Лишение свободы как вид уголовного наказания по законодательству России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – на основе научных работ и законодательства исследовать место и роль лишения свободы в системе уголовного наказания в России.
Реализация цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть историю возникновения и формирования уголовного наказания в виде лишения свободы;
- исследование понятия «лишение свободы» в системе видов уголовного наказания; выявить цели и основания лишения свободы; рассмотреть особенности видов лишения свободы;
- проанализировать проблемы, возникающие при назначении лишения свободы.

Содержание работы

Введение
Глава 1. История развития института лишения свободы в отечественном законодательстве 1.1. История развития системы наказаний в дореволюционной России
1.2. Лишение свободы в уголовной и уголовно-исполнительной политике и законодательстве России с 1917 года
Глава 2. Лишение свободы как вид уголовного наказания по законодательству России
2.1. Понятие лишения свободы как вида уголовного наказания, его признаки и цели
2.2. Лишение свободы на определенный срок и пожизненное лишение свободы
Глава 3. Проблемы эффективности лишения свободы как вида уголовного наказания
3.1. Проблемы целей наказания в виде лишения свободы
3.2. Правовая природа пожизненного лишения свободы
Заключение
Список использованных источников

Содержимое работы - 1 файл

Курсовая!!!.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

Советская власть, установленная в России с 7 ноября 1917 г. незамедлительно приступила к реформации тюремной системы. Этот политический вопрос пролетарская диктатура решала исходя из неприятия в чистом виде атрибутов принуждения эксплуататорских государств. Идеология новой власти предполагала их слом и замену уголовно-правовых мер принуждения на систему наказаний с преобладанием в ней не кары, сопряженной с изоляцией, а мер ресоциализационного характера в условиях свободы. Отправные положения, характеризующие содержание уголовной и исправительно-трудовой политики того времени, содержались в работах В.И. Ленина. В частности, основные принципы карательной политики были сформулированы им в «Конспекте раздела о наказаниях пункта программы о суде» при разработке проекта второй программы партии. Сущность его заключалась в том, что в пролетарском государстве карательное принуждение должно было обрести более мягкие и гуманные черты. При этом государство трудящихся, осуществляя в широких размерах условное осуждение, введя как меру наказания общественное порицание, заменяя лишение свободы обязательным трудом с сохранением свободы, заменяя тюрьмы воспитательными учреждениями и давая возможность применять практику товарищеских судов»[1] должно свести до минимума применение унизительных пенитенциарных форм отвержения от общества правонарушителей из числа трудящихся. Эти положения в основном определяли развитие советской исправительно-трудовой политики и исправительно-трудового права.

Провозглашая совершенно иные принципы и ценности государственного строительства и социального устройства и обеспечивая их практическую реализацию, советская власть столкнулась с огромными проблемами экономического, политического, организационного порядка. Они явились следствием ожесточенной классовой борьбы, результатом внутрипартийных политических и организационных противоречий, отсутствия нового поколения чиновников, служащих и специалистов, а также невежества и неграмотности значительной части населения страны[1]. Советский строй в экономически слабой стране, при отсутствии исторического опыта реализации в условиях диктатуры пролетариата политики наказания в виде лишения свободы, позволил себе такой пенитенциарный эксперимент, который дал миру неведомый, негативный и устойчивый результат. Пенитенциарная практика и наука именует его ГУЛАГом, на преодоление наследия которого потребуется еще не один десяток лет.

Поэтому для истолкования истории формирования пенитенциарного дела в России с ноября 1917 г. можно исходить из оценок проводимой государством в этой области политики.

В ней можно выделить следующие этапы.

1.   Начальный этап характеризуется приспособлением прежней тюремной системы для борьбы с контрреволюцией и общеуголовной преступностью.

2.   Появление первых нормативных актов, регламентирующих функционирование мест лишения свободы, и создание органов управления ими.

3.   Формирование теоретико-правовых представлений о наказании в виде лишения свободы и нормативных актов, регламентирующих его исполнение.

4.   Завершение первого этапа систематизации правовых актов по применению лишения свободы и созданию системы мест лишения свободы в период с 1917 по 1935г.

5.   Своеобразие реализации классового подхода в пенитенциарной политике и практике периода ГУЛАГа (1936- 1953 гг.).

6.   Совершенствование правовых и организационных основ применения лишения свободы и практики деятельности системы исправительных учреждений в период с 1958 по 1996 г.

7.   Лишение свободы в уголовной и уголовно-исполнительной политике современной России.

Для советской России слом буржуазно-самодержавной тюремной системы не означал полный отказ от применении наказания в виде изоляции в тюрьме, исправительном доме.

Как отмечают Е. М Гиляров и А. В. Михайличенко: «В. И. Лениным была намечена целая программа слома буржуазно-государственного аппарата, которая сводилась к следующему: роспуск, объявление незаконными старых органов государственной власти и управление; лишение этих органов их фактической силы, для чего требовалось распустить старую армию, полицию, суд и другие орудия подавления трудящихся; ликвидация аппарата буржуазного чиновничества, замена его представителями революционных рабочих, крестьян и интеллигенции; отмена и признание недействительными законов и правовых актов, закреплявших функционирование прежних органов государственной власти и прежний правопорядок»[1].

Однако конкретная ситуация оказалась куда более сложной и непредсказуемой. Уже на первых этапах перехода к новому строю стало ясно, что сразу, «одним ударом», сломать многие звенья государственной машины невозможно.

К тому же пенитенциарный арсенал самодержавной России в качестве государственно-правовою наследия представлял собой неупорядоченную и недостаточно оформленную систему мест заключения. Кроме того, в теории и законодательстве не было четко сформулировано и само понятие «наказание в виде лишения свободы». Под лишением свободы понималось следующее: заключение, тюремное заключение, арест, заключение в крепость, заключение в исправительном доме, заключение в исправительные арестантские отделения гражданского ведомства, заключение в смирительном доме. Кроме этого, как специфический вид изоляции широко применялись ссылка и высылка в отдаленные регионы России, а также за границу

В первые годы советской власти в России практически в условиях гражданской войны, разрухи шел процесс формирования судебной системы и чрезвычайных карательных органов по борьбе с криминалом, контрреволюцией и саботажем. На начальном этапе новые нормативные акты были ориентированы в первую очередь на удержание власти и разгром контрреволюции. Безусловно, среди карательных мер широко используется наказание в виде тюремного заключения и изоляции. Однако анализ карательных нормативных актов того периода советской власти свидетельствует о том, что в них еще отсутствует четкое правовое оформление понятия «наказание в виде лишения свободы».

Одно из первых официальных упоминаний о лишении свободы как виде уголовного наказания отмечено в п. 2 Декрета СНК «О суде»[1]. Настоящий акт явился первоосновой реформирования судебной системы. Им учреждались местные суды и революционные трибуналы. Инструкция НКЮ от 19 декабря 1917 г. «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний» в п. 2 впервые закрепила новую систему наказаний:

1) денежный штраф;

2) лишение свободы;

3) удаление из столиц, отдельных местностей или пределов Российской Республики;

4) объявление общественного порицания;

5) объявление виновного врагом народа;

6) лишение виновного всех или некоторых политических прав;

7) секвестр или конфискация (частичная или общая) имущества виновного;

8) принуждение к обязательным общественным работам.

Первым правовым актом, отражавшим сущность наказания в виде лишения свободы, а также закрепившим порядок его исполнения, стала принятая 23 июля 1918 г. Наркоматом юстиции Временная инструкция «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового». Ею судам предписывалось в приговорах указывать лишение свободы на определенный срок, обязательно связанное с принудительными работами, но без конкретизации мест заключения по разрядам соответственно тяжести наказания. Тем самым в ней первые еще не совсем четко выраженные признаки наказания в виде лишения свободы на определенный срок получили нормативное оформление. Она закрепила новую систему мест лишения свободы, а также отграничила их от мест изоляции подследственных лиц. Места лишения свободы различались на виды в зависимости от пола осужденных:

- для содержания лиц мужского пола;

- для содержания лиц женского пола.

Кроме этого, места лишения свободы дифференцировались по их назначению на следующие:

1) общие места заключения (тюрьмы);

2) реформатории и земледельческие колонии как учреждения воспитательно-карательные, особенно для молодых преступников;

3) испытательные заведения для лиц, по отношению к которым имеются основания для послаблений режима или для досрочного освобождения;

4) карательно-лечебные заведения для помещения арестантов с заметно выраженными психическими дефектами, дегенератов и т. п.;

5) тюремные больницы.

Инструкция определяла порядок распределения осужденных по местам лишения свободы, условия содержания их в местах лишения свободы, вводила обязательность труда для осужденных и возмездный характер пребывания их в местах заключения.

В отношении первой категории нарушителей инструкция предусматривала применение: 1) более сурового режима (лишение свиданий, переписки и пр.); 2) мер изоляции (одиночное заключение, карцер до 14 дней), в исключительных случаях, при частых рецидивах недопустимого поведения, перевод в специальные тюрьмы (изоляторы).

В отношении второй категории нарушителей в случае отказа их от работ предусматривалось применение таких мер воздействия: 1) в их лицевой счет вписывался расход на их содержание в полном размере, при этом заключенный официально предупреждался, что пока сальдо счета в его пользу, он не может выйти из тюрьмы, хотя и отбыл назначенный судом срок; 2) если это не помогает, он переводится на уменьшенный продовольственный по сравнению с другими паек как неработающий; 3) отправляется в изолятор (особую тюрьму) как неисправимый.

Можно сделать вывод, что один из первых нормативных актов, регламентирующих исполнение лишения свободы, положил начало правовому регулированию применения лишения свободы, а процесс «слома» тюрем выразился в появлении новой системы исправительных учреждений, в которой со временем доминируюшее значение стали приобретать колонии производственного профиля.

Важным событием в карательной политике России следует признать принятие Постановления ВЦИК и СНК от 17 января 1920 г. «Об отмене применения высшей меры наказания (расстрела)»[1]. Государство диктатуры пролетариата, по сути дела, сделало попытку отказа от физического уничтожения, как политических противников, так и лиц, совершивших тяжкие уголовные преступления. Тем самым основным и самым жестким карательным уголовно-правовым средством стало наказание в виде лишения свободы.

С учетом того, что Временная инструкция 1918 г. обеспечивала весьма поверхностный и общий подход к регулированию порядка отбывания наказания в местах лишения свободы, подведомственных Наркомату юстиции, то применение ее положений вызвало на практике серьезные затруднения, возникла настоятельная необходимость детализировать и упорядочить правовое регулирование отношений в сфере исполнения данного вида наказания. Таким закономерным шагом стало принятие Народным комиссариатом юстиции постановления от 15 ноября 1920 г., утвердившего Положение об общих местах заключения РСФСР[2]. Согласно положению в общие места заключения РСФСР подлежали направлению лица: 1) состоящие под следствием и судом; 2) приговоренные к лишению свободы судебными приговорами и постановлениями уполномоченных на это органов; 3) пересылаемые по этапу. Следовательно, действие рассматриваемого ведомственного акта распространялось на различные по своему правовому положению категории граждан, лишенных свобод.

Выражением уголовной политики советской власти стал первый Уголовный кодекс РСФСР, введенный постановлением ВЦИК в действие с I июня 1922 г. Это был кодифицированный уголовный закон, классовый по характеру и репрессивный, как инструмент государственного принуждения. В нем система наказаний состояла из 10 видов, «лестница» которых начиналась с наиболее строгих видов.

Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. (ст. 32) закрепил следующие виды наказаний:

а) изгнание из пределов РСФСР на срок или бессрочно;

б) лишение свободы со строгой изоляцией или без таковой;

в) принудительные работы без содержания под стражей;

г) условное осуждение;

д) конфискация имущества - полная или частичная;

е) штраф;

ж) поражение в правах;

з) увольнение от должности;

и) общественное порицание;

к) возложение обязанности загладить вред.

Следует отметить, что первый советский Уголовный кодекс представлял собой определенный исторический этап развития в России науки уголовного права, антикриминального правотворчества, формой выражения уголовной политики государства диктатуры пролетариата.

В настоящем кодексе впервые делается попытка дать развернутое понятие наказанию в виде лишения свободы на определенный срок в специальной ст. 34: «Лишение свободы назначается на срок от 6 месяцев до 10 лет и отбывается в местах лишения свободы, исправительно-трудовых домах, трудовых сельскохозяйственных и ремесленных колониях, переходных исправительных домах в зависимости от тех мер исправительного воздействия, которые являются для исправления преступника необходимыми.

Безусловно, нормативно-правовое оформление понятия наказания в виде лишения свободы - это знаменательное явление в российском уголовном праве, которое порывало окончательно со средневековой «неограниченностью» в применении различных видов заключения. Именно с этого момента можно считать, что понятие «лишение свободы» стало новой правовой категорией. Оно наполнялось четким социально-политическим смыслом, стало более конкретным и самостоятельным видом наказания, для исполнения которого определялись исправительные учреждения.

Формулируя понятие лишения свободы в кодексе, законодатель четко не определился с оценкой правового положения лиц, подвергаемых данному виду наказания, ибо в нем они именуются и осужденными, и заключенными, и преступниками.

После вступления в законную силу приговора суда он не может рассматриваться виновным - «преступником», отверженным изгоем, заключенным, обреченным на муки презрения.

Информация о работе Лишение свободы как вид уголовного наказания по законодательству России