Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:36, курсовая работа
Цель работы – на основе научных работ и законодательства исследовать место и роль лишения свободы в системе уголовного наказания в России.
Реализация цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть историю возникновения и формирования уголовного наказания в виде лишения свободы;
- исследование понятия «лишение свободы» в системе видов уголовного наказания; выявить цели и основания лишения свободы; рассмотреть особенности видов лишения свободы;
- проанализировать проблемы, возникающие при назначении лишения свободы.
Введение
Глава 1. История развития института лишения свободы в отечественном законодательстве 1.1. История развития системы наказаний в дореволюционной России
1.2. Лишение свободы в уголовной и уголовно-исполнительной политике и законодательстве России с 1917 года
Глава 2. Лишение свободы как вид уголовного наказания по законодательству России
2.1. Понятие лишения свободы как вида уголовного наказания, его признаки и цели
2.2. Лишение свободы на определенный срок и пожизненное лишение свободы
Глава 3. Проблемы эффективности лишения свободы как вида уголовного наказания
3.1. Проблемы целей наказания в виде лишения свободы
3.2. Правовая природа пожизненного лишения свободы
Заключение
Список использованных источников
Хотя Уголовный кодекс РСФСР через систему признаков более рельефно определял содержание лишения свободы, но все же он оставлял уязвимым в моральном плане ряд аспектов правового положения осужденных, а также пока не представлял собой достаточно значимой составной части правовой основы обеспечения прав человека.
В этом же 1922 г. Постановлением 4-й сессии ВЦИК 9-го созыва от 11 ноября «Об изменениях и дополнениях Уголовного кодекса РСФСР» принимается решение о передаче функций руководства по исполнению приговоров к лишению свободы Главному управлению мест заключения Народного комиссариата внутренних дел, и в ст. 51 УК РСФСР было внесено соответствующее изменение. Кроме того, данная статья дополнилась требованием о возложении функций надзора за законностью содержания под стражей и действительным выполнением приговоров на органы прокуратуры в центре и на местах.
Принятие Постановлением ЦИК СССР 31 октября 1924 г. «Основных начал уголовного законодательства СССР и союзных республик»[1] означало новый период карательной политики в рамках союзного государства. В них закреплялось, что уголовное законодательство Союза ССР и союзных республик имеет своей задачей судебно-правовую защиту государства трудящихся от общественно опасных деяний, подрывающих власть трудящихся или нарушающих установленный ею правопорядок. Задача эта осуществляется путем применения к правонарушителям мер социальной защиты в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и союзных республик.
В «Основных началах уголовного законодательства СССР и союзных республик» была предложена новая концепция уголовной ответственности, в которой вместо понятия «наказание» вводилось понятие «социальная защита». Это делалось с целью изменить представление об уголовной ответственности, которая в новых социальных условиях не преследует цели возмездия, а отражает специфическую суть - через государственное принуждение максимально способствовать исправлению осужденного.
В ст. 4. «Основных начал уголовного законодательства СССР и союзных республик» были закреплены следующие цели мер социальной защиты:
а) предупреждение преступлений; б) лишение общественно опасных элементев возможности совершать новые преступления; в) исправительно-трудовое воздействие на осужденных.
Все меры социальной защиты должны были быть целесообразны, не причинять физического страдания, не унижать человеческого достоинства.
К мерам социальной защиты судебно-исправительиого характера «Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик» относили два вида лишения свободы:
а) лишение свободы со строгой изоляцией;
б) лишение свободы без строгой изоляции.
В соответствии с «Основными началами уголовного законодательства СССР и союзных республик» в союзных республиках в период 1926 - 1935 г. разрабатываются и принимаются новые уголовные кодексы. В РСФСР Уголовный кодекс принят 22 ноября 1926 г. и введен в действие с 1 января 1927г.
Кодекс отражал остроту борьбы с преступностью и накал классового противодействия сталинской эпохи. Видимо, поэтому кодекс и воспринял выраженное в «Основных началах уголовного законодательства СССР и союзных республик» вместо понятия «наказание» новую форму уголовной ответственности - «социальная зашита». Он действовал в течение 35 лет. Закрепленная в нем репрессивность проявлялась в возможности широкого привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних лиц, достигших 14-летнего возраста. Уголовный кодекс не устанавливал для них ограничений в применении видов социальной защиты (наказаний).
УК РСФСР 1926 г., как и предыдущий кодекс, не формулировал понятия наказания в виде лишения свободы. Статья 20 предусматривала два вида лишения свободы: со строгой изоляцией и без строгой изоляции. Данный кодекс определял в ст. 28, что лишение свободы может назначаться на срок от 1 дня до 10 лет, но каким образом должна обеспечиваться изоляция осужденных - в нем указания не было.
Проявлением усиления уголовной репрессии явилось принятие 6 ноября 1929 г [1] ЦИК и СНК СССР Постановления «Об изменении ст. 13, 18, 22 и 38 Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик» - лишение свободы стало различаться (ст. 13); а) с отбыванием в исправительно-трудовых лагерях в отдаленных местностях Союза ССР; 6) с отбыванием в общих местах заключения - сроки лишения свободы для лиц, направляемых в исправительно-трудовые лагеря в отдаленные места Союза ССР, определялись от трех до десяти лет, а для лиц, направляемых в общие места заключения, - до трех лет (ст. 18). Лица, приговоренные к лишению свободы в общих местах заключения, отбывали эту меру по общему правилу, в исправительно-трудовых колониях.
В исключительных случаях, признав, что осужденный по степени своей социальной опасности не требует направления в исправительно-трудовой лагерь или явно не пригоден для физического труда, суд вправе особым постановлением об этом в приговоре заменять содержание в лагере содержанием в общем месте заключения на тот же срок.
В полном соответствии с «Основными началами уголовного законодательства СССР и союзных республик» подобные изменения претерпела и система наказаний УК РСФСР (ст. 20)[1].
Исправительно-трудовые лагеря стали составным элементом судебного и внесудебного государственного репрессивного механизма. Судя по организации исполнения в них наказания, уже в те вpeмeнa в понятие «лишения свободы» не вкладывался смысл строгой обязательной изоляция осужденного от общества.
Исправительно-трудовой кодекс 1933 г. представлял собой первый правовой акт, отражавший новые подходы в уголовной и исправительно-трудовой политике. В частности, кодекс закреплял такое принципиальное положение, согласно которому суды были ориентированы на применение в основном двух видов уголовных наказаний - лишения свободы и исправительно-трудовых работ. Данное требование прямо было закреплено в ст. 5 - в отношении всех осужденных, к которым нет необходимости применять изоляцию, основной мерой исправительно-трудового воздействия являются исправительно-трудовые работы без лишения свободы. Задачей этих работ является принудительное трудовое воспитание к дисциплине без ограничений, применяемых к лишенным свободы, соединенное с политико-воспитательным воздействием.
Сравнивая ИТК РСФСР 1924 г. и ИТК РСФСР 1933 г., А. Н. Игнатов, А. П.Дьяченко, П. Г. Пономарев отмечают, что в новом кодексе была предложена более жизнеспособная система мест лишения свободы[1]. К числу достоинств кодекса они относили утверждение в нем классового подхода к распределению осужденных по местам лишения свободы, а также дифференциацию мест лишения свободы на виды, исходя из производственно-хозяйственною их профиля.
После 1933 г. резко стала возрастать численность осужденных в местах лишения свободы и в 1938 г. увеличилась в 3 раза и составила 996 367 человек[2]. Большой потенциал человеческих ресурсов (заключенных), которым располагал НКВД, сделал это ведомство главным подрядчиком государства в решении экономических, народно-хозяйственных задач. В конце 30-х гг. интересы пенитенциарной системы все более сводятся к решению экономических задач. Правительство использует труд заключенных для решения масштабных хозяйственных проблем.
Негативные черты уголовной политики России после принятия Уголовного кодекса РСФСР 1926 г. проявились в том, что карательный потенциал уголовного наказания в виде лишения свободы к 40-м гг. значительно возрос не только за счет отсутствия четкого определения его сущности и содержания в уголовном законе, но также по причине несоблюдения логики и согласованности положений его Общей и Особенной частей. Выразилось это в том, что нормы Особенной части кодекса о применении лишения свободы изменялись порой без достаточного учета требований Общей части о данном виде наказания.
В годы Великой Отечественной войны карательный потенциал наказания в виде лишения свободы еще больше возрос за счет расширения категорий дел, по которым возможно применение тюремного заключения и увеличение сроков его отбывания до 10 лет.
В послевоенный период масштабы применения лишения свободы в стране не только не снижаются, но даже возрастают. Этому способствуют принятие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 г. «Об отмене смертной казни»[1] и двух Указов Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 г. «Об усилении охраны личной собственности граждан»)[2] и «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества»[3]. Согласно п. 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 г. за преступления, совершение которых предусматривало смертную казнь, устанавливалось наказание в виде лишения свободы на срок до 25 лет.
Правовое выражение лишения свободы (в отличие от понятия тюремного заключения) как вида уголовного наказания появилось в российском уголовном праве впервые в годы советской власти. Однако его сущность, содержание, виды в нормах уголовного законодательства так и не были конкретизированы, все последующие годы. Советское «лагерное новаторство» не могло быть перспективным в силу жесткой карательной практики, не обеспечивающей права человека.
Лишение свободы как вид уголовного наказания в советский период так и не обрело достаточно четкой теоретической и правовой трактовки главного своего признака, каким является понятие изоляции осужденного. Отсутствие достаточной ясности в этом вопросе и в настоящее время не позволяет более определенно отразить правовой статус осужденных и исправительных учреждений, создать тем самым более реальные гарантии обеспечения прав человека в местах лишения свобод.
Глава 2. Лишение свободы как вид уголовного наказания по законодательству России
2.1. Понятие лишения свободы как вида уголовного наказания, его признаки и цели
При всем многообразии вопросов, решаемых в ходе создания и применения уголовного закона, два вопроса являются центральными: на чем основывается уголовная ответственность, то есть за что следует наказывать, и то от чего зависят размеры ответственности, то есть, как наказывать.
Уголовное наказание – одна из наиболее значительных мер государственного принуждения.
Текст статьи 43 действующего УК РФ гласит: «Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренном настоящим кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица».
Оба эти понятия сходны по смыслу. Существенным при этом является то, что законодатель выделил понятия наказания в части первой данной статьи, а цел применения наказания в самостоятельной части второй этой нормы.
Эта статья четко определяет основные признаки наказания как особого уголовно-правового явления. В частности, из ее содержания вытекают следующие выводы: во-первых, по своей сущности наказание является мерой государственного принуждения, которая установлена только в уголовном законе.
Наказание как мера государственного принуждения дает отрицательную характеристику преступлению и преступнику, выражая тем самым соответствующую степень государственного порицания совершенного преступления и личности виновного. При этом степень наказания выражается как в качественных, так и в количественных показателях наказания; во-вторых наказание назначается только от имени государства и по приговору суда. Это придает ему особый правовой статус и существенно отличает от иных мер государственно-правового принуждения (административное, дисциплинарное и т.д.) при этом наказание является следствием совершения только преступлений и применяется в качественной адекватной реакции на причиненный вред охраняемым уголовным законом общественным отношениям. Применение и использование уголовного наказания обеспечивается силой и авторитетом государства; в-третьем, право освобождения осужденного от отбывания наказания, а также смягчения назначенного наказания предоставлено законом тоже суду, причем осуществляется это право в порядке, установленном законом.
Лишение свободы - это достаточно распространенное в уголовном законе и в практике применения судами наказание. В правовой теории под лишением свободы понимается вид уголовного наказания, сочетающий в себе задачи кары и воспитания виновного в совершении преступления, обеспечиваемые путем «изоляции его посредством помещения в исправительное учреждение».[1]
Сущность лишения свободы как вида уголовного наказания нельзя в полной мере осмыслить и оценить, не делая обстоятельного анализа социальной категории явления, каким выступает свобода, и тех благ, которые с нею тесно связаны и даны человеку наравне с такой ценностью, как его право на жизнь.
В цивилизованном мире любое необоснованное ограничение прав, свобод и законных интересов человека, безусловно, недопустимо, противоестественно и противозаконно. В России на защите прав и свобод человека и гражданина стоят Конституции РФ и уголовный закон. Незыблемость свободы человека и неприкосновенность личности провозглашены в ст. 22 Конституции РФ.
Свобода человека в юридическом смысле - это закрепленное в законе право для каждого избирать вид и меру своего поведения, пользоваться предоставленными благами, а также неукоснительно соблюдать требования правовых обязанностей и запретов.
В системе социальных ценностей свободе личности принадлежит одно первых мест. Осознание человеком возможности по своему усмотрению всегда распоряжаться таким благом как свобода, сообразуя свои действия и поступки с требованиями норм морали и права, по сути дела, и является главной социальной основой становления и формирования личности. Чувство свободы выбора и независимость действий придают человеку уверенность в определении ближних и дальних жизненных перспектив, а в этом уже проявляются и смысл жизни, и наполнение ее конкретным содержанием. Свобода — это важный мобилизующий фактор в жизни человека. Чем больше у человека возможности реализовать свой интеллектуальный, физический и духовный потенциал, тем выше активность личности. Всякие чрезмерные и необоснованные ограничения свободы не только не способствуют развитию личности, проявлению инициативы, а, наоборот, затормаживают все, что связано с жизнью конкретного человека, определенных групп людей и общества в целом.
Представления общества о свободе и ее лишении в порядке применения государственного принуждения, а также реальное их воплощение в действительность через правовой и организационный механизм (уголовно-исполнительную систему) отражают степень зрелости гражданских институтов, и состояние его обшей культуры, уровень обеспечения прав тех лиц, кто подвергнут по приговору суда изоляции.
Информация о работе Лишение свободы как вид уголовного наказания по законодательству России