Законодательство об интеллектуальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 08:36, контрольная работа

Краткое описание

Правовая охрана объектов промышленной собственности осуществляется, как правило, только с момента официального признания этих объектов в качестве охраняемых объектов промышленной собственности. Такое признание обычно заключается в регистрации объекта и выдаче охранных документов, относящихся к данному объекту.

Содержимое работы - 1 файл

Информационное право 85.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)
 
 

    Тема 4. Законодательство об интеллектуальной собственности.

    2. Раскройте основное  содержание патентного  законодательства? 

    Правовая  охрана объектов промышленной собственности  осуществляется, как правило, только с момента официального признания  этих объектов в качестве охраняемых объектов промышленной собственности. Такое признание обычно заключается в регистрации объекта и выдаче охранных документов, относящихся к данному объекту.

    Источники патентного права – это юридические  акты различных государственных органов, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие отношения, возникающие в связи с созданием и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.

    Вследствие  функциональной связи норм патентного права с нормами других отраслей права его источниками служат преимущественно комплексные правовые и нормативные акты:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 21.07.2005);
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 18.07.2005);
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 №146-ФЗ (ред. от 02.12.2004);
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006) (ред. от 08.11.2008);
  • Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 28.12.2004);
  • Федеральный закон от 30.12.2008 N 316-ФЗ "О патентных поверенных";
  • Приказ Минобрнауки РФ от 29.10.2008 N 327 
    "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на изобретение и их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке патентов Российской Федерации на изобретение" 
    (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.02.2009 N 13413);
  • Постановление Правительства РФ от 14.09.2009 N 735 
    "Об утверждении Положения о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на селекционное достижение, с государственной регистрацией перехода исключительного права на селекционное достижение к другим лицам и договоров о распоряжении этим правом";
  • Постановление Правительства РФ от 14.09.2009 N 735 
    "Об утверждении Положения о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на селекционное достижение, с государственной регистрацией перехода исключительного права на селекционное достижение к другим лицам и договоров о распоряжении этим правом";
  • Распоряжение Правительства РФ от 09.02.2009 N137-р О ПРИСОЕДИНЕНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ДОГОВОРУ О ПАТЕНТНОМ ПРАВЕ;
  • Международные соглашения:

    - Стокгольмская конвенция 1967г,  учредившая ВОИС;

    - Парижская конвенция по охране  промышленной собственности 1883г. (в ред. от 02.10.1979г) – Россия, как правопреемник СССР, участвует с 1965г.;

    - Договор о патентной кооперации (Вашингтон, 19.06.1970, изменен 03.02.1984) - Россия, как правопреемник СССР, участвует  с 1978г ;

    - Евразийская патентная конвенция  (Женева, 17.02.1994);

    - двусторонние соглашения РФ с иностранными государствами.

    Определенная  часть изменений в патентном  законодательстве РФ связана с заменой  общих ссылок на специальные законы в области интеллектуальной собственности  ссылками на гражданское законодательство, последовавшей параллельно с отменой всех специальных законов в указанной области.

    Исключительное  право на изобретение, полезную модель или промышленный образец (патентная  монополия) - один из ключевых институтов патентного права, проявивший себя как  эффективный инструмент экономического присвоения нематериальных объектов в условиях рыночной экономики.

    В отличие от права собственности  на вещественные объекты исключительное право, опосредующее нематериальные объекты, характеризуется определенными  границами своего действия (или пределами): в пространстве, во времени и по объему действия.

    Именно  с этих позиций целесообразно  рассмотреть исключительное право (патентную монополию) на изобретение, полезную модель или промышленный образец  в соответствии с российским гражданским законодательством.

    Исключительное  право - это разновидность легальной  монополии, предоставляемой государством патентообладателю в определенном объеме, на определенный срок и на определенной территории, в рамках которой патентообладатель  реализует свое право на использование запатентованного объекта, невзирая на положения антимонопольного законодательства, а также свое право на запрет или разрешение третьим лицам такого использования. Выдача патента, подтверждающего исключительное право, - это своего рода вознаграждение патентообладателя за создание и раскрытие изобретения обществу.

    В п.1 ст.1358 ГК РФ исключительное право  понимается прежде всего как принадлежащее  патентообладателю исключительное право использования изобретения, полезной модели или промышленного образца в соответствии со ст. 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом. Кроме того, патентообладатель может распоряжаться исключительным правом на изобретение, полезную модель или промышленный образец.

    Как следует из определения, в исключительном праве на первое место выдвигается его позитивная функция - правомочие использования запатентованного объекта, что теоретически исключает коллизию легальной патентной монополии с положениями антимонопольного законодательства.

    Ссылка  на ст.1229 ГК означает, что в понятие исключительного права включена его негативная функция, т.е. правомочие патентообладателя запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности.

    В подпункте 3 п.2 ст.1358 ГК РФ закреплено положение, являющееся особенностью российского патентного законодательства в сфере защиты от нарушения патента (контрафакции). Согласно указанному положению использованием (в том числе незаконным) считается совершение действий по использованию в отношении устройства, при функционировании (эксплуатации) которого в соответствии с его назначением автоматически осуществляется дополнительный способ. В практике экспертизы данное положение иллюстрируется следующим примером: если получен патент на способ обработки видеосигнала, у патентообладателя необходимо получить разрешение на ввоз, изготовление, применение, предложение о продаже, продажу, иное введение в оборот или хранение телевизоров, в которых аппаратно или программно реализуется такой способ обработки. Указанное положение существенно расширяет полномочия обладателей российских патентов на способ по защите своих имущественных интересов.

    В п.3 ст.1358 ГК закреплены важные нормы  об установлении фактов использования  изобретения, полезной модели и промышленного  образца. При этом установление факта использования объекта требуется как для квалификации нарушения патента (контрафакции), так и для других целей, в том числе для выплаты вознаграждения автору-работнику за служебное изобретение, служебную полезную модель и служебный промышленный образец (ст. 1370), для выплаты денежной компенсации за использование заявленного изобретения в период временной правовой охраны (ст. 1392), установления права преждепользования (ст. 1361), права послепользования (п. 3 ст. 1400).

    В ст.1346 ГК РФ, являющейся новеллой части четвертой ГК РФ, выражен территориальный принцип действия исключительного права на изобретение, полезную модель и промышленный образец или пространственный предел действия исключительного права.

    Из  текста ст.1346 ГК следует, что на территории Российской Федерации действуют не только патенты, выданные федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, но и патенты, имеющие силу на российской территории в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

    Одним из таких международных договоров  является Евразийская патентная  конвенция (ЕАПК) от 9 сентября 1994 г. (действующая  в отношении Российской Федерации  с 27 сентября 1995 г.), учредившая Евразийскую  патентную организацию (ЕАПО). С 1 января 1996 г. Евразийское патентное ведомство, выполняющее все административные функции ЕАПО, принимает евразийские заявки на изобретения и выдает евразийские патенты, имеющие единый характер действия после их выдачи на территории всех государств - участников ЕАПК (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан).

    Следует указать на еще одну особенность  действия исключительного права  на изобретения, полезные модели и промышленные образцы на территории России.

    Если  в соответствии с ранее действующим патентным законодательством (ст. 36 Патентного закона РФ) иностранные физические и юридические лица пользовались правами, предусмотренными Патентным законом РФ, наравне с физическими и юридическими лицами России в силу международных договоров Российской Федерации или на основании принципа взаимности, то в настоящее время указание (ст. ст. 1231, 1436) на принцип взаимности изъято из российского законодательства.

    Сказанное означает, что с 1 января 2008 г. иностранные  граждане пользуются правами авторов на территории России наравне с гражданами Российской Федерации без каких-либо ограничений, независимо от того, являются или не являются иностранцы гражданами государств - участников Парижской конвенции по охране промышленной собственности.

    В статье 1363 определены правила в отношении  действия исключительных прав на изобретение, полезную модель или промышленный образец, а также удостоверяющих эти права  патентов во времени.

    По  сравнению с ранее действовавшим  законодательством (п. 3 ст. 3 Патентного закона РФ) правила определения указанных сроков претерпели определенные изменения.

    В соответствии с абзацем первым п.1 ст.1363 ГК РФ, срок действия исключительного  права на изобретение, полезную модель или промышленный образец и удостоверяющего это право патента исчисляется со дня подачи первоначальной заявки на выдачу патента в федеральной орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности и составляет: 20 лет - для изобретений; 10 лет - для полезных моделей; 15 лет - для промышленных образцов.

    В предложении первом п.2 ст.1354 ГК очерчены предметные границы охраны, предоставляемой  патентом на изобретение или полезную модель или объем правовой охраны. Такой объем определяется содержащейся в патенте формулой изобретения  или соответственно полезной модели, которые в соответствии со ст.1394 ГК федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности обязан публиковать в качестве сведений о патенте в официальном бюллетене.

    Таким образом, правовое значение формулы  изобретения или полезной модели заключается в определении границ патентной монополии патентообладателя.

    Формула изобретения и формула полезной модели являются неотъемлемыми частями  заявок на выдачу патента на изобретение  и патента на полезную модель.

    Но  вместе с этим, хочется обратить внимание на то, что в § 2 "Патентные права" главы 72 Гражданского кодекса РФ (часть четвертая) отсутствуют какие-либо положения о совместном обладании исключительными правами на изобретение, полезную модель или промышленный образец. Примерное содержание упомянутых выше положений могло бы быть следующим: каждый из правообладателей может использовать изобретение, полезную модель или промышленный образец (далее - объект) или предоставить неисключительную лицензию на использование объекта, выплачивая компенсацию другим правообладателям, которые сами не используют объект или не предоставили лицензию на его использование, размер которой устанавливается судом, если правообладатели не достигли соглашения по этому вопросу; исключительная лицензия на использование объекта может быть предоставлена лишь с согласия всех правообладателей или по решению суда, если правообладатели не достигли соглашения по этому вопросу; каждый из правообладателей может заключить договор об отчуждении исключительного права на объект, уведомив других правообладателей, которые имеют преимущественное право на его приобретение; каждый из правообладателей может предъявить иск о нарушении исключительного права на объект, уведомив об этом других правообладателей, которые могут принять участие в споре, связанном с защитой патентных прав.

    В связи с вышеизложенным следует  указать на принципиальную ошибку разработчиков  законопроекта, допущенную ими вследствие механического перенесения в  часть четвертую ГК РФ соответствующих  положений Патентного закона РФ, поскольку такой подход противоречит мировой патентной практике. В патентных законодательствах зарубежных стран перечни нарушающих патент (контрафактных) действий установлены как исчерпывающие (закрытые).

    Нетрадиционный  подход к установлению перечня контрафактных действий в российском гражданском законодательстве чреват серьезными осложнениями, особенно в сфере уголовной ответственности. Как известно, согласно ст. 147 УК РФ "Нарушение изобретательских и патентных прав" незаконное использование изобретения, полезной модели или промышленного образца влечет за собой, помимо других, более мягких наказаний (штраф, обязательные работы, арест), лишение свободы на срок до двух лет, а по квалифицированным признакам - на срок до пяти лет. Выходит, что ГК РФ открывает возможность привлечения к уголовной ответственности за деяния, которые непосредственно не указаны в законе, что грубо нарушает принципы возложения уголовной ответственности. 

Информация о работе Законодательство об интеллектуальной собственности