие уголовно-наказуемые действия, которые им были совершены в связи с угоном воздушного судна: убийство, причинение телесных повреждений, нарушение правил въезда или выезда из государства, повреждение имущества и т. д.
Таким образом, участившиеся случаи угона воздушных судов, серьезно нарушающие нормальную работу воздушного транспорта, выросли в международную проблему, поскольку жизнь показала, что односторонними усилиями государств нельзя обеспечить эффективную борьбу с этими посягательствами. Возникла необходимость признать угон воздушного судна международным преступлением, что давало бы государствам возможность договориться о совместных мерах борьбы с такого рода посягательствами. В пользу этого свидетельствовало и то, что, во-первых, обеспечение безопасности полетов гражданских самолетов, принадлежащих любой стране, становится в таком случае обязанностью всех государств, во-вторых, общественная опасность таких преступлений требовала принятия превентивных юридических мер, предусмотрев неотвратимость наказания преступника, где бы он ни пытался укрыться, и, наконец, в-третьих, ввиду специфики воздушного транспорта, нередко используемого преступниками для побега за границу, требовалась некоторая правовая основа, которая облегчила бы известную унификацию национального уголовного законодательство.
Гаагская (п. 2 ст. 3) и Монреальская конвенции (п. 1 ст. 4) регулируют вопросы, относящиеся лишь к гражданской авиации. Но в советской юридической литературе было высказано мнение, что под предметом угона подразумевается воздушное судно любого назначения и любой государственной принадлежности: гражданские пассажирские воздушные корабли, военные самолеты, санитарная авиация, спортивные самолеты и др., а также воздушные суда, принадлежащие иностранным государствам и национальным компаниям.
Преступление считается оконченным в момент фактического использования воздушного судна как транспортного средства в интересах преступника: изменение маршрута, неподчинение органам управления воздушным движением и т. д. Если же эта цель не достигнута, то имеет место покушение на угон воздушного судна.
Лица, совершающие угон воздушного судна, как правило, пытаются оправдать свои действия политическими мотивами, надеясь тем самым для избежания уголовной ответственности использовать право убежища. С принятием Гаагской и Монреальской конвенций такие лица все равно должны быть привлечены к уголовной ответственности. Ст.7 Гаагской конвенции установила, что государство, на территории которого оказывается предполагаемый преступник, если не выдаст его, обязано без каких-либо исключений и независимо от того, совершено ли преступление на его территории, передать дело своим компетентным органам для целей уголовного преследования. Эти органы принимают решение таким же образом, как и в случае любого обычного преступления серьезного характера, в соответствии с законодательством этого государства.
Информация о работе Угон транспортного средства или маломерного водного судна