Преступления против общественной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 08:50, реферат

Краткое описание

Преступления против общественной безопасности занимают свое определенное место в структуре Особенной части УК РФ. Именно с них начинается раздел IX УК «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка».
Несмотря на то что эти посягательства составляют незначительную часть в общей численности преступлений, их общественная опасность чрезвычайно высока. Она обусловлена тем, что эти деяния посягают на безопасные условия жизни всего общества, они объективно вредны для достаточно широкого круга общественных отношений, их последствия тяжелы для общества, и многие из них относятся к преступлениям международного характера.

Содержимое работы - 1 файл

88преступление против обществен.doc

— 241.50 Кб (Скачать файл)

     При наличии в действиях лица иного  состава преступления оно подлежит уголовной ответственности за это  преступление и освобождается от ответственности за преступление, предусмотренное ст. 2051 УК.

     Публичные призывы к осуществлению  террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 2052УК). Данная статья была введена в Уголовный кодекс Федеральным законом от 27 июля 2006 г.

     Несмотря  на большое количество международных актов, регулирующих те или иные проявления терроризма, публичные призывы к осуществлению террористической деятельности запрещены только ст. 5 Варшавской конвенции Совета Европы по предупреждению терроризма от 16 мая 2005 г. В ней «публичное подстрекательство к совершению террористического преступления» означает «распространение или иное представление какого-либо обращения к общественности в целях побуждения к совершению террористического преступления, когда такое поведение, независимо от того, пропагандирует оно или нет непосредственно террористические преступления, создает опасность совершения одного или нескольких таких преступлений»1.

1 Подробнее об этом см.: Князькина А. К. Конвенционные преступления как вид конвенциональных преступлений. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 102.

 

     Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ст. 2052УК, характеризуется двумя альтернативными действиями:

     1)  публичными призывами к осуществлению  террористической деятельности;

     2) публичным оправдание терроризма.

     Призывы — это обращение в целях возбуждения желания осуществить террористическую деятельность у части населения. Согласно прямому указанию закона они должны носить публичный характер, т. е. совершаются в присутствии не менее двух лиц (на собраниях, митингах и т. д.). Форма воздействия может быть различной: устная, письменная, аудио- и видеозаписи, плакаты, листовки и т. д.

     В отличие от подстрекательства к  осуществлению террористической деятельности, публичные призывы не имеют персональной направленности, не предполагают вовлечения конкретного лица в совершение определенного преступления.

     Под публичным оправданием  терроризма понимается публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании (примечание к ст. 2052УК). Подобные действия могут выражаться как в открытой, так и в завуалированной форме.

     В науке уголовного права некоторыми учеными высказаны опасения в обоснованности криминализации этого деяния в связи с тем, что границы уголовно наказуемого «оправдания» от уголовно ненаказуемого сочувствия не определены. «Поэтому на практике будет трудно провести разграничение между оправданием терроризма и реализацией конституционного права граждан на выражение своего мнения»1.

     Состав  формальный, т. е. преступление окончено с момента совершения деяния.

     Субъективная   сторона   преступления  характеризуется   прямым умыслом.

     Субъект — физическое, вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

     Квалифицированным видом преступления является совершение деяния с использованием средств массовой информации (периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации)2.

1 Полный курс уголовного права в 5 т. Т. 4: Преступления против общественной безопасности. С. 63.

2 Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (ред. от 15 мая 2009 г.) «О средствах массовой информации» // РГ. 1992. № 32.

 
 

     Захват  заложника (ст. 206 УК). Борьба с захватом заложников осуществляется на основе Международной конвенции о захвате заложников, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1979 г., поэтому это преступление носит международный характер. В ней отмечается, что «любое лицо, которое захватывает или удерживает другое лицо и угрожает убить, нанести повреждение или продолжать удерживать другое лицо для того, чтобы заставить третью сторону, а именно: государство, международную межправительственную организацию, какое-либо физическое или юридическое лицо или группу лиц - совершить или воздержаться от совершения любого акта в качестве прямого или косвенного условия для освобождения заложника, совершает преступление захвата заложников по смыслу настоящей Конвенции»1.

     Положение российского уголовного закона в  целом соответствует международному акту.

     Объективная сторона преступления характеризуется двумя альтернативными действиями: захватом или удержанием заложника.

     Захват  заложника - противоправное насильственное ограничение свободы хотя бы одного человека, совершенное открыто или тайно, затем, как правило, с открытым сообщением об этом и с выдвижением условий освобождения.

     Захват  заложника, квалифицируемый по ч. 1 ст. 206 УК, сопровождается насилием, не опасным для жизни или здоровья, выражается в нанесении ударов, побоев, связывании, удержании за руки, т. е. в таком насилии, которое не повлекло последствий, предусмотренных ст. 115 УК. К насилию, не опасному для жизни и здоровья, относится также психическое воздействие на потерпевшего, состоящее из угрозы применения такого насилия2.

     Удержание заложника означает насильственное воспрепятствование возвращению ему свободы, содержание его в помещении, которое он (заложник) не может самостоятельно покинуть.

     Захват  заложника - преступление с формальным составом, признается оконченным с момента лишения потерпевшего фактической свободы. Неудавшаяся попытка захватить заложника классифицируется как покушение на преступление.

1 Сборник международных договоров СССР. Вып. XLIII. М., 1989. С. 99-105.

2 В науке нет единой точки зрения по вопросу о том, угрозу каким насилием охватывает ч. 1 ст. 206 УК? Только ли угрозу применения насилия, не опасного для жизни или здоровья, или также и насилия, опасного для жизни или здоровья потерпевшего? Думается, ч. 1 ст. 206 УК охватывает угрозу применения любого насилия, в том числе угрозу уничтожения или повреждения имущества, разглашения каких-либо сведений, огласки которых потерпевший не желает.

 
 

     Субъективная  сторона преступления — вина в виде прямого умысла: виновный осознает, что захватывает или удерживает человека в качестве заложника, и желает так действовать.

     Обязательным  признаком субъективной стороны  преступления является специальная цель: принудить государство, организацию или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условие освобождения заложника (обеспечить выезд из страны, передать крупную сумму денег, как правило, в иностранной валюте; могут выдвигаться требования политического, имущественного, националистического, религиозного, криминального характера и т. д.).

     Иное  дело - случаи, когда требования носят правомерный характер. Стремление лица к защите своих законных прав и интересов сочетается в подобных случаях с нарушением установленного порядка защиты таких интересов. Поэтому такого рода действия следует рассматривать в некоторых случаях как самоуправство с соответствующей

квалификацией по ст. 330 УК.

     Субъектом преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее возраста 14 лет.

В ч. 2 ст. 206 УК предусмотрены  следующие квалифицированные виды захвата заложника: группой лиц по предварительному сговору (см. ч. 2 ст. 35 УК); с применением насилия, опасного для жизни или здоровья; с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия; в отношении заведомо несовершеннолетнего; в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности; в отношении двух или более лиц; из корыстных побуждений или по найму.

     Под применением насилия, опасного для жизни или здоровья, понимается причинение легкого, средней тяжести вреда здоровью, истязание заложника, а также такое насилие, которое не повлекло определенного вреда здоровью, однако в момент его причинения создавало угрозу для жизни или здоровья потерпевшего (например, удушение).

     Под применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, понимается как использование их для поражения живой цели, так и их демонстрация с целью оказания психологического давления и устрашения потерпевших.

     Оружие  — это устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов1 .

     Под предметами, используемыми в качестве оружия, признаются предметы хозяйственно-бытового назначения (топоры, кухонные ножи и т. д.), а также палки, дубинки, камни и другие предметы вне зависимости оттого, были ли они приготовлены или приспособлены лицом заранее, до момента захвата или удержания потерпевшего в качестве заложника, либо подобраны на месте совершения преступления.

     Норма о захвате заведомо несовершеннолетнего заложника (п. «г» ч. 2 ст. 206 УК), женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности (п. «д» ч. 2 ст. 206 УК), может быть применена в тех случаях, когда виновному достоверно известно в первом случае о несовершеннолетии, во втором — о состоянии беременности заложницы.

     Под захватом двух и более заложников (п. «ж» ч. 2 ст. 206 УК) понимаются случаи, когда: 1) до начала совершения преступления виновный имеет умысел на захват в качестве заложников двух и более человек; 2) совершение не менее двух самостоятельных захватов заложника, не объединенных единым умыслом и ни за одно из которых лицо не было осуждено.

     Захват  заложника, совершенный из корыстных побуждений (п. «з» ч. 2 ст. 206 УК), предполагает стремление посягающего получить в результате совершения преступления имущественную выгоду (имущество, выгоды имущественного характера) или избавиться от материальных затрат (возврат долга, выполнение имущественных обязательств и т. д.).

     Нередко захват заложника сопровождается вымогательством. Поскольку в состав захвата заложника включена лишь цель - понудить государство, организацию или гражданина к совершению (не совершению) какого-либо действия, а не сами действия, содеянное при сопряженности захвата заложника и вымогательства должно квалифицироваться по совокупности этих преступлений.

     По  найму (п. «з» ч. 2 ст. 206 УК) квалифицируется захват заложника, когда виновный захватывает либо удерживает заложника за вознаграждение от третьих лиц. Для квалификации по этому пункту не имеет значения время получения вознаграждения — до или после совершения захвата заложника.

1 СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 5681. ФЗ № 150-ФЗ от 13 декабря 1996 г. (в рея. от 14 марта 2009 г.) «Об оружии».

 

     Особо квалифицированными видами захвата заложника являются деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 ст. 206 УК, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

     Субъективная  сторона захвата заложника в  случае наступления по неосторожности смерти потерпевшего или иных тяжких последствий характеризуется двумя  формами вины - прямым умыслом по отношению к действиям и неосторожностью по отношению к последствиям.

     Если  смерть заложникам причиняется умышленно, то деяние должно квалифицироваться по ч. 4 ст. 206 УК.

     Примечание  к ст. 206 УК предусматривает условия освобождения от уголовной ответственности лица, добровольно или по требованию властей освободившего заложника, если в его действиях нет иного состава преступления. Поэтому действия, образующие такие составы преступления, как незаконное ношение оружия, причинение вреда здоровью, умышленное повреждение имущества, могут повлечь уголовную ответственность на общих основаниях.

     Действия  Р. нельзя расценивать как «добровольные» в том смысле, как «добровольность» понимается уголовным законом, поскольку  фактическое освобождение потерпевшего состоялось уже после выполнения условий, выдвинутых похитителями, когда их цель была достигнута и оказался утраченным смысл дальнейшего удержания заложника. При таких обстоятельствах Р. не может быть освобожден от уголовной ответственности на основании примечаний к ст. 126 и 206 УК РФ1.

     Захват  заложника по некоторым признакам  близок к похищению человека. Отличие этих преступлений необходимо проводить по следующим моментам:

Информация о работе Преступления против общественной безопасности