Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 18:23, курсовая работа
Цель данной работы получить более углубленное представление о назначении уголовного судопроизводства в уголовном процессе.
Задачи работы. Данная цель предполагает решение следующих задач: анализ понятия доказывания в уголовном процессе, рассмотреть понятие и содержание истины в уголовном процессе в новом УПК РФ; раскрыть содержание предмета доказывания, рассмотреть соотношение предмета доказывания и предела доказывания.
Введение 2
1. Понятие и социальное назначение уголовной юстиции 4
УПК РФ о назначении уголовного судопроизводства 4
Цель уголовного судопроизводства 10
2. Особенности реализации назначения уголовного судопроизводства 14
2.1. Понятие и механизм реализации средств достижения назначения
уголовного судопроизводства ..14
2.2 Особенности реализации уголовного преследования 16
2.3. Уголовное судопроизводство - сфера особой защиты конституционных
прав и законных интересов человека и гражданина 19
Заключение 29
Список источников и литературы 32
В связи с этим нельзя не отметить, что сама норма, содержащаяся в ст.6 УПК РФ и определяющая назначение уголовного судопроизводства, относится к числу принципов, о чем свидетельствует не только ее расположение в главе 2 УПК РФ, посвященной данному институту уголовного судопроизводства.
По мнению О.В. Хим, Г.П. Химичевой24 эта норма характеризуется всеми признаками, присущими принципам как основополагающим правовым положениям. Во-первых, нормативно-правовой характер назначению уголовного судопроизводства придает закрепление на конституционном уровне и в уголовно-процессуальном законе правила о защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также о защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.
Во-вторых, реализация назначения уголовного судопроизводства обеспечивает единство производства по всем уголовным делам и служит гарантией законности деятельности его участников.
В-третьих, предписания ст. 6 УПК РФ действуют во всех стадиях уголовного процесса и в наибольшей степени в стадии судебного разбирательства.
И,
наконец, любое нарушение уголовно-
2.2
Особенности реализации
уголовного преследования
Важнейшим
средством реализации назначения уголовного
судопроизводства служит уголовное
преследование, поскольку именно оно,
по мнению А. В. Смирнова, К. Б. Калиновского
выступает «движущей силой
В УПК РФ выделена самостоятельная глава, посвященная уголовному преследованию и разновидностям процедуры его осуществления.
До принятия УПК РФ уголовное преследование представляло собой сугубо теоретическое понятие, которое большинство авторов отождествляло с функцией обвинения. Этот подход воспроизведен и в УПК РФ: п. 45 ст. 5 упоминает «функцию обвинения (уголовного преследования)», что позволяет сделать вывод об идентичности этих понятий.
Под функцией
обвинения (уголовного преследования)
- в п. 45 ст. 5 УПК РФ функции обвинения
и уголовного преследования рассматриваются
как тождественные - следует понимать
процессуальную деятельность, осуществляемую
в целях изобличения
Определение, содержащееся в п. 55 ст. 5 УПК РФ, позволяет прийти к следующим выводам. Во-первых, уголовное преследование как деятельность включает систему любых действий и решений, предусмотренных уголовно-процессуальным законом и осуществляемых стороной обвинения. Иными словами, те же действия и решения, принимаемые судом или стороной защиты, проявлениями уголовного преследования не являются.
Во-вторых, указанная деятельность предпринимается в отношении конкретного лица, уже поставленного в положение подозреваемого или обвиняемого. Следовательно, как считает, понятием «уголовное преследование» не охватывается".
а) возбуждение
уголовного дела «по факту», а не в отношении
конкретного лица;
б) установление
лица, которое в результате этого поставлено
в
положение подозреваемого или обвиняемого26.
Таким образом, в п. 55 ст. 5 УПК РФ получило закрепление узкое понимание уголовного преследования, которое увязано с преследованием конкретного лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления.
Однако предписание данной статьи не вполне согласуется с положением ч. 2 ст. 21 УПК РФ, предусматривающим в каждом случае обнаружения признаков преступления принятие мер по установлению события преступления, а также по изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления. Очевидно, эта деятельность также осуществляется в рамках уголовного преследования.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 УПК РФ уголовное преследование, включая обвинение в суде, осуществляется: в публичном; частно-публичном; частном порядке. Существование трех разновидностей процедуры уголовного преследования обусловлено особенностями характера и тяжестью преступлений.
По большинству
преступлений уголовное преследование
осуществляется в публичном порядке.
Действительно, необходимость защиты
лиц (физических и юридических) от преступлений
(п. 1 ч. 1 ст. 6 УПК РФ) обуславливает
обязанность соответствующих
Вместе
с тем закон предусматривает
случаи, когда воля, желание потерпевшего
являются определяющим фактором в решении
вопроса о возбуждении
В соответствии с ч. 1 ст. 21 УПК РФ уголовное преследование от имени государства по делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляют прокурор, а также следователь и дознаватель. В каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления (ч. 2 ст. 21 УПК РФ). Однако в уголовном преследовании обвиняемого вправе принять участие потерпевший, его законный представитель и (или) представитель (ст. 22 УПК РФ).
По
делам частного обвинения обвинение
в суде поддерживают частный обвинитель;
однако в случаях, предусмотренных
законом, прокурор уполномочен осуществлять
уголовное преследование и по
данной категории уголовных дел
(ч. 3 ст. 21 УПК РФ).
2.3.
Уголовное судопроизводство -
сфера особой защиты
конституционных
прав и законных
интересов человека
и гражданина
Зарубежной юридической литературе существуют различные воззрения на защиту прав и свобод обвиняемого. В современной английской юридической литературе встречаются утверждения, что защита прав и свобод обвиняемого является не целью уголовного процесса, а важным условием, при обязательном соблюдении которого должно осуществляться действительно фундаментальное его предназначение - предупреждать преступления, осуждать виновных и оправдывать невиновных. В немецкой, французской и российской литературе, напротив, склоняются к признанию такой защиты приоритетной целью наряду с защитой общества и потерпевших от преступлений27. Эти положения, нашли отражение и в ст. 6 УПК РФ.
Анализ положений ст. 6 УПК РФ позволяет прийти к следующим выводам. Во-первых, систематическое толкование положений ч. 1, 2 ст. 6 УПК РФ и ч. 1, 4 ст. 7 УПК РФ однозначно свидетельствует, что полномочиями для достижения назначения уголовного судопроизводства обладают только компетентные государственные органы, их должностные лица, а также суд. И это закономерно, потому что только прокурор, следователь, орган дознания, дознаватель, а также суд вправе в рамках представленных им полномочий заниматься применением права (ч. 1 ст. 7 УПК РФ), и принимать юридически значимые решения, определяющие ход и исход уголовного дела (ч. 4 ст. 7 УПК РФ). Поэтому именно они являются направляющей и решающей силой процесса. Совершенно естественно, что в таких условиях реализация прав иных участников процесса целиком зависит от того, как будет обеспечена им эта возможность со стороны должностных лиц соответствующих тельности (ч. 2 ст. 6 УПК РФ), физические (например, обвиняемый, защитник, потерпевший) и юридические (в качестве потерпевшего (ч. 1 ст. 42 УПК РФ)) лица, участвующие в деле, реализуя свои права, содействуют тем самым достижению назначения уголовного судопроизводства.
Во-вторых, из анализа положений ч. 1 ст. 6 УПК РФ следует, что законодатель раскрывает п. 1 и 2 этой нормы через такую категорию, как «защита».
В
юридической литературе категорию
«защита» рассматривают в двух аспектах:
а) в узком как уголовно-
В последнем случае, как считает Ф. Б. Мухаметшин, защита - это «деятельность, которая состоит в охране личности от незаконных нарушений ограничений прав, свобод, интересов, в предупреждении этих нарушений и
ограничений, а также в возмещении причиненного вреда, если предупредить или отразить нарушение от ограничения не удалось»28.
Так, по мнению М.О. Баева, в п. 1 ч. 1 ст. 6 УПК РФ речь идет о защите в широком смысле слова (основа - ст. 45 Конституции РФ), ее осуществляют компетентные государственные органы и должностные лица, а в п. 2 ч. 1 ст. 6 УПК РФ - об одном из важнейших уголовно-процессуальных институтов - институте защиты, точнее, об адвокате - защитнике обвиняемого (подозреваемого), поскольку для него осуществление защиты по уголовным делам единственная цель и смысл его участия в судопроизводстве29.
Признать верной такую позицию в полной мере, по мнению В.Л. Кудрявцева не представляется возможным потому, что, встав на нее полностью, означало бы признание того, что государство в лице своих компетентных органов, их должностных лиц и суда самоустранилось от выполнения назначения уголовного судопроизводства в части защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод (п. 2 ч. 1 ст. 6 УПК РФ), поручив ее адвокату-защитнику 30.
Но такое положение вещей не соответствует действующему законодательству Российской Федерации. На это указывают следующие обстоятельства:
-
именно на компетентные
- полномочиями для достижения назначения уголовного судопроизводства обладают только компетентные государственные органы, их должностные лица, а также суд. Иные же участники уголовного судопроизводства, в том числе адвокат-защитник, именно через действия и решения прокурора, следователя, органа дознания, дознавателя, а также суда,
реализуя свои права, тем самым содействуют достижению назначения уголовного судопроизводства;
-
из правовой позиции
Информация о работе Особенности реализации назначения уголовного судопроизводства