Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:13, курсовая работа
В теории уголовного права институт неоконченной преступной деятельности занимает важное место. От того, окончено ли преступление, на какой стадии пресечено, остановлено преступное деяние, зависят такие основополагающие вопросы как возможность привлечения к уголовной ответственности, пределы уголовной ответственности, размер и вид наказания, возможность освобождения от уголовной ответственности и наказания.
Введение………………..………………………………………...……………………….
Глава 1. Стадии совершения преступления. Оконченное и неоконченное преступление ………………………….…………...
Глава 2. Неоконченное преступление……………………………………...………...
2.1. Приготовление к преступлению………………………………………….
2.2. Покушение на преступление.……………………………………………..
2.3. Основания уголовной ответственности за неоконченное преступление……………………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………………
Список источников и литературы.........................................................................
Таким образом, о приготовлении как о стадии совершения преступления можно говорить лишь тогда, когда лицо подготавливается к совершению конкретного преступления, имея намерение в дальнейшем довести свой преступный умысел до конца, то есть совершить конкретное преступление. Поэтому нельзя рассматривать в качестве приготовления случаи, когда лицо предполагает совершить какое–либо преступление и совершает приготовительные действия (например, изготавливает нож) исходя из того, что эти предметы «могут пригодиться».
С объективной стороны закон характеризует приготовление как приискание, изготовление или приспособление средств или орудий совершения преступления, приискание соучастников преступления, сговор на совершение преступления либо иное умышленное создание условий для совершения преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам. Каждый из объективных признаков приготовления имеет самостоятельное значение, поэтому наличие хотя бы одного из них при наличии других необходимых элементов состава преступления достаточно для выполнения объективной стороны состава преступления[6].
Приискание – это любая форма приобретения средств и орудий совершения преступления законными или незаконными способами (покупка или путем кражи). Способ приискания может быть как правомерный, так и неправомерный, в том числе и преступный. Например, лицо может украсть огнестрельное или холодное оружие, необходимое ему для осуществления своего другого преступного намерения.
На практике возникают определенные сложности в понимании средств и орудий преступления. Так, законодатель под средствами преступления подразумевает предметы материального мира, применяемые для совершения задуманного преступления, а также приспособления, облегчающие его реализацию (транспортные средства, чтобы скрыться от преследования, снотворное, чтобы усыпить жертву, поддельные документы, чтобы совершить хищение). Под орудиями преступления понимаются любые предметы, которыми исполняется задуманное преступление и с помощью которых непосредственно причиняются общественно опасные последствия (огнестрельное и холодное оружие, взрывчатые вещества, взрывные устройства, простые бытовые предметы и т.д.). Отличие средств преступления от орудий заключается в том, что орудие используется в процессе непосредственного осуществления преступления, тогда как средство - только на стадии создания условий для совершения преступления с тем, чтобы облегчить его реализацию[7].
Изготовление. Под изготовлением понимается технологический процесс создания средств и орудий преступления, причем, изготовление может производиться как промышленным, так и кустарным способом (поддельные документы, оружие и др.). В отличие от приспособления, в данном случае указанные средства и орудия создаются заново. Разумеется, замысел виновного на их использование в конкретных преступных целях должен возникнуть заранее, потому как только в этом случае изготовление средств и орудий можно рассматривать в качестве стадии преступления. К приспособлению относятся также разнообразные действия, связанные с обработкой средств и орудий преступления, в результате которой они (средства и орудия) становятся пригодными для реализации задуманного преступления. Например, обработка ключа с целью проникнуть в квартиру, затачивание металлической пластины под нож, приспособление газового оружия для стрельбы боевыми патронами и другие аналогичные действия.
Приискание, изготовление и приспособление средств и орудий для исполнения преступлений могут фигурировать одновременно.
Приспособление средств или орудий – это любое действие, направленное на их изменение с целью лучшего использования при совершении преступления. Приспособлением считаются все способы, при помощи которых лицо изменяет имеющиеся средства или орудия для придания им необходимых свойств и качеств, дающих возможность использование их при совершении преступления. Например, отточка напильника для убийства.
Средства совершения преступления – предметы материального мира, вещества или энергия, физические или химические свойства которых используются для совершения преступления. К средствам совершения преступления можно отнести ядовитые и наркотические вещества, поддельные бланки и т.д.
Орудия совершения преступления – предметы, используемые для увеличения физических усилий, которыми непосредственно причиняются общественно опасные последствия. Орудиями могут являться предметы специально приспособленные для совершения преступления (кастеты, фомки, отмычки и т.д.) и предметы специально не приспособленные и не предназначенные для совершения преступления, но которые могут быть использованными при осуществлении общественно опасного деяния (предметы хозяйственного и бытового назначения, транспорт и т.д.).
Приискание соучастников – это различные способы нахождения соучастников и их вербовка. Лицо непосредственно подбирает соучастников для совершения преступления. В данном случае имеет смысл говорить о том, что преступление по тем или иным причинам не было доведено до конца, прерываясь на стадии разработки условий для совершения. При этом способами приискания могут быть уговор, угрозы, обещания совместного обогащения, шантаж и др. Лицо, которому по не зависящим от него обстоятельствам не удалось склонить других лиц к совершению преступления, несет уголовную ответственность за приготовление (неудавшееся подстрекательство)[8].
Сговор на совершение преступления предполагает достижение соглашения между двумя и более людьми о совершении преступления. это организация группы лиц, заранее договорившихся о совместном совершении конкретного преступления. Сговор является как бы логическим продолжением предыдущей формы - приискания участников преступления. Они образуют, скорее всего, два этапа одной и той же формы. Сговор уголовно наказуем, и если преступление по тем или иным причинам не было доведено до своего конца, то содеянное расценивается уже как приготовление к соответствующему преступлению.
Иные проявления приготовительных действий как умышленного создания условий для совершения преступления многообразны. К иным относятся самые различные действия, создающие возможность для совершения преступления:
1) неудавшееся подстрекательство или пособничество, которое имеет место тогда, когда одно лицо склоняет другое к совершению кражи, но последнее кражу не совершает.
2) изучение места и времени предполагаемого совершения преступления. Например, лицо, решившее ограбить инкассатора, узнает, когда тот приходит в магазин за выручкой.
3) действия, с помощью которых виновный выясняет возможность выполнения намеченного им преступления. Например, лицо, решившее заняться сбытом наркотиков, выясняет, где можно, похитить наркотики.
4) изучение всевозможных препятствий, которые могут встретиться при совершении преступления и разработка способов их устранения. Например, субъект, решивший совершить кражу из магазина, выясняет охраняется ли магазин и каким способом; если магазин охраняется сторожем, то субъект решает тем или иным образом отвлечь внимание сторожа.
5) действия, предпринимаемые для сокрытия намеченного преступления или для обеспечения беспрепятственного пользования результатами этого преступления (подготовка хранилища для сокрытия похищенных вещей).
6) создание организованной группы для совершения преступления. В случаях, предусмотренных Особенной частью УК, такая разновидность приготовительных действий может образовывать самостоятельный и оконченный состав преступления, например, в соответствии со ст. 209 УК РФ оконченным преступление признается создание вооруженной банды.
7) разработка плана преступных действий.
8) заблаговременное устранение препятствий. Например, повреждение электрической сети в доме, где предполагается совершить кражу. Или отравление в этих же целях собаки.
9) создание излишков вверенного имущества для последующего хищения в виде присвоения.
10) и прочие действия, направленные на умышленное создание условий для совершения преступления.
С субъективной стороны приготовление может быть совершено только умышленно, причем умысел возможен только прямой. Совершая подготовительные к преступлению действия, субъект осознает, что своими действиями он создает условия для дальнейшего совершения преступления, желает создания этих условий, предвидит возможные общественно опасные последствия преступления, и стремится к наступлению преступного результата или к завершению преступления[9].
Малая степень общественной опасности приготовительных действий к преступлению определяется, прежде всего, значительной отдаленностью их во времени и пространстве от конкретного объект, предполагаемого посягательства. Общественная опасность приготовительных к преступлению действий повышается, если они являются необходимыми для совершения преступления. Для определения степени общественной опасности приготовительных к преступлению действий имеет значение и характер средств и орудий, которые предполагалось использовать при совершении намеченного преступления. На определение общественной опасности при приготовлении влияет также близость перехода от приготовительных действий непосредственно к исполнению преступления. Чем ближе стоит субъект к непосредственному исполнению преступления, тем выше степень общественной опасности его приготовительных действий.
Уголовная ответственность за приготовление к преступлению наступает лишь в случае приготовления к тяжкому или особо тяжкому преступлению. Напомню, что тяжкими преступлениями признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы (но не менее пяти лет), особо тяжкое – умышленное деяние, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание (ст. 15 УК РФ). Важно отметить, что приготовление к неосторожному преступлению невозможно в принципе, поэтому применительно к тяжким преступлениям следует говорить только об умышленных деяниях.
Отнесение готовящегося преступления к тяжкому или особо тяжкому еще не предрешает вопроса об уголовной ответственности за приготовление к преступлению. Дело в том, что приготовление и к этим преступлениям вполне может подпадать под ч. 2 ст. 14 УК РФ, устанавливающую, что не является преступлением действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. То есть не причинившее вред и не создавшее угрозу причинения вреда личности, обществу или государству. Такая малозначительность применительно к приготовлению к преступлению может выразиться либо в малозначительности самих приготовительных действий, либо в их значительной отдаленности от последующего покушения на преступление или доведение преступления до конца. Например, лицо, желая в будущем совершить убийство своего супруга, приобретает для этого шнур, которым оно намерено удавить потерпевшего. Формально эти действия вполне могут быть отнесены к разновидностям умышленного создания условий для совершения убийства в виде приобретения орудия совершения этого преступления. Однако трудности исполнения такого намерения и отдаленность этих действий от непосредственного исполнения задуманного преступления, отсутствие непосредственной опасности для потерпевшего превращает эти действия в малозначительные, не представляющие общественной опасности. Для такого вывода нельзя не учитывать и трудности процессуального доказывания, так как само по себе приобретение шнура еще не свидетельствует об умысле лица на убийство.
Таким образом, специфика состава приготовления к преступлению относится к объективным признакам и субъективной стороне приготовительных действий. Во-первых, при приготовлении к преступлению еще отсутствует непосредственное воздействие на объект задуманного преступления. Например. Лицо приобрело автогенный аппарат, которым намеревалось вскрыть сейф в учреждении, где по его убеждению, находилась значительная сумма денег. Объектом будущей кражи является собственность, но приобретение орудия преступления еще не означает непосредственного воздействия на такой охраняемый уголовным законом объект, как собственность. Во-вторых, любые приготовительные к преступлению действия образуют объективную сторону приготовления к преступлению. Но они не входят в объективную сторону готовящегося преступления. Например, лицо готовится совершить убийство. В этих целях оно приобретает нож. Объективную сторону убийства составляет насильственное лишение жизни другого человека. Но приобретение ножа еще не образует объективную сторону убийств. Таким образом, состав приготовления к преступлению характеризуется собственной (самостоятельной) объективной стороной.
С объективной стороны приготовление к преступлению характеризуется также тем, что оно может быть совершено только путем действия. Это вытекает и из законодательного определения приготовления к преступлению (ч. 1 ст. 30 УК РФ), так как уголовный закон перечисляет лишь активные формы данной стадии совершения преступления. Очевидно, что ни одна из этих форм преступного поведения не может быть осуществлена путем бездействия.
2.2. ПОКУШЕНИЕ на ПРЕСТУПЛЕНИЕ.
Покушением на преступление признаются умышленные действия (бездействия) лица, непосредственно направленные на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам. Судебная практика знает самые разнообразные случаи покушения на преступление. Например, в соответствии со ст. 161 УК РФ грабеж – это открытое хищение чужого имущества. Грабеж считается оконченным, если имущество изъято и виновный имеет реальную возможность им пользоваться или распоряжаться по своему усмотрению. По приговору Котельнического районного суда Кировской области от 10 февраля 2009 г. Б. осуждён по ч. 2 ст. 162 УК РФ. Пересматривая дело в порядке надзора, президиум областного суда обоснованно, исходя из характера, применённого к потерпевшему, насилия, пришёл к выводу о том, что действия Б. образуют состав не разбоя, а грабежа, предусмотренного пп. «а», «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ. Однако при этом президиумом не было учтено, что хищение в форме грабежа считается оконченным, если имущество изъято и виновный имеет реальную возможность им распоряжаться по своему усмотрению или пользоваться им. По делу было достоверно установлено и изложено в описательной части приговора, что осуждённый Б. лишь пытались открыто завладеть мясом зарезанного телёнка, но не смогли этого сделать по независящим от них обстоятельствам. В частности, подавив сопротивление сторожа, они в помещении телятника зарезали одного телёнка, но вынести мясо не смогли, поскольку были обнаружены пришедшим в телятник сыном сторожа, и с места преступления скрылись. Представитель СПК колхоза «Искра» в судебном заседании показал, что колхоз ущерба не понёс и иска не предъявлял. При таких обстоятельствах Судебная коллегия посчитала, что действия Б. являются лишь покушением на грабёж чужого имущества, содеянное им переквалифицировала на ч. 3 ст. 30, пп. «а», «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ и назначила ему более мягкое наказание[10].